Евдокимова Любовь Николаевна делится опытом работы по подготовке обучающихся 8-9 классов  к итоговому собеседованию и предлагает сценарный план факультативного занятия.

Цели:

  1. Продолжить подготовку к итоговому собеседованию.
  2. Развивать умение создавать устное высказывание в соответствии с определенным типом речи; грамотно выстраивать монологи в зависимости от целей высказывания; вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения; уметь оценивать работу одноклассников.

 

Сценарный план занятия

I.Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, вам предстоит принять участие в итоговом собеседовании. Подготовку к нему мы ведем с 8 класса, и сегодняшнее занятие не исключение. Вам предстоит еще раз пройтись по всем  заданиям, входящим в КИМ.

II. Актуализация знаний. Проверка умений и навыков.

1) Орфоэпическая разминка (Cлайд 2)

- Ребята, обратите внимание на слайд. Здесь даны слова, взятые  из «Тренажера ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование для выпускников основной школы» под редакцией Егораевой Г.Т. Давайте вместе отчитает эти слова (хоровое чтение  чередуется с самостоятельным чтением «про себя»).

Вид - звонит                                            обнялись - залились      

оптовый -  Вовы                                      лгала – соврала

Айболит – наделит                                видно – завидно

приручённый – печёный                        сдала – недобрала

накрениться – свалится                        в ступоре - откупорил

смотрите – граффити                            ива – крапива

информировать – забронировать        мытарства - царства

 

2) Задание 1. Чтение текст (по вариантам). На подготовку этого задания дается 2-3 минуты. Обучающимся дается установка, что они должны не только внимательно прослушать одноклассника, но и оценить чтение в соответствии с критериями, данными на странице 8 «Тренажера ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование для выпускников основной школы» под редакцией Егораевой Г.Т.

Текст для 1 варианта.

При пересказе текста вклю­чите  слова ис­то­ри­ка ис­кусств В. В. Ста́сова:

«Я счи­таю, что в ис­то­рии рус­ской жи­во­пи­си «Бо­га­ты­ри» Вас­не­цо­ва за­ни­ма­ют одно из пер­вей­ших мест».

По­ду­май­те, где лучше ис­поль­зо­вать слова В. В. Ста­со­ва в пе­ре­ска­зе. Вы мо­же­те ис­поль­зо­вать любые спо­со­бы ци­ти­ро­ва­ния.

Виктор Михайлович Васнецов — один из самых великих русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырём русской живописи», так как он первым среди живописцев обратился к былинным и сказочным сюжетам. Картины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке» — широко известны среди многих поколений людей.

Вершиной творчества художника считается картина «Богатыри», над которой он работал с перерывами около 20 лет! Тут изображены три былинных защитника Древней Руси: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Важно отметить, что натурщики, позировавшие мастеру для этой картины, были крестьяне, а облачены́ они были в костюмы, взятые напрокат из Исторического музея, это была одежда настоящих русских воинов!

Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто работал в разнообразных областях искусства. Он писал портреты, создавал проекты архитектурных сооружений, эскизы декораций и костюмов к спектаклям, расписывал соборы. По рисункам Васнецова сооружён фасад Третьяковской галереи в Москве.

В картинах Васнецова воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее.

 

Текст для 2 варианта  

Задание 1

Текст для 2 варианта

При пересказе текста вклю­чите  слова Д. С. Ме­реж­ков­ско­го:

«Что Пуш­кин для нас? Ве­ли­кий пи­са­тель? Нет боль­ше: одно из величай­ших яв­ле­ний рус­ско­го духа!»

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи.

Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»

(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

(169 слов)

После чтения текста для 1 варианта обучающиеся анализируют прочитанное и выставляют баллы за чтение. После прочтения текста для 2 варианта проводится аналогичная работа.

3) Склонение числительных. Задание по вариантам. (Слайд 4)

- Ребята, я думаю, вы согласитесь со мной, что буквально в каждом тексте для чтения и пересказа встречаются числительные. Чтобы не делать ошибок в произношении данной группы слов, мы сейчас выполним задание, направленное на отработку  орфоэпических норм. Вспомните, на какие 2 разряда делятся числительные? (Количественные и порядковые) 

- Как склоняются количественные сложные числительные? (Изменяется каждое слово)

- Как склоняются порядковые числительные? (Изменяется только последнее слово)

1 вариант. Просклоняйте слово четыреста двадцать пятый.

2 вариант. Просклоняйте слово четыреста двадцать пять.

4) Задание 2.  Пересказ ранее прочитанных текстов.

- При пе­ре­ска­зе тек­ста ста­рай­тесь пе­ре­дать все его мик­ро­те­мы. Как пра­ви­ло,

мик­ро­те­ма тек­ста вы­де­ля­ет­ся в от­дель­ный абзац. Пе­ре­да­вай­те со­дер­жа­ние точно и ёмко, не до­бав­ляя лиш­не­го, но и не про­пус­кая ни одной микро­те­мы.

Пра­виль­но упо­треб­ляй­те слова, ставь­те уда­ре­ния, сле­ди­те за тем, чтобы звуки и слова про­из­но­си­лись чётко и гра­мот­но. Об­ра­щай­те вни­ма­ние на пра­виль­ность по­стро­е­ния пред­ло­же­ний.

При под­го­тов­ке к пе­ре­ска­зу осо­бое вни­ма­ние об­ра­ти­те не име­ю­щи­е­ся в тек­сте имена соб­ствен­ные: гео­гра­фи­че­ские на­зва­ния, фа­ми­лии, имена, от­че­ства и т.д. Их ис­ка­же­ние будет яв­лять­ся фак­ти­че­ской ошиб­кой.

Про­чти­те вы­ска­зы­ва­ние, вник­ни­те в его смысл, про­ду­май­те, в какую часть пе­ре­ска­за его вклю­чить умест­нее всего. Вы­ска­зы­ва­ния могут содержать вывод по про­бле­ме тек­ста — тогда его умест­нее упо­тре­бить в конце пе­ре­ска­за. Вы­ска­зы­ва­ние может но­сить ха­рак­тер те­зи­са — тогда умест­но упо­тре­бить его в на­ча­ле тек­ста.

После пересказа текста для  1  варианта обучающиеся оценивают  выступающего в соответствии с критериями на странице 9 «Тренажера ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование для выпускников основной школы» под редакцией Егораевой Г.Т. После пересказа

5) Задания 3.  Монологические высказывания. (Работа по вариантам) Слайд 6

- Обратите внимание на то, что у 1 варианта на рабочих столах лежат фотографии.  Вам предстоит подготовить монологическое высказывание. А 2 варианту нужно порассуждать на тему «Нужна ли человеку мечта?» Можно воспользоваться рабочей тетрадью и сделать наброски будущего высказывания.

 Примерные ответы обучающихся.

1 вариант. Описание фотографии.

Передо мной фотография, на которой я вижу молодую учительницу с учениками. Герои снимка увлечены общим делом, приносящим удовлетворение как учителю, так и ученикам. Это видно по улыбающимся, довольным лицам детей и преподавателя.

Учительница молода, активна, способна зажечь искру в любом обучающемся. Дети ей доверяют и готовы пойти с ней по огромной тропе Знаний. ученики по-своему счастливы и довольны, что судьба свела их с таким педагогом. В нашей школе тоже есть такая учительница - наш классный руководитель, Ольга Александровна. С ней можно обсудить наболевшие вопросы, отправится на экскурсию или в поход. Она никогда не откажет в помощи. Мне кажется, что учительница с фотоснимка тоже такая.

Фотографу удалось выбрать тот момент, который ярко раскрывает профессиональные способности героини. Ирвинг Пенн говорил: «Хорошая фотография - это та, которая сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившемся человеком после того, что он увидел». Я согласен с этим высказыванием.

2 вариант. Нужна ли человеку мечта?

      Нужна ли человеку мечта? Я считаю, что каждому человеку нужна мечта, добрая, светлая.

      Мечта дает стимул двигаться вперед, идти к намеченной цели. Она тренирует и закаляет силу воли, поднимает самооценку.

      Но, к сожалению, очень часто мечта может остаться нереализованной. Причины этому могут быть разные: переоценил свои возможности, не приложил усилий для ее исполнения, еще не пришло время для ее осуществления.

      Мечтать должен каждый человек. В этом, порой, кроется смысл жизни. если есть мечта, ты будешь действовать, а если таковой нет, то ты перестанешь развиваться.

После прослушивания текста для  1  ряда  обучающиеся оценивают  выступающего в соответствии с критериями на странице 11 «Тренажера ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование для выпускников основной школы» под редакцией Егораевой Г.Т. После прослушивания  текста для 2 ряда проводится аналогичная работа  текста для 2 варианта проводится аналогичная работа.

 

6) Произношение предложений с разной интонацией. (Слайд 7)

- Ребята, сейчас мы поработаем со слайдом презентации. На нем даны 2 предложения. Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать эти предложения с той интонацией, которая указана на слайде.

Завтра я поеду в цирк.
Сегодня на улице жарко.

- Произнесите данные предложения

вопросительно;

с восклицанием;

с грустью;

с негодованием.

7) Задание 4. Диалог. (Задание по рядам) Слайд 9

- Представьте себе, что вы уже подготовили монологическое высказывание. Составьте систему вопросов к этому высказыванию. Можно пойти и другим путем. Если вам только предстоит подготовить монолог, то отберите вопросы, на которых вы остановитесь при подготовке.

1 ряд – «Интернет – добро или зло?  (текст рассуждение)

2 ряд  – «Спортивное соревнование, которое запомнилось» (текст повествование)

Примерные ответы обучающихся.

1 ряд.

- Пользуешься ли ты Интернетом?

- С какой целью ты прибегаешь к использованию сети Интернет?

- По-твоему, Интернет полезен или вреден?

- Есть ли будущее и Интернета?

- Какой совет  по использованию Интернета ты бы дал ученикам  4 класса?

2 ряд

- Увлекаешься ли ты каким либо видом спорта?

- Принимал ли ты участие в соревнованиях?

- Как ты попал на соревнования, которые тебе больше всего запомнились?

- Каков был твой результат в этих соревнованиях?

-Почему именно эти соревнования тебе запомнились?

 

8) Расстановка ударения в словах. Проверка своих знаний. (Слайд 10, 11)

 - А теперь давайте вспомним, с чего мы начали сегодняшнее занятие? (С отработки постановки ударений в словах)

- Правильно. посмотрите на слайд. Это те слова, с которыми мы работали в начале урока. поставьте ударения. (Обучающиеся расставляют ударения и проверяют себя).

Учитель интересуется, сколько ошибок было допущено тем или иным учеником.

III. Рефлексия.

- Ребята, наше занятие подошло к завершению. Скажите, какие задания вызывали у вас особую трудность? (Высказывания учеников)

- У нас еще есть время для подготовки, я уверена, что вы все получите зачет и будете допущены к сдаче экзаменов за курс основной школы. Всем спасибо за работу!

 

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Г.Т.Егораева. «Тренажер ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование для выпускников основной школы». Издательство «Экзамен»
  2. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов «Русский язык» учебник для 8 класса. Издательство «Дрофа»
  3. https://ruso-oge.sdamgia.ru/problem?id=198
  4. https://ruso-oge.sdamgia.ru/problem?id=44
  5. https://thy-kihealds.ru/chto-horoshego-v-obshhenii-uchitelya-i-uchenika-v-sotssetyah/

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ (файл pptx)