Семейные ценности

Одним из основных институтов формирования семейных ценностей  у детей является школа.  Она призвана и обучать, и воспитывать ребенка.

Автор-разработчик: Кудиярова Елена Петровна

 

Чтобы пробудить интерес детей к учебе, мобилизовать их внимание, активизировать деятельность, а также сформировать нравственные качества, на уроках русского языка в 5–11 классах при изучении различных тем, разделов в качестве дидактического материала использую пословицы, высказывания известных людей о семье. Это позволяет ученикам усваивать не только учебный материал, но и нравственный опыт предков, педагогам – укреплять в сознании детей такие понятия, как доброта, взаимопонимание, уважение старших, ответственность, сочувствие, верность, любовь.

Дидактический материал на тему «Семья. Семейные ценности» помогает сформировать нравственные ориентиры учащихся в жизни, способствует созданию гармоничных отношений с родными и близкими. Данный материал также направлен на развитие активного словарного запаса школьников; выработку навыков грамотного письма, самостоятельной работы, формирование ключевых компетенций.

Как известно, пословицы – это мудрость народа. При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе на основе пословиц о семье, семейных ценностях предлагаю детям задания, которые учат вдумчиво читать текст, анализировать, применять предметные знания, полученные ранее.

 

Дидактический материал на основе произведений устного народного творчества и цитат из художественных произведений, приуроченный к Году семьи в России

 

1) Прочитайте предложения. Выполните задания.

  1. Семья дает вам корни, чтобы крепко стоять на ногах.
  2. Счастливые семьи можно узнать по глазам и улыбке.
  3. Моя семья – моя крепость.
  4. Счастье есть – оно называется семья!

 

Задание 1. Из предложений выпишите существительные, в состав которых входят

а) только твердые согласные;

б) только мягкие согласные звуки;

в) твердые и мягкие согласные.

 

Задание 2. Укажите, сколько звуков содержится в словах предложения 2:

а) звуков [а];        б) звуков [с’];       в) звуков [т’].

 

Задание 3. Укажите количество звуков в следующих словах из предложения 3:

а) моя;      б) семья;      в) крепость.

 

Задание 4. Сделайте транскрипцию слов из предложения 4:

а) счастье       б) называется       в) есть

 

2) Прочитайте предложения. Выполните задания.

  1. Семья – это команда, где все друг за друга горой.
  2. Объятие семьи длится всю жизнь.
  3. Семья – это самое теплое место на земле.
  4. Вы всегда оставляете частичку своего сердца дома.

 

Задание 1. Запишите в алфавитном порядке слова из предложения 1.

Задание 2. Запишите в обратном алфавитном порядке слова из предложения 2.

Задание 3. Укажите количество слов в предложении 3, которые имеют 2 слога.

Задание 4. Укажите, сколько звуков [в] в предложении 4.

 

Самым образным, богатым и колоритным является русский язык. При помощи слова он отражает историю народа, показывает путь цивилизации и культуры от истоков до наших дней. Привить любовь к родному языку, показать его красоту, неповторимость помогают пословицы, поговорки, фразеологизмы. На основе предложений, которые объединены темой «Семья», создаю для детей разноуровневые задания. Это дает возможность расширять словарный запас обучающихся, с помощью фразеологизмов формировать их образное, логическое  мышление, развивать навыки владения  языком, эмоциональное восприятие текста.

  • Уровень 1. Из данных предложений выпишите фразеологизмы.

Вариант 1

  1. Григорий-то растет – вылитый отец! И характером похож.
  2. Старший брат, Леонтий, совсем отбился от дома, всё какие-то дела да поездки.
  3. – Ты, Афанасий, – плоть от плоти своих родителей, а они у тебя веселые!
  4. – Что с Марка взять? Отрезанный ломоть… Город поглотил его.
  5. Да, места немного, сильно не разбежишься, но зато мы все вместе, под одной крышей.

 

Вариант 2

  1. – Не верь Маркеловой, всё это бабушкины сказки.
  2. – Собственно говоря, появится «зебра» на улице Елфимова или не появится – бабушка надвое сказала.
  3. Свить свое гнездо – было главной мечтой Оленьки Тетериной.
  4. Надо сначала младших поставить на ноги, а там уже посмотрим.
  5. Материнское молоко еще на губах не обсохло – а туда же, критиковать.

 

Вариант 3

  1. Дорофей уже давно вылетел из гнезда, свой дом на окраине строит.
  2. Подруга жизни токаря Михеева оказалась неплохой: скромной и работящей.
  3. А Устьянцев все в поездках – седой, а ни двора, ни кола у него нет.
  4. Приезжий, Егор Егорович, мне ни сват, ни брат.
  5. Какой с него спрос – седьмая вода на киселе?

 

  • Уровень 2. Прочитайте предложения. Подчеркните фразеологизмы. Определите их значение

Вариант 1

 

1.

Григорий-то растет – вылитый отец! И характером похож.

А.  Родной ребенок

2.

Старший брат, Леонтий, совсем отбился от дома, всё какие-то дела да поездки.

Б. Человек, который отделился от семьи и не поддерживает с ней тесную связь

3.

– Ты, Афанасий, – плоть от плоти своих родителей, а они у тебя веселые!

В. Вместе, в семье, в одном доме

4.

 – Что с Марка взять? Отрезанный ломоть… Город поглотил его

Г. О детях, похожих на своих родителей

5.

Да, места немного, сильно не разбежишься, но зато мы все вместе, под одной крышей.

Д. Изредка бывать дома, забросить домашние дела, не интересоваться домашними проблемами

 

Вариант 2

 

1.

– Не верь Маркеловой, всё это бабушкины сказки.

А. Устроить семейную жизнь, создать уют

2.

– Собственно говоря, появится «зебра» на улице Елфимова или не появится – бабушка надвое сказала.

Б. Воспитать, помочь стать самостоятельным

3.

Свить свое гнездо – было главной мечтой Оленьки Тетериной.

В. О чем-то, что является нереальным, маловероятным

4.

Надо сначала младших поставить на ноги, а там уже посмотрим.

Г. Пренебрежительное высказывание о молодом и неопытном человеке

5.

Материнское молоко еще на губах не обсохло – а туда же, критиковать.

Д. Выражение сомнения в наступлении какого-либо события

 

Вариант 3

 

1.

Дорофей уже давно вылетел из гнезда, свой дом на окраине строит.

А. О человеке, не имеющем своего дома, своего хозяйства

2.

Подруга жизни токаря Михеева оказалась неплохой: скромной и работящей.

Б. О чужом человеке, с которым нет родственных связей

3.

А Устьянцев все в поездках – седой, а ни двора, ни кола у него нет.

В. Говорится о жене, супруге

4.

Приезжий, Егор Егорович, мне ни сват, ни брат.

Г. Об очень дальней степени родства с каким-либо человеком

5.

Какой с него спрос – седьмая вода на киселе?

Д. Оставлять родительский дом, становиться самостоятельным

 

  • Уровень 3. Прочитайте предложения. Подчеркните фразеологизмы. Запишите их значение.

Вариант 1

 

1.

Григорий-то растет – вылитый отец! И характером похож.

 

2.

Старший брат, Леонтий, совсем отбился от дома, всё какие-то дела да поездки.

 

3.

– Ты, Афанасий, – плоть от плоти своих родителей, а они у тебя веселые!

 

4.

– Что с Марка взять? Отрезанный ломоть… Город поглотил его

 

5.

Да, места немного, сильно не разбежишься, но зато мы все вместе, под одной крышей.

 

 

Вариант 2

 

1.

– Не верь Маркеловой, всё это бабушкины сказки.

 

2.

– Собственно говоря, появится «зебра» на улице Елфимова или не появится – бабушка надвое сказала.

 

3.

Свить свое гнездо – было главной мечтой Оленьки Тетериной.

 

4.

Надо сначала младших поставить на ноги, а там уже посмотрим.

 

5.

Материнское молоко еще на губах не обсохло – а туда же, критиковать.

 

 

Вариант 3

 

1.

Дорофей уже давно вылетел из гнезда, свой дом на окраине строит.

 

2.

Подруга жизни токаря Михеева оказалась неплохой: скромной и работящей.

 

3.

А Устьянцев все в поездках – седой, а ни двора, ни кола у него нет.

 

4.

Приезжий, Егор Егорович, мне ни сват, ни брат.

 

5.

Какой с него спрос – седьмая вода на киселе?

 

  • Объясните, как вы понимаете значение фразеологизмов.
  1. Бедный родственник _________________________________________________
  2. Без роду, без племени ________________________________________________
  3. Впитать с молоком матери ____________________________________________
  4. Иван, родства не помнящий ___________________________________________
  5. Держаться за мамину юбку ____________________________________________

 

  • Прочитайте фразеологизмы и их значение. Составьте предложения с данными фразеологизмами.
  1. Бедный родственник – приниженный, не имеющий своего голоса, сидящий где-то с краю.
  2. Без роду, без племени – одинокий, без родных и близких. Не пойми кто, не знамо, откуда взявшийся.
  3. Вернуться к родным пенатам – вернуться в родной дом, где ждут, где уют, где на каминной полочке стоят фигурки Пенатов – покровителей домашнего очага.
  4. Впитать с молоком матери – когда человек с малого возраста на подсознательном уровне впитывает в себя все самое важное, доброе, нужное. Уважение к людям, жизненные ценности, любовь к родным, к Родине.
  5. Иван, родства не помнящий, – человек, отказавшийся от своего прошлого. Это сейчас. А раньше на Руси, когда ловили беглого мужика, он, не желая возвращаться к хозяину, представлялся Иваном. На вопрос откуда, он отвечал «не помню». Оттуда и пошли все эти Иваны непомнящие.
  6. Держаться за мамину юбку – о несамостоятельных, нерешительных людях, которые никак не могут повзрослеть.

 

  • Прочитайте выражения из левого столбика. К каждому из этих выражений подберите синонимичную пару из правого столбика.

1

Без мужа жена – сирота

А. Нашему слесарю троюродный кузнец.

2

У плохого мужа жена всегда дура

Б. Для жены муж – поддержка

3

Птица крыльями сильна, жена мужем красна

В. Каков муж, такова и жена

4

Седьмая вода на киселе

Г. За добрым мужем как за каменной стеной, за худым мужем забора нет

 

  • Лингвистическая игра «Составь предложения».

Смысл игры заключается в следующем: надо соединить слова так, чтобы получились мудрые изречения. 

1 коробка

2 коробка

Мать праведная –

и каша гуще. 

Густая каша 

ладом. 

В родной семье

так и душа на месте. 

Семья крепка 

ограда каменная. 

Вся семья вместе,

семьи не разгонит. 

 

  • Лингвистическая игра «Составь предложения».

Смысл игры заключается в следующем: надо соединить слова так, чтобы получились мудрые изречения, и объяснить, что они обозначают. Обучающиеся записывают ответы в тетрадь.

1 коробка

2 коробка

Мать праведная – 

и каша гуще. 

Густая каша 

ладом. 

В родной семье

так и душа на месте. 

Семья крепка 

ограда каменная. 

Вся семья вместе,

семьи не разгонит. 

 

9) Аппликация. Вставьте в данные выражения пропущенные слова, используя слова для справок.

  1. Семьей дорожить – __________________________быть.
  2. Человек без семьи что __________________ без плодов.
  3. Старший брат как второй _________________________.
  4. Братская любовь __________________ каменной стены.
  5. Брат с _______________ на медведя ходят.
  6. Каков _______________, такова и сестра.

Слова для справок: отец, братом, счастливым, дерево, брат, крепче

 

10) Аппликация. Вставьте в данные выражения пропущенные слова

  1. Семьей дорожить – __________________________быть.
  2. Человек без семьи что __________________ без плодов.
  3. Старший брат как второй _________________.
  4. Братская любовь __________________ каменной стены.
  5. Брат с _______________ на медведя ходят.
  6. Каков _______________, такова и сестра.

 

Одной из главных задач работы учителя русского языка является повышение грамотности учащихся, культуры их письменной речи. Орфография занимает важное место в системе современного русского языка, грамотная речь предполагает соблюдение орфографических норм. Для учащихся 5–6 классов разработала задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.

 

1) К данным буквам подберите слова, которые ассоциируются со словом «семья».

С – _____________________________________________________________     

Е   –  _____________________________________________________________

М  –   _____________________________________________________________

Ь

Я  –   ______________________________________________________________

Слова для справок: с(о/а)трудничество, мама, як(о/а)рь, смех, единство, соль, с(о/а)вер- шенство, (я/е)гоза, с(а/о)вет, ег(и/е)рь, сахар, минута, с(а/о)творчество, минус, ябл(о/а)ко, м(а/о)роз, яб(е/и)да.

 

2) К данным буквам подберите слова, которые ассоциируются со словом «семья». Объясните, как вы понимаете слово «сотрудничество».

С  –  __________________________________________________________

Е  –  __________________________________________________________

М  –   _________________________________________________________

Ь

Я   – __________________________________________________________

Слова для справок: с(о/а)трудничество, мама, як(о/а)рь, смех, единство, соль, с(о/а)вер- шенство, (я/е)гоза, с(а/о)вет, ег(и/е)рь, сахар, минута, с(а/о)творчество, минус, ябл(о/а)ко, м(а/о)ро(с/з), яб(е/и)да.

 

3) Вставьте пропущенные буквы.

Д…верие, рад…сть, р…дители, взаим…п…нимание, д…м…чадцы, сыноч…к, доч…нька, внуч…нька, д…машний, чу…ства, це(н,нн)ости, отзывч…вость, жертве(н,нн)ость, традиц…и.

 

В современной лингвистике разделу «Синтаксис» уделяется большое внимание. Изучение словосочетаний и предложений приходится на сложный период становления личности учащегося. Перед нами уже не маленький ребенок, но и не взрослый человек.  Он не терпит ограничений своей самостоятельности, часто конфликтует со старшими, а авторитет родителей, к сожалению, уходит на второй план. Чтобы ребенок не отвернулся от семьи, в трудный для него период чувствовал поддержку и опору, чтобы не сбился с верного пути, при изучении темы «Предложение» в качестве дидактического материала использую высказывания о семье и семейных ценностях.

 

  • Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы.

Вариант 1. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

  1. Любовь семьи и восхищение друзей гораздо важнее богатства и привилегий.
  2. Узы, связывающие настоящую семью, – это не узы крови, а радость за жизнь друг друга.
  3. Семья – это одно родное сердце, каждая его частичка бьется в унисон с остальными.
  4. Лучшее из богатств – семья.
  5. Счастье есть – оно называется семья!
  6. Создал семью – так береги её!
  7. Для женщины нет выше радости, чем дети и семья.
  8. Семью не выбирают.
  9. Семья и дружба – два составляющих элемента счастья!
  10. Для нас семья – это обнять друг друга и быть рядом.

Вариант 2. Укажите тип сказуемого.

  1. Семья означает, что никто не остается в стороне и не будет забыт.
  2. Счастливые семьи можно узнать по глазам и улыбке.
  3. Семья, где все живут в гармонии, обязательно будет процветать.
  4. Вы всегда оставляете частичку своего сердца дома.
  5. В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека.
  6. Взаимопонимание – кирпичик, на котором держится хрупкое семейное счастье.
  7. Когда улыбается мама, счастлива и я!
  8. Спокойствие и улыбки на лице самых близких – то, что волнует меня больше всего.
  9. Я старомоден: люблю приходить домой, где ждут родные и близкие люди, проводить вечера у камина, читать книги и засыпать под шепот мамы.
  10. Семья помогает расправить крылья, чтобы взлететь высоко.

 

В период подготовки к экзамену выпускникам необходима моральная поддержка семьи. Детям очень важно чувствовать и любовь, и заботу, и тепло со стороны родителей.  Именно в этот период растёт доверие друг другу, крепнет взаимосвязь, приходит осознание необходимости труда.  Составляя задание 8 КИМ ЕГЭ, обращала внимание на содержание предложений. Подбор осуществлялся так, чтобы смысл высказываний проник в сердце каждого ученика, чтобы помог сформировать моральные установки и ориентиры в жизни и чтобы способствовал созданию гармоничных отношений с близкими людьми. Задания нацелены на формирование навыка обнаруживать и исправлять грамматические ошибки в предложениях.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

Вариант 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с причастным оборотом

 

 

 

 

 

1) В бессердечном мире ваши близкие – это сердца, бьющихся только для вас.

2) Лев Николаевич Толстой писал, что «У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного – всё гладко».

3) Семья является источником вдохновения для достижения больших высот и наших утешений в моменты неудач.

4) Семейный ценности – это то, что мы передаем друг другу из поколения в поколения, прося ценить и любить.

5) В семейной жизни, хранив свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

6) В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека.

7) Семья, которая поддерживает друг друга, процветает.

8) Только благодаря терпению и многих трудов с обеих сторон можно вырастить семейное счастье.

9) Создание семьи – великий труд, в котором требуется постоянная жертвенность супругов.

Вариант 2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

 

 

 

 

 

 

1) Семья – это союз родственников, в основе которых лежит эмоциональное чувство – любовь.

2) Только в семье можно получить любовь, заботу, ласку родных нам людей, которые любят нас и которых любим мы.

3) Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющем государственное значение.

4) Антон Павлович Чехов писал, что «В семейной жизни главное – терпение... Любовь продолжаться долго не может».

5) В романе «Анне Карениной» Л.Н. Толстой писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему».                                                   

6) Семейное счастье строится, держась за руки друг друга.

7) Семья, где все живут в гармонии, обязательно будет  процветать.

8) Благодаря воспитания родителей, дети вырастают      ответственными и порядочными.

9) Любовь семьи и восхищение друзей гораздо важнее   богатства и привилегий.

Представленные дидактические материалы, основанные на народной мудрости, мыслях великих людей, направлены на формирование крепких семейных уз, сохранение культурных традиций. Каждое из этих предложений интересно не только с точки зрения выполнения грамматического задания, но и осмысления учащимися прочитанного, эмоционального воздействия текста на них, развития их способности аналитически мыслить, делать выводы и самостоятельно принимать верные решения.

 

Список литературы

  1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Избранное. – Москва: Аргументы недели, 2021 –544с.
  2. Клюхина И.В. Школьный словарик. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. – Москва.: Вако, 2018 – 96с.
  3. Вся семья вместе, так и душа на месте: 85 пословиц о семье. [Электронный источник] – URL https://sibmama.ru/poslovits_semiya.htm (27.03.2024)
  4. Пословицы и поговорки о семье – сборник лучших пословиц о семейных ценностях [Электронный источник] – URL https://vurnary-centr.soc.cap.ru/banneri/semjya-eto-glavnoe/poslovici-i-pogovorki-o-semje-sbornik-luchshih-pos (27.03.2024)
  5. Русский язык. Фразеологизмы о семье, родственниках. [Электронный источник] – URL https://dzen.ru/a/ZbvTzXY7DhDyDtIo (27.03.2024)
  6. Высказывания русских писателей о семье. [Электронный источник] – URL https://dzen.ru/a/YNabfGDPinLgPOOZ (27.03.2024)