Скоро ЕГЭ по русскому языку, а задания, связанные с анализом текста, вызывают затруднения?

Справиться с этим поможет материал, подготовленный Чернухиной Еленой Николаевной.  Учитель предлагает 4 варианта тестов по заданиям №22-26 и творческое задание №27 (по рассказу К.Д. Воробьёва «Рассказ партизана»).

 

Тематические тесты по заданиям №22-26 и творческое задание №27 (по рассказу К.Д. Воробьёва «Рассказ партизана»)

Вариант №1

1)В плен я попал под Волоколамском в сорок первом, и хотя прошло с тех пор шестнадцать лет, и остался я жив, и семью развел и все такое прочее, но рассказать о том, как я прозимовал в плену — не умею: нету у меня русских слов для этого. 2)Нету! 3) А чужих языков не знаю... 4) Поэтому, если не возражаете, начну сразу с того, как я сбежал из плена.

5)  Лагерь наш располагался под городом Шяуляй в Литве,— ишь, куда занесла меня судьба! 6) По причине однорукости (правую руку оторвало мне в бою под Волоколамском) немцы за всю зиму ни разу не выгоняли меня на работу. 7)И дело тут заключалось не в жалости у них ко мне, а в моей непригодности. 8) Ну, да черт с ними. 9)Весной нашлось применение и мне. 10) Оказывается, в лагере был еще один пленный без руки, и тоже без основной.11) Одним хорошим майским утром выкликнули из строя наши с ним номера, дал нам немец в уцелевшие руки по большому ножу, вроде тесака с бойни, стал сам в трех шагах сзади и погнал зачем-то в лес километра за четыре от лагеря. 12)День тогда выдался — прямо как наш, обоянский. 13)Теплынь, солнышко печет, травка на обочинах дороги нежится... 14)Напарник мой оказался человеком слабодушным.15) Отошли мы метров триста от лагеря, снял он с головы свою грязную пилотку, подставил лицо ветерку — и как зальется слезами!

16)— Чего ты? — спрашиваю. 17)А он слова вымолвить не может. 18) Ревет — и все. 19)Думаю: струсил, миляга, решил, что на смерть ведет нас фашист, а того, видно, не сообразил, что с ножиками на расстрел пленных не гоняют. 20)Начал я ему объяснять это, а он и говорит:

21)— Да я не оттого! 22)Ты слышишь, что в небе делается? 23)Жаворонков чуешь? 24)Они же русскими голосами поют. 25)Точь-в-точь как у нас в Тамбовской области...

26)Ну, тут нас конвоир огрел прикладом разом обоих — тесно мы сошлись в разговоре... 27)Жалко ему, сволочу, стало воздуха... слов наших утешительных друг другу. 28)Ну, да черт с ним. 29)Вытерпели мы и не такое, снесли и это, а через полчаса подошли к лесу.

30)При случае я, конечно, коснусь литовских лесов особо, а сейчас скажу только, что не леса, а чудо развели там люди!31) По нескольку километров тянутся они в разные стороны и, между прочим, все в них растет такое же, как и у нас в России: сосны, дубы, ясень, клены... 32)И даже цветы одинаковые. 33)Может, вам случайно знаком весенний цветок «баранчик»? 34)Кудрявый такой, желтоватый, на длинной ножке? 35)В детстве мы их охапками ели, потому что вкус у них на мороженое смахивает. 36)Вот эти-то «баранчики» я и увидал сразу, как только пришли мы в лес.37) С голодухи показались они мне не то что мороженым, а... вроде хлеба! 38)Навалились мы на них со своим напарником, а немец...

39)Ну что он мог другое придумать? 40)Избил, конечно. 41)«Дас ист дойче!» — кричит. 42)Немецкие, значит, «баранчики».

43)Ладно. 44)Стал он нам прикладом объяснять, что мы должны делать. 45)Оказывается, березовые прутья резать и складывать в кучки. 46)Для чего они понадобились фашистам — ума не приложу. 47)То ли на розги, то ли на метелки, чтобы фатерлянд свой подметать, то ли для банных веников. (Из рассказа К. Воробьёва «Рассказ партизана»)

Константин Дмитриевич Воробьёв (1919-1975) – советский писатель, публицист, участник Великой Отечественной войны, уроженец села Нижний Реутец Курской области.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

Задание 22 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) С того момента, как герой попал в фашистский плен, прошло 16 лет.

2)Немцы  всю зиму не выгоняли рассказчика на работы, потому что жалели его.

3)Напарник героя-рассказчика заплакал, так как  оказался трусом.

4) Литовские леса напоминали о России.

5) Герой знал, для чего фашистам были нужны берёзовые прутья.

Задание 23 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 11 содержатся элементы описания.

2)В предложениях 12-13 представлено рассуждение.

3) Предложение 15 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 14.

4) В предложении 19 представлено повествование.

5) Предложение 30 представляет собою рассуждение.

Задание 24 

Из предложений 5-7 выпишите разговорное слово.

Задание 25 

Среди предложений 30-34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью  личного  местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Образность, эмоциональность речи  писателя К.Воробьёва придают тропы, например, (А)_____ (" ума не приложу" в предложении  46), (Б)_____

 («миляга» в предложении 19, и синтаксические средства (В)_____ (в предложениях 33,34), а также (Г)_____ (в предложении  31)».

Список терминов:

1) метафора

2) фразеологизм

3) лексический повтор

4) ряд однородных членов

5) эпитет

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) цитирование

9) вопросительное предложение

Задание 27 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проблема

Позиция автора

Проблема  проявления любви к родной земле у советских военнопленных

Тоска по Родине, воспоминания о родных местах согревало душу, давало надежду и духовные силы тем, кто в годы войны оказался в фашистском плену

Проблема сохранения силы духа у советских солдат, попавших

 в немецкий плен

Несмотря на все трудности, лишения, страдания, побои, советские военнопленные умели сохранить своё человеческое достоинство

Проблема отношения к  советским военнопленным   

Советские военнопленные подвергались жестоким унижениям,   испытывали на себе полное отсутствие каких-либо прав

 

Вариант №2

1)На этом месте я хочу задержаться, чтобы получше объяснить вам, каким путем появилась у меня тогда мысль о побеге.2) Конечно, об этом я думал всегда — и днем и ночью, и во сне и наяву.3) Но тогда, в лесу, решение это созрело у меня полностью и со всех сторон, и не потому только, что к этому представились условия местности. 4)Нет. 5)Дело тут оказалось вдругом, в том, что немец боялся нас, вот в чем!

6)Первый признак к этому был тот, что он остановил нас почти на голой полянке. 7)На ней, может, и было-то всего три березовых куста да один пень дубовый...8) А второй признак — это наша с напарником однорукость. 9)То есть две руки на двоих. 10)Значит, еще в лагере у немца сидела где-то робость насчет того, чтобы идти спленнымив лес, и нас, таких, он выбрал умышленно.11) Понятно теперь? 12)А на войне, да и вообще в жизни, получается всегда так: враг трусит — я смелею!

13)Ну вот. 14) Определил нам конвоир дистанцию — дальше березовых кустов ни шагу,— сел сам на дубовый пень и заныл на губной гармошке какую-то свою немецкую кручинушку. 15)А мы режем да режем. 16)Напарник в одном кусте, а я в другом. 17)Ножи, как я уже говорил, большие были и острые.18) Рубанешь одну веточку — она и на бок.19)Хватишь две сразу — то же самое.20) Так что двух рук для такой работы вроде и не требовалось.21) «Неужели же, думаю, не хватит мне своей левши для того, главного моего дела?22) Неужели же мало ему ее одной будет?»

23)С напарником я решил поговорить об этом осторожно, намеками. 24)Но как только подошел к нему и увидел глаза его, так все разом понял: думал он то же самое, что и я...

25)Оказывается, такое дело нельзя скрыть друг от друга людям.26)Смертную решимость то есть.27) В человеке тогда напружинивается все нутро его, а глаза отчего-то расширяются. 28)И вот что удивительно — интереснее? тогда человек и даже ростом вытягивается... 29)Ну, одним словом, напарник правильно меня понял и сказал всего лишь:

30)— Давай!

31)Но одно дело решить задачу головой, а другое — выполнить ее руками. 32)Да еще одной и к тому же — левой.33) А главный вопрос застревал в том, как подойти к конвоиру. 34)Вплотную. 35)И чтобы он не видел твоего лица, потому что иначе он за десять шагов обо всем догадается! 36)Тем более, что сидит он настороже и боится именно таких для себя результатов...

37)Все это мы обмозговали за одну секунду,— в такой обстановке шарики в голове работают здорово,— и решили вот что: транспортировать нарезанные прутья к конвоиру. 38)Я свою порцию, а напарник свою.39) Но двигаться порознь.40) Первым — я, а он немного сзади.41) Это мы придумали вот зачем. 42)Во-первых, у конвоира бдительность ослабнет, а, во-вторых, за прутьями лица наши скроются...

43)Ох, и долго же я шел через эту полянку — то есть от кустов до конвоира. 44)Будто сызнова переживал час за часом плен свой, потому что всплыл он весь передо мной, как в кино...

45)А когда дошел и стал класть у вражьих ног прутья, то до того ослабел, что чуть не свалился... (Из рассказа К. Воробьёва «Рассказ партизана»)

Константин Дмитриевич Воробьёв (1919-1975) – советский писатель, публицист, участник Великой Отечественной войны, уроженец села Нижний Реутец Курской области.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

Задание 22 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Мысль о побеге из немецкого плена никогда не покидала героя.

2) Немец не боялся военнопленных, потому что они были однорукими.

3) Напарники поняли друг друга без слов.

4)Смертную решимость нельзя скрыть друг от друга.

5)Через полянку до конвоира рассказчик дошёл очень быстро.

Задание 23 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6, 7 содержатся элементы описания.

2) В предложении 12 представлено рассуждение.

3) В предложениях 32, 33 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 31.

4) В предложении 44 содержится причина того, о чём говорится в предложении 43.

5) В предложениях 21, 22 представлено повествование.

Задание 24 

Из предложений 10-12 выписать антонимы.

Задание 25 

Среди предложений 13-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью  сочинительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Напряжённость состояния героев рассказа Воробьёва, опасность обстановки придают тропы, например, (А)_____ (" осторожно, намёками" в предложении  23), (Б)_____ (в предложении 44) и такие  синтаксические средства, как (В)_____ (в предложениях 33, 34), а также (Г)_____ ( в предложениях 5, 12).

Список терминов:

1) оксюморон

2) олицетворение

3) вводные слова

4) ряд однородных членов

5) синонимы

6) парцелляция

7) метафора

8) восклицание

9) вопросительное предложение

Задание 27 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проблема

Позиция автора

Проблема  проявления советскими солдатами решительности и мужества  в ситуации побега из  немецкого плена

В условиях опасности для жизни советские военнопленные проявляют находчивость, слаженность, решимость, умение правильно оценить обстановку, что необходимо для побега из немецкого плена

Проблема сохранения веры и  надежды  у советских солдат, попавших в немецкий плен  

Несмотря на все препятствия, сложности, у советских военнопленных сохраняется вера в то, что они смогут совершить побег из плена

 

Вариант №3

1)Тут я опять задержусь на минутку, и вот для чего. 2)Понимаете, если бы конвоир не помог мне сам тогда, может, ничего и не было бы, потому что вера из меня ушла. 3)Но он толкнул меня сапогом. 4)Толкнул и крикнул:

5)— Даст ист вениг,— то есть мало, значит.

6)— Хватит! — сказал я ему и не услыхал своего голоса — один сип какой-то вышел. 7)Зато от этого толчка ко мне разом вернулось все то, что в кустах переживал...

8)Ну, я думаю, вам неинтересно слушать подробности, как я его приголубил. 9)Теперь я и сам дивуюсь — откуда тогда сила у меня взялась.10) Ведь я чуть ноги переставлял, а тут...11) Значит, самостоятельно береглась силенка в моей руке специально для этого случая, а я и не знал о ней. 12)Можно было и раньше что-нибудь сотворить в этомроде...

13)После этого дела мы прихватили от своего бывшего конвоира винтовку и кинулись в глубину леса. 14)Двигались изо всех сил — то бегом, то шагом, а то и ползком, потому что мочи было мало, а страху хватало,— немцы могли пустить за нами погоню с собаками.

15)Но все обошлось. Под вечер перешли вброд небольшую речку и вылезли на другом берегу километра за два выше того места, где спустились. 16)Это на случай собачьей погони, чтобы затерять след.

17)Только тогда мы решили отдохнуть и поглубже познакомиться друг с другом.

18)— Вот,— говорю,— Сидорчук, и закончилась наша неволя.19) Теперь мы с тобой, можно сказать, советские партизаны.

20)— Возможно, что и так,— ответил Сидорчук,— только я,— говорит,— не представляю, как это мы будем с тобой партизанить с одной винтовкой и с парой рук на двоих?..

21)Тогда-то и пришла мне мысль назначить себя командиром. 22)Понимаете, дело тут упиралось не в должность, а в нужность. 23)Кому-то из нас все-таки надо было сделаться старшим, чтобы принимать решения, а другому выполнять их и поменьше разговаривать.24) Винтовку носить решил я сам, хотя стрельнуть из нее друг без друга мы не могли,— один из нас должен был подставлять для ствола плечо.

25)Все это я сообщил Сидорчуку. 26)Он помолчал немного, а потом и спрашивает:

27)— Ты в каком роду войск служил до плена?

28)— В артиллерии,— говорю.

29)— Я так и подумал...

30)— Почему? — интересуюсь.

31)— А потому, что привык ты из-за укрытия воевать. 32)Вот и теперь норовишь из-за меня стрелять. 33)Вроде как из-за орудийного щита..,

34)— Ну,— говорю,— щит из тебя такой же, как из моей бывшей руки гуж, это во-первых.35) А во-вторых, стрелять будем, в случае чего, по очереди. 36)Обойму ты обойму я. 37)Согласен?

38)На том и сошлись.

39)Ночью мы набрели на лесной хутор. 40)Бедный такой, со всех сторон ветрам открытый, и так нам захотелось есть, что аж больно стало! 41)Тут, возможно, заговорила долгая наша голодовка в лагере. 42)А возможно, и то, что мы почувствовали подходящий момент достать еду. 43)Трудно установить сейчас, что было главной причиной.

44)Близко к хутору мы не подошли, побоялись.45) И в то же время уйти от него тоже никак не могли.46) Я принял тогда решение — отправиться одному из нас в разведку. (Из рассказа К. Воробьёва «Рассказ партизана»)

Константин Дмитриевич Воробьёв (1919-1975) – советский писатель, публицист, участник Великой Отечественной войны, уроженец села Нижний Реутец Курской области.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

Задание 22 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Грубость немецкого конвоира вернула рассказчику веру в освобождение.

2)В герое как будто самостоятельно хранилась сила для решающего момента.

3) Напарники по побегу из плена знали раньше друг друга хорошо.

4) Рассказчик назначил себя командиром, потому что хотел быть главным.

5) Герой-повествователь служил до плена в пехоте.

Задание 23 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 9-11 представлено рассуждение.

2) В предложении 13 представлено описание.

3) В предложениях 22, 23 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 21.

4) В предложении 44 содержится причина того, о чём говорится в предложении 43.

5) В предложениях 25-28 представлено повествование.

Задание 24 

Из предложений 31-33 выписать разговорное слово.

Задание 25 

Среди предложений 38-42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью  местоименного наречия и вводного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Драматизм, высшую степень напряжённости состояния героев рассказа Воробьёва  придают тропы, например, (А)_____ (" заговорила долгая наша голодовка" в предложении  41), (Б)_____ (в предложениях 3,  4) и такие  синтаксические средства, как (В)_____ (в предложениях 26-31), а также (Г)_____ ( в предложениях 11, 35, 41).

Список терминов:

1)эпитет

2) олицетворение

3) вводные слова

4) анафора

5) синонимы

6) синтаксический параллелизм

7) лексический повтор

8) восклицание

9) диалог

Задание 27 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проблема

Позиция автора

Проблема выявления внутренних резервов организма в напряжённых, драматических условиях   побега из  немецкого плена

В условиях крайнего напряжения советские военнопленные сумели преодолеть страх, растерянность, усталость во время побега из плена

Проблема умения собрать силу воли в опасный момент побега из плена

Несмотря на физическую и моральную усталость, опасность, солдаты не потеряли способности действовать правильно и решительно в создавшихся условиях

Проблема проявления лидерских качеств во время опасной операции на войне

Герой-рассказчик проявил свои лидерские качества, которые помогли бежавшим из плена действовать правильно и успешно

 

Вариант №4

1)И только снял с себя винтовку и хотел прилечь, гляжу — крадутся мимо двое, и такого нечеловеческого вида, что я враз догадался, кто эти люди, чьи они и откуда...

2)Понимаете, мы с Сидорчуком и сами страшили хуторян своим обличием — до того довели нас в лагере, но таких, как эти, я видел впервой за весь свой плен. 3)У одного волосы до плеч, лоб с хороший кавун, а лицо — с огурец: высохло, и заместо рубахи — мешок с немецким орлом, представляете? 4)Второй тоже далеко не радостной наружности. 5)Гимнастерка без рукавов, лицо — сплошная корка засохшей крови, сам же весь до того мал и худ, ну прямо инкубаторский цыпленок! 6)Но оба все-таки держат в руках по голышу. 7)Жить, значит, еще хотят и даже обороняться собираются...

8)Поступил я с этими людьми не совсем правильно. 9)Можно сказать, даже плохо.10) Понимаете, вместо того, чтобы обрадоваться своим живым братьям-славянам (а это, между прочим, с одной стороны души так у меня и было) и по-человечески расспросить их, что и как, я начал снимать с них форменный допрос, да еще с разными там намеками — почему, дескать, живы остались, да как это было возможно для вас в плен сдаваться, когда у вас все цело и по уставу это не предусмотрено.

11)Ну, ладно. 12)Люди наши, как известно, на междоусобные обиды и забывчивы и душой друг к другу отходчивы. 13)Мне это тоже потом простилось и забылось,— жить же надо было вместе!14) Но сперва-то я все-таки допросик с них снял. 15)И выяснил: фамилия того, что был в мешке — Климов, звать Сергеем, а по отчеству Андреевич, год рождения девятнадцатый, неженатый, лейтенант. 16) В плен попал в сорок первом под Ельней, раненным в ногу. 17)Второй, который без рукавов, тоже оказался командиром, по фамилии Воронов Иван. 18)Находились они в офицерском лагере под Ригой, бежали с эшелона сутки тому назад и, кроме травы, ничего еще не ели...

19)После их допроса я рассказал о нашем с Сидорчуком побеге, и хотя в действиях с конвоиром совершенно упустил из вида отсутствие своей правой руки, так что нагрузка получилась на две целых, результат у меня вышел все-таки крепкий: Климов обнял меня и даже заплакал. 20) Я тогда тоже не удержался. 21)В первый раз за все время нестерпимо стало за себя и за всех нас таких, без вести пропавших...

22)К вечеру мы вчетвером двинулись прямым курсом на восток, к своим. 23)На этом и закончилось мое старшинство, несмотря на винтовку.

24) Старшим, как известно, всегда является тот, кто оказывается впереди, а головным у нас оказался Климов. 25) За ним шел Воронов, потом уже я, а замыкающим Сидорчук.

26)Утром, на восходе солнца, нам встретилось шоссе, и только мы собрались пересечь его, как издали показался легковик. 27)Был он от нас километра за полтора, а то и дальше, но мы все же... кинулись назад, да так, что остановились метров через двести, а то и через все триста от дороги...

28)Теперь трудно сказать, кто побежал первым. 29)Думаю, что все в одно время, потому что ни передних, ни задних у нас не было.

30)Потом, часов через несколько, каждый из нас понял, отчего это с нами случилось. 31)То есть почему мы оказались тогда такими...32) Дело тут важнее, чем можно сразу подумать о нас. 33)Дело не в страхе смерти было и не в личной трусости, а в другом — в плене нашем проклятом, ужасную память о котором мы еще носили с собой... 34)Эх, трудно мне объяснить вам это, ну, да вы поймете все сами по ходу дальнейших событий.

35)Забрались мы после этого в лесную глухоту, друг на друга не смотрим, молчим и сразу же по кустам — спать вроде, а какой там, к черту, сон был! 36)Так, отвод от себя своих же глаз. 37) И вот лег я вниз лицом, наблюдаю жужелицу в траве, а сам успокаиваю себя тем, что сваливаю вину за это дорожное бегство надругих, а главным образом на Климова. 38) Разное пришивал ему, а себя оправдывал однорукостью... 39)Но потом все-таки понял общую причину своего слабосилия и решил так, что с обеими руками я, может, бежал бы еще шибче,— размахивать было бы чем... 40)И захотелось мне не только обругать себя последними словами, а прямо-таки избить, хотя за что именно — точно не знал. 41)От обиды, конечно, а может, от стыда. (Из рассказа К. Воробьёва «Рассказ партизана»)

Константин Дмитриевич Воробьёв (1919-1975) – советский писатель, публицист, участник Великой Отечественной войны, уроженец села Нижний Реутец Курской области.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

Задание 22 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик сразу обрадовался встретившимся им в лесу другим солдатам,  сбежавшим из плена.

2) Бежавшие военнопленные заплакали от осознания своей страшной участи.

3) К вечеру группа сбежавших  из плена двинулась на запад.

4) Вся группа кинулась бежать от увиденных немцев, потому что испугалась и струсила.

5) Герою-рассказчику стало стыдно за то, что он побежал вместе с другими, увидев немецкую машину.

Задание 23 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-5 содержатся элементы описания.

2) В предложении 12-13 представлено повествование.

3) В предложениях 26, 27  содержится повествование.

4) В предложении 33 содержится причина того, о чём говорится в предложении 30.

5) В предложении 39, 40  представлено рассуждение.

Задание 24 

Из предложения 3 выписать диалектное слово, употребляемое в Курской области.

Задание 25 

Среди предложений 30-34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью  лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Состояние крайнего напряжения у бойцов, сбежавших из плена, показывают такие  синтаксические средства, как (А)_____ (в предложениях 27, 31), а также (Б)_____ ( в предложениях 39, 41, ) и (В)____(в предложениях 5, 13) и троп (Г) _____ (в предложении 44). 

Список терминов:

1) эпитет

2) просторечное слово

3) вводные слова

4) инверсия

5) устаревшее слово

6) неполные предложения

7) метафора

8) восклицание

9) многоточие

Задание 27 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проблема

Позиция автора

Проблема огромного желания вырваться из немецкого плена и продолжить борьбу с немецкими захватчиками

Все силы сбежавших из плена советских бойцов были направлены на то, чтобы вернуться в строй

Проблема сохранения человеческого достоинства и воинской чести солдата

 

Тяжелейшие условия  немецкого плена не смогли сломать нравственные  основы солдат, сделать их безразличными к своей судьбе