Как подготовить обучающихся к написанию сочинения 15.3? Свою разработку урока предложила Нагорнова Наталья Ивановна.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

  • подготовить учащихся к написанию экзаменационного сочинения-рассуждения (задание 15.3);
  • повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;
  • развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Задачи урока:

  • обратить внимание на речевое оформление сочинения;
  • отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.

Оборудование: видеоролик «Пальто», презентация, распечатки таблиц, кластеров, текст Л.Куклина.

 

Ход урока

 

1.Орг. момент и рефлексия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Я желаю вам успехов! Пусть этот день принесет вам радость общения и наполнит сердца благородными чувствами. А вот какими чувствами, вы постараетесь ответить, посмотрев мультфильм.

2.Демонстрация видеоролика «Сострадание».

3.Формулирование темы и целей урока.

- О каких же благородных чувствах идет речь в этом мультфильме? (Речь идет о сострадательном, милосердном, заботливом отношении главного героя к бедному мальчику)

- Докажите, что герой проявил сострадание (он помог бедному мальчику согреться, подарив ему свое новое пальто)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о сострадании)

- А почему именно на уроке русского языка мы будем говорить о сострадании? (На уроке мы будем готовиться к экзаменационному сочинению-рассуждению на тему «Сострадание»)

- Совершенно верно. На этом уроке мы будем учиться выполнять задание 15.3.

- Запишите число, тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 15.3)».

- Сформулируйте цели урока (учиться составлять план, отбирать нужный материал, составлять письменные тезисы, уметь аргументировать основные положения своей работы)

4.Изучение нового материала

- Итак, познакомимся с заданием. Прочитаете. Слайд 1

(Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов.

Сочинение пишите разборчивым почерком)

- Давайте вспомним структурные части сочинения-рассуждения.

- Эта таблица поможет вам не растерять структурные части и правильно организовать свою работу (распечатка 1). Материалы для тезиса, аргументов и вывода мы будем записывать здесь. Данную таблицу впоследствии можно будет использовать, раскрывая практически любое понятие.

5.Работа с кластером «Сострадание 2» . Слайд 2

- В центре кластера тема нашего будущего сочинения - «Сострадание». Подберем

синонимы к слову «сострадание» (жалость, милосердие, сочувствие)

антонимы (бездушие, безучастность, жестокость)

гиперонимы (чувство, свойство, качество, способность, эмоции)

 - Какие ассоциации вызывает у вас понятие сострадания? К кому мы прежде всего его испытываем? (старики, сироты, больные люди, животны — страдающие живые существа)

- Что лежит в основе сострадания? Чего мы хотим добиться, сострадая? (желаем освободить  от страданий)

- Каким бывает сострадание)? (искренним, неподдельным, безграничным, глубоким, острым, горячим, безмерным, подлинным, невольным)

- Таким образом, мы подобрали эпитеты к слову «сострадание», которые украсят ваше сочинение.

- Что может сострадание? (возникать, появляться, вызываться)

- Эти слова помогут вам разнообразить речь.

- Что можно с ним делать?

испытывать сострадание

учиться состраданию

чувствовать сострадание

проявлять сострадание

ощущать сострадание

выражать сострадание

- С чем можно сравнить сострадание? Подберите сравнения. (Подобно живой воде, эликсиру жизни, волшебной палочке, преображает ситуацию)

- Итак, мы почти заполнили смысловые поля. Они помогут вам при составлении тезиса, при оформлении комментариев (кластер «Сострадание»).

- Следующий этап — аргументы. Где мы можем найти аргументы? (на материале текста — 1, в литературе, в истории человечества, в фольклоре, в окружающем мире — 2)

- Последнее смысловое поле поможет вам сделать вывод. Зачем же нужно сострадание? (сближает людей, делает человека счастливее, помогает выжить, развивает духовно и эмоционально, укрепляет веру в себя и окружающих)

5.Физкультминутка

  1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний (для разных групп мышц).
  2. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

Ходьба обычная, следя за осанкой.

Ходьба на носках, руки за головой.

Ходьба на пятках, руки на поясе (для нормализации осанки).

6.Работа над тезисом.

- Итак, ребята, вам нужно в качестве тезиса предложить свое определение, что такое сострадание. Вы не обязаны в точности воспроизводить словарную статью. Ваша задача — показать, как вы понимаете значение данного понятия.

 - Сформулировать тезис можно разными способами. Постепенно мы познакомимся с ними. Но сегодня на уроке я предлагаю вам сформулировать тезис тремя способами (распечатки).

  1. С помощью классической дефиниции (распечатка 2)— когда определение дается через родовые и видовые понятия. Например, сострадание — это...(применяем гипероним) качество...(называем отличительные свойства (видовое понятие)), которое проявляется в сочувственном отношении к чужой боли.
  1. Определение состраданию можно дать с помощью сравнения (распечатка 3). А теперь смотрим на смысловое поле «подобно...». Записываем понятие — сострадание. Затем подмечаем общее в двух сходных предметах. ... – это такое же воскрешающее (возрождающее) средство, как и живая вода.
  1. Можно использовать отрицательные определения (распечатка 4), то есть такие свойства, которые отсутствуют у нашего понятия. И здесь на помощь нам придут антонимы. Например, сострадание — это свойство человека, не знающего жестокости, безучастности.

Слайд 3. Обратите внимание!

 

7.Работа над комментарием

- Комментарий — это для вас новое понятие. В сочинении-рассуждении недостаточно сформулировать только словарное значение, не поясняя его, не переводя его в поле личностных смыслов. Этим и объясняется значимость комментария.

- Содержание комментария может складываться из разных составляющих. В первую очередь, комментарий основывается на определении и ключевых словах определения. Допустим, мы выбрали с вами в качестве тезиса следующий:

Сострадание — это качество, которое проявлется в сочувственном отношении к чужой боли.

-Находим ключевые слова. Какое из этих слов вам хотелось бы развернуть, уточнить?

- Допустим чужой боли. Комментарием будет служит ответ на вопрос:

В чем может выражаться чужая боль?

И опять нам на помощь приходит кластер. Смысловое поле — ассоциации.

Милосердный человек не останется равнодушным к участи забытых стариков, беззащитных сирот, больных людей, бездомных животных.

Не забывайте заполнять таблицу «Пишем сочинение»

8.Работа над аргументами

- Итак, нам нужно будет привести два аргумента (1 — из текста, 2 — из жизненного опыта). Аргументы мы с вами учимся приводить давно. Поэтому, я думаю, вопросов у вас не возникнет.

Слайд 4

- Жизненный опыт включает в себя примеры из художественной, научной литературы, кинофильмов, фактов личной и общественной жизни. Но сегодня на уроке я предлагаю обратиться к научной литературе, точнее к учебникам, которые тоже могут являться источниками аргументов.

- Некоторые из вас проработали это задание дома. Поэтому внимательно послушайте и зафиксируйте себе в таблицу.

Выступления учащихся

1) Факт из биографии И.С.Тургенева (сострадание крестьянам).

Например, из биографии Ивана Сергеевича Тургенева нам известен подобный факт:...

2) … из учебника истории (Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение)

Чтобы доказать это утверждение, приведу вот такой пример из учебника истории.

3) Высказывания известных людей

 «Сострадание есть горе о чужом несчастье» (Платон)

Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны - убеждение, что все решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость. Никита Михалков

Эту мысль можно обосновать высказыванием известного...

- Таким образом, обращаясь к научной литературе, мы с вами сформулировали один из аргументов.

- Мы с вами уже писали сочинение, связанное с анализом текста. Поэтому второй аргумент вы должны привести сами, основываясь на материале текста Куклина (распечатки). Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

И запомните: человек, владеющий одним из важнейших навыком, навыком убеждения, - добивается успехов в  карьере и достигает поставленных целей.

9.Сформулируем вывод.

- Так что же следует из всего вышесказанного? (таким образом, следовательно, поэтому, значит). И опять мы обращаемся к нашему кластеру.(зачем нужно?)

-Сформулируйте вывод. (Таким образом, сострадание возвышает людей, делает их добрее и счастливее, укрепляет веру в себя и окружающих)

- Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

10.Рефлексия

- А теперь попробуйте закончить фразы, которые я предложу.

Я познакомился...

Было непросто...

У меня получилось...

Хотелось бы...

11.Подведение итогов.

- И закончить наш урок мне хотелось бы словами:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас состраданье,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправданье.

- Делайте людям добро, разделяйте с ними радость и беду, любите и уважайте друг друга!


Текст для анализа

(1) С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2) Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...

(3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…

(4) - Ну что ты волнуешься? (5) У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6) Переломный этап в психике. (7) Это пройдет!- убеждала меня жена.

(8) Пройдёт... (9) Святое материнское заблуждение! (10) Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…

(11) Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12) И во всем были виноваты марки!

(13) В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14) Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...

(15) - Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17) Доставай-ка свой альбомчик...

(18) - Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19) - Я давно хотел тебе сказать... (20)У меня нет альбома...

(21) - Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.

(22) - Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23) - Просто у меня сейчас его нет.

(24) - Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27) А далеко он живёт, этот твой товарищ?!

(28) - Папа... (29) Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30) Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32) Разве в его коляске далеко уедешь? (33) Я подарил ему свой альбом... (34) Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35) Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...

(36) - А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37) - Только честно?

(38) - Да, папа, жалею... (39) Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40) Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41) Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42) Неужели от радости тоже можно плакать? (43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45) Так ты не сердишься?

(46) Ну что я мог сказать? (47) У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48) Это был мой сын, и он стал взрослым.

(49) Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.

(50) И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...

(По Л.Куклину)


Материалы к уроку

Кластер 1

Кластер в цвете

Распечатка 1        Распечатка 2          Распечатка 3         Распечатка 4

Презентация (pptx, размер 522 КБ)

Автор: Нагорнова Наталья Ивановна