Одной из важных задач, которые ставит перед собой учитель русского языка, – это подготовка обучающихся к итоговой аттестации.
Автор: Косникова Галина Владимировна
Надо сказать, что форма ГИА постоянно совершенствуется, а это значит, что и учитель должен вносить в преподавание предмета небольшое корректирование.
Как замотивировать детей, чтобы они видели конечную цель своей работы и шли к ней осознанно не только с учителем, но и самостоятельно? По-моему, сделать это можно только через воспитание интереса к изучаемой дисциплине. (Слайд 3)
Мне близка позиция тех ученых-лингвистов, методистов, педагогов, которые считают, что работа со словом – основа и мотивации, и воспитания. Работа со словом формирует языковое мышление школьников, расширяет границы изучаемого предмета, работу со словом легко «увязать» с текущим материалом по русскому языку, в том числе и с заданиями, направленными на подготовку к устной части ГИА. (Слайд 4)
Предлагаю Вашему вниманию некоторые из заданий, использованных мною в прошлом учебном году в 8 классе. Обучение велось по учебнику Е.А. Быстровой (Слайд 5)
Начинаем с представления слова, которое может быть самым разным. Пробую с самого простого, когда дается лексическое значение слова либо его синонимы, указывается количество букв и предлагается угадать слово. (Слайд 6) Не надо бояться, что учащиеся не смогут дать верный ответ, его в конце концов может подсказать и учитель. Главное – это участие детей в обсуждении, процесс поиска ответа, заинтересованность.
Задаем вопрос о возможности разделения слова на 2 части, (Слайд 7) какое значение (лексическое) могут иметь эти морфемы? ПРА- означает «изначальный, древний, дальний родственник: прародина, прадедушка, праязык, правнук» – к этому выводу дети достаточно легко приходят самостоятельно, подобрав названные выше слова. Учитель же добавит, что славяне имели культ предков и боготворили своего родоначальника, его звали «родом» или «щуром» (отсюда и последующее «пращур»), но также отметит, что в современном языке все слово является корнем и на отдельные морфемы не делится.
Далее предлагаю рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопросы. (Слайд 8)
В школьной практике нередко связный текст составляют из отдельных предложений, составленных по вопросам. Поэтому задается серия вопросов на тему «Быт восточных славян». (Слайд 9) Строя каждое отдельное предложение по вопросу, школьник, естественно, не может иметь в виду всю тему, весь предстоящий текст: перед ним стоит ближайшая задача – ответить на вопрос, т.е. составить предложение. Такая же ситуация повторяется и при построении второго предложения и третьего. И лишь в конце упражнения школьник увидит, что все предложения объединены общим смыслом, что они выстраиваются в определенной последовательности и что из всех предложений получается связный рассказ (нередко это даже вызывает у детей удивление, недоумение). (Слайд 10)
Нетрудно заметить, что такой способ получения связного рассказа не соответствует естественным закономерностям порождения речевого высказывания. Следовательно, упражнения с предложениями следует рассматривать как подготовительные, тренировочные. В то же время нельзя не подчеркнуть, что построение предложений совершенствует мышление учащихся, в предложении реализуются умения учащегося в выборе слов, в построении словосочетаний.
Далее мы обращаем внимание на слова, выполняющие роль связующего звена. Вспоминаем контекстные синонимы (Слайд 11) и с помощью проблемного вопроса переходим к основной теме урока. (Слайд 12) Следующее слово представляем подобным же образом. Это слово БУШЛАТ. (Слайд 13)
Потом показываем его изображение, просим рассмотреть, прочитать сопутствующую информацию. (Слайд 14) Начинаем спрашивать: почему бушлат получился именно таким: почему он двубортный, почему имеет широкий и высокий воротник, почему крупные пуговицы с якорем, прорезные карманы, почему пошит он из тяжелой плотной шерсти. Многое дети ответят, но задача учителя (или специально подготовленных учеников) добавить подробностей и эмоциональности: рассказать, что морская служба – особое мужское дело и имеет свою специфику, что отражается и в крое бушлата:
Бушлат должен быть удобен, короткой длины, не стеснять движений рук и тела, не мешать выполнению работ на корабле. Широкий отложной воротник, подбитый сукном, надежно защищает от сильного ветра и брызг шею и щеки. Крупные пуговицы позволяют быстро снять бушлат при попадании человека в экстремальную ситуацию – в воду или при пожаре. Канонический мужской бушлат двубортный, что обеспечивает возможность застегнуть его на любую из сторон, в зависимости от направления ветра. Форма пуговиц с якорями – плоская, т.к. такие не цепляются за различные предметы. Прорезные карманы необходимы для тепла рук – так они находятся ближе к телу. В качестве материала используется высококачественная шерсть.
Одежда моряка делалась под опасность, под смертельный случай. Бушлатами гордились, уволенные в запас люди уходили зимой только в бушлатах. Это была заслуженная мужская одежда. Бушлатам посвящали песни, их носили с гордостью, а морских пехотинцев в бушлатах во времена ВОв заслуженно называли «черной смертью». Показываем фотографию и просим подумать над ответами.
(Слайд 15) (это может быть в Одессе, Николаеве, Новороссийске, Батуми и главной в Севастополе).
По-моему, обязательно стоит рассказать истинную историю, которая должна быть подготовлена заранее. К сожалению, в моем случае она практически совпала с тем, что рассказали дети. (Так фото сделано в 1941 году, на нем запечатлены моряки Черноморского флота, служившие на крейсере «Красный Крым». Крейсер участвовал в обороне Севастополя и Одессы, бригада морской пехоты была высажена в качестве десанта на берег. Из четырех моряков-товарищей в живых остался только один. Николай Дементьев на фото второй слева).
Работая над этим словом, мы можем пойти и несколько другим путем, он тоже будет интересен детям. После знакомства с бушлатом показываем современные фото и предлагаем вопросы для рассуждения о моде. (Слайд 16,17)
Следующее слово представляем другим, но тоже очень известным, рекомендованным многими методистами способом, например Богдановой, Львовым и др. При выполнении этого задания повторяются признаки частей речи, строение слова. (Слайд 17)
Получилось слово БРАВУРНЫЙ. Сообщаем, что это слово чаще всего используется со словами марш, мотив, тон. Предлагаем послушать отрывок марша (звучит марш «Герой», автор неизвестен), подобрать синонимы. (Слайд 19)Спрашиваем, где ребята могли слышать подобные бравурные марши?
Предлагаем внимательно рассмотреть фотографию.(Слайд 20)
Попробовать дать ответы на предложенные задания. (Слайд 21)
После обсуждения достаточно легко перейти к теме «Виды предложений по эмоциональной окраске». (Слайд 22)
Опять же можно вернуться к моменту прослушивания марша и предложить детям несколько другую тему. (Слайд 23)
Возможно и представление слов с помощью их изображения. Так даем несколько фотографий, пробуем сравнить их, найти общее, подумать, как называются предметы. Желательно, чтобы предметов было не менее трех. Так как на двух предметах сложно заставить детей сделать именно то, что хотите ВЫ. На слайд, который перед вами, дети ответили следующим образом: «На двух картинках средства передвижения, первый квадроцикл, вторая колесница, повозка и т.д.». (Слайд 24)
После того, как появился квадрат, задание заставило работать в нужном направлении. (Слайд 25)
Дети приходят к выводу, что общим является цифра четыре, догадываются, что начинаться слово должно с квадр–, ну а с помощью учителя приходят и нужному слову. (Слайд 26)
Спрашивая о том, где находится данная квадрига, мы можем сказать, что об этом знают люди, увлекающиеся театром. Квадроциклы – это тоже одно из современных увлечений.
Предлагаем вопросы для обсуждения увлечений ребят. (Слайд 27)
Следующее слово представляем тоже изображением предметов, просим сравнить их и повторяем термин многозначное слово. (Слайд 28,29)
Подобные задания у меня на уроке вызывают интерес школьников, они охотно обсуждают другие версии, высказывают свои, не опасаясь, что их мнение окажется неверным, а вариант ответа нелепым и смешным. Приходим к выводу, что вполне вероятно, что эти предметы называются одним словом.
Угадываем слово и беседуем о том, как можно путешествовать. (Слайд 31)
Очень интересно можно представить слово, рассказывая его историю. Именно так я представляю слово ПЛЕЯДА. (Слайд 32)
Плея́ды – в древнегреческой мифологии нимфы, дочери титана Атланта. Согласно мифу, охотник Орион стал преследовать сестёр Плеяд. Плеяды, спасаясь от его преследований, обратились к богам с мольбой о защите. (Слайд 33)
Зевс, чтобы защитить их, превратил Плеяд в звёзды и поместил их на небо в виде одноимённого астеризма в созвездии Телец, а Орион в наказание за свою дерзость тоже был превращён в группу звёзд и помещён на небо в виде созвездия Орион, недалеко от Плеяд. Выходило, что теперь Орион обречён до скончания веков безуспешно преследовать Плеяд по небосклону.
Но в современном языке слово чаще всего используется в несколько другом значении. Прочитайте предложение, как вы понимаете значение слова плеяда? (Слайд 34)
Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
Специально даем предложение, насыщенное именами собственными, произношение которых частенько вызывает затруднение у наших 9-классников.
Надо ли оценивать подобную работу? Мне кажется, необходимо. Детям важен успех, важна наша оценка их работы, да и отметки в журнале никто не отменял. Конечно, важны степень сложности задания, глубина ответа на вопрос, самостоятельность.
Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли. Уважаемые коллеги, мною приведены всего лишь некоторые приемы работы со словом, буду рада, если вам понравился материал и если вы какую-то крупицу моих мыслей возьмете на вооружение.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (РАЗМЕР 19,7 МБ)