Как подготовить девятиклассников к успешной сдаче ОГЭ? Своим опытом делится Лазарева Елена Васильевна.
В качестве материала, предназначенного для работы на уроках, взяты фрагменты, а также целые тексты из произведения И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе». Данные тексты ориентированы на закрепление полученных знаний по орфографии, синтаксису, анализу текста и отработку алгоритма выполнения заданий в формате ОГЭ.
Задание №1
- Запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения.
С губ сорвался последний вдохновенный звук — глаза не блестят и не сверкают — они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки! (И.С. Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Стой»)
- Как вы понимаете словосочетания «вдохновенный звук», «блаженным сознанием»?
- Выпишите из предложения причастия.
Задание №2
- Запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Составьте его схему.
Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, — даже презрение. (И.С. Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Путь к любви»)
- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами. Приведите примеры.
- Выпишите из предложения слово с приставкой, имеющей значение приближение.
- Подберите синонимы к словам «равнодушие», «презрение»
Задание №3
- Запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания.
И я, бедный, смешной, влюбленный, личный человек, говорю тебе: спасибо, маленькая птица, спасибо твоей сильной и вольной песенке, так неожиданно зазвеневшей под моим окном в тот невеселый час. (И.С. Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Дрозд»)
- Выпишите слова с приставками. Объясните в них орфограммы.
- Выпишите действительное причастие прошедшего времени.
- Выпишите из текста эпитеты.
Задание №4
- Запишите фрагмент текста. Объясните постановку знаков препинания.
Мне смешно… и я дивлюсь на самого себя.
Непритворна моя грусть, мне действительно тяжело жить, горестны и безотрадны мои чувства. И между тем я стараюсь придать им блеск и красивость, я ищу образов и сравнений; я округляю мою речь, тешусь звоном и созвучием слов.
Я, как ваятель, как золотых дел мастер, старательно леплю и вырезываю и всячески украшаю тот кубок, в котором я сам же подношу себе отраву. (И.С. Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Кубок»)
- Выделите грамматические основы всех предложений.
- Дайте характеристику предложению 4. Составьте его схему.
- Какой художественный прием использует автор в предложении 4?
Задание №5
- Запишите текст. Объясните постановку знаков препинания.
Она протянула мне свою нежную, бледную руку… а я с суровой грубостью оттолкнул ее.
Недоумение выразилось на молодом, милом лице; молодые добрые глаза глядят на меня с укором; не понимает меня молодая, чистая душа.
— Какая моя вина? — шепчут ее губы.
— Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты.
И все-таки велика твоя вина передо мною.
Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах?
Вот она: ты — молодость; я — старость. (И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Чья вина»)
- В чем заключается основная мысль автора?
- Какие строки подтверждают главную мысль произведения?
- Дайте развернутый ответ на вопрос: «Что такое прощение?»
Задание №6
- Прочитайте текст. Определите его тему.
Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз.
«Суд глупца и смех толпы»… Кто не изведал и того и другого?
Всё это можно — и должно переносить; а кто в силах — пусть презирает!
Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.
— Удались! Ступай вон! — кричат ему честные молодые голоса. — Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище — ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!
Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться — и даже не ждать более справедливой оценки.
Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.
Теперь они питаются им — и даже не ведают имени своего благодетеля.
Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.
Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.
Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…
«Бей меня! но выслушай!» — говорил афинский вождь спартанскому.
«Бей меня — но будь здоров и сыт!» — должны говорить мы. (И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Услышишь суд глупца»)
- Какова основная мысль автора текста?
- Напишите сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете смысл предложения: «Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей».
Задание №7
1. Прочитайте текст. Какова его тема и основная мысль?
По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь — довольство и радость.
Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав!
Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам ей поверил.
О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!
2. Напишите сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете значение слова «клевета». Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Важно ли соблюдение моральных принципов?»
Автор: Лазарева Елена Васильевна