Данный материал – типовые тестовые задания ОГЭ – может быть использован как на уроках, так и для самостоятельной работы.
Автор-разработчик: Гридунова Елена Аркадьевна, зам.директора по УВР МБОУ«Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского» Курского района.
Вариант 1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-15.
(1) Родился я в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. (2) Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. (3) Он не выносил никаких тягостей и забот. (4) Очевидно, из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте. (5) После Москвы он служил в Пскове, в Вильно и, наконец, более или менее прочно осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге. (6) Моя мать – дочь служащего на сахарном заводе – была женщиной властной и неласковой. (7) Всю жизнь она держалась «твердых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей.
(8) Неласковость ее была напускная. (9) Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».
(10) Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством: в доме много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. (11) До сих пор я хожу в театр, как на праздник.
(12) Учился я в Киеве, в классической гимназии. (13) Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» – русской словесности, истории и психологии. (14) Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков.
(15) Лучшим временем – порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей – была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. (16) Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополе и розовых свечах старых каштанов. (17) В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. (18) И я писал их без всякого удержу, по два – три стихотворения в день.
(19) В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. (20) О рабочих, о пролетариате говорили редко. (21) В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы – Путиловский, Обуховский и Ижорский, как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах.
(22) Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. (23) Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством. (24) В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни». (25) Это было, насколько я помню, в 1911 году.
(26) С тех пор решение стать писателем завладело мной так крепко, что я начал подчинять свою жизнь этой единственной цели. (27) В 1912 году я окончил гимназию, два года пробыл в Киевском университете и работал и зиму и лето все тем же репетитором, вернее, домашним учителем.
(К.Г. Паустовский)
2. Укажите предложение, в котором содержится информация не соответствующая содержанию текста?
1) Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье.
2) В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы , как будто весь мировой рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах.
3) Семья наша была склонна к занятиям искусством: в доме много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр.
4) Литературу мы знали и любили и больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни».
2) Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».
3) Она (весна) тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополе и розовых свечах старых каштанов.
4) Всю жизнь она держалась «твердых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей.
4. Из предложений 21-23 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.
5. Из предложений 14-18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В именах прилагательных, образованных от имён существительных с основой на –Н с помощью суффикса –Н, пишется НН».
6. Замените слово «тягостей» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «запах тополя» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования.Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу придаточной части предложения 26.
9. Среди предложений 1-6 найдите предложение, осложненное обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую (-ые) при вводном (-ых) слове (-ах).
Отец мой,(1) несмотря на профессию,(2) требовавшую трезвого взгляда на вещи,(3) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(4) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте. После Москвы он служил в Пскове,(5) в Вильно и,(6) наконец,(7) более или менее прочно осел в Киеве, (8) на Юго-Западной железной дороге.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В нашей семье,(1) по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной,(2) много говорили о народе,(3) но подразумевали под ним преимущественно крестьян. Когда я был в шестом классе, (4) семья наша распалась,(5) и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье.
13. Среди предложений 20-27 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным степени. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 22-27 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов №2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3.Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Алексея Николаевича Толстого: «Глагол-основа языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.Н.Толстого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Лучшим временем – порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей – была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова цель? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое цель в жизни?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Вариант 2
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-15.
(1) Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»
(2)— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...
(3)«Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
(4)Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. (5) Напротив того, трудно описать мое восхищение. (6)Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. (7) Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.
(8)Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. (9)День отъезду моему был назначен. (10)Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
(11)— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
(12)— Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. (13) — К какой стати стану я писать к князю Б.?
(14)— Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
(15)— Ну, а там что?
16)— Да ведь начальник Петрушин — князь Б. (17)Ведь Петруша записан в Семеновский полк.
(18)— Записан! 19)А мне какое дело, что он записан? (20) Петруша в Петербург не поедет. (21) Чему научится он, служа в Петербурге? 22)Мотать да повесничать? (23)Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон….
(24)Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. (25)Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.
(26)Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? (27)Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. (28)Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
(29)Итак, все мои блестящие надежды рушились! (30)Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. (31)Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. (32) Но спорить было нечего. (33) На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. (34) Родители мои благословили меня. (35)Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». (36) Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. (37)Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. (38) Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.
(39)В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
2. Укажите предложение, в котором содержится информация для обоснования ответа на вопрос « Как провожали Петрушу родители на службу?»
1) Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою
2) Родители мои благословили меня.
3) Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
4) Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу.
2) Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу.
3) Итак, все мои блестящие надежды рушились!
4) Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого
4. Из предложений 29-33 выпишите слово, в котором правописание приставки правописание приставки зависит от ударения.
5. Из предложений 33-36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
6. Замените слово «рушились» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «лисью шубу» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
9. Среди предложений 27-30 найдите предложение, осложненное обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы) , обозначающие запятую при вводном (-ых) слове(-ах).
Накануне батюшка объявил, (1)что намерен писать со мною к будущему моему начальнику,(2) и потребовал пера и бумаги.
— Не забудь, (3)Андрей Петрович,(4) — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, (5)дескать,(6) надеюсь,(7) что он не оставит Петрушу своими милостями.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 39.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку,(1) что она уронила ложку в кастрюльку, (2)и слезы потекли по ее лицу.
Матушка отыскала мой паспорт,(4) хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою,(5) в которой меня крестили,(6) и вручила его батюшке дрожащею рукою
13. Среди предложений 33-39 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 3-10 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов №2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3.Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.Н.Толстого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа , написанная без опоры на прочитанный текст(не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Итак, все мои блестящие надежды рушились!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова честь? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Автор-разработчик: Гридунова Елена Аркадьевна