Задания, аналогичные проекту модели ОГЭ 2020 года, предлагает Арцыбашева С.И. Автор подготовила 4 варианта КИМов на материале рассказов Е.И. Носова «Шуба», «Варька», «Красное вино победы», «В чистом поле, за просёлком». Каждый вариант начинается со 2-го тестового задания (исключено изложение в 1 задании и сочинение).

Вариант 1

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Той же осенью призвали на воинскую службу Ванюшку. (2) Совсем осиротела кузница, стоит в чистом поле с угрюмо распахнутыми воротами. (3) Сразу стало как-то глухо и неуютно в Серпилках: очень уж не хватало им этого перестука на выгоне. (4) Да и из хозяйственного обихода выпала кузница: ни отковать чего, ни подладить. (5) Сильно жалели серпилковцы, что в свое время не приставили к Захару какого-нибудь смышленого мальца, чтобы усвоил и перенял тонкое Захарово искусство.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Призвали Ванюшку (предложение 1)
  2. Осиротела кузница, стоит (предложение 2)
  3. Стало (предложение 3)
  4. Выпала кузница (предложение 4)
  5. Усвоил и перенял (предложение 5)

Ответ:______________________________

  1. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выйдя за сады (1) и чувствуя (2) что теряет последнюю связь с Серпилками (3) уютно пахнущими в темноте теплыми хлевами (4) дедок остановился, пяля глаза в черную пустоту (5) в то место (6) где должна была стоять кузница.

Ответ:______________________________

  1. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «Захарово искусство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________________

  1. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. ИЗ-ЗА ТУЧ – у имен существительных женского рода после шипящих пишется ь.
  2. РАВНИНА – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения.
  3. В ПРОДОЛЖЕНИЕ (вечера) – на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.
  4. КАЗАЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на К, Ч, Ц пишется суффикс К.
  5. СКОСИЛ (глаза) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Кузница стояла у обочины полевого проселка, стороной обегавшего Малые Серпилки. (2) С дороги за хлебами видны были только верхушки серпилковских садов, сами же хаты прятались за сплошной стеной вишняков и яблонь. (3) По безветренным утрам над садами поднимались ленивые печные дымы, сытно, запашисто отдававшие кизяком и хмызой. (4) Летом оттуда на гречишную цветь, огибая дымную кузницу, со знойным гудом летели пчёлы. (5) Осенью же, когда после первых несмелых утренников недели на две устанавливалось задумчиво-кроткое бабье лето с глубоким небом и русоволосыми скирдами молодой соломы, из серпилковских садов далеко в поле проникал горьковато-винный запах яблочной прели, и на все лады неумело и ломко кричали кочетки-сеголетки.

(6) Из всех строений со стороны посёлка видна была одна только семилетняя школа. (7) Несколько лет назад ее построили взамен старой, изначальной и сильно обветшавшей углами. (8) Поставили ее на задах деревни, на ровном муравистом выгоне, и теперь она чисто белела на темной зелени садов, а при восходе солнца полыхала широкими и ясными окнами.

(9) Кузница же была выстроена у проселка еще в стародавние времена каким-то разбитным серпилковским мужиком, надумавшим, как паучок, поохотиться за всяким проезжим людом. (10) Сказывают, будто, сколотив деньгу на придорожном ковальном дельце, мужик тот впоследствии поставил рядом с кузницей ещё и заезжий двор с самоварным и винным обогревом (11) И еще сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом.

(12) В революцию серпилковцы самолично сожгли этот заезжий двор начисто. (13) Распалясь, подожгли заодно и кузницу. (14) Однако, вскорости смекнули, что кузницу палить нельзя. (15) Тем же временем расчистили пожарище, прикатили новый ракитовый пень под наковальню, сшили мехи, покрыли кирпичную коробку тесом, и с той поры кузница бессменно и справно служила сначала серпилковской коммуне, а потом уже и колхозу.

  1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  2. Кузница стояла в центре посёлка.
  3. Со стороны посёлка видна была школа.
  4. Осенью неумело и ломко кричали кочетки-сеголетки.
  5. Строительством в посёлке занимался барин.
  6. После революции кузница не работала.
  1. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет

 

  1. По безветренным утрам над садами поднимались ленивые печные дымы, сытно, запашисто отдававшие кизяком и хмызой.
  2. Летом оттуда на гречишную цветь, огибая дымную кузницу, со знойным гудом летели пчёлы.
  3. Кузница стояла у обочины полевого проселка, стороной обегавшего Малые Серпилки.
  4. Поставили ее на задах деревни, на ровном муравистом выгоне, и теперь она чисто белела на темной зелени садов, а при восходе солнца полыхала широкими и ясными окнами.
  5. В революцию серпилковцы самолично сожгли этот заезжий двор начисто.

 

  1. Найдите в тексте антоним к слову прятались (предложение 2). Выпишите его.

 

Вариант 2

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) До универмага они добрались лишь после обеда. (2) Правда, сами они еще ничего не ели: и некогда было, и не хотелось. (3) У входа в магазин люд вертелся, как вода в мельничном омуте. (4) Здесь засасывало, кружило и выбрасывало сразу десятки людей. (5) Из дверей универмага доносился глухой непрерывный гул, будто там тяжело вращались жернова.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Они добрались (предложение 1)
  2. Ничего не ели (предложение 2)
  3. Люд вертелся (предложение 3)
  4. Засасывало (предложение 4)
  5. Тяжело вращались (предложение 5)

Ответ:______________________________

  1. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ее руках был совсем такой же пакет (1) как и Дуняшкин (2) почти такого же размера (3) в той же белой бумаге (4) с красными треугольниками (5) так же перехваченный крест-накрест бечевкой

Ответ:______________________________

  1. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «Дуняшкин пакет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________________

  1. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. ОБЪЕДИНИТЬ – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.
  2. РАССТИЛАТЬ – написание гласной в корне зависит от ударения.
  3. ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.
  4. ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН.
  5. ТИХО-ТИХО – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Засыревший большак, исполосованный колесами, выбирая, где поположе, широкой дугой поднимается на косогор. (2) На дороге и пашне еще видны следы недавней бессонно-горячей работы, когда из земли выбиралось и выдиралось все, что она успела и сумела родить людям за недолгое лето. (3) То попадалась в колее раздавленная колесами свекла, то звено от тракторной гусеницы или еще какая неведомая железяка, оброненная впопыхах машиной, то в стороне, среди черного, белесые скирды молодой соломы. (4) А у обочины торчал случайно не задетый плугом, сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух. (5) Ветер шуршал лохмотьями его листьев, а он все кивал и кланялся путникам непокрытой растрепанной головой.

(6) Страда отшумела, и теперь по обе стороны большака чернела по-осеннему засмиревшая земля, комковато и неловко улегшаяся на покой.

(7) Дуняшка и Пелагея, поспешая, шли обочь дороги. (8) Опустевшие поля не вызывали у них никаких размышлений: они здесь жили, и все было привычным и незаметным, как этот осенний полевой воздух, которым дышали. (9) Они шагали бок о бок и оживленно болтали о всяких своих житейских делах.

(10) Пелагея, еще шустрая, сухощавая баба, шла налегке в сером клетчатом платке и в Степкином ватном пиджачке с жестяными перекрещенными молотками в петлицах, – Степка учился в школе механизации, на воскресенье приехал домой, и Пелагея выпросила у него пиджак съездить в город. (11) Из-под пиджака высовывался белый, оборчатый, надетый по торжественному случаю передник, который встречный ветер то поддувал пузырями, то запихивал между худых Пелагеиных колен. (12) Но она не одергивала, а так и шла, шлепая о тощие икры широкими голенищами резиновых сапог.

(13) Дуняшка старалась не отставать. (14) Она хоть и была повыше матери, по подростковое пальтишко с короткими рукавами узило ее в плечах и как-то казало и ниже ростом и моложавее, скрадывая года два – именно те, в течение которых Дуняшка успела повзрослеть, похорошеть и уже кое-кому приглянуться.

(15) Увлеченные разговорами, они все прибавляли и прибавляли ходу, пока, запыхавшись, Пелагея уже не могла ничего связно сказать, кроме отдельных, перебитых частым дыханием слов, после чего она останавливалась и удивленно оглядывалась на деревню, говоря:

(16) – Чтой-то мы… так… бегём? Гляди, уже где… дворы. Небось… не на пожар.

  1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. У обочины торчал сухой подсолнух.
  2. События происходили летом.
  3. Дуняшка и Пелагея оживленно болтали о всяких своих житейских делах.
  4. Степка ещё учился в школе.
  5. Дуняшка отставала.

 

  1. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является сравнение.

 

  1. Засыревший большак, исполосованный колесами, выбирая, где поположе, широкой дугой поднимается на косогор.
  2. На дороге и пашне еще видны следы недавней бессонно-горячей работы, когда из земли выбиралось и выдиралось все, что она успела и сумела родить людям за недолгое лето.
  3. То попадалась в колее раздавленная колесами свекла, то звено от тракторной гусеницы или еще какая неведомая железяка, оброненная впопыхах машиной, то в стороне, среди черного, белесые скирды молодой соломы.
  4. А у обочины торчал случайно не задетый плугом, сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух.
  5. Но она не одергивала, а так и шла, шлепая о тощие икры широкими голенищами резиновых сапог.

 

  1. Найдите в тексте синоним к слову шагали (предложение 9). Выпишите его.

 

Вариант 3

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Между тем взошла поздняя, натужно-красная луна. (2) Пробившись сквозь сдвинутые к горизонту плоские и вытянутые облака, она очистилась от багровости, пролилась рассеянным, не оставляющим теней голубоватым светом. (3) В загустевшей было темноте наступил перелом. (4) Варька знала, что теперь уже до самого утра в лугах будет брезжить эта призрачная голубизна. (5) За озером на просяном поле глухо заворочался трактор – начали перепахивать под зиму.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Взошла луна (предложение 1)
  2. Она очистилась (предложение 2)
  3. Было наступил перелом (предложение 3)
  4. Будет голубизна (предложение 4)
  5. Начали перепахивать (предложение 5)

Ответ:______________________________

  1. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огонек то исчезал (1) то опять вспыхивал (2) и Варька сначала подумала (3) что кто-то идет лугом и курит (4) и лишь (5) когда он вскинулся ясным высоким пламенем (6) она поняла (7) что разжигали костер.

Ответ:______________________________

  1. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «Сашкин взгляд», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________________

  1. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. КУДА-ТО – суффиксы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.
  2. НЕВОЗМОЖНО – НЕ с наречиями всегда пишется слитно.
  3. КОСТЁР – написание гласной в корне зависит от ударения.
  4. ПРИТЯГИВАЛИ – написание гласной в приставке зависит от ее значения.
  5. КАЛАЧИК – суффикс ИК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Весь сегодняшний вечер она полнилась какой-то радостно-беспокойной смутой, странным и непонятным ожиданием, отчего было просто невозможно свернуться калачиком в тракторной будке и проспать эту ночь, и ноги сами бежали и несли ее в туманные, затаившиеся дали лугов. (2) Она не знала, кого встретит у этого одиноко мерцавшего костерика, не думала ни о ком и ни о чем и шла сюда в неосознанном стремлении идти куда-то. (3) И вдруг этот Сашка. (4) Его будто нарочно кто подослал во второй раз за сегодняшний день (5) Она замерла, охваченная мгновенно налетевшим чувством сладкого и знобкого смятения. (6) Тотчас припомнился внимательно-тягучий Сашкин взгляд, каким он посмотрел на нее давеча возле тракторной будки и который Варькина память помимо ее желания, оказывается, ревниво припрятала в своих самых тайных глубинах – припрятала даже от нее самой, еще не умевшей ничего беречь долго и серьезно.

(7) Сашка сбросил с себя телогрейку и, оставшись в красной майке, сливаясь чернотой обнаженных рук и плеч с чернотой ночи, загущенной светом огня, подсел к костру. (8) Он молча закопал в угли чайник, подложил сушняку, потом, припав на четвереньки, стал раздувать пламя. (9) Он дул в малиновый переливчатый жар, медно блестел лицом от пламени и, отстраняясь, чтобы глотнуть свежего воздуха, обнажал сахарно-белые, клыкастые зубы. (10) Варька глядела на Сашку, так и не поняв, обрадовалась она ему или испугалась.

(11) На нее же он не обращал ни малейшего внимания, будто ее вовсе тут и не было, и это его непонятное молчание еще больше смущало Варьку.

(12) Она хотела было уйти, исчезнуть так же тихо в ночи, как и появилась, но за спиной был длинный, запутанный и нехоженый путь к озеру, через отяжелевшие от студеной сырости луга, а здесь горел огонь, и он притягивал иззябшую Варьку веселым, обжитым теплом. (13) Но еще больше притягивали вдруг открывшееся тайное Сашкино одиночество и сам Сашка, такой непонятный и ни на кого не похожий. (14) Все еще не поборов робости, она тихо присела по другую сторону костра, отгородившись от Сашки ярко заплясавшим пламенем.

(15) – А ты чего тут?

(16) Сашка оторвался от огня и долгим прищуром посмотрел на нее, будто увидел только теперь.

(17) Внутренне холодея, ожидая какого-то страшного гипноза от Сашкиных сливово-черных глаз, чувствуя, что деревенеет лицом, Варька, однако, выдержала взгляд. (18) Сашка отвернулся первым, и она сказала как можно небрежнее:

(19) – Костра, что ли, жалко?

  1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. Весь сегодняшний вечер Варьке хотелось спать.
  2. У костра был незнакомый парень.
  3. Варька так и не поняла, обрадовалась она ему или испугалась.
  4. Непонятное молчание Сашки еще больше смущало Варьку.
  5. Варька не выдержала Сашкин взгляд.

 

  1. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

 

  1. Его будто нарочно кто подослал во второй раз за сегодняшний день.
  2. Она замерла, охваченная мгновенно налетевшим чувством сладкого и знобкого смятения.
  3. Он молча закопал в угли чайник, подложил сушняку, потом, припав на четвереньки, стал раздувать пламя.
  4. Но еще больше притягивали вдруг открывшееся тайное Сашкино одиночество и сам Сашка, такой непонятный и ни на кого не похожий.
  5. Сашка отвернулся первым, и она сказала как можно небрежнее.

 

  1. Найдите в тексте синоним к слову исчезнуть (предложение 12). Выпишите его.

 

Вариант 4

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Я пытался представить себе родину Копешкина. (2) Оказалось, никто из нас ничего не знал об этой самой пензенской земле, ни какие там реки, ни какие вообще места: лесистые ли, открытые... (3) И даже где они находятся, как туда добираться. (4) Знал я только, что Пенза где-то не то возле мордвы, не то по соседству с чувашами. (5) Где-то там, в неведомом краю, стоит и копешкинская деревенька с загадочным названием – Сухой Житень, вполне реальная, зримая, и для самого Копешкина она – центр мироздания.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Я пытался представить (предложение 1)
  2. Никто не знал (предложение 2)
  3. Как добираться (предложение 3)
  4. Пенза возле мордвы (предложение 4)
  5. Стоит копешкинская деревенька (предложение 5)

Ответ:______________________________

  1. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От этой песни всегда что-то закипало в груди (1) а сейчас (2) когда нервы у всех были на пределе (3) она хватала за горло (4) и я видел (5) как стоявший перед окном (6) Михай судорожно двигал челюстями и вытирал рукавом глаза.

Ответ:______________________________

  1. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «фашистской столицы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________________

  1. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. НАСТОРОЖЕННО – в суффиксах наречий всегда пишется две буквы Н.
  2. НЕ ВЕРИЛОСЬ – НЕ с глаголами пишется раздельно.
  3. РАЗБРОСАВ – правописание приставки зависит от того, с глухого или звонкого согласного начинается корень слова.
  4. КОРИДОР – безударная гласная, проверяемая ударением.
  5. ВЫТИРАЛ – написание чередующейся гласной в корне зависит от последующего суффикса А.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Рухнул, капитулировал наконец и сам Берлин! (2) Но этому как-то даже не верилось.

(3) Мы жадно разглядывали газетные фотографии, на которых были отсняты бои на улицах фашистской столицы. (4) Мрачные руины, разверстые утробы подвалов, толпы оборванных, чумазых, перепуганных гитлеровцев с задранными руками, белые флаги и простыни на балконах и в окнах домов... (5) Но все-таки не верилось, что это и есть конец.

(6) И действительно, война все еще продолжалась. (7) Она продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого... (8) Сколько же еще?! (9) Это ежеминутное ожидание конца взвинчивало всех до крайности. (10) Даже раны в последние дни почему-то особенно донимали, будто на изломе погоды.

(11) От нечего делать я учился малевать левой рукой, рисовал всяких зверюшек, но все во мне было настороженно – и слух, и нервы. (12) Саенко и Бугаев отсиживались в палате, деловито и скучно шуршали газетами. (13) Бородухов, наладив иглу, принялся чинить распоровшийся бумажник, Саша Самоходка тоже молчал, курил пайковый «Дюбек», пускал дым себе под простыню, чтобы не заметила дежурная сестра. (14) Валялся на койке Михай, разбросав по подушке культи, разглядывал потолок. (15) На каждый скрип двери все настороженно поворачивали головы. (16) Мы ждали.

(17) Так прошел восьмой день мая и томительно тихий вечер.

(18) А ночью, отчего-то вдруг пробудившись, я увидел, как в лунных столбах света, цепляясь за спинки кроватей, промелькнул в исподнем белье Саенко, подсел к Бородухову.

(19) – Спишь?

(20) – Да нет...

(21) – Кажется, Дед приехал.

(22) – Похоже – он.

(23) – Чего бы ему ночью...

(24) По госпитальному коридору хрустко хрумкали сапоги. (25) В гулкой коридорной пустоте все отчетливей слышался сдержанный голос начальника госпиталя полковника Туранцева, или Деда, как называли его за узкую ассирийскую лопаточку бороды. (26) Туранцева все побаивались, но и уважали: он был строг и даже суров, но считался хорошим хирургом и в тяжелых случаях нередко сам брался за скальпель.

  1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. Война закончилась третьего мая.
  2. Я учился рисовать левой рукой.
  3. Саша Самоходка тоже молчал.
  4. Дед приехал ночью.
  5. Деда никто не боялся.

 

  1. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

 

  1. Мы жадно разглядывали газетные фотографии, на которых были отсняты бои на улицах фашистской столицы.
  2. Мрачные руины, разверстые утробы подвалов, толпы оборванных, чумазых, перепуганных гитлеровцев с задранными руками, белые флаги и простыни на балконах и в окнах домов.
  3. Она продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого.
  4. Так прошел восьмой день мая и томительно тихий вечер.
  5. По госпитальному коридору хрустко хрумкали сапоги.

 

  1. Найдите в тексте антоним к слову рухнул (предложение 1). Выпишите его.