Как подготовить девятиклассников к успешной  сдаче ОГЭ? Своим опытом делится Лазарева Елена Васильевна.

В качестве материала, предназначенного для работы на уроках, взяты фрагменты, а также целые тексты из произведения И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе». Данные тексты ориентированы на закрепление полученных знаний по орфографии, синтаксису, анализу текста и отработку алгоритма выполнения заданий в формате ОГЭ.

Задание №1

  1. Запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения.

С губ сорвался последний вдохновенный звук — глаза не блестят и не сверкают — они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки! (И.С.  Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Стой»)

  1. Как вы понимаете словосочетания «вдохновенный звук», «блаженным сознанием»?
  2. Выпишите из предложения причастия.

Задание №2

  1. Запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Составьте его схему.

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, — даже презрение. (И.С. Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Путь к любви»)

  1. Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами. Приведите примеры.
  2. Выпишите из предложения слово с приставкой, имеющей значение приближение.
  3. Подберите синонимы к словам «равнодушие», «презрение»

Задание №3

  1. Запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания.

И я, бедный, смешной, влюбленный, личный человек, говорю тебе: спасибо, маленькая птица, спасибо твоей сильной и вольной песенке, так неожиданно зазвеневшей под моим окном в тот невеселый час. (И.С. Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Дрозд»)

  1. Выпишите слова с приставками. Объясните в них орфограммы.
  2. Выпишите действительное причастие прошедшего времени.
  3. Выпишите из текста эпитеты.

Задание №4

  1. Запишите фрагмент текста. Объясните постановку знаков препинания.

Мне смешно… и я дивлюсь на самого себя.

Непритворна моя грусть, мне действительно тяжело жить, горестны и безотрадны мои чувства. И между тем я стараюсь придать им блеск и красивость, я ищу образов и сравнений; я округляю мою речь, тешусь звоном и созвучием слов.

Я, как ваятель, как золотых дел мастер, старательно леплю и вырезываю и всячески украшаю тот кубок, в котором я сам же подношу себе отраву. (И.С.  Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Кубок»)

  1. Выделите грамматические основы всех предложений.
  2. Дайте характеристику предложению 4. Составьте его схему.
  3. Какой художественный прием использует автор в предложении 4?

Задание №5

  1. Запишите текст. Объясните постановку знаков препинания.

Она протянула мне свою нежную, бледную руку… а я с суровой грубостью оттолкнул ее.

Недоумение выразилось на молодом, милом лице; молодые добрые глаза глядят на меня с укором; не понимает меня молодая, чистая душа.

— Какая моя вина? — шепчут ее губы.

— Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты.

И все-таки велика твоя вина передо мною.

Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах?

Вот она: ты — молодость; я — старость. (И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Чья вина»)

  1. В чем заключается основная мысль автора?
  2. Какие строки подтверждают главную мысль произведения?
  3. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Что такое прощение?»

Задание №6

  1. Прочитайте текст. Определите его тему.

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз.

«Суд глупца и смех толпы»… Кто не изведал и того и другого?

Всё это можно — и должно переносить; а кто в силах — пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

— Удались! Ступай вон! — кричат ему честные молодые голоса. — Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище — ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться — и даже не ждать более справедливой оценки.
Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им — и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…

«Бей меня! но выслушай!» — говорил афинский вождь спартанскому.

«Бей меня — но будь здоров и сыт!» — должны говорить мы. (И.С.  Тургенев. Стихотворение в прозе «Услышишь суд глупца»)

  1. Какова основная мысль автора текста?
  2. Напишите сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете смысл предложения: «Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей».

Задание №7

1. Прочитайте текст. Какова его тема и основная мысль?

По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь — довольство и радость.

Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав!

Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам ей поверил.

О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!

2. Напишите сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете значение слова «клевета». Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Важно ли соблюдение моральных принципов?»

Автор: Лазарева Елена Васильевна