Опытом работы по подготовке школьников к выполнению задания 8 на ОГЭ по русскому языку делятся Астанина М.В., Учаева О.И., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31 имени А.М. Ломакина» и МБОУ «СОШ № 60» г. Курска.

Любой экзамен – это неизбежность, что само по себе уже несколько удручает. Но он не неожиданность, что несколько успокаивает. А если серьезно, то к нему, экзамену, ведет долгая и не всегда прямая и легкая дорога упорной многолетней работы «тандема» ученика и учителя. Даже учителей, ведь основы знаний, учебных действий закладываются еще в начальной школе и развиваются не только каждым учителем-предметником отдельно, но и всеми педагогами вкупе.

Такой совместный последовательно и систематически организованный труд обязательно принесет свои плоды. И ожидая их, веря в собственный успех, ученик будет воспринимать экзамен не как Голгофу, а как возможность убедить себя и экзаменаторов, непосредственных или удаленных, в собственной состоятельности и успешности.

Что значит готовить(ся) к экзамену? Сразу хотим подчеркнуть, что, как бы по-своему ни трактовали процесс подготовки к экзамену ученики и учителя, в любом случае он не должен предполагать «натаскивание», запугивание и своеобразное программирование потенциального экзаменуемого на выполнение строго очерченных действий и заданий. Экзамен – это апогей ученического творчества, свободного, умного и максимально результативного.

Исходя из этого  мы  и строим свою работу по подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку и предлагаем материал из опыта этой работы.

 

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

 

Сразу сделаем оговорку: правильно определять главные члены предложения необходимо не только в задании 8, но и в задании 11, предполагающем работу по синтаксическому анализу сложного предложения. Кроме того, в силу особенности формулировки задания в КИМах, в предлагаемых в данной работе вариантах тренировочных упражнений мы сосредотачиваемся не на необходимости правильно расставить знаки препинания и решить орфографические задачи, а на анализе готовых синтаксических конструкций и обязательном обращении к тексту. Отметим, что принцип подбора вариантов тренировочных упражнений – от простого к сложному, максимально приближенному к формулировке заданий в КИМах.

Надеемся, что представленные материалы  будут полезны коллегам и их воспитанникам и поможет победить детскую тревожность в ожидании экзамена, а значит ученики без ненужной паники, спокойно и сосредоточенно будут готовиться к ответственному испытанию, результат которого сможет порадовать их и учителей.

В работе использована информация из следующих литературных изданий и сайтов сети Интернет:

  1. Бабиченко Д.Н.. Искусство мультипликации. – М., Искусство, 1964.
  2. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
  3. Кожинов В. Классика в жизни народа и на экране. – В сб.: Книга спорит с фильмом. «Мосфильм – 7». – М., Искусство, 1973.

 

5 класс

Нахождение предикативной основы предложения – традиционно один из трудных вопросов для учащихся. Проблем немало: упорное «путание» частей речи и членов предложения, «непризнание» возможности имени прилагательного быть сказуемым или его частью, неразличение прямого дополнения и подлежащего, восприятие косвенных форм личного местоимения «я» как начальной, а значит, выступающей в роли подлежащего, трудности в определении составного сказуемого, «невидение» всех однородных главных членов предложения…

Всем педагогам известно, что данные проблемы начинают обозначаться уже в 5 классе. И если проигнорировать факт их присутствия в это время, то «вылечить болезнь» не получится, если вообще возможно: с каждым последующим годом обучения вопрос будет лишь усложняться, открывая новые аспекты проблемной темы. Значит, необходимо проводить работу по профилактике затруднений школьников в определении грамматической основы предложения.

В начальной школе учащиеся получают первые, основные, элементарные сведения о главных членах предложения. В 5 классе они совершают открытия в этом, казалось бы, очевидном вопросе:

  1. Оказывается, в роли сказуемого может выступать имя существительное.
  2. Между подлежащим и сказуемым может стоять знак препинания – тире.
  3. Сказуемым может быть и имя прилагательное (полное).
  4. Имя прилагательное может употребляться в краткой форме, и тогда оно функционирует только в роли сказуемого.
  5. Главные члены предложения могут быть однородными (конечно, данный момент не такой уж неожиданный, ученики уже знают понятие однородности, воспринимая ее как перечисление, и могут ее видеть в предложении).

Уже на данном этапе работы, в 5 классе, следует начать обобщение материала, имеющее практическую ценность и необходимость: учащиеся приступают к составлению памятки-«шпаргалки» по определению грамматической основы предложения, учитывающей все «подводные камни» темы. Далее мы покажем вариант такой памятки.

В 5 классе учащиеся расширяют свои знания о способах выражения главных членов предложения. Как правило, затруднения вызывает определение сказуемых, выраженных именем прилагательным. Для  «проникновения» в тему предлагаем следующее задание исследовательского характера.

Задание 1. Прочитайте предложения. Определите синтаксическую роль имен прилагательных.

«Тропинка» рассуждения:

  • попробуйте убрать  прилагательные  в  предложениях, ведь  определение – это второстепенный член и он может отсутствовать. Что у вас получилось?
  • понятен ли смысл оставшейся части предложения, выражает ли она законченную мысль?
  • какие вспомогательные слова можно вставить в предложения?
  • к какому выводу вы пришли?
  1. Утро сегодня ясное и морозное.
  2. Мои друзья верные и надежные.
  3. Фильмы о животных трогательные и поучительные.

Вывод. Имя прилагательное в предложении может быть не только определением, но и сказуемым. В этом случае имя прилагательное чаще всего находится после подлежащего и предложение приобретает иной смысловой оттенок. К прилагательному-сказуемому можно добавить глагол-связку есть или быть.

Подтвердим правильность вывода, выполнив тренировочное упражнение.

Задание 2. Сопоставьте предложения и определите синтаксическую роль выделенных слов.

  1. Этот веселый фильм посмотрели все мои друзья. – Этот фильм очень веселый.
  2. Мне нравятся неунывающие и находчивые герои рассказов Николая Носова. - Герои рассказов Николая Носова неунывающие и находчивые.
  3. Интересные, увлекательные рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе покорили читателей всего мира. - Рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе интересные, увлекательные.

Ещё одна новая для пятиклассников тема – «Тире между подлежащим и сказуемым». После знакомства с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым предлагаем несколько вариантов заданий «от простого к сложному».

Задание 3. Определите, какими частями речи выражены главные члены предложения. Сделайте вывод.

  1. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости.
  2. Хорошая книга – вот настоящий друг и учитель.
  3. Сказка на экране – увлекательное зрелище.
  4. Кинематограф – великое изобретение человечества.

Вывод. Подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже. В этом случае  между ними ставится тире.  Если при сказуемом есть слова это, вот,  тире ставится перед этими словами.

Задание 4. Закончите предложение так, чтобы постановка тире была оправдана (подтверждена правилом). Сделайте вывод.

  1. «Царевна-лягушка» – это …
  2. Родная природа – вот…
  3. Прогулка по лесу – …
  4. Курск – ...

Вывод. Тире между подлежащим и сказуемым ставится в том случае, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже. Если при сказуемом есть слова это, вот, тире ставится перед этими словами.

Задание 5. Вспомните название русской народной сказки. Укажите номер предложения, в котором тире поставлено между подлежащим и сказуемым.

(1)Жила-была баба с дедом. (2)Были у неё своя дочка и падчерица. (3) Падчерица за двором следит, скотину поит-кормит, дрова и воду носит, печь топит, избу метёт.  (4) А старухина дочь – ленивица да сварливица. (5) Однажды решила старуха избавиться от чужой дочери. (6) «Вези,  её, старик, куда хочешь!» -  приказала старуха деду. (7)Затужил  старик, заплакал, да  делать  нечего. 

После изучения темы «Главные члены предложения» учащимся предлагается текст для определения в предложениях грамматических основ, для восстановления предложений в соответствии с заданием или для анализа с целью формулировки заданий к нему. Эта работа может быть общей (комментированное письмо), групповой или индивидуальной (на усмотрение учителя).

Задание 6. Определите  тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.  Выпишите из предложений грамматические основы. Определите, какими частями речи они выражены.

Любите  ли  вы  кино?  О чём рассказывают истории с экрана?  Они интересны, увлекательны, поучительны.

Каждый фильм – это открытие чего-то нового. В кино все возможно. Мы переносимся в прошлое  или будущее, изменяем настоящее,  оцениваем поступки героев, учимся  понимать  людей.

Задание 7. Определите  тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.  Опираясь на текст, сформулируйте задания по теме «Главные члены предложения»

(1) Басни И.А. Крылова – прекрасный пример экранизации в мультипликации. (2) Язык басен образный, выразительныйхарактеристики героев острые и точные.  (3) Мы ярко представляем   происходящее. (4) Очень важна музыка к фильму. (5) Герои басен «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» получили зрительные образы на экране и уже никогда не исчезнут.

Возможные варианты заданий:

  • объясните устно и графически постановку тире в первом предложении;
  • докажите, что имена прилагательные во втором предложении – сказуемые;
  • определите, чем выражено сказуемое в четвертом предложении;
  • укажите, в чем особенность строения пятого предложения.

В разделе «Имя прилагательное» пятиклассники  знакомятся с краткой формой данной части речи и узнают о ее синтаксической функции. Целесообразным будет предложить им выполнение следующих упражнений:

  1. Укажите грамматическую основу предложений и части речи, которыми она выражена:

1) Фильм «Тимур и его команда» по произведению А.П. Гайдара очень поучителен. 2) Как добра и прекрасна Золушка! 3) Страшна ли Баба-Яга в киносказке «Василиса Прекрасная»?

  1. Выпишите грамматическую основу данного предложения:

Мачеха Настеньки в киносказке «Морозко» зла и коварна.

  1. Выпишите из данного текста грамматическую основу, в которой сказуемое выражено краткой формой имени прилагательного:

«Царевна-лягушка» — русская народная волшебная сказка. Сказки с подобным сюжетом известны также в некоторых европейских странах. В сборнике «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева она находится под номером 104. 

Выполнение данных упражнений может быть как общей, так и групповой или индивидуальной формой работы, на усмотрение учителя. Эта мысль относится и ко всем предлагающимся в пособии упражнениям.

В 5 классе учащиеся расширяют свои знания об однородных членах предложения. В ходе работы необходимо обратить внимание пятиклассников на то, что главные члены предложения также могут быть однородными и в таком случае правильное определение грамматической основы предложения предполагает указание всех однородных подлежащих и/или сказуемых.

Тренировочные упражнения могут быть такими:

  1. Укажите грамматическую основу предложений:

1) Однажды мачеха разозлилась на падчерицу и отправила  ее в зимний лес.2) Володя и Юра Торсуевы сыграли Сыроежкина и Электроника в кинофильме «Приключения Электроника» режиссера Константина Бромберга.3) В съемках фильма «Королевство кривых зеркал» принимали участие не только люди, но и птицы, животные.

  1. Выпишите грамматическую основу 4 предложения текста:

1) Кащей и Никита решают биться насмерть. 2) Кащей призывает на подмогу свою армию, а Никита призывает войско русское. 3) Он рубит голову злодею, и у того вырастает новая. 4) А Булат тем временем находит смерть Кащея и побеждает его. 5) Никита Кожемяка, Булат Балагур и Марья Моревна возвращаются домой.

Заканчивая работу в разделе «Синтаксис и пунктуация», пятиклассники под руководством учителя начинают работу по составлению памятки «О чем нельзя забывать при определении грамматической основы предложения», которая должна дополняться в каждый последующий год обучения и стать вспомогательным материалом при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе, поэтому составлять ее учащимся лучше на понятном им языке, а не переписывать материал учебника. Примеры к положениям в данной памятке должны быть подобраны самими учащимися, что может быть вариантом проверочной или домашней работы на определенном этапе освоения темы. Предлагаем вариант памятки, составленной в 5 классе:

  1. Найти грамматическую основу предложения не всегда просто.
  2. Сказуемое может быть выражено именем существительным или именем прилагательным.
  3. Имя прилагательное в роли сказуемого может быть в полной или краткой форме.
  4. Тире в предложении может иногда «сигнализировать» о главных членах предложения.
  5. Помни об однородных главных членах предложения.

Программа 6-7 классов не предусматривает отдельной работы по теме «Главные члены предложения». Но в связи с расширением знаний учащихся по морфологии расширяется и их представление о возможностях выражения подлежащего и сказуемого. Целесообразно давать задания по определению грамматической основы предложения на новом для учеников морфологическом материале.

Без сомнения, необходимо обратить внимание на синтаксическую роль имени числительного и местоимения. Предлагаем следующие варианты заданий.

6 класс

Задание 1. Распределите предложения: а) с изолированным числительным;  б) с числительным  в составе количественно-именного словосочетания.  Определите синтаксическую роль числительных. Сделайте вывод о синтаксической роли числительных в обеих группах предложений.

  1. Пять – это число.
  2. Мне вызвались помочь трое.
  3. Я четыре раза прочитал книгу Артура Конан  Дойла «Затерянный мир».
  4. Мы купили три билета на премьеру фильма.
  5. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком  (А.С. Пушкин)

Вывод.  Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть главными и второстепенными членами предложения.  С существительными, к которым относятся, количественные числительные составляют синтаксически неделимое словосочетание и являются единым  членом  предложения.

Задание 2. Составьте предложения с именем числительным «пять» в роли разных членов предложения – главных и второстепенных. Числительное может быть использовано в составе словосочетания.

Задание 3. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Подчеркните грамматические основы предложений; определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. Определите синтаксическую роль числительных.

«А зори здесь тихие» - двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким. Основные события фильма происходят в 1942 году, во время  Великой Отечественной войны, в Карелии. В тылу советских войск расквартированы два отделения взвода зенитчиц. Находясь в самовольной отлучке, одна из них обнаруживает в лесу двоих фашистских диверсантов.

Старшина и семь девушек выступают на перехват диверсантов.  Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд   вступает в неравный бой с немцами. Пять девушек погибли одна за другой. Единственный выживший – старшина Васков.

Через тридцать лет Васков и его приёмный сын устанавливают мемориальную доску в районе гибели  зенитчиц.

В теме «Личные местоимения» особого внимания заслуживает материал о косвенных формах местоимения я. Объективная соотнесенность форм я, мне, меня и т.п. нередко приводит к ошибочному обозначению форм мне, меня как подлежащего в предложении, поэтому необходимо провести работу по  предотвращению и, в случае необходимости, исправлению этого заблуждения. Предлагаем варианты упражнений (помимо указанных проблем они предполагают работу по определению синтаксической функции местоимений вообще и напоминают ученикам о синтаксических особенностях обращения, нередко употребляющихся в предложениях с личными местоимениями):

  1. Определите подлежащее в следующих предложениях, ставших названиями детских кинофильмов:

1) Как я был вундеркиндом. 2) Найди меня, Леня! (здесь нет подлежащего, это не должно стать непреодолимым препятствием в выполнении учениками задания, так как они уже имеют представление об односоставных предложениях) 3) Я купил папу. 4) Что с тобой происходит? 5) Где ты, Багира? 6) Что у Сеньки было.

  1. В каком предложении подлежащее выражено личным местоимением? Выпишите это подлежащее:

В детстве для меня не было фильма увлекательнее! Больше всего мне нравились перевоплощения космических пиратов в других персонажей. Сегодня, наверное, я пересмотрю фильм. (Из отзыва о фильме «Гостья из будущего», режиссер Павел Арсенов).

  1. Выпишите грамматическую основу 4 предложения текста:

1) В Африке заболели обезьяны. 2) Эту новость сообщила доктору Айболиту мартышка Чичи, сбежавшая от разбойника Бармалея.

3) Айболит и его помощники — Чичи и собака Авва — отправляются спасать обезьян от болезни. 4) Но им мешает Бармалей со своими разбойниками. 5) Сначала они захватывают корабль доктора на море и кидают Айболита, Авву и Чичи в воду, но те доплывают до Африки. (Фрагмент сценария кинофильма «Айболит-66», режиссер Ролан Быков)

Еще одним важным новым штрихом в работе по определению грамматической основы предложения, добавляемым к общей картине в 6 классе, является следующая морфологическая деталь: другие части речи могут переходить в разряд имен существительных и, следовательно, выступать в роли подлежащего в предложении. После знакомства с сутью вопроса предлагаем выполнить следующие задания:

  1. Найдите грамматическую основу предложений, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое:

1) Ребят интересует их будущее. 2) Среди ребят оказывается даже будущий изобретатель машины времени (о героях кинофильма «Гостья из будущего»). 3) Окружающие не всегда понимают Генку (о герое книги А. Рыбакова «Выстрел», по которой снят кинофильм «Последнее лето детства»).

  1. Выпишите грамматическую основу 3 предложения текста:

«Бойся, враг, девятого сына» — художественный фильм по мотивам казахских народных сказок. 2) Табунщик Ержан и его восемь сыновей заколдованы злым волшебником Тасболом. 3) На помощь спешит младший. 4) Преодолев множество препятствий, с помощью музыки Еркенже, девятый сын,  побеждает.


7 класс

В 7 классе учащиеся получают начальные сведения о словах категории состояния, которые  являются  сказуемыми  в односоставных предложениях.

Задание 1. Определите, наречием, кратким прилагательным или словом категории состояния являются выделенные слова. В каких случаях речь идет о словосочетании, а в каких – о предложении?

Подготовьте памятку-рассуждение о признаках и способах определения слов категории состояния, об их синтаксической роли.

  • высказывание интересно -  мне интересно;
  • смеются весело -  ребятам  весело;
  • высказывается туманно -  утро туманно;
  • тяжело двигается -  на сердце  (было) тяжело.

Вывод-памятка. Слова категории состояния:

  • выступают в роли сказуемого;
  • употребляются только в односоставных предложениях (предложениях без подлежащего), что не характерно для прилагательных в краткой форме;
  • могут употребляться с глаголом-связкой, что не характерно для наречия.

Задание 2. Определите морфологическую принадлежность и синтаксическую роль выделенного слова во фрагментах из произведений А.С. Пушкина. Свой ответ сформулируйте в виде рассуждения   (тезис – аргументы – вывод).

  1. Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка   («Телега жизни»)

  1. И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь («Медный всадник»)

  1. «Эй, пошёл, ямщик!» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело»  («Бесы»)

Задание 3. Определите жанровую принадлежность и тему  высказываний. Найдите в предложениях слова категории состояния;  определите их синтаксическую роль.

  1. При солнышке тепло, при матушке добро.
  2. Худо тому, кто живет в чужом дому.
  3. Холодно тому, на ком платье одно.

Задание 4. Определите  тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст. Подчеркните грамматические основы предложений; определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

Сказки  А.С. Пушкина –  неизменный  символ  детства  почти каждого русского человека. Сборники его стихотворений  и прозы   – первое украшение и достояние домашней библиотеки любого ценителя прекрасного. Пушкин  востребован  и в наши дни. Его имя увековечено не только на страницах учебников и многотомных литературоведческих исследований,  в  названиях улиц и  городов, но и в экранизациях его произведений.

Герои Пушкина, оживающие на экране, добры, гуманны, благородны. Тепло на сердце от их узнаваемых лиц, знакомых с детства слов и поступков.

Напомним, что по результатам работы учащимися составляется памятка. Она была начата в 5 классе и теперь дополняется следующими пунктами:

  1. Подлежащее может быть выражено именем числительным.
  2. Подлежащее может быть выражено несколькими словами, одно из которых – имя числительное.
  3. Многие местоимения в именительном падеже могут быть подлежащим в предложении.
  4. Слова мне, меня никогда не являются главными членами предложения.
  5. Если слово «превратилось» в существительное, то оно может выступать в роли подлежащего так же, как и существительное.

Курс русского языка в 8 классе предполагает, как хорошо известно всем учителям русского языка и литературы, обращение к разделу «Синтаксис», что напрямую связано с содержанием рассматриваемого в данной работе задания. Ученики работают с простым предложением, изучая его буквально «под микроскопом». Понятно, что грамматическая основа простого предложения постоянно становится объектом их внимания. Остановимся на некоторых проблемных моментах в контексте темы «Главные члены предложения», с которыми сталкиваются восьмиклассники.

Так, традиционно трудным является определение синтаксической функции инфинитива: для детей понятия «глагол» и «сказуемое» зачастую вообще идентичны, или же им очень трудно согласиться с мыслью, что глагол может быть в предложении не сказуемым.

После знакомства с материалом о разнообразии синтаксических функций инфинитива предложим учащимся следующие задания:

  1. Вспомните правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Рассмотрите данные примеры, сделайте вывод об условиях постановки тире в предложениях:

1)«Снежная королева» — советский полнометражный мультипликационный фильм, экранизация сказки Ганса Христиана Андерсена. 2) Победить зло – вот идея всех советских мультфильмов. 3) Улыбнуться другому – способ подружиться в    мультфильме «Крошка Енот» режиссера Олега Чуркина.

  1. Определите синтаксическую роль инфинитива в предложении. Составьте памятку-рассуждение об определении инфинитива в роли подлежащего.

Посмотреть хороший фильм – настоящее удовольствие.

Быть грубым  некрасиво.

Собирать фильмотеку – моё главное увлечение.

Самое страшное для человека – остановиться в своём развитии.

Какое это счастьеуважать родителей!

Вывод:

  • инфинитив, стоящий на первом месте в предложении, является подлежащим; он называет независимое действие, суждение о котором  содержится в сказуемом;
  • инфинитив-подлежащее может находиться и после сказуемого, если стоящий в начале предложения второй главный член имеет оценочное значение;
  • связка ЭТО может находиться перед сказуемым, но не перед  подлежащим.
  1. Выпишите грамматическую основу данных предложений:

1)Принести из леса елку – задача героя мультипликационного фильма «Падал прошлогодний снег» режиссера Александра Татарского. 2)Самое важное – создать идею будущего мультфильма. 3)Встретить родителей – организовать для них праздник  (по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» режиссера Элема Климова).

  1. Закончите предложения. Определите синтаксическую роль инфинитива в них.

Посмотреть исторический фильм – …

Какое … –  увидеть на экране знакомых литературных героев.

Прочитать хорошую  книгу – …

Это счастьеузнать больше о …

  1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст. Выпишите грамматические основы, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Главное в экранизации литературного произведения – передать заложенное в первоисточнике. Посмотреть фильм – ещё раз прожить, почувствовать то, что восхитило нас в книге.

Прямая экранизация воссоздает атмосферу произведения, переносит книгу на экран.

Основная задача экранизации по мотивам книги – показать знакомое произведение в новом ракурсе.

Любая экранизация использует   материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. Но если мы хотим проникнуться идеей произведения в полной мере, необходимо прочитать его в оригинале (книгу).

  1. Выпишите грамматическую основу 4 предложения текста:

1)«Место встречи изменить нельзя» смотрели практически все, большинство – не по одному разу. 2)Фильм 1979 года и сейчас время от времени  показывают на разных телеканалах. 3)Написаны сотни статей и рецензий, в Интернете есть сайты и форумы, целиком посвященные фильму режиссера Станислава Говорухина. 4)Поэтому писать об этой киноленте – дело неимоверно трудное.

Еще одна синтаксическая трудность, имеющая отношение к рассматриваемому заданию в ОГЭ по русскому языку, в курсе 8 класса, – различение подлежащего и прямого дополнения. Ученики узнают о видах дополнений и не могут не заметить внешнего сходства указанных членов предложения. После необходимой подготовительной работы предлагаем следующие задания, направленные на развитие навыков определения и разграничения синтаксической функции слов, являющихся в предложении подлежащим и прямым дополнением:

  1. Отметьте подлежащее и дополнение (если они есть) в данных предложениях, ставших названиями кинофильмов:

1) Место встречи изменить нельзя. 2) Посторонним вход воспрещен. 3) 713-й просит посадку. 4) О бедном гусаре замолвите слово. 5) Одиноким предоставляется общежитие.

  1. Выпишите грамматическую основу 4, 5 предложений текста:

1)Фильмов по мотивам сказок снято много. 2) «Старик Хоттабыч»  – особенный. 3) Персонаж «Тысячи и одной ночи», выпущенный на волю после тысячелетнего заключения советским пионером Волькой, оказывается в самом, как бы сказали сейчас, «социуме», в гуще советской жизни, какой она была в 50-е годы. 4) И чудеса, в духе той же «Тысяча и одной ночи», буквально захлестывают эту жизнь. 5) Снимать сказочные чудеса в те годы было непросто. 6) В распоряжении кинематографистов был, по сути, всего один   инструмент – монтажные ножницы.

Нельзя обойти вниманием тему «Приложение». Учащиеся  традиционно  определяют пять членов предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Приложение классифицируют  как  определение, выраженное именем существительным. Здесь и начинаются трудности: как подчеркивать приложение – как определение или как тот член предложения, к которому оно относится?  Приведем примеры нескольких типов заданий, помогающих разобраться в теме.

Задание 1. Определите в предложениях слова, дающее другое (дополнительное) название предмету. Поставьте к этим словам вопрос определения и подчеркните как член предложения. Попробуйте самостоятельно дать определение приложению как члену предложения.

  1. Кино, самое массовое искусство, интересно и доступно любому человеку.
  2. Киноискусство, синтез литературы, живописи, театра и музыки, - настоящее волшебство.
  3. Русская классика, бессмертная литература, никогда не потеряет своего читателя.
  4. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - одно из самых грандиозных произведений мировой литературы.

Задание 2. Составьте схему «Что могут обозначать приложения» (кластер). Приведите несколько примеров к каждому значению.

Вывод. Приложения могут представлять собой имена собственные, научные термины, свойства предметов (явлений), национальность, возраст, специальность и т. д.

Задание 3. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст. Определите грамматические основы. Найдите в тексте приложения, определите их синтаксическую роль.

Экранизация  классики, бессмертных произведений русской литературы,  – это  взаимодействие двух искусств, диалог культур. Мы, заинтересованные участники, попробуем войти в этот диалог, понять, что более всего привлекает внимание нашего современника в отечественной литературе.

История экранизации классики начинается с первых шагов истории самого кино. К моменту появления звука   большинство классических произведений русской литературы уже получили  свое экранное толкование. Повесть   А.С. Пушкина «Пиковая дама», бессмертная «Шинель» Н.В. Гоголя, повесть Л.Н. Толстого «Отец Сергий», «Недоросль» Д.И. Фонвизина  и другие произведения заняли свое место в своеобразной кинобиблиотеке.

Для кинематографиста и кинозрителя, человека ХХ - ХХI веков,  чрезвычайно важно понять идею произведения, погрузиться в его атмосферу.

Напоминаем, что все «подводные камни» темы, обнаруженные в разные годы обучения, ученики фиксируют в памятке. Какие же пункты можно добавить в нее по результатам обучения в 8 классе? Такие, например:

  1. Инфинитив может быть и подлежащим, и сказуемым, и частью сказуемого, и второстепенным членом предложения. Задай вопрос!
  2. Сказуемое может быть составным.
  3. Подлежащее может быть выражено любой частью речи и разным количеством слов.
  4. В предложении может быть один главный член.
  5. Не путай прямое дополнение и подлежащее: задавай «одушевленный» и «неодушевленный» вопросы.
  6. Различай подлежащее и приложение.

И еще раз напомним: примеры к такой памятке-шпаргалке лучше подбирать школьникам самим. Это позволит им еще раз потренироваться в решении грамматических задач, и может стать вариантом домашнего задания, что удобно учителю, и примеры, подобранные самим составителем, понятней ему же.

Авторы: Астанина М.В., Учаева О.И.