Знакомьтесь с материалом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: задания 7, 8 КИМов единого государственного экзамена.

Разработчик Валикова Татьяна Вячеславовна

 

По мнению старшеклассников, наибольшие трудности при выполнении тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку они испытывают в определении ошибок, нарушающих морфологические и синтаксические нормы языка. Задание 7 ЕГЭ проверяет знание выпускниками употребления форм рода и множественного числа существительных, степеней сравнения прилагательных, склонения числительных, образования причастий и деепричастий. 

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание выпускниками синтаксических норм: построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, однородными членами, предложений с несогласованными приложениями, сложных предложений; нормы согласования и управления, а также умение установить соответствие между видами грамматических ошибок и примерами. Определение этих ошибок и умение находить их в речи требует, на наш взгляд, постоянной тренировки. Предлагаю дидактический материал для отработки таких заданий.

В приведённых ниже предложениях найдите грамматические ошибки, исправьте их:

  1. Мичурин творчески переработал то, что было создано Дарвиным.
  2. Помножьте числитель первой дроби на знаменателя второй.
  3. В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к различным социальным средам.
  4. Партизаны нередко попадались в окружения, но смело вырывались из них.
  5. Россия высоко ценит подвиги сыновей, защищающих её границы.
  6. Ученица была способная к языкам.
  7. У него появились более лучшие привязанности.
  8. Мальчишка отвечал бойчее, чем девочка.
  9. Небо сегодня пасмурное и полно тревожных облаков.
  10. Моя библиотека насчитывает более одной тысячи четыреста книг.
  11. Машины стояли у обоих ворот.
  12. Страна отмечала восемьсотлетие со дня основания Москвы.
  13. Семена тыквы собираются и отмываются водой от примесей.
  14. Не порти столешницу, ставя на неё горячий чайник.
  15. Ряд новых домов стояли в конце улицы.
  16. При пожаре выгорели полдома.
  17. Правление компании много сделали для развития бизнеса.
  18. Миллион человек отправились в эмиграцию.
  19. Преподаватель указал о том, что в резюме имелось несколько ошибок.
  20. Необходимо своевременно обеспечить детским садам тепло.
  21. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах.
  22. Студенты приняли на себя ряд обязательств: ликвидация задолженности, соблюдать порядок и чистоту.
  23. Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала огромный интерес.
  24. Подъезжая к парому, мы быстро соскочили с лошадей и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
  25. Лектор пытался доказать своим студентам, что будто выдвинутые им предположения доказаны на практике.

 

Материал для учителя:

  1. Мичурин творчески переработал то, что было создано Дарвиным.

(Иностранные фамилии на –ов, –ин имеют в творительном падеже окончание –ом: Вихровом, Дарвином).

  1. Помножьте числитель первой дроби на знаменателя второй.

(Неодушевленные имена существительные с суффиксами -тель, -чик, -щик имеют по общему правилу винительный падеж, совпадающий с именительным: повернуть выключатель, помножить на знаменатель).

  1. В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к различным социальным средам.

(Слово «среда» в значении «совокупность природных и социальных условий», как и большинство отвлечённых существительных, не имеет форм множественного числа: к различным социальным слоям).

  1. Партизаны нередко попадались в окружения, но смело вырывались из них.

(Слово «окружение» в большинстве значений не употребляется во множественном числе: попадались в окружение. Отглагольные существительные могут употребляться в формах множественного числа только при конкретизации значения: знания учащихся).

  1. Россия высоко ценит подвиги сыновей, защищающих её границы.

(Различаются по смыслу формы: сыны родины – сыновья у родителей).

  1. Ученица была способная к языкам.

(При полной форме прилагательного, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой могут: была способна к языкам).

  1. У него появились более лучшие привязанности.

(Не употребляются формы «более лучший», «более худший», так как второе слово уже выражает значение сравнительной степени: более хорошие).

  1. Мальчишка отвечал бойчее, чем девочка.

(В литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени прилагательных  - «звонче», «слаще»: отвечал бойче).

  1. Небо сегодня пасмурное и полно тревожных облаков.

(Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая форма имени прилагательного: пасмурно и полно облаков).

  1. Моя библиотека насчитывает более одной тысячи четыреста книг.

(В составных числительных должны склоняться все слова: более тысячи четырехсот книг)

  1. Машины стояли у обоих ворот.

(Так как нельзя сказать ни «оба ворота», ни «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот»: у тех и других ворот).

  1. Страна отмечала восемьсотлетие со дня основания Москвы.

(В сложных словах, первая часть которых образована числительным, последнее употребляется в родительном падеже: трёхсотлетие, восьмисотлетие)

  1. Семена тыквы собираются и отмываются водой от примесей.

(Формы глаголов на -ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное. В этих случаях лучше употребить другую форму: собирают и отмывают).

  1. Не порти столешницу, ставя на нёё горячий чайник.

(Литературным считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, выставь, не порть и т.д.).

  1. Ряд новых домов стояли в конце улицы.

(При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным, сказуемое ставится в единственном числе, если это подлежащее обозначает предметы неодушевлённые: ряд домов стоял).

  1. При пожаре выгорели полдома.

(Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуемое ставится в единственном числе: полдома выгорело).

  1. Правление компании, в том числе директор и его заместитель, много сделали для развития бизнеса.

(Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций: правление сделало).

  1. Миллион человек отправились в эмиграцию.

(При словах тысяча, миллион сказуемое ставится в единственном числе и согласуется в роде: миллион отправился).

  1. Преподаватель указал о том, что в резюме имелось несколько ошибок.

(Неправильный выбор предлога: указал на то).

  1. Необходимо своевременно обеспечить детским садам тепло.

(некоторые глаголы имею при себе два дополнения, и выбор падежа зависит от смысла: обеспечить что? чем?  - обеспечить детские сады теплом).

  1. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах.

(В качестве однородных членов могут быть попарно соединяться слова, выражающие близкие по значению или контрастные понятия. Следует избегать случайных пар: в книгах, брошюрах и журналах).

  1. Студенты приняли на себя ряд обязательств: ликвидация задолженности, соблюдать порядок и чистоту.

(Однородные члены предложения могут быть выражены морфологически одинаковыми формами: ликвидация и соблюдение; ликвидировать и соблюдать).

  1. Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала огромный интерес.

(Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого слова, или перед ним: лекция, прочитанная для студентов; прочитанная для студентов лекция)

  1. Подъезжая к парому, мы быстро соскочили с лошадей и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

(Ошибка в употреблении вида деепричастия: подъехав и раздевшись).

  1. Лектор пытался доказать своим студентам, что будто выдвинутые им предположения доказаны на практике.

(Ошибочна постановка двух однозначных союзов; при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто).

 

Этот дидактический материал стал следствием анализа ошибок, допускаемых старшеклассниками при выполнении заданий в формате ЕГЭ по русскому языку.