Лаптева Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №46» г. Курска, проанализировала материалы сайта ФИПИ, собрала 99 заданий и распределила их по разделам, соответствующим видам речевой деятельности: «Говорение», «Слушание», «Чтение», «Письмо».

Данные материалы целесообразно использовать для подготовки обучающихся 9 класса к  итоговому собеседованию по русскому языку, которое является допуском к ОГЭ.

Задание 1.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Отрывок из статьи Константина Воробьёва «За белым журавлём»

Среди замечательных птиц нашей фауны особый интерес представляет белый журавль, или стерх. Эту прекрасную птицу открыл и описал в 1773 году известный натуралист Пе́тер Палла́с. Первые же сведения о стерхе, появившиеся у нас в печати, относятся ещё к 1762 году и принадлежат русскому географу Петру Рычкову. С тех пор прошло более 200 лет, но наши знания об этом виде до сих пор остаются отрывочными и скудными.

Гнездовая область в Юго-Западной Сибири, откуда впервые были получены сведения о белых журавлях, ныне не существует. Решающим фактором в её исчезновении явилось, по-видимому, высыхание озёр и болот, весьма интенсивно происходившее здесь во второй половине XIX века.

Современный ареал стерха представляют собой две небольшие разграниченные территории. Одна гнездовая область находится в Западной Сибири, в низовьях Оби, другая – в Северо-Восточной Якутии, в труднодоступной тундре к северу от 69-й параллели.

Весьма ограниченный ареал стерха, а также неуклонное уменьшение его численности вызывают вполне законную тревогу и большое опасение за дальнейшую судьбу этой замечательной птицы, занесённой в Красную книгу.

 

Задание 2. Прочитайте фрагмент текста из книги писателя Евгения Осетрова. Устно объясните постановку знаков препинания в тексте.

Кто из нас не любовался в Москве старыми ампирными особняками с колоннами и мезонинами, построенными в минувшем веке, отличающимися какой-то домашностью облика? Эти дома очень хороши и напоминают в современном городе случайно появившиеся на улице декорации к «Евгению Онегину»: вот-вот выйдет оперный герой, пройдёт семейство Лариных. Знаменитые московские усадьбы в городе, Сивцев Вражек и Собачья площадка — невозвратимая архаика… Кремль же непостижимым чудом органично вошёл в современный городской пейзаж, придав ему единственный и неповторимый облик. Все мы любим художественные гнезда — Кусково, Архангельское, Останкино… Чувство радостного и всепоглощающего волнения вызывают в нас давние стражи Москвы — монастыри-крепости Донской, Новодевичий, Симонов, Новоспасский… Всё это островки былого, напоминающего далёкие и недостижимые миражи. Но Кремль живёт, он — настоящее, он — не видение, а явь. Его «пречудные палаты», как говорили в старину, и сегодня овеваются воздухом современности.

 

Задание 3. Прочитайте текст. Найдите в тексте грамматическую ошибку. Объясните свой выбор. Исправьте ошибку.

Рукописное собрание Оружейной палаты скомплектовано в 20-е годы XX века благодаря огромной работы сотрудников. Три экспоната из этой коллекции непосредственно связаны с императорской фамилией и относятся к последним годам царствования Николая II.

 

Задание 4. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Отрывок из книги Гелия Василькова «Каждый день и всю жизнь»

 

Сердце! Ни об одном другом органе человека поэтами и композиторами не написано столько стихов и песен, а учёными – научных статей и монографий, сколько об этом неутомимом моторе. И это не случайно. Сердце первым откликается на малейшую смену настроения, на радость или горе, сигнализирует о заболевании, реагирует даже на положение нашего тела лежим ли мы, сидим или встаём) и, конечно, на физические нагрузки.

Врачи начинают прослушивать биение сердца будущего новорождённого ещё в утробе матери. Затем, с момента появления на свет и на протяжении всей жизни, терапевты, кардиологи определяют состояние здоровья человека по показаниям работы сердечной мышцы. Тренированное сердце делает 50 ударов в минуту, у человека нетренированного показатель частоты сердечных сокращений может быть в покое до 74 ударов в минуту. Если сопоставить количество ударов за 50 лет (с 20 до 70 лет), то разница оказывается весьма существенной.

Функция сердца наиважнейшая. Оно обеспечивает доставку крови, насыщенной кислородом и другими необходимыми продуктами жизнедеятельности, по разветвлённой кровеносной системе ко всем органам и тканям.

 

Задание 5.Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Отрывок из статьи в журнале «Наука и жизнь»

 

В настоящее время астрофизики не сомневаются в существовании в космосе очень плотных космических объектов с сильным гравитационным полем, которые принято называть чёрными дырами. Несмотря на то, что непосредственно астрономы их увидеть пока не смогли, они обнаружили множество объектов, которые с большой вероятностью являются чёрными дырами. Это сверхмассивные образования в центрах галактик, в том числе и нашей Галактики, а также компоненты некоторых двойных звёздных систем.

Чёрные дыры ещё называют сердцем спиральных галактик. Они обладают такой сильной гравитацией, что даже фотоны – элементарные частицы, которые переносят свет и электромагнитное излучение, – не могут их покинуть.

В качестве аналогии можно представить себе реку с подвижной заслонкой, которая гонит воду в одном направлении. Волны, идущие по воде в обратном направлении, не могут «перегнать» общую массу воды.

Концепция чёрных дыр будоражит умы физиков-теоретиков уже около 50 лет, но до сих пор многие вопросы о том, как устроены чёрные дыры, остаются неразрешёнными. Поэтому физики ищут способы смоделировать симулятор чёрной дыры.

 

Задание 6. Прочитайте текст.

Системы передачи информации на нашей планете появились задолго до изобретения человеком телеграфа, телефона, радио. Более того, они существовали за несколько миллиардов лет до появления самого человека. Материальными носителями этих первых систем связи были, конечно же, первые живые существа, возникшие в далёком архее.

В самом деле, характерным признаком любой формы живой материи является воспроизведение себе подобных и способность к саморегуляции при изменении свойств окружающей среды. Эти два процесса абсолютно немыслимы без передачи информации. Размножение требует передачи наследственной информации от родителей к детям, саморегуляция требует получения информации об изменении свойств среды и на её основе передачи команд организму для приспособления его к изменившимся условиям существования.

Позднее, когда в процессе эволюции образовались сообщества живых существ, появились системы биологической связи между отдельными особями этих сообществ, без которых немыслимо их существование. Кроме того, живые существа в процессе эволюции отлично освоили в тех или иных видах принципы локации и навигации и широко используют их и для поиска пищи, и для ориентации.

Какое разнообразие идей и методов передачи информации во всех этих системах, найденных эволюцией в слепом поиске только методом «проб и ошибок»! Но вот около миллиона лет назад на планете появилось некое существо с проблесками разума. Впоследствии оно присвоило себе, правда, не без некоторых оснований, звания «Человек Разумный», «Венец творения Природы», «Вершина эволюции»… Это, однако, случилось значительно позже, а в начале своего пути оно почти не отличалось от животных. Передачу информации оно осуществляло теми же средствами, что и животное: ласковое или грубое прикосновение, мимика и жест и небольшое количество нечленораздельных звуков. Всё это и составляло бедный язык стада, или, говоря менее обидно, первобытного сообщества наших далёких предков.

Борьба за существование в таких сообществах – коллективная охота, коллективная оборона, коллективный труд – требовала обмена информацией между отдельными его особями. Гримас и нечленораздельных звуков было явно недостаточно. На помощь им в конце концов пришла сначала устная, а затем и письменная речь. На это ушла ни много ни мало добрая сотня тысячелетий.

(По Н.Т. Петровичу)

 Вы слушаете беседу одноклассников. Используя информацию из прочитанного текста, примите участие в этом диалоге.

 Сергей: Я так и не понял, для чего информация животным, которые не умеют ни разговаривать, ни писать?

Я: ________________________

Михаил: Если человек успешно пользовался теми же средствами, что и животное, и этого ему вполне хватало, то как же тогда появилась речь?

Я: ___________________

Катя: Я читала у Чехова в рассказе «Человек в футляре» разговор двух охотников о том, что прежде человек жил как рак-отшельник, поэтому у него появилось стремление к уединению, желание окружить себя защитной оболочкой.

Я: ______________________________

 

Задание 7. Выразительно прочитайте текст.

М. Пришвин. Восхищённый человек

Зорька нежнее щёчки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко и мерно капля на балконе… Из глубины души встаёт и выходит восхищённый человек с приветствием пролетающей птичке: «Здравствуй, дорогая!» И она ему отвечает.

Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищённый.

 Устно дайте ответы на вопросы.

1) Какие художественные средства использует писатель при описании природы?

2) Какими качествами обладает «восхищённый человек»?

3) Почему приветствие птички может услышать и понять только «человек восхищённый»?

Опишите свой любимый уголок природы глазами восхищённого человека.


Скачать ПОЛНОСТЬЮ ВЕСЬ материал для подготовки к итоговому собеседованию (файл DOC, размер 3,76 МБ).

Автор: Лаптева Ольга Алексеевна