Предлагаем мастер-класс для учителей по написанию комментария в задании с развернутым ответом на ЕГЭ - 2024 года.

Разработчик: Август Светлана Сергеевна

 

Мастер-класс

Написание комментария в задании с развернутым ответом ЕГЭ

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по обучению учащихся написанию комментария в сочинении ЕГЭ.

Задачи:

  • мотивировать слушателей к использованию активных форм обучения;
  • продемонстрировать коллегам используемые приемы;
  • прокомментировать эффективность применения приемов;
  • отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал, интерактивный материал.

 

Ход  мастер-класса

 

  1. Яркое пятно (кроссенс?).

- Предлагаю отгадать смысловую головоломку.

- Какое слово-слова зашифрованы в серии картинок? (успех-счастье)

- Да, это те чувства, которые должны испытывать наши дети после сдачи экзамена. 

 

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Уважаемые коллеги, для начала предлагаю Вам на синих листочках записать свои ожидания от мастер-класса, а на желтых – опасения, которые вы испытываете.

 

  1. Актуализация знаний.

- Предлагаю Вам сравнить формулировку задания 27 в 2023 году и 2024 году.

- А теперь давайте сравним критерии К2 2023 года и 2024 года?

- Что увидели? (с 5 баллов до 3 уменьшение)

- Новый формат предъявления критериальной базы.

- Критерии оценивания должны быть не только для учителя.

(Сравнительный анализ формулировки задания 27 в 2023, 2024 годах. Сравнительный анализ критериев проверки комментария в задании 27)

- Давайте сформулируем цели и задачи нашего занятия (Задачи: определить место комментария в сочинении, увидеть примеры-иллюстрации и дать   пояснение к ним, установить связь между примерами и пояснить ее, попробовать  это все оценить по критериям)

- Оцените уровень своих знаний (поднимите синие карты, если уровень знаний высок, желтые – если есть вопросы) Спасибо.

- Как Вы полагаете, изменится ли уровень ваших знаний к концу занятия?

 

  1. Постановка проблемы (затруднение в пробном действии).

- Нам важно научить детей работать с текстом и «включать» его в собственное сочинение. Для этого необходимо следующее:

  • неоднократное чтение;
  • обращение к информации об авторе;
  • соотнесение с материалом заданий 22–26;
  • подчёркивания, пометки и пр.;
  • «правильный» пересказ (герой – лирический герой – рассказчик – автор);
  • внимание к деталям (даты, имена собственные, должности, степень родства и т. д.);
  • соблюдение правил (орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых) оформления цитат.

Р.А. Дощинский говорит: «Написание сочинения по тексту – это «осторожный процесс присвоения «чужого».

 

Работа с текстом

Казалось, чтобы возвеличить нас, достаточно нас одеть, накормить, удовлетворить все наши потребности. И понемногу из нас лепили узкого специалиста, лишённого всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат, просвещают, больше, чем когда-либо, обогащают всеми завоеваниями разума». Но до чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает, будто она зиждется на знании формул, на запоминании достигнутых результатов. Самый посредственный ученик политехнической школы знает о природе и её законах больше, чем Декарт, Паскаль, НьЮтон. Но никогда ему в голову не придёт такой поворот мысли, что приходили в голову Декарту, Паскалю и НьЮтону. Ибо у тех сначала воспитывали душу... НьЮтон – это прежде всего человек. Он стал Зеркалом Вселенной: слушал, как говорят на одном языке зрелое яблоко, падающее в саду, и звёзды июльской ночью. Для него наука была жизнью.

И вот мы с удивлением обнаруживаем, что нас обогащают какие-то загадочные обстоятельства. Мы можем дышать только тогда, когда связаны с другими общей, и притом надличной, целью. Сыновья века комфорта, мы испытываем несказанное блаженство, делясь в пустыне последними крошками. Тем из нас, кто познал великую радость взаимной выручки в Сахаре, все другие наслаждения кажутся пресными. Тут нечему удивляться.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

- Какую проблему ставит автор?

  1. Что делает жизнь человека полноценной? (проблема)
  2. Но до чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает, будто она зиждется на знании формул, на запоминании достигнутых результатов.

(авторская позиция)

  

1 пример                                                                                                      2 пример

одеть, накормить,                            но                                           воспитание души;

удовлетворить все                                                                          Ньютон – человек;

наши потребности;                          поэтому                     можем дышать тогда, когда

обогащают завоеваниями                                                  ощущаем связь с другими

ума                                                                                        общей целью;

радость взаимной выручки;

несказанное блаженство, делясь

в пустыне последними крошками

 

Что делает жизнь человека полноценной?

Комментируя проблему, обратимся к тексту. Человеку для комфортной жизни нужны и одежда, и еда, да и без знаний он не мыслит своего существования. Бесспорно, удовлетворение необходимых для жизни потребностей важно для «сыновей века комфорта». Допустим, что комфорт обеспечен. Значит, жизнь удалась? Но всё-таки чего-то не хватает. Недостает воспитания души. Как легко дышать человеку, когда он связан с другим «общей целью», как велика радость взаимной выручки в Сахаре. Очевидно, человеку жизненно необходимо ощущать себя в мире кому-то нужным, полезным.

 Связь + анализ её

Данные примеры построены на антитезе: не только материальный достаток, образование – «завоевание ума», но и общечеловеческие отношения, взаимовыручка делают человека человеком.

Связь + анализ её

Данные примеры построены как причина и следствие. Человек просвещённый живёт в достатке, но полноценного удовлетворения от жизни пока нет. Поэтому обогащают его «загадочные обстоятельства»: в критической ситуации помощь ближнему, причастность к достижению общей цели и есть «несказанное блаженство».

- Если мы обратимся к критериям, то сможем оценить этот комментарий так: 1-1-1 (3)

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Составьте схему комментария

 

  Пример 1+пояснение1                                                                 пример 2+пояснение2

связь между примерами +анализ

3-2-1

-У вас на столе лежат методические подсказки, как сконструировать пример- иллюстрацию и добавить к нему пояснение.

 

Методическая подсказка:

- Как ввести примеры-иллюстрации

  • прямые и косвенные цитаты
  • номера предложений (лучше не использовать ФИПИ!)
  • сюжетные линии
  • образы героев - художественный текст
  • ход авторских мыслей - публицистический текст
  • средства выразительности (использовать умело)

- Сконструируйте пояснение к примеру-иллюстрации, используя следующие речевые подсказки.

  • Автор замечает… (какой смысл вкладывает?), тем самым выражает…
  • Автор подчёркивает… (зачем?), чтобы усилить эффект…
  • Автор неоднократно обращается к… (что из этого следует?), и это приводит нас к пониманию… и т. д.

- Важно помнить, что пояснение – раскрытие смысла, расшифровка

  • собственный текст экзаменуемого.
  • интерпретация (анализ) текста в фокусе обозначенной проблемы.

Важно пояснить,

  • не пересказывая,
  • находя новый аспект (разворот) проблемы,
  • в то же время думая о смысловом единстве подобранных примеров,
  • подводя к формулировке авторской позиции.

- Для указания смысловой связи мы можем говорить о

  • Дополнении (лучше не использовать ФИПИ!)
  • Аналогии
  • Уточнении
  • Противопоставлении
  • Причине и следствии…

- Для анализа смысловой связи мы используем

  • Расшифровку термина, который применяется в указании смысловой связи.
  • Возвращаемся к примерам-иллюстрациям с учётом указанной смысловой связи.
  • Отвечаем на вопросы:

- зачем автор противопоставил (уточнил, провел аналогии) примеры?

- какова роль причинно-следственной связи между примерами?

6.Первичное закрепление

- Перед Вами комментарий детского сочинения.

Комментарий

В этом тексте автор поднимает проблему смысла человеческой жизни. Автора интересует, почему удовлетворить наши потребности может только «великая радость взаимной выручки».

Выдвигая проблему, Антуан де Сент-Экзюпери в предложениях 2-3 говорит о том, что «нас учат, просвещают больше, чем когда- либо, обогащают завоеваниями разума», другими словами, удовлетворяют наши умственные потребности. В предложениях 7-8 говорится о том, что «Ньютон-это прежде всего человек» и в нем «сначала воспитывали душу». Мы связаны с миром общей важной целью и испытываем радость от взаимной выручки. Словом «блаженство» автор подчеркивает, что человек в этом состоянии счастлив.

Эти два примера связаны между собой и говорят о том, что смысл жизни в человечности.

- Давайте оценим комментарий

Примеры без пояснения 0б

 

  1. Включение в систему знаний

-Теперь давайте попробуем сами написать комментарий

 

Обратимся к притче Ф. Кривина «Школа»

Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.

— Ты кто? — спрашивает Гусь.

— Гусеница.

— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница!

Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.

— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.

— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.

— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?

— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.

— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.

Они помолчали. Потом Гусь сказал:

— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.

Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.

— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.

Так говорил Гусь. Он был силён в теории.

Из-под капусты высунулась чья-то голова:

— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.

— Ты что — тоже Гусеница?

— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.

— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…

Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.

— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.

Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.

И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.

— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?

— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?

Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.

— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.

Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.

— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на

небе?..

 

Построение комментария:

- Прежде чем приступить к комментарию, нам необходимо определить проблему и авторскую позицию. Это мы делаем сразу, чтобы в комментарии не повторить позицию автора.

  1. Когда процесс обучения будет успешен? Таким вопросом задаётся читатель после знакомства с произведением Ф. Кривина.
  2. Ф. Кривин убеждает читателя, что обучение приведёт к желаемому результату в том случае, если учитель будет внимательным к способностям ученика, а также хорошо разбирающимся в том, чему обучает.
  3. Комментируя проблему, обратимся к тексту. Гусь обучал Червяка и Гусеницу летать. Червяк усердно занимался: «сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал». Казалось бы, вот пример ученика, который, безусловно, достигнет успеха в обучении. Именно он и полетит. Его труд будет вознаграждён полётом в небо. Правда, в процессе обучения Гусь не применял практических занятий: «он был силён в теории».
  4. Гусеница не отличалась прилежной учёбой: на уроках она «плела паутину и обматывала себя». Гусь своей ученице делал замечания, на которые она мало обращала внимание. Но произошло чудо. Гусеница полетела! Конечно же, она полетела, потому что у неё были способности к этому виду деятельности: гусеница превращается в бабочку, способную оторваться от земли, легко порхать в воздухе. И оказывается, что в этом случае нужно не мешать.
  5. Данные примеры построены на антитезе: менее прилежный ученик смог добиться результата, полетел, а тот, кто был крайне усидчивым, не поднялся в небо, потому что не только усердие, но и способности учеников вместе с профессионализмом учителя делают процесс обучения успешным.

 

  1. Рефлексия

- Изобразите комментарий в виде смысловой головоломки (рисунки на столах, выберите 4 любые, которые отражают для вас слово «комментарий» в сочинении ЕГЭ) – Вы составили кроссенс.

- Обратимся к вашим сигнальным листочкам. Поднимите синие листочки, если нет вопросов

- Желтые, если вопросы остались.

- Спасибо за работу!

 

  1. Итог

- Закончить мастер-класс хочу словами Аристотеля Онассиса: «Освободите себя от надежды, что море когда-нибудь успокоится. Мы должны научиться плыть при сильном ветре».


Презентация мастер-класса

Папка к мастер-классу