Автор в своей  статье рассказывает не только об изменениях в критериях оценивания итогового собеседования в 2024 году, но и об эффективных формах и методах подготовки ко всем заданиям, входящим в содержание вариантов итогового собеседования.

Автор: Евдокимова Любовь Николаевна

 

Итоговое собеседование проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953). Оно является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).

По итогам анализа результатов выполнения заданий итогового собеседования в этом учебном году  была оптимизирована критериальная система их оценивания.

1. Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1–4. При этом в качестве единых критериев представлены следующие: «Соблюдение орфоэпических норм», «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм», «Богатство речи» (ранее критерий «Речевое оформление»), «Соблюдение фактологической точности».

2. Пересмотрены следующие критерии оценивания: «Соблюдение орфоэпических норм» (в частности, не выделяются в отдельную группу слова в тексте с поставленным ударением), «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм».

3. Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.

4. Критерий «Искажение слов» включён в систему критериев оценивания чтения вслух.

5. В связи с часто возникающими техническими трудностями снято примечание при оценивании подробного пересказа с включением приведённого высказывания: «Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл».

6. Критерий М2 (ранее критерий М3) переименован: «Логичность монологического высказывания». В структуре самого критерия исключены несущественные понятия.

7. Максимальный балл по критериям М1 («Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании») и Д1 («Выполнение коммуникативной задачи в диалоге») составляет 2 балла. Кроме того, политомическими в плане оценивания стали следующие критерии: «Соблюдение орфоэпических норм», «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм».

8. Введена единая система сокращений: Ч (чтение), П (пересказ), М (монолог), Д (диалог), Р (грамотность речи).

Именно со знакомства  обучающихся с критериями оценивания  заданий я начинаю подготовку к устному собеседованию.

Задания устного собеседования, казалось бы, просты:

1.Выразительное чтение прозаического текста.

2.Пересказ с включением цитаты.

3.Создание монолога по заданной теме.

4.Участие в диалоге.

Но как  показывает практика,  не каждый обучающийся  9 класса научился грамотно, выразительно читать, да и монолог, состоящий из 10 фраз, вызывает определенные затруднения.  Не всегда легко идет диалог, учителю приходится приложить усилия, чтобы «разговорить»  экзаменуемого.  Поэтому я  веду  целенаправленную ежедневную работу в этом направлении на всех своих уроках.

Итак, задание 1 – выразительное чтение прозаического текста. На данном этапе подготовки я напоминаю девятиклассникам особенности произношения повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, что такое логическое ударение, паузы, темп  речи. Использую такое упражнение: на доске или слайде презентации написано предложение. Первому ряду предлагаю его прочитать с вопросительной интонацией, второму – с восклицательной, а третьему – с повествовательной. Сразу становится понятно, кто читает неправильно и как правильно должно звучать это предложение. Логическое ударение в одном и том же предложении меняю, ставлю на разные слова и предлагаю прочитать. Иногда получается ни с первого раза.

Для отработки пауз использую следующее упражнение: если стоит запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, то обучающиеся должны стукнуть тихо по полу ногой один раз, если стоит точка, то два раза. Со временем они усваивают, как держать паузы. Для отработки темпа чтения читаем произведения разных жанров. Особенно интересно проходит работа со скороговорками. Обучающиеся видят, как читается отрывок из рассказа и как произносится скороговорка. Они понимают, какой темп речи должен быть у них при чтении прозаического текста.

Как известно, в текстах обязательно встречаются числительные в косвенных падежах. Поэтому  разряды и склонения числительных тоже повторяем. Предлагаю  поработать в паре.  Участники каждой пары рассказывают, как будет произноситься порядковое числительное или составное количественное числительное во всех падежах.

В начале некоторых уроков проводим «орфоэпическую разминку».  На слайде презентации написаны «каверзные» слова с ударениями и пометами, если это требуется. Произносим несколько раз правильно, используя хоровое чтение. Затем открываю следующий слайд, где эти слова стоят без ударений и  помет, вызываю одного ученика и предлагаю правильно озвучить написанное. Результат сразу на лицо: усвоил или нужно еще почитать слова хором или по рядам. Можно организовать игру между рядами. Дух соревнований нравится подросткам, он обостряет интерес к слову, и быстрее закрепляется литературное произношение. Выигрывает тот ряд, где было допущено меньше ошибок при произношении девятиклассниками.

Учитель сам должен  показывать образцовое чтение на уроках литературы.  Часто своим ученикам читаю вслух отрывки из рассказов или повестей, стихотворения. Но мне на помощь приходят и аудиозаписи текстов изложений, над которыми мы работаем при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Обучающиеся сначала слушают чтение диктора, а потом читают сами. Другие же  анализируют прочитанное одноклассником.

Второй этап испытаний – пересказ с включением цитаты. При подготовке к пересказу я учу девятиклассников составлять план прочитанного, подчеркивать простым карандашом ключевые словосочетания, следить за логикой повествования, чтобы правильно включить цитату. Например, первый ряд составляет цитатный план текста, второй – вопросный, а третий  в своем плане использует повествовательные предложения. Обязательно обращаю внимание на использование разных средств  связи между предложениями: местоимения, вводные слова, союзы, слова-синонимы.

Рекомендую во время чтения рисовать в голове картинки описываемого, чтобы визуализировать текст, и по этим кадрам восстановить при пересказе.

Повторяем и отрабатываем на практике два способа цитирования: прямая речь и косвенная. Такую работу провожу в парах: один из обучающихся включает цитату в виде прямой речи, а второй  - в виде косвенной.  Самое главное девятиклассники должны усвоить:  в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи  изъяснительного придаточного.  

Монолог. При выполнении этого задания обучающиеся должны показать, как они владеют повествованием, описанием или рассуждением.

Но здесь еще проверяется и кругозор девятиклассников. Они должны свободно высказываться о музыке, истории, краеведении, изобразительном искусстве. Обращаю внимание, что результат во многом зависит от уровня их общего развития.

Чтобы составить монолог, нужно  обратить внимание на вопросы-помощники, которые даны к каждому типу речи, продумать композицию монолога в зависимости от типа речи, помнить, что любой текст имеет трехчастную структуру. Но композиция рассуждения отличается от повествования и описания. Надо определить основную мысль, выбрать главное и второстепенное, подумать над ключевыми словами, словами-связками, которые помогут не нарушить логику высказывания, следить за средствами связи предложений, чтобы не было повторов. Обязательно обращаю внимание на концовку высказываний. Рекомендую, чтобы прозвучали следующие фразы: «Я хотел, чтобы…», «Мне кажется…», «Я думаю…», «Я уверен…».

На первых этапах работы  над этим заданием обучающиеся испытывают трудность – не набирают 10 фраз. Поэтому сначала мы работаем в группах по 4 человека, чтобы легче было «набрать» 10 фраз. В группах предлагаю примерно такие задания:

  • рассказ о запомнившемся выходном;
  • рассказ о лучшем друге;
  • описание домашнего питомца;
  • описание любимой игрушки;
  • ответ на вопрос: «Почему надо помогать людям?»;
  • ответ на вопрос: «Что такое дружба?»

Хорошим помощником для получения информативного и логического высказывания являются клише. Например, для описания фотографии, что очень часто выбирают девятиклассники, рекомендую следующие клише:

  • мы видим многоплановое изображение...;
  • цель фотографа...;
  • на переднем плане фотографии...;
  • в центре этого события...;
  • слева от...;
  • задний план снимка занимает...;
  • фотограф выделил...;
  • нельзя не обратить внимание на...;
  • фотограф помог увидеть...;
  • фотоизображение захватывает зрителя...;
  • снимок очень эффектен, потому что....

После подготовки высказывания слушаем выступающих и обязательно оцениваем, используя критерии. В качестве домашнего задания предлагаю девятиклассникам хотя бы раз в неделю рассказывать своим родителям о том, как прошел  школьный день, используя не менее 10 связных фраз. Также использую прием «Расскажи зеркалу», когда ребенку нужно дома перед зеркалом пересказать главу изучаемого произведения по литературе или пересказать часть параграфа по истории, следя за своей речью.

Последним заданием устного собеседования является диалог. Работу над ним веду с пятого класса на уроках литературы. Приучаю обучающихся давать полные ответы на поставленные вопросы. В восьмом классе рекомендую вводить в речь причастные и деепричастные обороты, что обогащает устную речь.

Часто на уроке диалог - это интервью. Работаем в парах. Один участник - собеседник- корреспондент, второй - звезда экрана.  Здесь каждый стремиться показать себя с лучшей стороны. За речью нужно следить и корреспонденту, и звезде экрана. Этот вид работы нравится ребятам, всегда есть желающие на диалог.

В заключение хотелось бы отметить, что я не перестаю вызывать девятиклассников к доске, если они дома готовили рассказ о том или ином персонаже литературного произведения, прошу класс проанализировать речь отвечающего,  провожу уроки-дискуссии,   включаю аудиозаписи отрывков из литературных произведений. Рекомендую делать аудиозаписи своих высказываний и анализировать свою речь.

 

Источники:

  1. https://fipi.ru/itogovoye-sobesedovaniye - итоговое собеседование 2024 года
  2. http://chool3.do.am/GIA/metodicheskiye-rekomendatsii-itogovoye-sobesedovan.pdf - методические рекомендации по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку.
  3. Егораева Г.Т.Тренажер ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование для выпускников основной школы. Издательство «Экзамен», Москва, 2019 г.

You have no rights to post comments