Программа 6-7 классов не предусматривает отдельной работы по теме «Главные члены предложения». Но в связи с расширением знаний учащихся по морфологии расширяется и их представление о возможностях выражения подлежащего и сказуемого. Целесообразно давать задания по определению грамматической основы предложения на новом для учеников морфологическом материале.

Без сомнения, необходимо обратить внимание на синтаксическую роль имени числительного и местоимения. Предлагаем следующие варианты заданий.

6 класс

Задание 1. Распределите предложения: а) с изолированным числительным;  б) с числительным  в составе количественно-именного словосочетания.  Определите синтаксическую роль числительных. Сделайте вывод о синтаксической роли числительных в обеих группах предложений.

  1. Пять – это число.
  2. Мне вызвались помочь трое.
  3. Я четыре раза прочитал книгу Артура Конан  Дойла «Затерянный мир».
  4. Мы купили три билета на премьеру фильма.
  5. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком  (А.С. Пушкин)

Вывод.  Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть главными и второстепенными членами предложения.  С существительными, к которым относятся, количественные числительные составляют синтаксически неделимое словосочетание и являются единым  членом  предложения.

Задание 2. Составьте предложения с именем числительным «пять» в роли разных членов предложения – главных и второстепенных. Числительное может быть использовано в составе словосочетания.

Задание 3. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Подчеркните грамматические основы предложений; определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. Определите синтаксическую роль числительных.

«А зори здесь тихие» - двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким. Основные события фильма происходят в 1942 году, во время  Великой Отечественной войны, в Карелии. В тылу советских войск расквартированы два отделения взвода зенитчиц. Находясь в самовольной отлучке, одна из них обнаруживает в лесу двоих фашистских диверсантов.

Старшина и семь девушек выступают на перехват диверсантов.  Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд   вступает в неравный бой с немцами. Пять девушек погибли одна за другой. Единственный выживший – старшина Васков.

Через тридцать лет Васков и его приёмный сын устанавливают мемориальную доску в районе гибели  зенитчиц.

В теме «Личные местоимения» особого внимания заслуживает материал о косвенных формах местоимения я. Объективная соотнесенность форм я, мне, меня и т.п. нередко приводит к ошибочному обозначению форм мне, меня как подлежащего в предложении, поэтому необходимо провести работу по  предотвращению и, в случае необходимости, исправлению этого заблуждения. Предлагаем варианты упражнений (помимо указанных проблем они предполагают работу по определению синтаксической функции местоимений вообще и напоминают ученикам о синтаксических особенностях обращения, нередко употребляющихся в предложениях с личными местоимениями):

  1. Определите подлежащее в следующих предложениях, ставших названиями детских кинофильмов:

1) Как я был вундеркиндом. 2) Найди меня, Леня! (здесь нет подлежащего, это не должно стать непреодолимым препятствием в выполнении учениками задания, так как они уже имеют представление об односоставных предложениях) 3) Я купил папу. 4) Что с тобой происходит? 5) Где ты, Багира? 6) Что у Сеньки было.

  1. В каком предложении подлежащее выражено личным местоимением? Выпишите это подлежащее:

В детстве для меня не было фильма увлекательнее! Больше всего мне нравились перевоплощения космических пиратов в других персонажей. Сегодня, наверное, я пересмотрю фильм. (Из отзыва о фильме «Гостья из будущего», режиссер Павел Арсенов).

  1. Выпишите грамматическую основу 4 предложения текста:

1) В Африке заболели обезьяны. 2) Эту новость сообщила доктору Айболиту мартышка Чичи, сбежавшая от разбойника Бармалея.

3) Айболит и его помощники — Чичи и собака Авва — отправляются спасать обезьян от болезни. 4) Но им мешает Бармалей со своими разбойниками. 5) Сначала они захватывают корабль доктора на море и кидают Айболита, Авву и Чичи в воду, но те доплывают до Африки. (Фрагмент сценария кинофильма «Айболит-66», режиссер Ролан Быков)

Еще одним важным новым штрихом в работе по определению грамматической основы предложения, добавляемым к общей картине в 6 классе, является следующая морфологическая деталь: другие части речи могут переходить в разряд имен существительных и, следовательно, выступать в роли подлежащего в предложении. После знакомства с сутью вопроса предлагаем выполнить следующие задания:

  1. Найдите грамматическую основу предложений, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое:

1) Ребят интересует их будущее. 2) Среди ребят оказывается даже будущий изобретатель машины времени (о героях кинофильма «Гостья из будущего»). 3) Окружающие не всегда понимают Генку (о герое книги А. Рыбакова «Выстрел», по которой снят кинофильм «Последнее лето детства»).

  1. Выпишите грамматическую основу 3 предложения текста:

«Бойся, враг, девятого сына» — художественный фильм по мотивам казахских народных сказок. 2) Табунщик Ержан и его восемь сыновей заколдованы злым волшебником Тасболом. 3) На помощь спешит младший. 4) Преодолев множество препятствий, с помощью музыки Еркенже, девятый сын,  побеждает.


7 класс

В 7 классе учащиеся получают начальные сведения о словах категории состояния, которые  являются  сказуемыми  в односоставных предложениях.

Задание 1. Определите, наречием, кратким прилагательным или словом категории состояния являются выделенные слова. В каких случаях речь идет о словосочетании, а в каких – о предложении?

Подготовьте памятку-рассуждение о признаках и способах определения слов категории состояния, об их синтаксической роли.

  • высказывание интересно -  мне интересно;
  • смеются весело -  ребятам  весело;
  • высказывается туманно -  утро туманно;
  • тяжело двигается -  на сердце  (было) тяжело.

Вывод-памятка. Слова категории состояния:

  • выступают в роли сказуемого;
  • употребляются только в односоставных предложениях (предложениях без подлежащего), что не характерно для прилагательных в краткой форме;
  • могут употребляться с глаголом-связкой, что не характерно для наречия.

Задание 2. Определите морфологическую принадлежность и синтаксическую роль выделенного слова во фрагментах из произведений А.С. Пушкина. Свой ответ сформулируйте в виде рассуждения   (тезис – аргументы – вывод).

  1. Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка   («Телега жизни»)

  1. И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь («Медный всадник»)

  1. «Эй, пошёл, ямщик!» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело»  («Бесы»)

Задание 3. Определите жанровую принадлежность и тему  высказываний. Найдите в предложениях слова категории состояния;  определите их синтаксическую роль.

  1. При солнышке тепло, при матушке добро.
  2. Худо тому, кто живет в чужом дому.
  3. Холодно тому, на ком платье одно.

Задание 4. Определите  тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст. Подчеркните грамматические основы предложений; определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

Сказки  А.С. Пушкина –  неизменный  символ  детства  почти каждого русского человека. Сборники его стихотворений  и прозы   – первое украшение и достояние домашней библиотеки любого ценителя прекрасного. Пушкин  востребован  и в наши дни. Его имя увековечено не только на страницах учебников и многотомных литературоведческих исследований,  в  названиях улиц и  городов, но и в экранизациях его произведений.

Герои Пушкина, оживающие на экране, добры, гуманны, благородны. Тепло на сердце от их узнаваемых лиц, знакомых с детства слов и поступков.

Напомним, что по результатам работы учащимися составляется памятка. Она была начата в 5 классе и теперь дополняется следующими пунктами:

  1. Подлежащее может быть выражено именем числительным.
  2. Подлежащее может быть выражено несколькими словами, одно из которых – имя числительное.
  3. Многие местоимения в именительном падеже могут быть подлежащим в предложении.
  4. Слова мне, меня никогда не являются главными членами предложения.
  5. Если слово «превратилось» в существительное, то оно может выступать в роли подлежащего так же, как и существительное.