Проект «Рабочая тетрадь по произведению «Слово о полку Игореве» для подготовки обучающихся к ЕГЭ на уроках литературы».
Рабочая тетрадь на 8 листах с заданиями по «Слову о полку Игореве» подойдет как для обучающихся, так и педагогов (отличные материалы для проведения уроков). Можно использовать рабочие листы для подготовки к ГИА. Формат удобен и для дистанционных занятий (можно транслировать вместо презентации).
Разработчик: Щелкунова Елена Александровна
Особенности и периодизация древнерусской литературы
- Познакомьтесь с особенностями и периодизацией древнерусской литературы.
- Известны ли имена авторов древнерусских произведений?
- Заполните таблицу по периодам древнерусской литературы:
Период |
Особенности |
Произведения |
|
Историческая основа «Слова о полку Игореве»
Рассмотрите карту и ответьте на вопросы:
- К какому периоду русской истории относится карта?_____________________________________________________________________________________________________________________
- С именами каких князей связаны события, изображённые на карте?_____________________________________________________________________________________________________________________
- Какие географические названия с карты упоминаются в «Слове о полку Игореве»?_____________________________________________________________________________________________________________________
- Чем закончился поход Игоря Святославовича на половцев?_____________________________________________________________________________________________________________________
Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве»
- «Верные – неверные утверждения»: какие из предложенных утверждений являются, на ваш взгляд, верными?
- Жанр «Слова» - житие.
- Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев.
- События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности.
- Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.
- Князь Игорь правил в Киеве.
- Цель похода – завоевание новых земель.
- Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием.
- Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле.
- Князь Игорь был ранен в ногу.
- Бежать из плена Игорю помог половец Овлур.
- Заполните таблицу, сделайте вывод о жанровом своеобразии «Слова…»
- В чем особенности композиции «Слова»? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?__________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией «Слова»? Катарсисом? Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты «Слова» нельзя отнести ни к какому этапу? Заполните таблицу по композиции произведения.
Образ князя Игоря
Прочитайте следующие строки. Что значит «русские богатства»?
И смеётся гость земли немецкой,
Что когда не стало больше сил,
Игорь-князь в Каяле половецкой
Русские богатства утопил.
«Плач Ярославны» |
Линия сравнения |
«Золотое слово Святослава» |
|
Кто произносит |
|
|
Степень родства с Игорем |
|
|
К кому обращается |
|
|
Есть ли ответ |
|
|
Настроение |
|
|
Жанр |
|
|
Почему это центр «Слова…» |
|
Список литературных терминов
Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
Тематика - круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Сюжет - система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Композиция - совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.
Конфликт - столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.
Мотив - формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества).
Символ - многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения.
Тест по произведению «Слово о полку Игореве»
Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.
А1. Определите по высказыванию героя «Слова о полку Игореве»: «Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней, да посмотрим на синий Дон».
1) Ростислав 2) Святослав 3)Владимир 4) Игорь
А2. Определите по портрету героя «Слова о полку Игореве»: «Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою, яр-тур!»
1) Всеволод 2) Святослав 3) Олег 4) Игорь
А3. О чем повествует следующий эпизод «Слова о полку Игореве»: «Стукнула земля, зашумела трава... А Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и — белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком... и полетел соколом над облаками, избивая гусей и лебедей»?
1) Поражение Игоря в битве 2)Бегство Игоря из плена 3)Поход Игоря на половцев 4) Ночлег войска Игоря в степи
А4. Своеобразным зачином «Слова о полку Игореве» становится
1) Рассказ о замысле Игоря, «который ... поострил сердце свое мужеством »
2) Описание просторов Русской земли: «Поют на Дунае, — вьются голоса через море до Киева»
3) Обращение автора к слушателям: «Не лепо ли ныбяшеть, братие...»
4) Повествование о «вещем Бояне»: «Боян бовещий, аще кому хотяше песнь творити...»
А5. Какой эпизод «Слова о полку Игореве» предшествует трагическим строкам: «Тьма свет покрыла: по Русской земли прострошася половцы»?
1) Обращение Автора к русским князьям
2) «Золотое слово» Святослава
3) Рассказ о поражении Игоря
4) Плач Ярославны
Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)
В1. Укажите термин, которым литературоведение определяет средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое сочетание слов: «черный ворон», «серый волк», «борзые кони», «синее море», «красные девки», часто встречающееся в «Слове о полку Игореве» и позволяющее говорить о тесной связи этого памятника литературы с традициями русского фольклора.
В2. Укажите время создания «Слова о полку Игореве» (век).
В3. Образ какого певца-поэта рисует автор во вступлении своего произведения?
В4. Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?
В5. Князь Всеволод в произведении называется – дикий бык, зубр. Символом какого мужского качества (или качеств) является тур?
В6. Да или нет? Гридница – большое пиршественное помещение, где собирались дружинники князя. Иногда использовалась как место заключения пленных.
В7. Восстановите пропущенное слово: Паволока – это шёлковая ....
Часть 3. Ответьте кратко на первый вопрос, подробно на второй.
С1. Дайте краткую характеристику князю Всеволоду.
С2. В каких условиях развивалась древнерусская литература?