Костина Лилия Сергеевна делится опытом работы по подготовке  девятиклассников к итоговому собеседованию.

Она разработала памятки, способствующие формированию коммуникативной и языковой компетенции учащихся, которые так необходимы для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

 

Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию

 

Неоценимую роль при подготовке к ИС играет правильно выработанный алгоритм работы по предлагаемым заданиям. Каждый организует самостоятельную работу по-своему, так как она должна, на мой взгляд, носить индивидуализированный характер. Ученик использует источник информации в зависимости от своих потребностей.

В процессе работы мы часто сталкиваемся с трудностями при соблюдении грамматических, орфоэпических, речевых норм. Немало проблем также возникает при чтении, пересказе незнакомого текста, создании монологического высказывания. Для преодоления этих сложностей нам на помощь приходят памятки, которые  рассчитаны на способность школьников сознательно управлять своей волей, эмоциями. При использовании памяток идет формирование «методики учащегося». Вашему вниманию будут предложены  памятки, способствующие эффективной подготовке к ИС.

Задание 1.Чтение текста.

Памятка к чтению научно-популярного текста

Критерии оценки чтения текста

  • выразительность речи во время чтения;
  • соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм;
  • искажение / верное прочтение слов;
  • темп чтения.

Признаки выразительного чтения

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, переда­ющие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окра­ски;
  • хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал

  • замены,
  • пропусков,
  • перестановки,
  • добавления,
  • искажения,
  • повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

  1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
  2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
  3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
  4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
  5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
  6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
  7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
  8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Задание 2. Пересказ текста.

Памятка для подготовки к пересказу текста

  1. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  2. Запомните ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
  3. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  4. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  5. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст  передайте чужую речь разными способами.

«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)

  1. В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
  2. В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что  главная ценность жизни – сама жизнь.)
  3. В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
  4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
  5. В виде части предложения.
  6. Введите цитату не полностью.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь.

Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём перечисления их качеств, признаков, особенностей.

Цель описания состоит в том, чтобы слушатель увидел, представил предмет описания.

Основная задача – указать признаки  описываемого предмета, лица, места, явления.

Жанровая фотография – это остановленное мгновение жизни, какая-то сценка, история, но не постановочная, а естественная.

Композиция фотографии — это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих художественную идею.

Речевые стандарты

На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …

В объектив фотографа попали …

В центре фотографии мы видим …

На заднем плане находится …

Вдалеке мы можем разглядеть …

Можно предположить, что …

Кажется, что …

Смотришь на фотографию и представляешь…

Фотография передаёт ощущение …

Фотографу удалось показать …

Алгоритм выполнения задания 3.1

  1. Внимательно рассмотрите фотографию.
  2. Подберите опорные слова и словосочетания для описания фотографии.
  3. Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания, чтобы получилось монологическое высказывание.

Примерный план монологического высказывания – описания

Время высказывания – не более 3 минут.

  1. Вводные фразы по теме фотографии.
  2. Описание фотографии с учётом задания:

             - время действия (когда? в какое время?)

             - место действия (где? в каком месте?)

             - внешний вид участников (кто? как выглядят?)

             - занятие участников (что делают? чем заняты? как?)

             - настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)

  1. Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)

Обучающая работа.

Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание.

Вводная фраза

Перед нами фотография, тема которой  «Мир увлечений».

Место действия

Автор снимка запечатлел школьника в классе-мастерской.

Время действия

Можно предположить, что ученик после уроков или во время каникул увлечённо занимается робототехникой.

Внешний вид участников

 На мальчике одеты удобный серый свитер и джинсы.

Занятие и настроение участников

Фотограф показал  зрителям заинтересованность подростка.  Внимание зрителей приковано к его сосредоточенному умному лицу. Движения рук, которыми он держит инструменты, точны. Мальчик старается выполнить работу аккуратно.

Завершающие фразы

Мне понравился этот снимок. Можно сказать, что таким лаконичным кадром, фотограф передал своё отношение к теме « Мир увлечений»: как же прекрасен человек искренне увлечённый интересным делом. ( 10 фраз)

Задание 4. Диалог.

Памятка при подготовке к диалогу

Единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге.

Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением  и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.

Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим.

Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь. Нашли тему.

Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.

Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Доля этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

 Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.

Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому - получается связный ответ объемом 3 фразы.

Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.

Обучающая работа

1. Есть ли у Вас какое-либо увлечение и в чём его привлекательность?

О чём в вопросе идет речь, нашли тему.( Что такое увлечение?)

Выделяем и запоминаем основные тематические слова. ( Привлекательность увлечений)

Повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

Что такое увлечение? По моему мнению, увлечение – это такое занятие, которое человек выполняет с особым интересом. Я люблю русские народные песни, поэтому  уже несколько лет занимаюсь народным пением в ДШИ в образцовом фольклорном ансамбле «Ладушки».

2. Какие необычные увлечения есть у Ваших друзей и знакомых?

Среди моих друзей и одноклассников много тех, кто занят - танцами, пением, живописью, спортом, коллекционированием...

3. Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?

Безусловно, увлечение может повлиять на выбор профессии. Я после окончания девятого класса собираюсь поступать в Суджанский техникум культуры, так  моё увлечение исполнением народных песен в будущем станет моей профессией.

Автор: Костина Лилия Сергеевна

You have no rights to post comments