Тексты для подготовки  обучающихся 9-х классов к устной части ГИА по русскому языку предлагает Киреева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №59 »г. Курска.  Данный комплекс упражнений включает в себя тексты, задания к ним из разных областей лингвистики.

Анализ текста №1

 

  1. Прочитайте текст вслух, неторопливо, выразительно.

Критерии оценивания выполнения заданий устной части

Чтение текста вслух

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация

 

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения

 

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

 

Максимальное количество баллов

2

1)Каждый человек неповторим на земле. 2)Каждый человек име­ет свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды – родителей, школы, общества и друзей, ибо дружба, настоящая дружба, – награда человеку драгоценная.

3)Порой она бывает крепче и вернее родственных связей. 4) С осо­бой силой она влияет на человеческие отношения при край­них, бедственных обстоятельствах: с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие, преданные друзья. 5)У меня они, такие друзья, были на войне, есть и в нынешней жизни, и в литературе, и я стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью.

6)Каждую свою книгу, да и строку каждую, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особен­ности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непо­рядочность. (по В. Астафьеву)

  1. Задания на повторение

А) Из предложений № 1 - 2 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется - з -, если после неё следует звонкий согласный».

Б) Из предложения № 6 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида».

В) Замените слово «нынешней» из предложения № 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Г) Выпишите грамматическую основу предложения № 1.

 Д) Найдите в тексте СПП с придаточным цели. Выпишите его, подчеркните грамматическую основу, постройте схему. Устно объясните постановку всех знаков препинания в этом предложении.

  1. Текстоведческий анализ

А) Определите тему текста.

Б) Как вы понимаете значение слова «дружба»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение письменно. Употребите в своём комментарии СПП с придаточным цели.

В) Вспомните литературные произведения, где раскрывается тема дружбы.

 

Анализ текста №2

 

1.Прочитайте текст вслух, неторопливо, выразительно.

1)Что такое хорошая книга? 2) Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. 3) После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. 4) Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции.  5) Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. 6)В-третьих, она должна нести глубокий смысл. 7)Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.  

8)Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. 9)Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.  

10)Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. 11)Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. 12)В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. 13)Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. 14)Естественно, читайте научно-популярную литературу. 15)Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность самораз­витию. 16)Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом. (По материалам Интернета)

2.Составьте монологическое высказывание. Опишите фотографию

Не забудьте описать

  • место и время проведения за любимым занятием;
  • процесс чтения (увлечённо, с интересом или наоборот);
  • книгу, которую читает героиня фотографии.

3.Задания на повторение.

А) Из предложений № 13 - 15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется - с -, если после неё следует глухой согласный».

Б) Из предложения № 16 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида».

В) Замените слово «путь» из предложения № 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Г) Выпишите грамматическую основу предложения № 4.

Д) Среди предложений №14 – 16 укажите номер предложения, осложнённого обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4.Текстоведческий анализ

А) Определите тему текста и его основную мысль.

Б) Укажите стиль и тип речи.

В) Письменно ответьте на вопрос: «Какая книга для вас является хорошей?»

 

Анализ текста №3

1.Прочитайте текст вслух, неторопливо, выразительно.

1)Слово культура многогранно. 2)Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? 3)Она несёт в себе понятие духовности, света, знание и истинную красоту. 4)И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. 5)И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.

6)Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование. 7)И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. 8)Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. 

9)Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 10)Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. 11)И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. (По С. Цветовой)

2.Перескажите прочитанный текст, употребив при пересказе цитату К.Г. Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

Способы цитирования

  1. Предложение с прямой речью.
  2. Предложение с косвенной речью.
  3. Предложение с вводной конструкцией.

3.Задания на повторение.

А) Из предложений № 1 - 2 выпишите слово со следующим видом орфограммы «удвоенная согласная на стыке морфем».

Б) Из предложения № 6 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксе краткого страдательного причастия пишется одна буква Н».

В) Среди предложений № 9 – 11 укажите номер бессоюзного сложного предложения.

Г) Из всего текста укажите номера сложноподчинённых предложений с придаточным  условия.

Д) Выпишите грамматическую основу предложения № 6.

4.Текстоведческий анализ

А) Определите тему текста и его основную мысль.

Б) Укажите стиль и тип речи.

В) Прокомментируйте мысль автора текста: «Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело».

 

Анализ текста №4

1.Прочитайте текст вслух, неторопливо, выразительно.

1)Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. 2)Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… 3)И никто не сказал – добрым. 4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? 5)Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. 6)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

7)Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. 8)Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. 9)Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

10)Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. 11)Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. 12)В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. (По В.А. Сухомлинскому)

2.Подготовка к заданию 4 устной части ГИА. Диалог

В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.

Примерный круг вопросов к теме: «Каким человеком тебе хочется стать?»

1.Какие чувства нужно воспитывать в ребёнке с детства?

2.В чём вы видите душевную красоту человека?

3.Как вы считаете, каков верный жизненный путь человека?

3.Задания на повторение.

А) Из предложений № 10 - 11 выпишите слово со следующим видом орфограммы «удвоенная согласная на стыке морфем».

Б) Замените словосочетание душевная красота (предложение 5), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В) В предложениях № 8 и 10 объясните постановку тире.

Г) Выпишите грамматическую основу предложения № 12.

4.Текстоведческий анализ

А) Определите тему текста и его основную мысль.

Б) Укажите стиль и тип речи.

В) Письменно ответьте на вопрос: «Каким человеком тебе хочется стать?»

 

Анализ текста №5

1.Прочитайте текст вслух, неторопливо, выразительно.

1)Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. 2)Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. 3)Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

4)Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. 5)Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

6)Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. 7)И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. 8)Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. 9)Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

2.Перескажите прочитанный текст, употребив при пересказе цитату А. Макаренко: «Никакая дружба невозможна без взаимного уважения».

Способы цитирования

1.Предложение с прямой речью.

2.Предложение с косвенной речью.

3.Предложение с вводной конструкцией.

 

3.Задания на повторение.

А) Из предложений № 1 – 2 выпишите имя существительное, образованное способом словообразования сложением.

Б) Замените словосочетание жизненные ценности  (предложение 6), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В) Среди предложений № 4 – 6 укажите номер бессоюзного сложного предложения.

Г) Выпишите грамматическую основу предложения № 9.

4.Текстоведческий анализ

А) Определите тему текста и его основную мысль.

Б) Укажите стиль и тип речи.

В) Письменно ответьте на вопрос: «Кто такой настоящий друг?»

 

Электронные ресурсы

Открытый банк заданий ОГЭ/ fipi.rucontent/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

Автор: Киреева Наталья Александровна