Цель введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку – усиление коммуникативной направленности в обучении.
В современном обществе предпочтение отдаётся таким качествам личности, которые помогают быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы.
Автор материала: Шелудченко Анна Викторовна
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Если вы входите в класс, от которого трудно
добиться слова, начните показывать картинки, и
класс заговорит, а главное, заговорит свободно…
К.Д. Ушинский
Успешной сдаче данного экзамена способствует работа с картиной на уроках русского языка и литературы, так как при обучении видам речевой деятельности картина чаще всего выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.
Работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин даёт широкие возможности для проведения словарной работы. Рассматривая и оценивая картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.
При проведении словарной работы учитель подталкивает учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Но всё же главной заслугой картины для филолога является то, что через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают с помощью сложных синтаксических конструкций. А само высказывание – это уже не только описание картины, но и полноценное рассуждение.
Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед учителем ставятся следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.
Если школьники в течение учёбы в 5-9 классах научатся создавать словесные картины, то на экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Они научатся не допускать логических ошибок и не нарушать последовательности изложения мыслей, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу.
Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» её, понимать творческий замысел художника. Во-вторых, педагогу необходимо помочь детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, тем более именно фотографии, близкие к жанровым картинам, являются средством оценивания коммуникативных качеств девятиклассника.
На уроке развития речи важен, как мне кажется, момент молчаливого рассматривания картины: произведение искусства, будь то картина известного художника или фотография, сделанная одноклассником, своими яркими образами воздействует на детей, даёт толчок их воображению, развивает мышление учащихся.
Рассматривая же картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображённый на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина даёт возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создаёт оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображённому и формированию как подготовленной, так и спонтанной собственной речи.
Во время анализа картины важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Высказывания личной точки зрения каждым из присутствующих в классе приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, приучают школьников к публичным выступлениям, вырабатывают умение излагать свои мысли в логической последовательности. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины – одно из действенных средств, помогающих учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.
Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Таким образом, во время уроков развития речи учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.
Сочинение по произведению изобразительного искусства, рисунку и даже фотографии – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся, так как создаёт основу для сознательного овладения словом, даёт повод для осмысленного связного высказывания учащихся. В процессе передачи содержания картины у школьников возникает необходимость склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика переплетаются между собой с помощью картины.
Литература
- Альбеткова Р.И. От слова к словесности. – М: Дрофа, 2000.
- Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
- Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 классы. – М: Просвещение, 1995.
- Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения. Правила составления текстов. – М: ООО «Астрель. АСТ», 2003.
Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе
Подготовка к итоговому собеседованию
Устный ОГЭ. Говорение (файл pdf 3,31 МБ)
Внесение изменений в приказ от 20.10.17г.
Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования пройдет в апреле 2018 года во всех субъектах РФ. Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля.О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (документ .doc 14,9 КБ).
Рособрнадзор (документ .doc 14,7 КБ).
Приказ № 1025 от 20.10.2017 (файл pdf 148 КБ).
Говорение. 10 вариантов для тренировки (файл pdf 8,96 МБ).
Вариант 1 о докторе Пирогове для собеседования (файл pdf 599 КБ).
Вариант 2 о докторе Лизе для собеседования (файл pdf 4,58 МБ).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Презентация Егораевой Г.Т. «Готовимся к устному собеседованию по русскому языку» (96 слайдов, файл ppt, 5,96 МБ).
МАТЕРИАЛЫ ФИПИДополнительные схемы оценивания устного собеседования по русскому языку в 9 классе (файл pdf, 82,4 КБ).
РУ-9 ДЕМО итогового собеседования (файл pdf, 352 КБ).
РУ-9 ДЕМО критерии итогового собеседования (файл pdf, 131 КБ).
РУ-9 СПЕЦИФИКАЦИЯ итогового собеседования (файл pdf, 217 КБ).
МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПАЮЩИХ НА СЕМИНАРЕ-ВЕБИНАРЕ 29.01.20181. Воробьева О.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» города Курска
Методические аспекты подготовки обучающихся 9 классов к выполнению заданий 3 и 4 итогового собеседования по русскому языку
(31 слайд, файл pptx, 4,00 МБ).
2. Зимнева О.Н., доцент кафедры СГО КИРО, к.ф.н.
Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку для обучающихся 9 классов
(37 слайдов, файл ppt, 10,8 МБ).
3. Романова Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска
Подготовка к пересказу текста с включением приведенного высказывания (задание 2 итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы)
(18 слайдов, файл ppt, 305 КБ).
4. Спицына И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №25» г. Курска
Система работы по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку (задание №1)
(18 слайдов, файл pptx, 1,55 МБ).
5. Погребная Т.В., учитель русского языка и литературы, директор МКОУ «Теткинская СОШ №1 им. Бочарникова» Глушковского района Курской области
Материалы включают ВАРИАНТ 7 (файл .doc, 944 КБ), чтение текста "Лётчик" (файл mp3, 01:39, 3,03 МБ), пересказ текста "Летчик" (файл mp3, 01:15, 2,31 МБ), фото "Мальчики" (файл mp3, 01:31, 2,79 МБ), фото "Мальчики. Вопросы" (файл mp3, 01:47, 3,28 МБ).
(папка со всеми материалами, файл zip, 10,7 МБ).
Автор материала: Шелудченко Анна Викторовна