Комплектуя 10 классы, мы порой не совсем хорошо знаем, кто к нам придет в эти классы, какие экзамены дети будут сдавать по выбору.

В рамках реализации профминимума мы знакомим детей с различными профессиями, ребята постепенно приходят к решению, кем хотят быть в жизни. Смотрят вузы, различные факультеты, определяются с экзаменами по выбору. 

 

Разработчик: Мартыненкова Ольга Ивановна

 

Разноуровневые задания при подготовке к ЕГЭ по литературе

Мастер-класс

 

Слайд №1.

Часто вузы, где обучают творческим профессиям, предлагают выпускникам представить результаты ЕГЭ по литературе. Мы понимаем, что ученики, выбирающие творческие профессии, не всегда читают тексты в полном объеме, не очень хорошо пишут сочинения, а порой и их не пишут самостоятельно вообще. Но... КИМ ЕГЭ по литературе предлагает задания, где есть интерпретация текста, анализ поэтического и прозаического произведений. Если с прозаическим текстом дела обстоят более или менее благополучно, то поэтические тексты всегда вызывают у учеников затруднения. Предлагаю сегодня Вам рассмотреть задания 9.1. и 10.

В начале любой работы мы обязательно знакомим учеников с критериями, по которым это задание будет оцениваться. На ваших столах лежат критерии оценивания задания 9. Давайте их рассмотрим.

Слайд №2

Предлагаю для работы стихотворение Алексея Николаевича Апухтина «Волшебные слова любви и упоенья». Это стихотворение я взяла из тренировочного варианта КИМ ЕГЭ  

 

Волшебные слова любви и упоенья

Я слышал наконец из милых уст твоих,

Но в странной робости последнего сомненья

Твой голос ласковый затих.

Давно, когда, в цветах синея и блистая,

Неслася над землёй счастливая весна,

Я помню, видел раз, как глыба снеговая

На солнце таяла одна.

Одна... кругом и жизнь, и говор, и движенье...

Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи...

И в полдень снега нет, и радость обновленья

До утра пели соловьи.

О, дай же доступ мне, моей любви мятежной,

О, сбрось последний снег, растай, растай скорей...

И я тогда зальюсь такою песней нежной,

Какой не ведал соловей!

 

Работа с текстом

Прочитав это стихотворение, ученик с опытом анализа поэтического произведения поймет, о чем оно. А если этого опыта нет? Нужно предложить выполнить это задание с подсказками.

(Слайд №3)

Например, сначала предлагаются вопросы для анализа стихотворения.

- К какому типу лирики мы можем его отнести?

- О чем это стихотворение?

- На сколько частей мы можем разделить это стихотворение? (на 3)

- О чем говориться в 1 части? (Лирический герой мечтает о любви, как о всепоглощающем чувстве. Он слышал, наконец, голос возлюбленной, но этот голос затих.

2 часть – описание состояния природы.

3 часть – мольба героя о взаимном чувстве.

- Какие чувства испытывает герой?

- С каким природным явлением он сравнивает чувства возлюбленной?

- Как вы думаете, чувства лирического героя взаимны?

- Какие ещё средства выразительности использует поэт?

- Как вы думаете, какую роль играет в стихотворении сравнение?

 

Задание 9.1 в КИМ ЕГЭ по литературе звучит так:

в чём заключается смысл сравнения, лежащего в основе стихотворения А. Н. Апухтина?

Текст проанализирован, теперь можно приступать к выполнению задания. Если это пока сложно сделать, переходим к следующему заданию и заполняем пропуски в рабочем листе.

(Рабочий лист №1)

Перед вами Рабочий лист №1 Вы видите, что текст сочинения присутствует, но отсутствуют некоторые термины и цитаты. Задача обучающихся наполнить его цитатами из поэтического текста.

Смысл сравнения, лежащего в основе стихотворения «Волшебные слова любви и упоенья» Алексея Николаевича Апухтина, заключается в том, что                        герой сравнивает свое состояние влюблённости с природным явлением —"                                               ". Сравнивая внутреннее состояние лирического героя и состояние природы, поэт изображает непонимание, а в образе "                       " чувство возлюбленной и вообще отсутствие их взаимности. Алексей Николаевич Апухтин провозглашает, что                                                любовь позволяет отдаваться оттаиванию и у возлюбленной также"                                             ".

В самом начале произведения поэт описал                        .                  герой в стихотворении             природу, она ему понятна и близка. Он страдает и призывает возлюбленную сбросить «                   », чтобы наконец испытать мятежную любовь.

Сравнив свои чувства с изменениями, которые происходят вокруг, со              И вдруг откуда ни возьмись «  ", которая стала препятствием их взаимной любви.                    герой в начале произведения печалится об ушедших чувствах: «                   ». Он сопоставляет их с зимой:               .          природу,          герой просит холод отступить, дать дорогу весне и прекрасному чувству, как с весной растает ледяная снежная глыба, так и потихонечку растает и сомнение у возлюбленной: «                  ». Весна для него — самое счастливое время. На фоне пробуждения природы и возрождаются чувства                героя . Он сравнивает свою любовь               , всем тем, что просыпается после зимней спячки. Поэт демонстрирует нам буйство весны, вокруг движение жизни, ручьи журчат звонче, солнце ярче горит. И очень робкие звучащие из уст «                 возлюбленной, придают радость, как весенняя красота природы.               герой с нетерпением ждёт наступления  весны: "                                               !".

Таким образом, смысл сравнения, лежащего в основе стихотворения Алексея Николаевича Апухтина, заключается в том, что через                                  мы видим чувства                 героя.

На экране вы видите. Что должно получиться у учеников.

(Слайды №4,5)

(Слайд №6)

- Итак, мы научились отбирать литературный материал. Задание можно трансформировать . Например, в КИМ ЕГЭ предлагается стихотворение А.С. Пушкина «Деревня»

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Деревня»

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

1819 г.

 

Слайд №7

Вновь предлагаем ученикам вопросы.

Но теперь можно на них не искать ответы в классе. Кто-то из учеников самостоятельно ответит на них, со слабыми учениками можно ответить совместно.

Задание 9.1. На основе какого приема построена композиция стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»? С какой целью автор применил данный прием?

 

Слайд №8

Перед Вами рабочие листы. (Рабочий лист №2)

Заполните его.5-7 минут

Первые 4 строфы стихотворения А.С.Пушкина «Деревня» _______________________ последней, самой большой по объему строфе. Вначале стихотворения поэт рисует __________ уголок, где может найти покой и гармонию человек, уставший от _____________________________________________. Пушкин создает __________________ пейзаж, что подчеркивают ____________ «светлые ручьи», «лучезарные равнины», а также __________________ «следы довольства и труда». В этом краю ____________________________________ обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты и на лоне природы ____________________________________ («Учуся в истине блаженство находить»).

_____ совсем другая сторона жизни в деревне изображается в пятой строфе, где поэт ____________ вскрывает уродство социальных отношений, произвол ___________________ и бесправное положение ___________. «Барство дикое» и «рабство тощее» воплощают «невежества убийственный позор», _______________________________________________________-.

Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются _____________________________________, _____________________ друг другу. На фоне ____________________________________, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир __________________________ второй выглядит особенно __________________________________-. Поэт использует прием ________________________-, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения_______________________________________.

Если мы сравним эти 2 рабочих листа, то, на первый взгляд, кажется, что они похожи. Однако это не совсем так. Первый трафарет помогает выработать учения, связанные с отбором литературного материала. Второй – рассчитан на более опытного ученика. Здесь необходимо определить средства выразительности, самостоятельно сформулировать основную мысль произведения

 

Задание №10 – это задание повышенного уровня сложности. Здесь необходимо не только проанализировать исходное произведение, но и сопоставить его с произведением другого автора по заданным параметрам.

В этом году разработчики ЕГЭ немного конкретизировали требования. Например, если в задании на сопоставительный анализ по прозе будет отсылка только к веку, тогда в задании 10 будет конкретизировано I половина века или II половина века.  Или наоборот. Это, безусловно, будет вызывать сложность у ученика. Теперь не просто нужно привести произведение, но и приблизительно надо знать, когда оно написано.

Вновь знакомим с критериями. Они перед Вами на столе.

 

Слайд №9

А потом предлагаем небольшую схему, которая будет ориентировать ученика на конкретные действия по выполнению творческой работы.

Слайд №10

Для творческого задания предлагаем это же стихотворение А.Н. Апухтина.

Задание 10. Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором звучит любовная тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Н. Апухтина

Коллеги, я предлагаю Вам поработать по группам:

  • 1 группа сопоставляет стихотворение А.Н. Апухтина с произведениями поэтов I половины 19 века.
  • 2 группа сопоставляет стихотворение А.Н. Апухтина с произведениями поэтов I половины 20 века.

Давайте вспомним, произведения каких авторов мы сможем сопоставить с произведением А.Н. Апухтина?

 

Слайд №10

На столах у вас тексты произведения А. Блока и А.К. Толстого.

На выполнение задания 5-7 минут

Можно послушать сочинения по группам.

Слайд №11

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рабочие листы

Тексты стихотворений

 

You have no rights to post comments