Предлагаем тест для подготовки к ОГЭ, составленный на основе демоверсии ОГЭ от ФИПИ (2024 г.), по творчеству Е.И. Носова.
Автор-разработчик: Валикова Татьяна Вячеславовна
Часть 1.
1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
https://5splusom-school.ru/s1._izlozheniya_fipikriterii/338
Текст изложения
«Я – обыкновенный смертный, как и все люди, и отличаюсь от других только тем, что сижу за столом да копаю слова», - сказал о себе как-то Евгений Носов. Кажется со стороны: невеликий это труд – «копать слова». Но оглянитесь, прислушайтесь. Да, слов вокруг нас много, как на ярмарке. Они сыплются из телевизоров и радио, бросаются в глаза с рекламных афиш, глянцево лоснятся на обложках журналов… Но слова эти по большей части подержанные, да ещё будто измельчённые, высушенные городским обиходом. Они лишь раздражают наш слух, но души не касаются.
И вот попробуй тут найти слово живое, родниковое, то единственное, что ляжет на сердце читателя! Это никому не видимый, почти шахтёрский по изнурительности труд. Здесь даже Интернет не поможет со всеми своими миллионами сайтов. Лишь редкому художнику открываются чистые, будто промытые в небесной лазури, слова. Они не поучают, а согревают и утешают, как тёплая, чуть грубоватая от натруженности бабушкина ладонь.
Книги Носова полны не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки, и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. Всё живое, всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. И как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. Научись понимать её, жалеть, побереги всякое малое создание – и ты не будешь одинок.
(По Д. Шеварову, 236 слов)
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Откуда-то набежавший ветер расслоил на западе тучи, и к длинной, вполнеба, щели прильнул немигающий глаз солнца, будто желая подсмотреть: стоит ли ему завтра сиять или спрятаться еще на денек? (2)Его золотистые лучи-ресницы простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски. (3)Вспыхнула бегучим пламенем придорожная лесополоса, рассыпанной ртутью дождевых капель засверкал широкий луг, а за ним на той стороне, на крутом косогоре, пожаром загорелись окна большого особняка. (4)Вверху же, над ликующей долиной Тускари, висела радуга — огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка. (5)Она выходила откуда-то из прибрежных кустов и, сделав широкий, будто проведенный гигантским циркулем, полукруг, упиралась другим концом, километра за три, в сады какой-то деревеньки.
( Е.И. Носов «Радуга»)
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера этих ответов.
1) ветер расслоил (предложение 1)
2) лучи-ресницы простерлись (предложение 2)
3) засверкал луг (предложение 3)
4) висела арка (предложение 4)
5) она выходила, сделав (предложение 5)
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 три грамматические основы.
2) Предложение 2 простое, осложнено однородными членами.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) В предложении 4 составное именное сказуемое.
5) Предложение 5 простое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Части сложного предложения разделяются запятой, если между ними нет союзов, при одновременности событий, о которых идёт речь в предложении. |
1)Я никогда не видел радуги поздней осенью, а такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. 2) Она была совсем близко от нас, её концы упирались в землю не далее как в километре. 3)И, может быть, оттого, что радуга была так близко, она казалась необыкновенно яркой и широкой. 4)Несколько деревьев, тесной группой стоявших на берегу, укрылись за пестрой лентой. 5) И каждое приобрело оттенок того цвета, какой пришелся против него. |
5. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Радуга медленно (1) не забегая вперед (2) и не отставая от нас (3) двигалась параллельно дороге (4) продолжая упираться своим левым концом (5) в затерявшуюся в зарослях речушку; вот ее передний правый рукав шагнул на улицу села (6) белые хаты вдруг запестрели (7) становясь на мгновение (8) то нежно-голубыми (9) то изумрудными (10) то вспыхивали золотом (11) чтобы тотчас залиться багрянцем.
6. Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАТЕРЯВШАЯСЯ – гласная в корне зависит от наличия или отсутствия суффикса А после корня.
2) ЛИКУЮЩИЙ – гласная в суффиксе причастия зависит от спряжения глагола, от которого это причастие образовано.
3)ПРИБРЕЖНЫЙ – правописание приставки определяется её значением «близость к чему-либо».
4) ГИГАНТСКИЙ – в корне слова имеется непроизносимый согласный, который можно проверить с помощью слова «гиганты».
5) РАССЫПАННЫЙ – написание НН в суффиксе определяется наличием приставки в этом деепричастии.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Я уселся поудобн(1)е и глубже нат(2)нул плащ. От н(3)чего делать я сл(4)дил, как дожд(5)вые капли, по(6)вляясь на верхн(7)м краю капюшона, катились вниз, нагоняя друг друга, сталк(8)вались, а слившись и окончательно отяж(9)лев, шлёпались ко мне на колени. За таким занятием не мудр(10)но было задр(11)мать.
8. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На (оба) берегах речонки загорелась радуга.
9. Замените словосочетание «настороженно спросил», построенное на основе примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Я и не заметил, как из-за леса наползла туча. (2)Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. (3)Вот туча краем накатилась на солнце. (4)Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. (5)Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. (6)Луг потемнел, будто в сумерки. (7)Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унес вверх.
(8)Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
(9)Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. (10)Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.
(11)Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. (12)Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. (13)Под ними спрятались выводки. (14)По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.
(15)Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.
(16)Я выглянул из-под плаща. (17)По лугу волочились седые космы града. (18) Исчезла деревня, пропал из виду недалекий лесок. (19) Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. (20) С треском лопались просечённые лопухи кувшинок.
(21) Гуси замерли в траве, тревожно перекликались.
(22) Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. (23) Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. (24) Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. (25) Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. (26) Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
(27) Туча свирепствовала с нарастающей силой. (28) Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. (29) На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
(30) Гуси не выдержали и побежали. (31) Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. (32) То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. (33) Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
(34) А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. (35) Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые еще успели добежать. (36) Я с головой закутался в плащ. (37)К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пиленого сахара. (38) Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине...
(39) Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. (40) Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.
(41) Я сдернул плащ.
(42) Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. (43) Тропинка покрылась лужицами. (44) В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. (45) Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
(46) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. (47) И только на его середине никак не растаивала белая кочка. (48) Я подошел ближе. (49) То был Белый гусь.
(50) Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. (51) Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. (52) По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
(53) Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (54) Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. (55) Один гусенок, с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. (56) Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.
(57) Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. (58) Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. (59) Он никогда не забирался так высоко.
(60) Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
(Е. И. Носов «Белый гусь»)
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик увидел, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем, а гуси полегли в траву, прикрыв свои выводки.
2) Гуси бежали, а град гулко барабанил по их пригнутым спинам, в траве мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный писк.
3) К ногам рассказчика скатывались куски наспех обкатанного льда величиной с половинку пиленого сахара, но плащ плохо спасал, и эти куски льда больно секли по спине.
4) Двенадцать пушистых «одуванчиков» спаслись, весело попискивая, они рассыпались по траве, погиб только один гусенок.
5)Благодаря самоотверженности отца, Белого гуся, птенцы остались живы.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом.
2) Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края.
3) Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
4) Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею.
5) В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята.
12. Выполните лексический анализ слова. Из предложений 8-10 выпишите синоним к слову «хлестнули».
Часть 3.
13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца»? Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что, по-вашему, можно считать осознанным отцовством?» Дайте определение слову ОТЦОВСТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца |
Микротема |
1 |
Слов вокруг нас много, но они по большей части подержанные, раздражают наш слух, но души не касаются. |
2 |
Трудно найти то слово, что ляжет на сердце читателя, лишь редкому художнику открываются слова, которые согревают и утешают. |
3 |
Книги Носова полны разнообразной живностью, а вокруг – сама земля, и всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. |