На ФИПИ опубликованы перспективные модели КИМ ОГЭ по русскому языку. Предлагаем познакомиться с ними.

Посмотреть на сайте ФИПИ новую демоверсию. Или воспользоваться нашей разработкой КИМов в новом формате на материале курских писателей. Каждый из 4 вариантов начинается со 2 тестового задания (исключено изложение в 1 задании).

Разработчик Гуляева Екатерина Витальевна

 

ТЕСТ ОГЭ. Вариант 1

2.Выполните орфографический анализ слов.

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЕНН-, -ОНН, пишется НН». Запишите номер  ответа.

1) (шел) медленно

2) осенний (дождь)

3) соломенная (крыша)

4) завышенная (цена)

3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 За узкой (1) малоезженной дорогой (2) поросшей подорожником (3) и птичьим горцом (4) синела гривка из васильков(5) а дальше (6) к югу (7) казалось(8) что беспредельно желтело поле; земли нашего села начинались  от леса (9)  от озера Ендовы (10) и тянулись в поле.

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «гривка из васильков», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

Улица небольшая, ее иногда просто Угол называют. Она отходит от Церковщины и упирается в озеро Пильку. И тут Иван Карпович не сплоховал: рассказал про озеро такое, что и непонятное стало ясным. «Раньше, – говорит, – в приозерных камышах куличиков много водилось, вот они и пиликали. Слышали, когда летят: пиль, пиль?..»

  1. Ее называют (предложение 1)
  2. Она отходит (и) упирается (предложение 2)
  3. Непонятное стало (предложение 3)
  4. Куличиков много водилось (предложение 4)
  5. Слышали (предложение 5)

Прочитайте текст и выполните задание 6-8.

(1) Как-то мать сказала:

- А помнишь, Юрка, как ты в лес пошел и дно у горшка выдрал?

(2)И ожил долгий летний день. (3) Ранним утром – ледяная роса на лугу, потом – неостывшая за ночь песчаная дорога лесом и высокая трава на делянках, где, вымокнув по колено, мы отыскивали позднюю, самую крупную землянику.

(4)В жаркий полдень терпким сосняком мы шли по выгоревшим земляничникам. (5)Ягоды высыхали до духмяной приторной сладости.(6) Некоторые пахли лесным зеленым клопом, который стойко вонюч, и если в горсти земляники случайно его, бывало, засунешь в рот, то в носу свербило от запаха.

(7)Вспотевшие, вялые, спускались в пропахший сыростью и древесным тленом овраг, где на солнечном пятачке пили воду из старого колодца. (8)Вода, вровень с полусопревшим срубом, темнела от листвы, как в осенних лужах. (9)Карабкаешься наверх, наступая на упавшие невесть почему белые тела берез и с ужасом чувствуешь, как нога с хрустом продавливает бересту,  - внутри все истлело.

(10)В лес нас водил Мишка Барин, который за грибами и ягодами стал ходить чуть ли не с трехлетнего возраста. (11)Землянику он умел рвать двумя руками, не отставая от женщин, и там, где мы успевали набрать двухлитровый горшочек, он набирал полведра.

(12)В том давнем злополучном походе в нашей ватаге были сыновья директора школы – Славка и Вовка. (13)Славка был моим другом, но сидел он за одной партой с Барином, как захотел сам директор, - Мишка хорошо учился.

(14)В то утро мы встали затемно и двинулись к лесу.

(15)Пройдя по узкой тропике вдоль опушки, едва мы обогнули озеро, Барин сделал нам знак:

-Тсс!..

(16)Мы замолчали.

(17)-Так, - сказал он, - идите вон за тот куст и сидите тихо, мы с Чучелом у Кибитки огород проверим.

(18)За болотистым камышовым отрогом озера Ендовы, на границе ольшаника и редкого сосняка стояла избушка, хозяйку которой звали Кибиткой. (19)Огород ее спускался с пригорка к воде, и мы чуть ли не в каждый поход забирались к ней в огуречник.(20)Огурцы воровали всякие.(21) Доставалось, конечно, не только огурцам, но и луку, редиске, моркови. (22)Мы и огуречником-то звали низину, где она высаживала овощи.

(23)Правда, Кибитка частенько умудрялась высмотреть нас через окно, выскакивала из дома с кочергой и кричала вслед убегающим ребятишкам:

- Вот я вас! Всех запомнила!..

(24)Не повезло нам и на этот раз. Только мы с Барином стали красться, как она вылетела на пригорок и стала вопить:

- Всех, всех чертей вижу. (25) Сегодня же в школу пойду, все отцу расскажу. – (26)Оказывается, она заметила не нас с Барином, а всех остальных, когда они перебегали от куста к кусту. (27) Мы попытались прошмыгнуть в ольшаник, но Кибитка и нас.

(28)- Ах, паразиты! – закричала она. – До чего дожили: учителевы дети воровать стали. (29) И ты, Барин, держись у меня! (30)Напущу на тебя Ауку.

(31)Славка и Вовка сразу помрачнели, а я хоть и бодрился, но мне тоже стало не по себе.

(32)Мишка нас успокоил:

 - Никуда она не пойдет.

(33)Мы пошли в лес.

(34)- Только давайте договоримся,  - сурово сказал Барин, - друг от друга далеко не уходить, чтобы потом не аукать. (35)Лесная хозяйка напасть может.

(36)Мы про  эту Ауку знали давно: и верили в нее, и не верили. (37)Но больше, конечно, верили. (38)Как верили в домовых, чертей, водяных и русалок.

(Ю. Першин «Кислое яблочко»)

6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. События, описанные в тексте, происходили осенью
  2. Мишка Барин сын директора школы
  3. Огуречник – низина на огороде, где Кибитка высаживала овощи.
  4. Аука лесная хозяйка.
  5. Кибитка поймала ребят и рассказала все директору.

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

  1. В жаркий полдень терпким сосняком мы шли по выгоревшим земляничникам.
  2. Некоторые пахли зеленым лесным клопом, который стойко вонюч, и если в горсти земляники случайно его, бывало, засунешь в рот, то в носу свербило от запаха.
  3. Карабкаешься наверх, наступая на упавшие невесть почему белые тела берез и с ужасом чувствуешь, как нога с хрустом продавливает бересту.
  4. Вспотевшие, вялые, спускались в пропахший сыростью и древесным тленом овраг, где на солнечном пятачке пили воду из старого колодца.
  5. Выполните лексический анализ слова.

8. Найдите в тексте синоним к слову истлело (предложение 8). Выпишите его.

 

ТЕСТ ОГЭ. Вариант 2

2. Выполните орфографический анализ слов.

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н». Найдите это слово.  Запишите номер ответа.

1) (дело) завершено

2) кованое (кресло)

3) скучно (мне)

4) земляное (укрытие)

3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Димка сидел на коленях у старшего дяди(1) рядом с шофером(2) мать сняла с него шапочку(3) русые волосенки его растрепались(4) он уткнулся в лобовое стекло(5) и лишь время от времени оборачивался к материи (6) показывая два передних зуба(7) серые его глазки блестели; справа(8) вдалеке(9) синел лес(10) мелькали маленькие мостики (11) с ярко раскрашенными перилами(12) над сонными речушками(13) поросшими осокой.

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «торфяные разработки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

Мать была в белом миткалевом платке и зелено-бурой бумажной кофте. Глаза ее, живо глядящие из-под белесых бровей, налились слезами, она шмыгала носом, зажимая кончик его щепотью. Отец близоруко щурился, волосы его, поредевшие и почти седые, были гладко зачесаны назад. Он поздоровался с дочерью, а она его поцеловала в обе щеки. Целоваться отец тоже не приучен и потому покраснел, как и его сыновья. Младшие перекусили быстро и убежали на улицу.

  1. Мать была (предложение 1)
  2. Она шмыгала носом (предложение 2)
  3. Волосы были зачесаны (предложение 3)
  4. Целоваться отец (и) покраснел ( предложение 5)
  5. Перекусили (и) убежали (предложение6)

Прочитайте текст и выполните задание 6-8.

(1) Ранним июльским утром, когда скорый поезд подкатил к тамбовскому перрону, полуторагодовалый мальчик, одетый в яркий трикотажный свитер, стоял на лавке и глядел в окно.

(2)Вчера за день он пролетел от Тихого океана до Москвы, вечером заснул в такси, в котором мать везла его из аэропорта на вокзал, и всю ночь проспал в поезде.

(3)В купе вошли три брата: Коля, Лешка и Юрий, они улыбались, Юрий поцеловал молодую круглолицую женщину, мать этого мальчика, остальные только пожали руку, а когда она сама поцеловала их в щеки, то они у них зардели.

(4)- С приездом, - сказал Юрий. (5)Он был старшим братом.

(6)- Вы прямо как красные девицы,  -сказала она ребятам и ответила старшему: - Спасибо!.. (7)А это – Димка.

(8)Димка серьезно разглядывал чужих людей.

(9)- Димка, это твои дяди! (10)Видишь, их сколько, а в деревню приедем, там еще есть…

(11)Братья выгрузили чемоданы на площадь, и на них пахнуло свежестью, долетевшей снизу города, от реки. (12)Солнце светило ярко. (13)На крышах пробегавших автобусов мерцали капли росы.

(14)- Как это вы все собрались? – спросила сестра.

(15) - Мне телеграмму прислали, – ответил старший, – приезжай, мол, Коля отслужил, будет сабантуй.

(16)- Ой, а я и забыла, – обратилась она к тому брату, которого звали Колей. – Ну как, служака?

(17)- Ничего, после института всего год. (18)Не страшно.

(19)- А ты, Лешка, не работаешь сегодня?

(20)Лешка и Коля были двойняшки, но совершенно отличались друг от друга: Коля черноволосый, с тонкими усиками и прямым носом, а Лешка белобрысый и курносый.

(21)- Я с ночной и послезавтра в ночь, – ответил он.

(22)Зоя и Юра были почти ровесники. (23) Брат на полтора года старше. (24)Зоя была похожа на Лешку, а Юра на Колю, только лицо у него было круглее.

(25)- Ушки у Димки болят. (26)Из ушка текло. (27) Я совсем замучилась: на работу надо, а он болеет. (28) День в садике, неделю дома, хотела уже с работы уходить. (29)Матери письмо накатала: приезжай, мол, выручай единственную дочь. (30)Да отец мораль отпел: «Нельзя же оставлять своих детей, бросить хозяйство и мужа, чтобы нянчить одного внука». (31)Теперь вот им везу.

(32)- Ну ничего, в общем-то он прав, -  сказал Коля,  - мать укатит, а своих анчутков куда?

(33)- Да я уж знаю, вы все в отца… (34)А дальше в него в письме такое политическое продолжение,  - Зоя улыбнулась, - «надо исходить из реальной действительности, как Вилли Брандт». (35)Вот, на память даже выучила!

(Ю.Першин «Приезд и отъезд Димки»)

6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?  Укажите номера ответов

  1. Димка всю ночь проспал в самолете.
  2. Димка - племянник Юрия.
  3. Отец не разрешил матери оставить детей, бросить хозяйство и поехать помогать Зое.
  4. Зоя сообщила о своем приезде телеграммой.
  5. Коля только пришел из армии.

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является сравнение.

  1. Вы прямо как красные девицы.
  2. Юрий поцеловал молодую круглолицую женщину, мать этого мальчика, остальные только пожали руку, а когда она сама поцеловала их в щеки, то они у них заалели.
  3. На крышах пробегавших автобусов мерцали капли росы.
  4. А дальше в него в письме такое политическое продолжение, - Зоя улыбнулась, - «надо исходить из реальной действительности, как Вилли Брандт».

8. Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте антоним к слову белобрысый (предложение 20). Выпишите его.

 

ТЕСТ ОГЭ. Вариант 3

2. Выполните орфографический анализ слов.

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного. Запишите номер ответа.

1) здесь (остановились)

2) рассмешить (ребенка)

3) сделать (уроки)

4) здание (построили)

3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

И только в отработанных карьерах (1) она упокойно затихает(2) наполняя травяные бочажины(3) просачиваясь новыми ручьями(4) обступая(5) и подтапливая бугры(6) и где-то там(7) среди островов(8) окруженный вспененной(9) прибывающей водой(10) горбится и Маревнин карьер(11) усеянный светлячками.

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «ночным миражом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.  Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

Вот ведь как легко они обживают землю! Весь мир - собственность, все откровенно, возможно, доступно. Стало даже обидно. Я собирался показать им свою дорогу. И мои же дети, именно мои, относятся ко всему моему, как чужие пришельцы , не признавая, что я здесь жил.

  1. Они обживают землю (предложение 1)
  2. Мир собственность (предложение 2)
  3. Стало (предложение 3)
  4. Я собирался показать (предложение 4)
  5. Дети относятся не признавая (предложение 5)

Прочитайте текст и выполните задание 6-8.

(1)Наконец-то, мы решили: на праздники поедем к матери, в мой первый дом. (2)Дорога, в общем, не длинная: восемьдесят верст поездом, семь верст пешком - всего каких-нибудь четыре часа пути.

(3)В студенческие годы, бывало, каждую субботу ездил домой. (4)И была мне, студенту-крестьянину, эта дорожка кормилицей. (5)Часто думал: вот только доучусь, пойду работать - повезу матери благодарственные булки и конфеты.

(6)Прошли те годы. (7)Появились жена, двое детей. (8)За ними да за работой дни расходятся мелкой монетой. (9)Вроде бы день-рубль и велик, а по копеечкам разбежится - не заметишь, известное дело. (10)Потому и наведываюсь к маме редко: в отпуск на недельку, когда так совпадает, что мы с женой оба свободны от службы, или вот как сейчас, на праздник.

(11)В дороге неумолимо тянет к вагонному окну. (12)Смотришь на чужие места, на хаты, на людей, застигнутых как есть, - все быстро и безжалостно исчезает. (13)Хочется остановить это движение, посидеть на взгорке, пройтись по неказистому, но такому загадочному леску, умчаться по лугу к горизонту, глянуть за край земли, где мерещится все еще нетронутым мое детство.

(14)Тем временем мои дочки захватили вагонный столик, немедля затребовали карандаши, книжки-раскраски с бесцветными тиграми и львами, зебрами и жар-птицами и кинулись малевать, забыв обо все на свете. (15)Даже в окно не смотрят.

(16)Вот ведь как легко они обживают землю! (17)Весь мир - собственность, все откровенно, возможно, доступно. (18)Стало даже обидно. (19) Как же так? (20)Я собирался показать им свою дорогу. (21)Это моя кровная земля, моя жизнь! (22) И мои же дети, именно мои, относятся ко всему моему, как чужие пришельцы, не признавая, что я здесь жил. (23)Для них - будто ничего на земле и не было, они лишь осчастливили ее своим приходом, захватив родителей на первый случай в качестве провожатых.

(24)Я хочу, чтобы в детство дочерей вошло и мое детство. (25)Иначе может случиться, что мою жизнь они не признают за жизнь, сочтут ее не единственной, не обязательной, не примут ее за часть своей жизни.

(26)С этим я уже встречался. (27)В студенческом общежитии как-то зашел разговор про причуды обуви. (28) Стали припоминать, какая она была, как менялась. (29)Воскресили в памяти всякие золотые и сафьяновые туфельки, флибустьерские башмаки с фасонистыми пряжками и белыми чулками под коленку, ботфорты и многое другое, что довелось увидеть в кино и разглядеть на старинных картинах. (30)Из давнего прошлого разговор сам собой перекинулся в наше время. (31)Заговорили о себе, кто и что носил в недалеком детстве, в чем бегал в школу. (32) Подошла и моя очередь. (33)Я признался, что до пятого класса ходил в лаптях.

(34)- Не трепись. (35)Такое еще до революции было, - отрезали ребята.

(36)- Да вы что?! - вскипел я.

(37)- Мы-то ничего. (38)Это ты…(39) Силен трепаться!..(40) Ты, случайно, на мамонтов не охотился, а? (41) С камнем один на один…

(42)Беспомощно пытался доказать, что так было на самом деле. (43)Они улыбались, но слушать меня не хотели. (44)Я-то по простоте душевной думал, что коли так жил, то и доказывать этого не надо, это же само собою разумеется, это ж всегда со мной. (45) Куда же я денусь от лаптей?

(46)Вот сейчас смотрю на обувку детей и радуюсь больше их самих. (47)Что для них какие-то туфельки? (48)Небольшой эпизод, всего-то и радости, пока эти туфельки еще не были на ногах. (49)А теперь уже и забыли про них: пособьют носки, да и вырасти успеют скорее, чем износят. (50)Выбросят - и забудут начисто.

(51)Лапти мои горемычные! (52)Вы будете сопровождать меня всю жизнь. (53)Мне и стыдно, и не хочется лишний раз вспоминать о вас при людях. (54)Но куда денешься? (55)О каждом тогдашнем куске хлеба помнишь благодарной собачьей памятью. (56)Помню и вас.

( М. Еськов «Старая яблоня с осколком»)

6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?  Укажите номера ответов

  1. С появлением жены и детей рассказчик стал чаще бывать у матери.
  2. Дети всю дорогу в поезде смотрели в окно.
  3. Рассказчик признался, что до пятого класса ходил в лаптях.
  4. Рассказчику стыдно вспоминать о лаптях.
  5. Для современных детей обувь – небольшой эпизод, о ней с легкостью забывают, как только станет негодной.

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является метафора

  1. Весь мир - собственность, все откровенно, возможно, доступно.
  2. И мои же дети, именно мои, относятся ко всему моему, как чужие пришельцы , не признавая, что я здесь жил.
  3. Тем временем мои ребята захватили вагонный столик, немедля затребовали карандаши, книжки - раскраски.
  4. Да и горе нынешнее, взрослое, которое можно обуздать и найти из него выход.

8. Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте синонимы к слову лапти. Запишите любой.

 

ТЕСТ ОГЭ. Вариант 4

2. Выполните орфографический анализ слов.

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение». Запишите номер ответа.

  1. приоткрыл (дверцу)
  2. приморский (округ)
  3. приехал (на вокзал)
  4. пришил (пуговицу)

3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Кажется(1) уж и сердце не бьется(2) лишь грудь сдавливает(3) какой-то непонятной тяжестью(4) как бывает(5) когда в одной рубашонке выскочишь на ветряной мороз(6) когда даже зубы начинают ныть (7) и снежно скрипеть(8) за всем этим не замечаешь(9) как оттаивает мама: вдруг(10) на колени мне падает слеза(11) значит (12) руки «с пару зашлись».

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «подземельная темнота», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

Вот я с мамой вылезаю из погреба. Какой-то сивый, здоровенный, под небо, мужик по-гусачьи горланит и гонит нас в хату. Там уже гогочут такие же сивые, их много, они едят из нашего чугунка картошку. Немцы! Я хочу крикнуть эти слова, чтобы все услышали и спрятались в погребах, убежали к нашим, чтобы никто не показывался, не заходил сюда.  Я соскальзываю, на мгновение вижу мамины ноги, растопыренными пальцами впившиеся  в утоптанный заледенелый снег.

  1. Я вылезаю (предложение 1)
  2. Мужик горланит (предложение 2)
  3. Гогочут сивые (предложение 3)
  4. Я хочу крикнуть (предложение 5)
  5. Я соскальзываю (предложение 6)

Прочитайте текст и выполните задание 6-8.

(1)Мама зажигает свет. (2)Я забиваюсь в угол, подальше. (3)Свет от медной гильзы, что дрожит колючим гребнем желтого огня, сюда не доходит. (4)Я одинок на моей спасительнице-печке, куда, бывало, прятался от фашистов, ломившихся в хату, и где прячусь теперь от брата и сестер, и даже от мамы в минуты провинности. (5)Укутываю голову фуфайкой и пытаюсь заснуть. (6)Быстрей, быстрей заснуть! (7)От зажмуривания, кажется, что кожа с затылка сползет на глаза. (8) А сна нет. (9)Чем крепче закрываю глаза, тем яснее вижу… (10)Это и сон. (11)И не сон…(12)Вот я с мамой вылезаю из погреба… (13)Под ногами необычно громко, утробно гудит снег. (14)Какой-то сивый, здоровенный, под небо, мужик по гусачьи горланит и гонит нас в хату. (15)Там уже гогочут такие же сивые, их много, они едят из чугунка картошку: достали из печки сами. (16) Пока мы от бомбежки прятались в погребе, без нас хозяйничают в нашей хате. (17)Немцы! (18) Немцы!!! (19)Хочу крикнуть эти слова, чтобы все услышали и схоронились в подвалах, убежали к нашим, чтобы никто не показывался, не заходил сюда. (20)Я, наверное, кричу глазами, не голосом, язык высох и онемел, как онемел я сам.

(21)- О-о! Матка! - Сивая громадина срывает с мамы теплый вязаный платок, обматывает себе шею, прижимается к платку щекой, жмурится. - О-о! Гут, гут…

(22)Я в каком-то оцепенении. (23)С меня и с мамы стаскивают валенки. (24)Что это? (25)Зачем?.. (26)Из хаты нас вышвыривают в снег. (27) Мама поднимает меня и несет к погребу. (28)Я спешу юркнуть в спасительную подземельную темноту, в сырой капустный дух. (29)Но заплесневелая лестница не держит меня. (30)Соскальзываю, на мгновение вижу мамины ноги, растопыренными пальцами впившиеся в утоптанный заледенелый снег…

(31)Мне чудится, что это я сам сейчас стою на снегу босиком. (32)Внезапная боль огненными иглами вонзается в мои подошвы, пронизывает насквозь, испуганным криком срывается с языка.

(33)- Сыночек… голубенький. - Это мама успокаивает меня, думает, что во сне кричал.

(34)Мамины пальцы, простуженные и измученные знобким сырым днем и длинным, во всю войну, голодом, шершавят, ласкают мои давно не стриженые волосы. (35)Из всех ласк, какие довелось испытать с первых запомнившихся дней, самой любой была вот эта ласка. (36) Откроется мокрая, в наростах мшистой измороси дверь, с клубом мороза закатит мама в хату корыто с мерзлым бельем, громыхая обледенелой обувью и юбкой, согнутая и промерзлая, как соломинка в ледяной сосульке, переставит ноги через порог - и ко мне. (37)Негнущиеся, без кровинки пальцы мама трет о мою голову. (38) Пальцы скользят поверху волос, никак не проникнут в сбитые космы, вдруг чиркнут по ушам и мгновенно обожгут каляным жаром так, что перехватит дыхание. (39)Съежишься весь, замрешь от этого прикосновения. (40)Чуешь, что и сердце не бьется, лишь грудь сдавливает какой-то непонятной тяжестью, как бывает, когда в одной рубашонке выскочишь на ветряной мороз, когда даже зубы начинают ныть и снежно скрипеть. (41)За всем этим не заметишь, как оттаивает мама: вдруг на колени мне падает слеза, значит, руки «с пару зашлись». (42)Затем становится тепло маминым рукам и мне. (43)Я обхватываю маму: льдинки на маминой фуфайке так остро, словно впервые, пахнут морозом. (44)Прижимаюсь к ним щекой, облизываю их, мне удивительно хорошо. (45)Закрываю глаза, слушаю самого себя, свое сердце, замирающее от разлива дрожащей радости, и хочу одного-единственного, чтобы как можно дольше мама вот так гладила мои волосы, чтобы заснул и надолго оставил с собой нежность к маме, к себе, ко всем…

(М. Еськов «Старая яблоня с осколком»)

6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Немцы хозяйничали в хатах, пока хозяева прятались в погребе.
  2. Когда мальчик увидел немцев, он громко закричал.
  3. В погребе были еще люди, пахло капустным духом.
  4. С мальчика и его мамы немцы сняли валенки.
  5. Мальчик не любил, когда мама его гладила мерзлыми пальцами.

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

  1. Под ногами необычно громко, утробно гудит снег.
  2. Я, наверное, кричу, кричу глазами, не голосом, язык высох и онемел, как онемел я сам.
  3. Я спешу юркнуть в спасительную подземельную темноту, в парной капустный дух, но заплесневелая лестница не держит меня.
  4. Внезапная боль огненными иглами вонзается в мои подошвы, пронизывает насквозь, испуганным криком срывается с языка.

8. Выполните лексический анализ слова. Найдите в предложениях 22-30 антоним к слову оттаивает (предложение 41). Выпишите его.

Добавить комментарий

Пожалуйста, не оставляйте рекламу!


Защитный код
Обновить