Знакомьтесь с материалом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: задания 7, 8 КИМов единого государственного экзамена.
Разработчик Валикова Татьяна Вячеславовна
По мнению старшеклассников, наибольшие трудности при выполнении тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку они испытывают в определении ошибок, нарушающих морфологические и синтаксические нормы языка. Задание 7 ЕГЭ проверяет знание выпускниками употребления форм рода и множественного числа существительных, степеней сравнения прилагательных, склонения числительных, образования причастий и деепричастий.
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание выпускниками синтаксических норм: построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, однородными членами, предложений с несогласованными приложениями, сложных предложений; нормы согласования и управления, а также умение установить соответствие между видами грамматических ошибок и примерами. Определение этих ошибок и умение находить их в речи требует, на наш взгляд, постоянной тренировки. Предлагаю дидактический материал для отработки таких заданий.
В приведённых ниже предложениях найдите грамматические ошибки, исправьте их:
- Мичурин творчески переработал то, что было создано Дарвиным.
- Помножьте числитель первой дроби на знаменателя второй.
- В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к различным социальным средам.
- Партизаны нередко попадались в окружения, но смело вырывались из них.
- Россия высоко ценит подвиги сыновей, защищающих её границы.
- Ученица была способная к языкам.
- У него появились более лучшие привязанности.
- Мальчишка отвечал бойчее, чем девочка.
- Небо сегодня пасмурное и полно тревожных облаков.
- Моя библиотека насчитывает более одной тысячи четыреста книг.
- Машины стояли у обоих ворот.
- Страна отмечала восемьсотлетие со дня основания Москвы.
- Семена тыквы собираются и отмываются водой от примесей.
- Не порти столешницу, ставя на неё горячий чайник.
- Ряд новых домов стояли в конце улицы.
- При пожаре выгорели полдома.
- Правление компании много сделали для развития бизнеса.
- Миллион человек отправились в эмиграцию.
- Преподаватель указал о том, что в резюме имелось несколько ошибок.
- Необходимо своевременно обеспечить детским садам тепло.
- Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах.
- Студенты приняли на себя ряд обязательств: ликвидация задолженности, соблюдать порядок и чистоту.
- Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала огромный интерес.
- Подъезжая к парому, мы быстро соскочили с лошадей и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
- Лектор пытался доказать своим студентам, что будто выдвинутые им предположения доказаны на практике.
Материал для учителя:
- Мичурин творчески переработал то, что было создано Дарвиным.
(Иностранные фамилии на –ов, –ин имеют в творительном падеже окончание –ом: Вихровом, Дарвином).
- Помножьте числитель первой дроби на знаменателя второй.
(Неодушевленные имена существительные с суффиксами -тель, -чик, -щик имеют по общему правилу винительный падеж, совпадающий с именительным: повернуть выключатель, помножить на знаменатель).
- В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к различным социальным средам.
(Слово «среда» в значении «совокупность природных и социальных условий», как и большинство отвлечённых существительных, не имеет форм множественного числа: к различным социальным слоям).
- Партизаны нередко попадались в окружения, но смело вырывались из них.
(Слово «окружение» в большинстве значений не употребляется во множественном числе: попадались в окружение. Отглагольные существительные могут употребляться в формах множественного числа только при конкретизации значения: знания учащихся).
- Россия высоко ценит подвиги сыновей, защищающих её границы.
(Различаются по смыслу формы: сыны родины – сыновья у родителей).
- Ученица была способная к языкам.
(При полной форме прилагательного, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой могут: была способна к языкам).
- У него появились более лучшие привязанности.
(Не употребляются формы «более лучший», «более худший», так как второе слово уже выражает значение сравнительной степени: более хорошие).
- Мальчишка отвечал бойчее, чем девочка.
(В литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени прилагательных - «звонче», «слаще»: отвечал бойче).
- Небо сегодня пасмурное и полно тревожных облаков.
(Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая форма имени прилагательного: пасмурно и полно облаков).
- Моя библиотека насчитывает более одной тысячи четыреста книг.
(В составных числительных должны склоняться все слова: более тысячи четырехсот книг)
- Машины стояли у обоих ворот.
(Так как нельзя сказать ни «оба ворота», ни «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот»: у тех и других ворот).
- Страна отмечала восемьсотлетие со дня основания Москвы.
(В сложных словах, первая часть которых образована числительным, последнее употребляется в родительном падеже: трёхсотлетие, восьмисотлетие)
- Семена тыквы собираются и отмываются водой от примесей.
(Формы глаголов на -ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное. В этих случаях лучше употребить другую форму: собирают и отмывают).
- Не порти столешницу, ставя на нёё горячий чайник.
(Литературным считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, выставь, не порть и т.д.).
- Ряд новых домов стояли в конце улицы.
(При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным, сказуемое ставится в единственном числе, если это подлежащее обозначает предметы неодушевлённые: ряд домов стоял).
- При пожаре выгорели полдома.
(Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуемое ставится в единственном числе: полдома выгорело).
- Правление компании, в том числе директор и его заместитель, много сделали для развития бизнеса.
(Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций: правление сделало).
- Миллион человек отправились в эмиграцию.
(При словах тысяча, миллион сказуемое ставится в единственном числе и согласуется в роде: миллион отправился).
- Преподаватель указал о том, что в резюме имелось несколько ошибок.
(Неправильный выбор предлога: указал на то).
- Необходимо своевременно обеспечить детским садам тепло.
(некоторые глаголы имею при себе два дополнения, и выбор падежа зависит от смысла: обеспечить что? чем? - обеспечить детские сады теплом).
- Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах.
(В качестве однородных членов могут быть попарно соединяться слова, выражающие близкие по значению или контрастные понятия. Следует избегать случайных пар: в книгах, брошюрах и журналах).
- Студенты приняли на себя ряд обязательств: ликвидация задолженности, соблюдать порядок и чистоту.
(Однородные члены предложения могут быть выражены морфологически одинаковыми формами: ликвидация и соблюдение; ликвидировать и соблюдать).
- Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала огромный интерес.
(Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого слова, или перед ним: лекция, прочитанная для студентов; прочитанная для студентов лекция)
- Подъезжая к парому, мы быстро соскочили с лошадей и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
(Ошибка в употреблении вида деепричастия: подъехав и раздевшись).
- Лектор пытался доказать своим студентам, что будто выдвинутые им предположения доказаны на практике.
(Ошибочна постановка двух однозначных союзов; при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто).
Этот дидактический материал стал следствием анализа ошибок, допускаемых старшеклассниками при выполнении заданий в формате ЕГЭ по русскому языку.