Предлагаем мастер-класс для учителей по написанию комментария в задании с развернутым ответом на ЕГЭ - 2024 года.
Разработчик: Август Светлана Сергеевна
Мастер-класс
Написание комментария в задании с развернутым ответом ЕГЭ
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по обучению учащихся написанию комментария в сочинении ЕГЭ.
Задачи:
- мотивировать слушателей к использованию активных форм обучения;
- продемонстрировать коллегам используемые приемы;
- прокомментировать эффективность применения приемов;
- отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал, интерактивный материал.
Ход мастер-класса
- Яркое пятно (кроссенс?).
- Предлагаю отгадать смысловую головоломку.
- Какое слово-слова зашифрованы в серии картинок? (успех-счастье)
- Да, это те чувства, которые должны испытывать наши дети после сдачи экзамена.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Уважаемые коллеги, для начала предлагаю Вам на синих листочках записать свои ожидания от мастер-класса, а на желтых – опасения, которые вы испытываете.
- Актуализация знаний.
- Предлагаю Вам сравнить формулировку задания 27 в 2023 году и 2024 году.
- А теперь давайте сравним критерии К2 2023 года и 2024 года?
- Что увидели? (с 5 баллов до 3 уменьшение)
- Новый формат предъявления критериальной базы.
- Критерии оценивания должны быть не только для учителя.
(Сравнительный анализ формулировки задания 27 в 2023, 2024 годах. Сравнительный анализ критериев проверки комментария в задании 27)
- Давайте сформулируем цели и задачи нашего занятия (Задачи: определить место комментария в сочинении, увидеть примеры-иллюстрации и дать пояснение к ним, установить связь между примерами и пояснить ее, попробовать это все оценить по критериям)
- Оцените уровень своих знаний (поднимите синие карты, если уровень знаний высок, желтые – если есть вопросы) Спасибо.
- Как Вы полагаете, изменится ли уровень ваших знаний к концу занятия?
- Постановка проблемы (затруднение в пробном действии).
- Нам важно научить детей работать с текстом и «включать» его в собственное сочинение. Для этого необходимо следующее:
- неоднократное чтение;
- обращение к информации об авторе;
- соотнесение с материалом заданий 22–26;
- подчёркивания, пометки и пр.;
- «правильный» пересказ (герой – лирический герой – рассказчик – автор);
- внимание к деталям (даты, имена собственные, должности, степень родства и т. д.);
- соблюдение правил (орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых) оформления цитат.
Р.А. Дощинский говорит: «Написание сочинения по тексту – это «осторожный процесс присвоения «чужого».
Работа с текстом
Казалось, чтобы возвеличить нас, достаточно нас одеть, накормить, удовлетворить все наши потребности. И понемногу из нас лепили узкого специалиста, лишённого всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат, просвещают, больше, чем когда-либо, обогащают всеми завоеваниями разума». Но до чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает, будто она зиждется на знании формул, на запоминании достигнутых результатов. Самый посредственный ученик политехнической школы знает о природе и её законах больше, чем Декарт, Паскаль, НьЮтон. Но никогда ему в голову не придёт такой поворот мысли, что приходили в голову Декарту, Паскалю и НьЮтону. Ибо у тех сначала воспитывали душу... НьЮтон – это прежде всего человек. Он стал Зеркалом Вселенной: слушал, как говорят на одном языке зрелое яблоко, падающее в саду, и звёзды июльской ночью. Для него наука была жизнью.
И вот мы с удивлением обнаруживаем, что нас обогащают какие-то загадочные обстоятельства. Мы можем дышать только тогда, когда связаны с другими общей, и притом надличной, целью. Сыновья века комфорта, мы испытываем несказанное блаженство, делясь в пустыне последними крошками. Тем из нас, кто познал великую радость взаимной выручки в Сахаре, все другие наслаждения кажутся пресными. Тут нечему удивляться.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
- Какую проблему ставит автор?
- Что делает жизнь человека полноценной? (проблема)
- Но до чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает, будто она зиждется на знании формул, на запоминании достигнутых результатов.
(авторская позиция)
1 пример 2 пример
одеть, накормить, но воспитание души;
удовлетворить все Ньютон – человек;
наши потребности; поэтому можем дышать тогда, когда
обогащают завоеваниями ощущаем связь с другими
ума общей целью;
радость взаимной выручки;
несказанное блаженство, делясь
в пустыне последними крошками
Что делает жизнь человека полноценной?
Комментируя проблему, обратимся к тексту. Человеку для комфортной жизни нужны и одежда, и еда, да и без знаний он не мыслит своего существования. Бесспорно, удовлетворение необходимых для жизни потребностей важно для «сыновей века комфорта». Допустим, что комфорт обеспечен. Значит, жизнь удалась? Но всё-таки чего-то не хватает. Недостает воспитания души. Как легко дышать человеку, когда он связан с другим «общей целью», как велика радость взаимной выручки в Сахаре. Очевидно, человеку жизненно необходимо ощущать себя в мире кому-то нужным, полезным.
Связь + анализ её
Данные примеры построены на антитезе: не только материальный достаток, образование – «завоевание ума», но и общечеловеческие отношения, взаимовыручка делают человека человеком.
Связь + анализ её
Данные примеры построены как причина и следствие. Человек просвещённый живёт в достатке, но полноценного удовлетворения от жизни пока нет. Поэтому обогащают его «загадочные обстоятельства»: в критической ситуации помощь ближнему, причастность к достижению общей цели и есть «несказанное блаженство».
- Если мы обратимся к критериям, то сможем оценить этот комментарий так: 1-1-1 (3)
- Построение проекта выхода из затруднения
- Составьте схему комментария
Пример 1+пояснение1 пример 2+пояснение2
связь между примерами +анализ
3-2-1
-У вас на столе лежат методические подсказки, как сконструировать пример- иллюстрацию и добавить к нему пояснение.
Методическая подсказка:
- Как ввести примеры-иллюстрации
- прямые и косвенные цитаты
- номера предложений (лучше не использовать ФИПИ!)
- сюжетные линии
- образы героев - художественный текст
- ход авторских мыслей - публицистический текст
- средства выразительности (использовать умело)
- Сконструируйте пояснение к примеру-иллюстрации, используя следующие речевые подсказки.
- Автор замечает… (какой смысл вкладывает?), тем самым выражает…
- Автор подчёркивает… (зачем?), чтобы усилить эффект…
- Автор неоднократно обращается к… (что из этого следует?), и это приводит нас к пониманию… и т. д.
- Важно помнить, что пояснение – раскрытие смысла, расшифровка
- собственный текст экзаменуемого.
- интерпретация (анализ) текста в фокусе обозначенной проблемы.
Важно пояснить,
- не пересказывая,
- находя новый аспект (разворот) проблемы,
- в то же время думая о смысловом единстве подобранных примеров,
- подводя к формулировке авторской позиции.
- Для указания смысловой связи мы можем говорить о
- Дополнении (лучше не использовать ФИПИ!)
- Аналогии
- Уточнении
- Противопоставлении
- Причине и следствии…
- Для анализа смысловой связи мы используем
- Расшифровку термина, который применяется в указании смысловой связи.
- Возвращаемся к примерам-иллюстрациям с учётом указанной смысловой связи.
- Отвечаем на вопросы:
- зачем автор противопоставил (уточнил, провел аналогии) примеры?
- какова роль причинно-следственной связи между примерами?
6.Первичное закрепление
- Перед Вами комментарий детского сочинения.
Комментарий
В этом тексте автор поднимает проблему смысла человеческой жизни. Автора интересует, почему удовлетворить наши потребности может только «великая радость взаимной выручки».
Выдвигая проблему, Антуан де Сент-Экзюпери в предложениях 2-3 говорит о том, что «нас учат, просвещают больше, чем когда- либо, обогащают завоеваниями разума», другими словами, удовлетворяют наши умственные потребности. В предложениях 7-8 говорится о том, что «Ньютон-это прежде всего человек» и в нем «сначала воспитывали душу». Мы связаны с миром общей важной целью и испытываем радость от взаимной выручки. Словом «блаженство» автор подчеркивает, что человек в этом состоянии счастлив.
Эти два примера связаны между собой и говорят о том, что смысл жизни в человечности.
- Давайте оценим комментарий
Примеры без пояснения 0б
- Включение в систему знаний
-Теперь давайте попробуем сами написать комментарий
Обратимся к притче Ф. Кривина «Школа»
Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.
— Ты кто? — спрашивает Гусь.
— Гусеница.
— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница!
Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.
— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.
— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.
— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?
— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.
— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.
Они помолчали. Потом Гусь сказал:
— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.
Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.
— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.
Так говорил Гусь. Он был силён в теории.
Из-под капусты высунулась чья-то голова:
— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.
— Ты что — тоже Гусеница?
— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.
— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…
Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.
— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.
Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.
И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.
— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?
— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?
Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.
— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.
Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.
— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на
небе?..
Построение комментария:
- Прежде чем приступить к комментарию, нам необходимо определить проблему и авторскую позицию. Это мы делаем сразу, чтобы в комментарии не повторить позицию автора.
- Когда процесс обучения будет успешен? Таким вопросом задаётся читатель после знакомства с произведением Ф. Кривина.
- Ф. Кривин убеждает читателя, что обучение приведёт к желаемому результату в том случае, если учитель будет внимательным к способностям ученика, а также хорошо разбирающимся в том, чему обучает.
- Комментируя проблему, обратимся к тексту. Гусь обучал Червяка и Гусеницу летать. Червяк усердно занимался: «сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал». Казалось бы, вот пример ученика, который, безусловно, достигнет успеха в обучении. Именно он и полетит. Его труд будет вознаграждён полётом в небо. Правда, в процессе обучения Гусь не применял практических занятий: «он был силён в теории».
- Гусеница не отличалась прилежной учёбой: на уроках она «плела паутину и обматывала себя». Гусь своей ученице делал замечания, на которые она мало обращала внимание. Но произошло чудо. Гусеница полетела! Конечно же, она полетела, потому что у неё были способности к этому виду деятельности: гусеница превращается в бабочку, способную оторваться от земли, легко порхать в воздухе. И оказывается, что в этом случае нужно не мешать.
- Данные примеры построены на антитезе: менее прилежный ученик смог добиться результата, полетел, а тот, кто был крайне усидчивым, не поднялся в небо, потому что не только усердие, но и способности учеников вместе с профессионализмом учителя делают процесс обучения успешным.
- Рефлексия
- Изобразите комментарий в виде смысловой головоломки (рисунки на столах, выберите 4 любые, которые отражают для вас слово «комментарий» в сочинении ЕГЭ) – Вы составили кроссенс.
- Обратимся к вашим сигнальным листочкам. Поднимите синие листочки, если нет вопросов
- Желтые, если вопросы остались.
- Спасибо за работу!
- Итог
- Закончить мастер-класс хочу словами Аристотеля Онассиса: «Освободите себя от надежды, что море когда-нибудь успокоится. Мы должны научиться плыть при сильном ветре».