Проект «Рабочая тетрадь по произведению «Слово о полку Игореве» для подготовки обучающихся к ЕГЭ на уроках литературы».

Рабочая тетрадь на 8 листах с заданиями по «Слову о полку Игореве» подойдет как для обучающихся, так и педагогов (отличные материалы для проведения уроков). Можно использовать рабочие листы для подготовки к ГИА.  Формат удобен и для дистанционных занятий (можно транслировать вместо презентации).

Разработчик: Щелкунова Елена Александровна

 

Особенности и периодизация древнерусской литературы

  1. Познакомьтесь с особенностями и периодизацией древнерусской литературы. 
  2. Известны ли имена авторов древнерусских произведений?
  3. Заполните таблицу по периодам древнерусской литературы:

 Период

Особенности

 Произведения

 

   

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

Рассмотрите карту и ответьте на вопросы: 

  1. К какому периоду русской истории относится карта?_____________________________________________________________________________________________________________________
  2. С именами каких князей связаны события, изображённые на карте?_____________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие географические названия с карты упоминаются в «Слове о полку Игореве»?_____________________________________________________________________________________________________________________
  4. Чем закончился поход Игоря Святославовича на половцев?_____________________________________________________________________________________________________________________

 

Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве» 

  1. «Верные – неверные утверждения»: какие из предложенных утверждений являются, на ваш взгляд, верными?
  • Жанр «Слова» - житие.
  • Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев.
  • События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности.
  • Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.
  • Князь Игорь правил в Киеве.
  • Цель похода – завоевание новых земель.
  • Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием.
  • Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле.
  • Князь Игорь был ранен в ногу.
  • Бежать из плена Игорю помог половец Овлур.
  1. Заполните таблицу, сделайте вывод о жанровом своеобразии «Слова…» 
  1. В чем особенности композиции «Слова»? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?__________________________________________________________________________________________________________________
  2. Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией «Слова»? Катарсисом? Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты «Слова» нельзя отнести ни к какому этапу? Заполните таблицу по композиции произведения.

 

 

Образ князя Игоря

 

Прочитайте следующие строки. Что значит «русские богатства»?

И смеётся гость земли немецкой,

Что когда не стало больше сил,

Игорь-князь в Каяле половецкой 

Русские богатства утопил. 

 «Плач Ярославны»

 Линия сравнения

 «Золотое слово Святослава»

 

 Кто произносит

 

 

 Степень родства с Игорем

 

 

 К кому обращается

 

 

 Есть ли ответ

 

 

 Настроение 

 

 

 Жанр 

 

 

 Почему это центр «Слова…» 

 

Список литературных терминов

Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Тематика - круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Сюжет - система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.

Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Композиция - совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.

Конфликт - столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.

Мотив - формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества).

Символ - многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения.

 

Тест по произведению «Слово о полку Игореве»

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. Определите по высказыванию героя «Слова о полку Игореве»: «Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней, да посмотрим на синий Дон».

1) Ростислав     2) Святослав    3)Владимир    4) Игорь

А2. Определите по портрету героя «Слова о полку Игореве»: «Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою, яр-тур!»

1) Всеволод   2) Святослав  3) Олег   4)  Игорь

А3. О чем повествует следующий эпизод «Слова о полку Игореве»: «Стукнула земля, зашумела трава... А Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и — белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком... и полетел соколом над облаками, избивая гусей и лебедей»?

1) Поражение Игоря в битве    2)Бегство Игоря из плена  3)Поход Игоря на половцев   4)  Ночлег войска Игоря в степи

А4. Своеобразным зачином «Слова о полку Игореве» стано­вится

1) Рассказ о замысле Игоря, «который ... поострил сердце свое мужеством »

2) Описание просторов Русской земли: «Поют на Дунае, — вьются голоса через море до Киева»

3) Обращение автора к слушателям: «Не лепо ли ныбяшеть, братие...»

4) Повествование о «вещем Бояне»: «Боян бовещий, аще кому хотяше песнь творити...»

А5. Какой эпизод «Слова о полку Игореве» предшествует трагическим строкам: «Тьма свет покрыла: по Русской земли прострошася половцы»?

1) Обращение Автора к русским князьям

2) «Золотое слово» Святослава

3) Рассказ о поражении Игоря  

4) Плач Ярославны

 

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1.  Укажите термин, которым литературоведение опреде­ляет средство художественной выразительности, представ­ляющее собой устойчивое сочетание слов: «черный ворон», «серый волк», «борзые кони», «синее море», «красные дев­ки»,  часто встречающееся в «Слове о полку Игореве» и позво­ляющее говорить о тесной связи этого памятника литературы с традициями русского фольклора.

В2. Укажите время создания «Слова о полку Игореве» (век).

В3. Образ какого певца-поэта рисует автор во вступлении своего произведения?

В4. Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?

В5. Князь Всеволод в произведении называется – дикий бык, зубр. Символом какого мужского качества (или качеств) является тур?

В6. Да или нет? Гридница – большое пиршественное помещение, где собирались дружинники князя. Иногда использовалась как место заключения пленных.

В7. Восстановите пропущенное слово: Паволока – это шёлковая ....

 

Часть 3. Ответьте кратко на первый вопрос, подробно на второй.

С1. Дайте краткую характеристику князю Всеволоду.

С2. В каких условиях развивалась древнерусская литература?

 

Макет книги в pdf