Урок «Написание сочинения-рассуждения по заданию 13.1 КИМ ОГЭ» посвящен подготовке к сочинению по лингвистическому высказыванию.
Понятия и явления лингвистики как основа сочинения-рассуждения 13.1 рассматриваются и объясняются на уроке посредством рабочего листа, позволяющего аналитически подойти к элементам композиции будущей работы. А изучение критериев оценивания сочинения определяет конечный результат каждого ученика. Такой подход к написанию сочинения-рассуждения позволяет получить максимальные баллы за задание 13.1.
Автор: Ивченкова Евгения Юрьевна
Цель:
обучающая: отработать приемы написания сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию;
учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач;
развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи, проверить и обобщить знания по теме «Стилистическая окраска слов»;
развивающая: актуализировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности;
воспитывающая: воспитывать самостоятельность, ответственность.
Оборудование: текст, рабочие листы; мультимедийная презентация.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, я приветствую вас и желаю нам на уроке плодотворный совместной работы.
- Ребята, когда я готовилась к уроку в вашем классе, то узнала, что вы прекрасно представили на сцене комедию «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Она вам хорошо знакома, поэтому предлагаю обратиться к ней.
- Посмотрите видео и отметьте особенности речи госпожи Простаковой. (Просмотр фрагмента)
- Какие особенности речи вы заметили у госпожи Простаковой? (У г-жи Простаковой грубая, оскорбительная речь, содержит ругательства)
- Как речь характеризует ее? (Как женщину властную, грубую, необузданную, жестокую).
- Ребята, использование подобной лексики делает комедию хуже? Почему?
- В каком из вариантов экзаменационного сочинения могут быть рассмотрены особенности речи как языковое явление? (Сочинение 13.1 на лингвистическую тему)
- Верно, ребята. Обратимся к заданию 13.1 (Перед текстом). Прочитаем.
(Читает ребенок)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Михаила Викторовича Панова: «В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
- Опираясь на задание, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Написание сочинения-рассуждения по заданию 13.1 КИМ ОГЭ)
- Актуализация знаний
- Вспомните особенности композиции текста-рассуждения (Тезис-доказательство-вывод)
- Что такое тезис? (мысль, утверждение, которое нужно объяснить, доказать)
- Что представляет собой доказательство? (аргумент + пример)
- Что должен содержать вывод? (Обобщение сказанного ранее)
- Ребята, нам предстоит писать сочинение на лингвистическую тему. Что же такое лингвистика? (Наука, изучающая язык)
- Действительно, сочинение по заданию 13.1 будет о различных языковых явлениях.
- Выявление места и причины затруднения.
- Чтобы сочинение получилось удачным, обратимся к критериям оценивания сочинения 13.1 (Представлены на слайде)
Критерии |
Оценивание сочинения 13.1. |
Баллы |
С1 К1 |
Наличие обоснованного ответа. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. |
1 |
С1 К2 |
Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. |
3 |
С1 К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
С 1 К 4 |
Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. |
1 |
С1К1-С1К4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
7 |
- Обратимся к первому критерию «Наличие обоснованного ответа». Прочтите, что требует этот критерий от вашего сочинения, чтобы получить 1 балл.
- Что будет тезисом в сочинении на лингвистическую тему? (Как мы понимаем это высказывание)
- Что значит «рассуждения на теоретическом уровне»? (К тексту не обращаемся; объясняем, что обозначает понятие или определяем общие функции)
- Что включим в первый абзац сочинения? (Высказывание + наше понимание высказывания)
- Обратимся ко второму критерию «Наличие примеров-аргументов». Прочтите, что требует этот критерий от вашего сочинения, чтобы получить 3 балла.
- Что напишем в доказательстве сочинения? (Пример 1+ его функция, пример 2+ его функция)
- Обратимся к третьему критерию «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения».
- Ребята, что нужно делать, чтобы получить 2 балла по этому критерию? (Членить текст на абзацы, не менять абзацы местами, должны быть переходы между абзацами)
- Обратимся к четвертому критерию «Композиционная стройность работы». Прочтите, что требует этот критерий от вашего сочинения, чтобы получить 1 балл.
- Какова структура сочинения – рассуждения по заданию 13.1? (Высказывание. Тезис: пример1+ его роль; пример 2 + его роль. Вывод)
- Построение плана выхода из затруднения
- Я предлагаю вам алгоритм работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. (На слайде) (Озвучивают дети)
Алгоритм работы над сочинением несложен
- Прочитать цитату.
- Найти ключевые слова в ней.
3.Определить их основную мысль.
- Дать свое понимание цитаты.
- Определить лингвистический материал. Вспомнить необходимую теорию.
- Найти примеры в тексте. Назвать их роль.
- Реализация проекта
5.1 Работа по алгоритму
- Прежде чем мы начнем работу с заданием, обращаю внимание, что у вас есть рабочие листы для сбора материала к сочинению. В них вы должны записывать необходимые сведения, которые услышите во время беседы, в соответствии с элементами композиции сочинения. Они помогут вам написать сочинение.
- Ребята, а сейчас давайте попробуем реализовать наш алгоритм на практике. Вернемся к заданию 13.1 (на столах), прочтите первый абзац.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Михаила Викторовича Панова: «В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка».
- Поработаем над тезисом. Напоминаю, не забывайте записывать необходимый материал.
- Подчеркните ключевые слова в высказывании М.В.Панова (литературный язык, слова, находящиеся за пределами литературного языка, художественное произведение).
- Что такое литературный язык? (обработанный язык, нормированный, эталонный)
- Что значит «слова, находящиеся за пределами литературного языка»? (Не подчиняются нормам литературного языка, редко используются в речи образованного человека).
- Чему посвящены художественные произведения? (Жизненным проблемам, общественным, волнующим каждого человека).
- То есть литература – это художественное отражение жизни во всем ее многообразии!
- Все ли герои художественных произведений используют в своей речи лексику, находящуюся за пределами литературного языка? Почему? (Разный уровень образованности и необразованности, духовности и бездуховности, культуры и бескультурия)
- А теперь проанализируйте все наши наблюдения и объясните, как вы понимаете высказывание Михаила Викторовича Панова? (Автор художественного произведения тщательно подбирает лексику для реализации своего замысла. Язык художественного текста принято считать эталонным. Однако использование нелитературных слов не снижает качество произведения, а делает его экспрессивнее и оригинальнее.) Не забываем записывать наблюдения и выводы!
- Какие лингвистические явления находятся за пределами литературного языка? (Просторечия, диалектизмы, жаргонизмы)
- Ребята мы сегодня будем говорить только о просторечиях.
-Что такое просторечия? (отклоняющиеся от литературной нормы слова, выражения, грамматические формы, ударение и произношение, имеющие оттенок стилистической сниженности, фамильярности, иногда грубости, часто к ним относят и разговорные слова. Между разговорными словами и просторечиями нет четкой границы.)
5.2 Анализ текст
- Обратимся к тексту, в котором необходимо найти примеры просторечий и объяснить их функции. (Читаю текст, который дан каждому ученику)
1)У меня был закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников. (2)Наша с ним дружба началась, кажется, ещё в возрасте четырёх лет.
(3)Митя был жителем нашего дома, но недавно его родители поменяли квартиру. (4)Митя оказался по соседству в большом шестиэтажном доме и ужасно заважничал. (5)Дом был правда хоть куда: с роскошными парадными, тяжёлыми дверями и просторным бесшумным лифтом. (6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа… », «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…». (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8)Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду. (10)Но Митя не только внешне походил на девчонку — он был слабодушный, чувствительный, слезливый, способный к истерическим вспышкам ярости, — и на него рука не поднималась. (11)И всё-таки я ему всыпал. (12)С истошным рёвом он бросился на меня... (13)Чуть ли не на другой день Митя полез мириться. (14)«Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять её», – вот какие фразы умел он загибать. (15)Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.
(16)Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день. (17)Когда выбирали классное самоуправление, Митя предложил меня в санитары. (18)А я не назвал его имени, когда выдвигались кандидатуры на другие общественные посты, – то ли от растерянности, то ли мне казалось неудобным называть его, после того как он выкрикнул моё имя. (19)Митя не выказал ни малейшей обиды, но его благодушие рухнуло в ту минуту, когда большинством голосов я был выбран санитаром. (20)Ничего заманчивого в этой должности не было, но у Мити словно помутился разум от зависти.
(21)Ко всему ещё он оказался ябедой. (22)Однажды классная руководительница велела мне остаться после занятий и учинила грандиозный разнос за игру в деньги. (23)Лишь раз в жизни играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и ещё рубль в долг. (24)Но на том и кончилось моё знакомство с азартными играми.
(25)Прижатый в угол, Митя признался в доносе. (26)Важно заметить, что он оговорил меня для моей же пользы, боясь, как бы дурные наклонности вновь не пробудились во мне. (27)А затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй. (28)Всё это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно, тем не менее я ещё года два участвовал в недостойном фарсе, пока вдруг не понял, что у настоящей дружбы совсем иной адрес.
(По Ю.Нагибину)
Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) — советский и российский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.
- Найдите в тексте просторечные слова, объясните их, подбирая стилистически нейтральные синонимы. Запишите эти слова в таблицу, указывая номера предложений. Они станут первым примером в сочинении.
(1 закадычный – давнишний, близкий; чернявый – черноволосый, смуглый, 4 заважничал – напустил на себя важность, вознесся, возомнил, 9 набить морду – побить, избить, поколотить, 11 всыпал - побил, наказал, 12 истошным – яростный, отчаянный , 14 загибать - говорить, 22 учинила…разнос – отчитать, отругать, 23 продул – проиграл, 27 влепить- объявить, назначить)
- Что общего у этих слов? (сниженные, грубые, несут отрицательную эмоциональную окраску).
- Ребята, речь рассказчика пестрит просторечиями, которые вы можете использовать в качестве аргументации в сочинении. Предлагаю остановиться на двух: 9 набить морду, 14 загибать. Запишите эти примеры в таблицу.
- В какой ситуации употребляется выражение «набить морду»? (Рассказчик возмущен поведением зазнавшегося Вити Гребенникова, который недавно сам жил в старом доме. Рассказчик описывает поведение друга Мити Гребенникова и свою реакцию на поступки Мити). Запишите это в таблицу.
- А какие отношения между мальчиками? (Закадычные друзья)
- Что вы можете сказать о рассказчике? (Очень эмоциональный, справедливый, не терпит неуважения).
- Какова роль выражения «набить морду»? (Автор использует просторечное выражение в речи рассказчика, чтобы усилить негативный эффект, который производит неприглядное поведение Мити на читателя. Митя хвастался, зазнавался, смотрел на друзей свысока, пренебрежительно. Кроме того, описывая своим поступки, рассказчик использует просторечия, чтобы показать личное отношение к Мите. Он не понимает мальчика, считает его поступки низкими, недостойными настоящей дружбы). Запишите выводы в таблицу к первому примеру.
- Ребята, обратимся ко второму примеру просторечному слову 14 загибать – говорить.
- В какой ситуации использует это слово рассказчик? (Рассказчик описывает Митю Гребенникова, который хотел помириться с мальчиком). Внесите эту информацию в таблицу.
- Прочитаем 14 предложение.
- Как рассказчик относится к желанию Мити помириться? (Рассказчик удивлен таким поведением Мити, особенно после его поступка)
- Какую роль играет просторечное грубое слово «загибать» в этой ситуации? (Грубое слово помогает понять, что рассказчик понял лицемерного Митю и не доверяет ему, его слова ничего не стоят, так как поступки все сказали за него.)
- Запишите функцию просторечия.
- Ребята, в своем сочинении вы можете использовать и другие примеры просторечий.
- Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказчик, используя в речи просторечия? (Его речь запомнилась, она выразительна и эмоциональна)
- Как просторечия помогают читателю в понимании замысла писателя? (Просторечия помогают читателю лучше понять героев текста)
Запишите в таблицу в графу «вывод» наши наблюдения.
5.3 Работа с клише
-Ребята, а теперь давайте поработаем со словами, которые помогут передать логику повествования и ход наших мыслей в сочинении. (Клише появляются на слайде)
- Как ввести цитату М.В. Панова? (Михаилу Викторовичу Панову принадлежит высказывание:….) Записываем в таблицу.
- Какие слова помогут прейти от слов лингвиста Михаила Викторовича Панова к вашему пониманию цитаты? (Мне кажется, известный лингвист имеет в виду, что…,; Слова известного лингвиста я понимаю так..; Действительно, в художественных произведениях…).
- С чего необходимо начать доказательство? (В тексте Ю.Нагибина… )
- Какие слова помогут ввести сами примеры? (Например,… К примеру,… Говоря о…. в предложении №…, …В конце текста в предложении №… )
- С каких слов лучше начать вывод? (Итак,.., таким образом,… )
5.4 Устное создание текста по материалам рабочего листа
- А теперь попробуем составить текст по высказыванию М.В. Панова, используя собранный материал.
- Начнем с первого абзаца: цитата и ее понимание (Слушаем по одному ученику).
- Доказательство: пример и его функция.
- Вывод
- Рефлексия
- Ребята, мы составили устное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
- Что у вас вызвало затруднения при работе над темой урока?
- Что получалось более удачно?
- Над чем еще предстоит поработать?
- Домашнее задание
- Дома вам нужно написать это сочинение-рассуждение по высказыванию М.В. Панова.