Как эффективно выстроить подготовку к итоговому собеседованию в 9 классе по чтению? Своим опытом делится Спицына Ирина Альбертовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №25» города Курска.
Без чтения нет настоящего образования,
нет и не может быть ни вкуса, ни слога,
ни многосторонней шири понимания.
А. Герцен.
Наверное, никто не станет сомневаться в том, что в современном мире умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Именно коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой. Видимо, еще и этим объясняется введение итогового собеседования в 9 классе, включающего в себя чтение и говорение.
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь: чтение текста, пересказ, монологическое высказывание и беседа. На первый взгляд, кажется, что задания несложные и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт осенней апробации показал, что не все ученики готовы к подобному испытанию. Как это ни печально, но не все к 9 классу научились бегло (а еще и выразительно!) читать, далеко не каждый девятиклассник может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту, мало кто владеет навыками ораторского искусства и имеет опыт публичных выступлений, многие с трудом выстраивают диалоги.
В связи с этим напрашивается извечный русский вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? Он не совсем риторический, потому что перечень действий нам подсказывает сама структура итогового собеседования. И первое, с чего необходимо начать, – это выразительное чтение.
На каждом уроке возможно отрабатывать навыки чтения – такого, которое передает идейное содержание художественного произведения или статьи.
Вспомним признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
И все же главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста. Кажется, что все просто: «Читай так, как говоришь» (В.И. Чернышев). Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: «хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать» и т.д. Читающий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».
Исходя из этого, при подготовке прежде всего необходимо отрабатывать навыки, связанные с произносительной культурой речи.
Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.
Например:
1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
У ребят спрашиваю, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают их, стараясь сделать акцент на выделенном слове. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.
2. На доске записано предложение:
Скоро наступит жаркое лето.
Предлагаю учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос: «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении: «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
3. Последовательно и выразительно читаю два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.
Серебряный туман пал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слез покатились по ее бледному лицу.
4. На доске или на карточках записаны пословицы. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить их смысл.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой и т.п.
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений (благо, что программа литературы для 9 класса богата замечательными текстами). После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Например, записываю на доске или раздаю на карточках учащимся предложения, в которых графически обозначены паузы. Учащимся предлагаю выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие данных вариантов:
Как обрадовали его | успехи отца!
Как обрадовали его успехи | отца!
Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший в Австралии | ученый выступил с лекцией.
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.
Также неоценимую помощь нам оказывают аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.
Важную роль в работе по подготовке к итоговому собеседованию также играют орфоэпические разминки (например, орфоэпические диктанты), грамматические упражнения (например, на склонение причастий). Не стоит забывать об УМК по русскому языку, в которых можно найти замечательные упражнения для работы над выразительным чтением.
Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, считаю необходимым познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы:
Критерии оценивания чтения вслух |
Баллы |
|
Интонация |
|
|
ИЧ |
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. |
1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. |
0 |
|
Темп чтения |
|
|
ТЧ |
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. |
1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за всё задание |
2 |
В этом случае ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки. Важно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать на уроке ситуацию экзамена. Среди учащихся назначаю организатора, который следит за временем; экспертов, которые отмечают качество звучащей речи. Таким образом, учащиеся не только тренируются, но еще и проходят своеобразную психологическую адаптацию.
Таким образом, основными направлениями работы над выразительным чтением можно считать следующие:
- смысловое (осмысление идеи произведения и донесение ее до слушателя);
- интонационное (специальная работа над компонентами интонации);
- техническое (тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата);
- тренировочное (упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа).
Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы по подготовке к устной части окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему экзамену.
Литература
1. Волков А.А. Основы риторики (учебное пособие для вузов). - М.: Академический проект, 2003 г.
2. Горшков А.Н. Русская словесность 10-11 класс. – М.: «Просвещение», 2005.
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования) http://www.fipi.ru
4. Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. - Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.
5. Москвин В.П. «Стилистика русского языка» (приемы и средства выразительной и образной речи). - Волгоград: издательство «Учитель», 2004 г.
6. Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка»
7. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018 г.
8. Русский язык и литература, 5-9 класс. Средства и приемы выразительной речи. Составитель М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007 г.
Автор: Спицына Ирина Альбертовна