Проверочная работа предназначена для учащихся 9 класса. Составлена в 15 вариантах.

Назначение проверочной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 9-го класса общеобразовательного учреждения. Тесты могут быть использованы в качестве дидактического раздаточного материала.

 

Составитель: Маренкова Наталья Вячеславовна

 

ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Пояснительная записка

В основу работы положены тексты курского писателя Е.И. Носова, по которым составлены задания КИМ по русскому языку (ОГЭ).

До сих пор имя Евгения Ивановича Носова остается в глубокой тени и многие путают его с однофамильцем Николаем Носовым, автором «Приключений Незнайки» и «Живой шляпы», а в последние годы — и с петербургским писателем Сергеем Носовым. Почему так случилось? Всё до обыденного просто: мы почему-то думаем, что большой писатель не может жить в маленьком городе, таком, как наш Курск, не может носить такую простую фамилию и ходить в рыбацкой штормовке. А хотелось бы, чтобы девятиклассники, выполняя данные тестовые задания, сделали вывод, что главное качество произведений Евгения Носова – их искренность. И в наше непростое время проза Мастера должна будоражить души людей, заставлять задумываться о своем предназначении и одновременно согревать добротой и теплом, давать надежду на лучшее.

«Как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир, развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном, большое, необыкновенное. Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания. Какое-нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь - для большинства горожан такая же загадка, как тайна планеты Марс. Вот они, дальние, неведомые страны – вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки... Вооружайся терпением, вниманием к родной природе и выходи читать увлекательную книгу ее жизни!» – писал Е.И. Носов. Евгения Ивановича Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы – военная и деревенская.

Во многих произведениях Е.И. Носов вспоминает о своем детстве, но не с целью рассказать о нем как о таковом, а чтобы показать время, уже далекое от нас, его колорит, быт того периода – и крестьянский, и городской.

Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, то есть войны как таковой. Зато в полной мере показаны её ожидание, моральная подготовка к предстоящим испытаниям (повесть «Усвятскиешлемоносцы», 1977), про которую писатель В. Политов сказал: «Для России-матушки это действительно Священная книга, которую надо издать в переплете с золотыми застежками. Это наши святцы...», то, какой война оставляет отпечаток на душах раненых солдат, в госпитале встречающих весть об её окончании (рассказ «Красное вино победы», 1969), наконец, память о погибших на войне деревенских жителях (рассказ «Шопен, соната номер два», 1973).

В контрольные измерительные материалы включены типы тестовых заданий по темам, изученным или повторенным на конец 1 полугодия 9 класса:

  • пунктуационный анализ;
  • синтаксический анализ;
  • орфографический анализ:
  • правописание безударных гласных в корне слова;
  • правописание чередующихся гласных в корне слова;
  • употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
  • употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
  • правописание приставок;
  • слитное, раздельное, дефисное написание слов;
  • Н//НН в суффиксах имен прилагательных, причастий;
  • употребление Ь и Ъ;
  • правописание НЕ с разными частями речи;
  • правописание суффиксов имен существительных и имен прилагательных;
  • правописание падежных и родовых окончаний;
  • анализ средств выразительности;
  • лексический анализ.

В текстах, предложенных учащимся, в одном из предложений пропущены знаки препинания. Предложения использованы для пунктуационного анализа.

 

Проверочная работа (тест)

Вариант 1

(1)Прямо от школьной ограды  вернее  от проходящей мимо нее дороги начиналась речная луговина  еще по-летнему зеленая с белыми вкраплениями тысячелистника гусиных перьев и каких-то луговых грибов. (2)И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. (3)А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. (4)Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия.

(5)Все это время Акимыч шел впереди меня молча и споро, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сдавленно обронил:

(6)–Вот, гляди...

(7)В грязном придорожном кювете валялась кукла. (8)Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. (9)Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. (10)Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. (11)Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.

(12)– Это чья же работа?

(13)– Кто ж их знает... – не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. (14)– Нынче трудно на кого думать. (15)Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. (16)А от них дети того набираются. (17)С куклой это не первый случай. (Е.И. Носов*)

*Евгений Иванович Носов(1925—2002) — русский и советский писатель. Герой Социалистического Труда (1990). Член Союза писателей СССР, редколлегий журналов «Наш современник», «Подъём» и «Роман-газеты».

Фрагмент взят из рассказа «Кукла».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Прямо от школьной ограды (1) вернее (2) от проходящей мимо нее дороги (3) начиналась речная луговина (4) еще по-летнему зеленая (5) с белыми вкраплениями тысячелистника (6) гусиных перьев (7) и каких-то луговых грибов.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «ребячьих вскриков», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. (начиналась) по-летнему – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
  2. Придорожном (кювете) – приставка ПРИ- пишется, если слово имеет значение «пространственная близость».
  3. (волосы) на голове – в именах существительных 1-го склонения в дательном падеже пишется буква Е.
  4. Начиналась (луговина) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.
  5. Длинным (листом) – в прилагательных, образованных от существительных с основой, оканчивающейся на -Н, пишется НН.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых названы средства речевой выразительности, имеющиеся в следующих предложениях: «И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью».

  1. сравнение
  2. олицетворение
  3. эпитет
  4. метафора
  5. эпифора

Лексический анализ.

Замените специальное слово КЮВЕТ (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 2

 (1)Весна сорок пятого застала нас в подмосковном городке Серпухове.

(2)Наш эшелон, собранный из товарных теплушек, проплутав около недели по заснеженным пространствам России, наконец февральской вьюжной ночью нашел себе пристанище в серпуховском тупике. (3)В последний раз вдоль состава пробежал морозный звон буферов, будто в поезде везли битую стеклянную посуду, эшелон замер, и стало слышно, как в дощатую стенку вагона сечет сухой снежной крупой. (4)Нас выносили прямо в нижнем белье, накрыв сверху одеялами, складывали в грузовики, гулко хлопавшие на ветру промерзлым брезентом, и увозили куда-то по темным ночным улицам.

(5)После сырых блиндажей, где от каждого вздрога земли сквозь накаты сыпался песок, хрустевший на зубах и в винтовочных затворах, после землисто-серого белья, которое мы, если выпадало затишье, проваривали в бочках из-под солярки, после слякотных дорог наступления и липкой хляби в непросыхающих сапогах, после всего, что там было, эта госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным. (6)Мы заново приучались есть из тарелок, держать в руках вилки, удивлялись забытому вкусу белого хлеба, привыкали к простыням и райской мягкости панцирных кроватей. (7)Несмотря на раны, первое время мы испытывали какую-то разнеженную, умиротворенную невесомость.

(8)Но шли дни, мы обвыклись, и постепенно вся эта лазаретная белизна и наша недвижность начали угнетать, а под конец сделались невыносимыми. (9)Два окна второго этажа, из которых нам, лежачим, были видны одни только макушки голых деревьев да временами белое мельтешение снега; двенадцать белых коек и шесть белых тумбочек; белые гипсы; белые бинты, белые халаты сестер и врачей, и этот белый, постоянно висевший над головой потолок, изученный до последней трещинки…

(10)Впрочем, гипсы, в которые мы были закованы всяк на свой манер, уже давно утратили свою белизну. (11)Они замызгались, залоснились от долгой лежки, насквозь промокли от тлеющих под ними ран.

(12)Вопреки строгим запретам врачей, мы просверливали в гипсах дыры вокруг ран, чтобы добраться до тела карандашом или прутиком от веника. (13)Когда ж в городе зацвела черемуха и серпуховские ткачи и школьники начали приносить в палату обрызганные росой благоухающие букеты, они не знали, что по ночам мы безжалостно раздергиваем их цветы, чтобы выломать себе палочки, которые каждый запасал и тайно хранил под матрасом как драгоценный инструмент. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Красное вино победы».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

Но шли дни (1) мы обвыклись (2) и постепенно вся эта лазаретная белизна (3) и наша недвижность начали угнетать (4) а под конец (5) сделались невыносимыми.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «дощатую стенку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. (эшелон) замер – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  2. Внепросыхающих (сапогах) – НЕ с причастиями пишется слитно, если можно подобрать синоним.
  3. Панцирных (кроватей)– в корне слова после буквы Ц пишется буква И.
  4. (добраться) карандашом – в суффиксах имен существительных под ударением пишется буква О.
  5. (сырых) блиндажей – безударная гласная И в корне слова является непроверяемой, ее следует запомнить.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых названы средства речевой выразительности, имеющиеся в следующем предложении: «Наш эшелон, собранный из товарных теплушек, проплутав около недели по заснеженным пространствам России, наконец февральской вьюжной ночью нашел себе пристанище в серпуховском тупике».

  1. сравнение
  2. олицетворение
  3. эпитет
  4. метафора
  5. фразеологизм

Лексический анализ.

Замените слово ТЛЕЮЩИХ (предложение 11) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 3

(1)Но выбирались пацаны из зыбок, и, вопреки всяким присказкам, никуда не тянуло их так неудержимо, как в страховитую урему, что делалась для них неким чистилищем, испытанием крепости духа. (2)А став на ноги, на всю жизнь сохраняли в себе уважение к дикому чернолесью. (3)И кажется лиши усвятцев этого никчемного бросового закоулка их земли и многое отпало бы от их жизни многое потерялось бы безвозвратно и невосполнимо. (4)Что ни говори, а даже и теперь, при тракторах и самолетах, любит русский человек, чтобы поблизости от его жилья непременно было вот такое занятное место, окутанное побасками, о котором хочется говорить шепотом... (5)Займище окаймлял по суходолу, по материковому краю сивый от тумана лес, невесть где кончавшийся, за которым, признаться, Касьян ни разу не был: значилась там другая земля, иная округа со своими жителями и со своим начальством, ездить туда было не принято, незачем, да и не с руки. (6)Так что весь мир, вся Касьянова вселенная, где он обитал и никогда не испытывал тесноты и скуки, почитай, описывалась горизонтом с полдюжиной деревень в этом круге. (7)Лишь изредка, в межсезонье, выбирался он за привычную черту, наведывался в районный городок приглядеть то ли новую косу, то ли бутылку дегтя на сапоги, лампового стекла, или сменить поизносившийся картуз.

(8)Куда текла-бежала Остомля-река, далеко ли от края России стояли его Усвяты и досягаем ли вообще предел русской земли, толком он не знал, да, поди, и сам Прошка-председатель тоже того не ведал. (9)Усвятский колхоз по теперешним отмерам невелик был, кроме плугов да телег, никакой прочей техники не имел, так что Прошка-председатель, сам местный мужик, не ахти какой прыщ, чтобы все знать. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из повести «Усвятские шлемоносцы».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И кажется (1) лиши усвятцев этого никчемного (2) бросового закоулка их земли (3) и (4) многое отпало бы от их жизни (5) многое потерялось бы безвозвратно (6) и невосполнимо.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «потерялось безвозвратно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Выбирались (пацаны) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.
  2. Не принято (ездить) – НЕ с краткими прилагательными пишется раздельно.
  3. (потерялось) безвозвратно – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
  4. Районный (городок) в прилагательных, образованных от существительных с основой, оканчивающейся на -Н, пишется НН.
  5. Полдюжиной (деревень) – ПОЛ- пишется со словами слитно.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых названы средства речевой выразительности, имеющиеся в следующих предложениях:«Займище окаймлял по суходолу, по материковому краю сивый от тумана лес, невесть где кончавшийся, за которым, признаться, Касьян ни разу не был: значилась там другая земля, иная округа со своими жителями и со своим начальством, ездить туда было не принято, незачем, да и не с руки».

  1. фразеологизм
  2. метонимия
  3. эпитет
  4. олицетворение
  5. диалектизм

Лексический анализ.

Замените просторечное слово ПАЦАНЫ (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 4

(1)Для меня тополь стал Джомолунгмой. (2)Я убегал в эту поднебесную страну в ее вольные зеленые просторы где шумел в листьях ветер и тихо нашептывал дождь где кричали птицы и ползали муравьи. (3)Это уймище листьев и веток было моими джунглями. (4)Толстые сучья — тропами. (5)У каждой тропы — свой характер. (6)Были тропы легкие, проторенные, были трудные, почти непроходимые, были коварные. (7)Для каждой тропы-ветви я придумал название: «Грачиная» — с густым, тесным поселением грачей, похожим на тропическую деревню, «Седло» — с удобным развилком, где можно было отдохнуть, «Шея жирафа» — голый отвесный сук, где не за что ухватиться, «Люлька» — причудливое сплетение веток и сучьев, в котором я лежал, как в гамаке.

(8)Во время войны, когда фашисты обстреливали город, в тополь попал снаряд. (9)Он угодил в самую гущу и снес макушку. (10)И до сих пор там зияет страшная рваная рана, трухлявится обнаженная, размочаленная древесина, черными полосами отстает кора. (11)Снаряд обрушил эту ветвь, а соседние осыпал осколками. (12)Особенно их много на одной ветви. (13)Ее я назвал «Осколочной».

(14)— Тоже порох нюхал, — сказал однажды о тополе Иван Воскобойников.

(15) — Мы с ним вроде побратимов. (16)Ему голову снесло, а мне ноги отшибло.

(17)И задумчиво прибавил: 

(18)— Вот бы нас с ним скомбинировать. (19)На его корни да меня бы привить. (20)Охота постоять под облаками. (21)А то всякий прыщ на тебя сверху вниз смотрит.

(21)Когда на дереве видел меня Никифор, он ворчал:

(22)— Вот свернешь себе шею…

(23)Когда там заставала меня мать, она требовала, чтобы я слез немедленно. (24)Она стояла внизу до тех пор, пока я не спускался на землю. (25)И я спускался из сказочной своей страны, где ближе облака и птицы, небо и солнце, откуда далеко и широко видно, где сердце стучит совсем не так, как на нашем дворе, истоптанном курами бабки Степанихи.

(26)Меня понимала только Тоня. (27)При ней я залезал на самые неприступные ветви — «Осколочную» и «Шею Жирафа». (28)Она тоже кричала, чтоб я не лез дальше, называла меня сумасшедшим, когда я повисал на одних руках и раскачивался, но я сквозь ее страх понимал, что ей это приятно.

(Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Моя Джомолунгма».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

Я убегал в эту поднебесную страну (1) в ее вольные зеленые просторы (2) где шумел в листьях ветер (3) и тихо нашептывал дождь (4) где кричали птицы (5) и ползали муравьи.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «из сказочной страны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Раскачивался (я)– на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  2. Нашептывал (дождь) – в корнях глаголов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать проверочное слово с Е.
  3. Причудливое (сплетение) – приставка ПРИ- пишется, если слово имеет значение доведение действия до конца.
  4. зияет (рана) – правописание окончания глагола объясняется тем, что это слово относится ко второму спряжению.
  5. (тропы) проторенные– в суффиксах причастий, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или зависимыми словами пишется НН.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых названы средства речевой выразительности, имеющиеся в следующих предложениях: «Были тропы легкие, проторенные, были трудные, почти непроходимые, были коварные. Для каждой тропы-ветви я придумал название: «Грачиная» — с густым, тесным поселением грачей, похожим на тропическую деревню, «Седло» — с удобным развилком, где можно было отдохнуть, «Шея жирафа» — голый отвесный сук, где не за что ухватиться, «Люлька» — причудливое сплетение веток и сучьев, в котором я лежал, как в гамаке».

  1. сравнение
  2. олицетворение
  3. эпитет
  4. метафора
  5. эпифора

Лексический анализ.

К слову ВНИЗУ (предложение 24) подберите антоним из предложений 20-22. Выпишите его.

 

Вариант 5

 (1)Машина проносилась мимо, а по сторонам, зажигаясь шутливой перебранкой, уже бежали к дороге, к грузовику, новые стайки девчат и дружно бомбили кузов бураками.

(2)– Эх, соскочу! – хохотал Пашка. (3)– Ой, поймаю курносую! (4)Под градом бураков он уже не отбивался, а лишь закрывал лицо тарелками, тогда как Ромка, высунув за борт один только раструб, продолжал неистово дудеть, подзадоривать студенток: «Ти-та-та-та-та-а-а…»

(5)Шофер неожиданно тормознул, в решетке заднего окна показалось его злое лицо.

(6)– Вы что, чокнутые? (7)Стекла побьют!

(8)Дядя Саша, старший в оркестре, от самого завода ехавший стоя, облокотясь о кабину, и тоже во время налета девчат вынужденный пригибать голову, обернулся и осадил парней:

– Хватит вам! Павел, ты как с инструментом обращаешься!

(9)– А что им сделается? – Пашка с недоумением повертел никелированными дисками. (10)Дядя Саша нахмурился.

(11)– Положи тарелки. (12)Нашел игрушки! (13)И вы тоже – угомонитесь.

(14)– Все, старшой, все!

(15)Ребята нехотя рассаживались по стульям. (16)А дядя Саша ворчал:

– Разбаловались, понимаешь… (17)Не на свадьбу едем. (18)Понимать надо.

(19)– Ну все, отбой. (20)Мир – дружба!

(21)Серенькая, в мелком крапе кепка старшого была надвинута до самых бровей. (22)От встречного ветра фиолетово синели впалые щеки, чисто выбритые перед самым отъездом. (23)Из кармана жесткого шевиотового плаща воронкой кверху торчала его сольная труба в черном сатиновом чехольчике. (24)По давней привычке он всегда держал ее при себе.

(25)Ромка снова принялся за свои байки, ребята обступили его, висли на плечах друг у друга, гоготали вовсю. (26)А дядя Саша расстегнув плащ из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звездочка достал из бокового кармана сигарету и раскурив ее в затишке за кабиной продолжал отрешенно глядеть на бегущую встречь дорогу. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Шопен, соната номер два».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

А дядя Саша (1) расстегнув плащ (2) из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звездочка (3) достал из бокового кармана сигарету (4) и (5) раскурив ее в затишке (6) за кабиной (7) продолжал отрешенно глядеть на бегущую встречь дорогу.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «сатиновом чехольчике», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. (Эх) соскочу – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от характера согласных корня.
  2. В решетке (окна) – пишется е(ё), если при изменении слова или однокоренных словах ударение переходит на другой слог.
  3. Серенькая (кепка) – пишется суффикс -ЕНЬК- после любых согласных.
  4. Неистово (дудеть) – НЕ с наречиями всегда пишется слитно.
  5. (выбритые) перед отъездом– после приставки, оканчивающейся на согласный, перед Е, Ё, Ю, Я пишется буква Ъ.

Анализ средств выразительности.

Укажите вариант ответа, в котором названо средство речевой выразительности, имеющееся в следующем предложении: «Машина проносилась мимо, а по сторонам, зажигаясь шутливой перебранкой, уже бежали к дороге, к грузовику, новые стайки девчат и дружно бомбили кузов бураками».

  1. сравнение
  2. олицетворение
  3. эпитет
  4. метафора
  5. эпифора

Лексический анализ.

 Замените разговорное слово БУРАКАМИ (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 6

(1)Серенькая, в мелком крапе кепка старшого была надвинута до самых бровей. (2)От встречного ветра фиолетово синели впалые щеки, чисто выбритые перед самым отъездом. (3)Из кармана жесткого шевиотового плаща воронкой кверху торчала его сольная труба в черном сатиновом чехольчике. (4)По давней привычке он всегда держал ее при себе.

(5)Ромка снова принялся за свои байки, ребята обступили его, висли на плечах друг у друга, гоготали вовсю. (6)А дядя Саша расстегнув плащ из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звездочка достал из бокового кармана сигарету и раскурив ее в затишке за кабиной продолжал отрешенно глядеть на бегущую встречь дорогу.

(7)Мимо с глухим ревом и чадными выхлопами прошел «КрАЗ». (8)В кузове, наращенном грубыми, неоструганными досками, и в двух его прицепах дядя Саша успел разглядеть серые вороха еще не просохшей свеклы. (9)Следом промчались два голубых близнеца-самосвала – тоже со свеклой, и у обоих на дверцах по белому знаку автотранса. (10)Колхозы спешили, пока позволяла погода, управиться с самой докучливой культурой.

(11)Великая Русская равнина в этих местах постепенно начинала холмиться, подпирать небо косогорами, отметки высот уже уходили, пожалуй, за двести метров и выше. (12)В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии. (13)Он разделился на два языка и пополз дальше, на юг, обтекая гряду слева и справа. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Шопен, соната номер два».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

А дядя Саша (1) расстегнув плащ (2) из-под которого сверкнула на пиджаке красная (3) орденская звездочка (4) достал из бокового кармана сигарету (5)  и (6) раскурив ее в затишке (7) за кабиной (8) продолжал отрешенно глядеть на бегущую встречь дорогу.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «гряду холмов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Черном (чехольчике) – в корнях имен существительных под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать проверочное слово с Е.
  2. Снова (принялся) – в безударном окончании наречия всегда пишется буква А.
  3. (выбритые) перед отъездом – после приставки, оканчивающейся на согласный, перед Е, Ё, Ю, Я пишется буква Ъ.
  4. Неоструганными (досками) – НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно.
  5. (подпирать) косогорами – в безударной позиции в корне с чередованием пишется буква О.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых названы средства речевой выразительности, имеющиеся в следующих предложениях: «Великая Русская равнина в этих местах постепенно начинала холмиться, подпирать небо косогорами, отметки высот уже уходили, пожалуй, за двести метров и выше. В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии. Он разделился на два языка и пополз дальше, на юг, обтекая гряду слева и справа».

  1. олицетворение
  2. эпитет
  3. метафора
  4. сравнение
  5. фразеологизм

Лексический анализ.

Замените разговорное слово БАЙКИ (предложение 5) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 7

(1)В пятидесяти километрах от Курска, в поэтических верховьях речки Тускарь, где некогда вдохновенно творил Фет, живет мой приятель Евсейка.

(2)Евсейке этой зимой минул десятый год, и ходит он в четвертый класс, который помещается на втором этаже фетовского особняка. (3)Из классных окон, с высоты птичьего полета, открывается просторная речная долина с островками деревенских ракитовых кущ у дальнего ее края. (4)Самой же речки не видать. (5)Скрываясь в прибрежных зарослях разной кустарниковой всячины, она петляет у самого подножия обрывистого правобережья, на скате которого, в окружении дубов и кленов, и стоит Евсейкина школа.

(6)С Евсейкой я познакомился на станции.

(7)Я спрыгнул с подножки вагона в хлипкую предрассветную темень. (8)Вот уже третьи сутки сыпал изнуряющий октябрьский дождь. (9)Звякнул колокол. (10)В ответ паровозик жалобно свистнул устало выдохнул пар и мутные в дождевых потоках квадраты вагонных окон медленно проплыли мимо.

(11)Через исхлестанную дождем лужу протянулись зыбкие отсветы станционного здания. (12)Не разбирая, я пошел напрямик по одной из этих световых дорожек. (13)У входа тускло поблескивал колокол. (14)Крупные капли, срываясь с карниза, хлестко разбивались о бронзу, отчего колокол чуть слышно звенел, будто жаловался на непогоду.

(15)В маленьком зале пережидали ненастье несколько пассажиров и провожающих. (16)Я попросил себе чая и направился к дальнему столику. (17)За ним сидел низкорослый человечек в дождевике с откинутым капюшоном, из-за которого виднелась стриженая макушка. (18)Садясь напротив, я заглянул ему в лицо. (19)Это оказался парнишка. (20)Он с деловым усердием дул на блюдечко, покоившееся на растопыренных пальцах. (21)Мелкие бусинки пота высыпали на его чуть вздернутом носу. (22)В другой руке он держал полумесяц бублика. (Е.И. Носов)

 

Фрагмент взят из рассказа «Радуга».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

В ответ паровозик жалобно свистнул (1) устало выдохнул пар (2) и мутные (3) в дождевых потоках (4) квадраты вагонных окон (5) медленно проплыли мимо.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «ракитовых кущ», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. (обрывистого) правобережья – сложные существительные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, пишутся слитно.
  2. в дождевых (потоках) – в суффиксах имен прилагательных в безударном положении пишется -ЕВ-.
  3. прибрежных зарослях – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  4. Полумесяц (бублика) – ПОЛУ- со словами всегда пишется слитно.
  5. Не разбирая, (пошел) – НЕ с глаголами пишется раздельно.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Я спрыгнул с подножки вагона в хлипкую предрассветную темень.

2) Вот уже третьи сутки сыпал изнуряющий октябрьский дождь.

3) Мелкие бусинки пота высыпали на его чуть вздернутом носу.

4) Через исхлестанную дождем лужу протянулись зыбкие отсветы станционного здания.

5) Не разбирая, я пошел напрямик по одной из этих световых дорожек.

Лексический анализ.

Замените слово КУЩ (предложение 3) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 8

 (1)Ночью на мокрые деревья упал снег согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью а потом его схватило морозцем и снег теперь держался на ветках крепко будто засахаренная вата.

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. (3)Но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

(4)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. (5)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.

(6)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (7)Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку. (8)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

(9)Всё обошлось благополучно. (10)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...

(11)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (12)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

(13)— Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (14)Одно-единственное?

(15)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

(16)— Ну, пожалуйста, ещё одно. (17)Ладно?

(18)Наконец осталось последнее зерно. (19)Оно лежало на самом кончике линейки. (20)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(21)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (22)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (23)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Тридцать зерен».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ночью на мокрые деревья упал снег (1) согнул ветви своей рыхлой (2) сырой тяжестью (3) а потом его схватило морозцем (4) и снег теперь держался на ветках крепко (5) будто засахаренная вата.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «идти боязно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Отворил (форточку) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  2. Прилетела (синичка) – приставка ПРИ- пишется, если слово имеет значение доведение действия до конца.
  3. (в моей) комнате – в именах существительных 1-го склонения в дательном падеже пишется буква Е.
  4. Расковырять (намерзь) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  5. Засахаренная (вата) – в прилагательных, образованных от существительных пишется НН.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых названы средства речевой выразительности, имеющиеся в следующем предложении: «Ночью на мокрые деревья упал снег согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью а потом его схватило морозцем и снег теперь держался на ветках крепко будто засахаренная вата».

  1. сравнение
  2. олицетворение
  3. эпитет
  4. метафора
  5. эпифора

Лексический анализ.

В предложениях 6-7 найдите разговорный синоним к слову ЗЕРНЫШКО. Выпишите это слово.

 

Вариант 9

(1)Дядя Сергей был большой выдумщик и всегда что-нибудь привозил из лесу. (2)Как-то раз он выгрузил из аэросаней разлапый сосновый корень, весь вечер опиливал и строгал корягу, и получилась голова оленя с красивыми рогами. (3)Когда же дядя Сергей уезжал надолго, Санька скучал и льнул к матери, и та укачивала его на коленях, закрыв теплой вязаной шалью. (4)В такие дни в доме было тихо и пусто.(5)Спать ложились рано.

(6)В последний раз дядя Сергей уехал перед самой весной. (7)Санька ожидал его каждый день. (8)Он бегал к обрыву и глядел на реку. (9)Но поле было пустынно и белело, как чистый лист бумаги — без единого пятнышка, без черточки. (10)Свежая пороша замела все следы.

(11)Когда же с пригорков хлынули ручьи и река вздулась и подняла лед, Санька понял, что дядя Сергей больше не приедет. (12)По реке мчались льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги. (13)Льдины тупо, упрямо бодали пустые стволы старых ракит, и те содрогались до самой макушки. (14)А вверху, тяжело махая крыльями, летели гуси. (15)Они летели туда, где просыпалось солнце.

(16)Санька никогда не бывал по ту сторону соснового бора. (17)Он только знал что каждое утро из-за леса поднималось солнце оно было большое и красное и Санька думал что оно спросонья такое. (18)«Вот если бы пройти весь лес, размышлял он, стоя на крутояре,— тихонечко подкрасться и спрятаться за кусты, то можно подсмотреть, как просыпается солнце. (19)Дядя Сергей, поди, уж видел много раз».

(20)Весенние дни побежали быстро. (21)Санька с утра до вечера пропадал на улице и постепенно стал забывать дядю Сергея.

(22)Однажды под окном на раките радостно засвиристел скворец. (23)И Санька вспомнил, что уже давно собирался сделать скворечник. (24)Старый совсем развалился. (25)Санька побежал домой, вынес на крыльцо дощечки, топор, ножовку и принялся за дело. (26)Тяпал топором и виновато поглядывая на скворца.

(27)— Как же я забыл? — приговаривал Санька. (28)— Ну посиди, я сейчас.

(29)Скворец сидел тут же на ветке, охорашивался с дороги и понимающе косил черным глазом на кучерявую щепку. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Где просыпается солнце».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

Он только знал (1) что каждое утро (2) из-за леса поднималось солнце (3) оно было большое (4) и красное (5) и Санька думал (6) что оно (7) спросонья (8) такое.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «голова оленя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Размышлял (он)– на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
  2. (понимающе) косил – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  3. Черным (глазом) – в корнях имен существительных под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать проверочное слово с Е.
  4. Привозил (из лесу) – приставка ПРИ- пишется, если слово имеет значение доведение действия до конца.
  5. Вязаной (шалью) – в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме не-) изависимых слов пишется Н.

 Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Весенние дни побежали быстро.

2) Однажды под окном на раките радостно засвиристел скворец.

3) Льдины тупо, упрямо бодали пустые стволы старых ракит, и те содрогались до самой макушки.

4) Санька побежал домой, вынес на крыльцо дощечки, топор, ножовку и принялся за дело.

5) Они летели туда, где просыпалось солнце.

Лексический анализ.

Замените слово КРУТОЯР (предложение 18) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 10

 (1)Варьку на птичнике называли приблудной. (2)Она объявилась там сама по себе и не числилась ни в каких штатных расписаниях. (3)Позапрошлой весной шла она из школы домой, увидела возле правления грузовик, из которого доносился жалобный многоголосый писк, залезла на заднее колесо, заглянула в кузов. (4)В решетчатых ящиках копошились черноглазые, похожие на пуховички вербы, утята.

(5)«Ой, да какие же они!» – загорелась Варька счастливой нежностью, закинула портфель в кузов и прикатила на птичник. (6)Сначала бегала туда после уроков, а когда распустили на каникулы, осталась там на все лето.

(7)Приходила мать, ругалась с птичницами за то, что они сманивают девку, отбивают ее от двора, и Варька пряталась от матери в камышах. (8)Из-за этого птичницы сперва косились на Варьку, гнали ее домой, но потом привыкли и даже не мыслили дела без Варькиной помощи.

(9)Варька разжигала кормозапарник замешивала отруби гонялась за утками когда те узнав про соседнюю бахчу улепетывали туда клевать помидоры бегала с поручениями птичниц в контору палила из дробовика по коршунам с Емельяном ставила в лопушистых заводях верши. (10)Сарафанишко висел на ней застиранной и вконец выгоревшей тряпицей, сама же она заветривала и обгорала до сизой шелухи, а руки и ноги истончались до такой степени, что от выпиравших суставов походили на узловатые жерди.

(11)К концу лета утки надоедали ей до крайности. (12)Из нежных беспомощных пискунов они превращались в прожорливых, нахальных и бестолковых тварей. (13)Они изматывали Варьку до того, что у нее начинал портиться характер, Варька становилась злой, как осенняя муха, и клялась широким остервенелым крестом, что больше ноги ее не будет на этом распроклятом птичнике. (14)А на следующую весну Варька опять прибегала к озеру, с какой-то болезненной жадностью набрасывалась на недельных утят, прижималась к ним щекой, хватала ртом черные мягкие клювики и визжала, дрожа голосом:

— Ой, девчата, не могу! Какие же они хорошенькие!

(15)И все начиналось сначала. (16)Вот уже третье лето. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Варька».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

Варька разжигала кормозапарник (1) замешивала отруби (2) гонялась за утками (3) когда те (4) узнав про соседнюю бахчу (5) улепетывали туда (6) клевать помидоры (7) бегала с поручениями птичниц в контору (8) палила из дробовика по коршунам (9) с Емельяном (10) ставила в лопушистых заводях верши.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «Варькиной помощи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Приходила (мать) – приставка ПРИ- пишется, если слово имеет значение доведение действия до конца.
  2. Загорелась (Варька) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  3. Черные (клювики) – в корнях имен существительных под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать проверочное слово с Е.
  4. Сперва (косились) – в наречиях с приставкой С- пишется суффикс -А.
  5. Осенняя (муха) – НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЕНН-.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 1) В решетчатых ящиках копошились черноглазые, похожие на пуховички вербы, утята.

2) Сначала бегала туда после уроков, а когда распустили на каникулы, осталась там на все лето.

3) К концу лета утки надоедали ей до крайности.

4) Они изматывали Варьку до того, что у нее начинал портиться характер, Варька становилась злой, как осенняя муха, и клялась широким остервенелым крестом, что больше ноги ее не будет на этом распроклятом птичнике.

5) — Ой, девчата, не могу! Какие же они хорошенькие!

Лексический анализ.

Замените просторечное слово УЛЕПЕТЫВАЛИ (предложение 9) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 11

(1)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. (2) Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

(3) Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. (4) Прежде чем переставить лапу гусь поднимал её к белоснежному кителю собирал перепонки подобно тому как складывают веер и подержав этак некоторое время неторопливо опускал лапу в грязь. (5) Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого пёрышка.

(6) Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. (7) Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.

(8) Собственно, головы у него, казалось, и не было. (9)Вместо неё прямо к шее был прикреплён огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. (10)Больше всего эта шишка походила на кокарду.

(11) Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. (12) Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники.

(13) Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. (14) В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. (15) На него засматривались лучшие гусыни деревни. (16) Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. (17) Самые чистые, прокалённые солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Белый гусь».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Прежде (1) чем переставить лапу (2) гусь поднимал её к белоснежному кителю (3) собирал перепонки (4) подобно тому как складывают веер (5) и (6) подержав этак некоторое время (7) неторопливо опускал лапу в грязь.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «апельсиновой корки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Белоснежному (кителю) – сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, пишутся слитно.
  2. Песчаные (пляжи) – в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
  3. Неподвижно (держал) – НЕ с наречиями всегда пишутся слитно.
  4. (по обилию) ракушек – в суффиксах имен существительных в безударном положении пишется буква Е.
  5. (проходить) по дороге –в именах существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется буква Е.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых названы средства речевой выразительности, имеющиеся в следующих предложениях: «Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.  Прежде чем переставить лапу гусь поднимал её к белоснежному кителю собирал перепонки подобно тому как складывают веер и подержав этак некоторое время неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого пёрышка».

  1. разговорное слово
  2. олицетворение
  3. парцелляция
  4. диалектизм
  5. метафора

Лексический анализ.

Замените областное слово НА КУЛИГЕ (предложение 13) стилистически нейтральным синонимом.

Вариант 12

 (1)Наконец-то наступил март! (2)С юга потянуло влажным теплом. (3)Хмурые неподвижные тучи раскололись и тронулись. (4)Выглянуло солнце, и пошёл по земле весёлый бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке.

(5)За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. (6)Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив: «Жив! Жив! Жив!»

(7)Вдруг с крыши сорвалась подтаявшая сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. (8)Стая с шумом, похожим на внезапный дождь, перелетела на крышу соседнего дома. (9)Там воробьи расселись рядком на гребне и только было успокоились, как по скату крыши скользнула тень большой птицы. (10)Воробьи враз свалились за гребень.

(11)Но тревога была напрасной. (12)На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. (13)Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный.

(14)Кстати, сегодня ей повезло. (15)В клюве она держала большой ломоть хлеба.

(16)Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек? (17)И что за привычка у этих сорванцов бросать камнями? (18)Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. (19)Они тоже не дадут спокойно перекусить. (20)Сейчас же слетятся и полезут в драку.

(21)Но неприятностей, кажется, не предвиделось. (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Как ворона на крыше заблудилась».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

На печную трубу опустилась обыкновенная ворона (1) такая же (2) как и все (3) другие вороны в марте (4) с забрызганным грязью хвостом (5) и взъерошенным загривком.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «перелетела с шумом», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. (добывала) неправдой – НЕ с именами существительными пишется слитно, если можно подобрать синоним.
  2. (катила) тройке – в именах существительных 1-го склонения в дательном падеже пишется буква Е.
  3. Взъерошенным (загривком) –после приставки, оканчивающейся на согласный, перед Е, Ё, Ю, Я пишется буква Ъ.
  4. (у этих) сорванцов – в суффиксах имен существительных под ударением пишется О.
  5. (воробьи) расселись– на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху.

2) Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив: «Жив! Жив! Жив!»

3) Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный.

4) Они тоже не дадут спокойно перекусить.

5) Но неприятностей, кажется, не предвиделось.

Лексический анализ.

Замените просторечное слово ЗАГРИВКОМ (предложение 12) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 13

 (1)На опушке пестро рассыпалось стадо коровы шумно обрывают сочную траву морды у них по самые глаза забрызганы росой.

(2)У меня вышли все спички, и я ищу глазами пастуха. (3)По ту сторону поляны, сквозь листву старой ветлы, пробивается дым. (4)Тянет горьковато-пряным коричневым ароматом: видно, пастухи набросали в костер веток черемухи – от комаров.

(5)Бреду через росную траву прямо на белый дым. (6)Трава все выше. (7)Поднимаю отвороты рыбачьих сапог. (8)Под ногами хлюпает вода, хрустит ломкий аир. (9)Впереди теперь видна лишь верхушка старого дерева.

(10)Но вот выбираюсь из болотистых зарослей. (11)Ищу то место, где пастухи разложили костер. (12)Нет! (13)И вдруг останавливаюсь изумленный: под раскидистой ветлой, запутавшись в ее плакучих листьях, белым облаком дымится черемуха!

(14)Еще вчера проходил этой опушкой. (15)Лес стоял вокруг темный, и на его ровном зеленом фоне было далеко видно каждую промелькнувшую бабочку. (16)Значит, зацвела черемуха сегодня на рассвете!

(17)Сбрасываю рюкзак и жадно ломаю белопенные ветки. (18)Черемуха отдергивает их, брызжет в лицо росой, но отдает себя охотно: ветки ломаются легко, с сочным хрустом.(19) Видно, ей и самой не хочется просто так отцвести и осыпаться никем не замеченной.

(20)Вот ведь как странно устроен человек! (21)Сначала наломает черемухи, а потом уж думает, что с нею делать. (22)Мне она не нужна.(23)Дома под окном растет большой куст, и теперь он тоже распустился на рассвете.

(24)Но ведь не бросать же цветы под деревом! (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Дымит черемуха».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

На опушке пестро рассыпалось стадо (1) коровы шумно обрывают сочную траву (2) морды у них (3) по самые глаза (4) забрызганы росой.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «ломаются легко», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Рассыпалось (стадо) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  2. (никем) не замеченной – НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово.
  3. (зацвела) на рассвете – в именах существительных 1-го склонения в дательном падеже пишется буква Е.
  4. Разложили (костер) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  5. Сначала (наломает) – в наречиях с приставкой С- пишется суффикс -А.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Поднимаю отвороты рыбачьих сапог.

2) Черемуха отдергивает их, брызжет в лицо росой, но отдает себя охотно: ветки ломаются легко, с сочным хрустом.

3) Значит, зацвела черемуха сегодня на рассвете!

4) Впереди теперь видна лишь верхушка старого дерева.

5) Видно, ей и самой не хочется просто так отцвести и осыпаться никем не замеченной.

Лексический анализ.

Замените слово ВЫБИРАЮСЬ (предложение 10) стилистически нейтральным синонимом.

 

Вариант 14

(1)Я тоже рад предстоящей встрече с осенним лесом. (2)Иду, как в картинную галерею, еще раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. (3)Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.

(4)У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с темной водой цвета крепко заваренного чая. (5)На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесенных ветром. (6)У берега горбится старая вершина, брошенная за ненадобностью. (7)Это – Поленов.

(8)А на косогоре узнаю Левитана. (9)Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чем-то перешептываются сразу всеми своими листьями. (10)Трепещут листья на ветру и мелькают, то поворачиваясь к солнцу золотом, то серебром изнанки. (11)И путается в этом живом, колеблющемся кружеве и тоже трепещет ясная синева осеннего неба.

(12)Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. (13)Из его глубин, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. (14)Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист.

(15)У края леса дед останавливается, стаскивает треух и торопливо крестится. (16)Обычай, дошедший из глубины веков, от языческого суеверия. (17)Я тоже медленно снимаю шапку, но не как язычник. (18)Я вхожу под своды леса, как в залы неповторимого шишкинского гения.

(19)Мы идем мимо развешенных полотен по пестротканой лесной дорожке. (20)Она то желтеет лимонными листьями берез то розовеет осыпью бересклета то окрашивается в оранжевое и багровое когда пробираемся под осинами. (21)Узорчатые листья рябины стали пунцово-красными, и в тон им, только еще ярче, пламенеют тяжелые кисти ягод. (22)Тропинка ведет все дальше и дальше, глаза начинают уставать от ярких красок, а этому беспечному расточительству по-прежнему нет конца.

                                                                                                              (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Лесной хозяин».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

Она (1) то желтеет лимонными листьями берез (2) то розовеет осыпью бересклета (3) то окрашивается в оранжевое (4) и багровое (5) когда пробираемся под осинами.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «в зарослях вереска», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Трепещет (синева) – правописание окончания глагола объясняется тем, что это слово относится к первому спряжению.
  2. Многоколонным (фасадом) – в именах прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ОНН-, пишется НН.
  3. По-прежнему (нет)– наречие пишется через дефис, так как оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
  4. Неповторимого (гения) – НЕ с причастиями пишется слитно
  5. На косогоре (узнаю) – в безударной позиции в корне с чередованием пишется буква О.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с темной водой цвета крепко заваренного чая.

2) Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.

3) Мы идем мимо развешенных полотен по пестротканой лесной дорожке. 

4) Я тоже медленно снимаю шапку, но не как язычник.

5) Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес.

Лексический анализ.

Подберите к слову ПУНЦОВО-КРАСНЫЕ (предложение 21) синоним из предложения 20.

 

Вариант 15

 (1)В горнице я не задерживался подолгу быстро наскучивали пустынная затаенность реки неуют протаявших берегов и я опять возвращался на кухню откуда по ту сторону затопленной излоги виделось несколько деревенских дворов. (2)Там всегда находилось что-либо живое. (3)Вон в затишке у забора под надзором осанистого, в золоченых позументах петуха копошились куры, дружно, всей артелью выгребали что-то из-под куста, взмелькивая желтыми голенями. (4)По тесовой крыше соседнего сарая, по самому ее гребню, поддерживая равновесие отвесно задранным распущенным хвостом, пробирался тетки Затеихи рыжий котище. (5)Он воровато озирался, надолго замирал в неловкой позе, должно быть, мня, будто его никто не видит, тогда как этот ворох огненной шерсти с белой помаркой на носу уже давно приметили все окрестные воробьи, и даже мне издалека было видно, что крадется к скворешне неисправимый пройдоха и плут. (6)Сама же тетка Затеиха в тени сарая, на синем куске оставшегося снега, налегке с оголенными до плеч руками истово, будто провинившегося, колотила веником полосатый половичок. (7)А у воды толпились пацаны, краснолице галдели, меряли заберегу шестами, пускали скачущие «блинцы»… (8)И время от времени все летели и летели на ту сторону, в лесное заречье, взмелькивали белым, будто вспыхивали при каждом взмахе долгохвостые сороки. (9)Иногда перед окном, когда я ел свой хлеб, появлялся дедушкин пес Сысой – неловкий лопоухий увалень желтоватого телячьего окраса. (10)Ему было всего только семь не то восемь месяцев, а он уже сшибал с меня шапку дружеским помахиванием хвоста. (11)Дедушка Алексей под веселую руку привез его от знакомого лесничего как гончего щенка. (12)Ружья однако у дедушки не имелось и никогда не было, тем паче что к зайцам из-за торчащих желтых резцов он относился с брезгливой опаской и сроду не ел их мяса. (13)Для чего понадобился дедушке именно гончак, начисто не способный что-либо охранять по двору, никто не знал, да и сам дедушка тоже.

                                                                                                              (Е.И. Носов)

Фрагмент взят из рассказа «Кулики-сороки».

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.

В горнице я не задерживался подолгу (1) быстро наскучивали пустынная затаенность реки (2) неуют протаявших берегов (3) и (4) я опять возвращался на кухню (5) откуда (6) по ту сторону затопленной излоги виделось несколько деревенских дворов.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «дедушкин пес», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Пробирался (котище) – написание безударной чередующейся гласной зависит от следующего за корнем суффикса.
  2. (скачущие) «блинцы» –в окончаниях имен существительных под ударением пишется буква Ы.
  3. Золоченых (позументах) – в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме не-) изависимых слов пишется Н.
  4. (Полосатый) половичок – в окончаниях имен существительных под ударением пишется О.
  5. (при каждом) взмахе – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является диалектизм.

 1) Вон в затишке у забора под надзором осанистого, в золоченых позументах петуха копошились куры, дружно, всей артелью выгребали что-то из-под куста, взмелькивая желтыми голенями.

2) А у воды толпились пацаны, краснолице галдели, меряли заберегу шестами, пускали скачущие «блинцы»…

3) Дедушка Алексей под веселую руку привез его от знакомого лесничего как гончего щенка.

4) Иногда перед окном, когда я ел свой хлеб, появлялся дедушкин пес Сысой.

5) Для чего понадобился дедушке именно гончак, начисто не способный что-либо охранять по двору, никто не знал, да и сам дедушка тоже.

Лексический анализ.

Замените устаревшее слово ИСТОВО (предложение 12) стилистически нейтральным синонимом.

 

Приложение

СЛОВАРЬ

Вариант 1

Кювет (спец.) – канава для стока воды.

Рыбка-верховкавид лучепёрых рыб из семейства карповых.

Худо (устар. и разг.) – зло, неприятность.

Вариант 3

Займище полоса земли у реки, заливаемая весенним разливом (заливной, или пойменный луг).

Закоулокнебольшой, глухой переулок.

Зыбка (обл.) – подвесная колыбель, люлька.

Картузмужской головной убор с козырьком.

Пацаны (прост.) – мальчик.

Побаски (обл.) – то же, что побасёнка. Побасёнка (разг.) – короткий занимательный рассказ.

Полдюжиныполовина дюжины, шесть штук.

Урема (обл., устар.) – мелкий лес, кустарник.

Сивый серый, серовато-сизый, серебристо-седоватый.

Вариант 4

Трухлявится (разг.) становиться трухлявым.

Уймище (разг.) то же, что уйма. Уйма (разг.) большое количество чего-либо.

Вариант 5

Бурак (обл.) – свёкла.

Встречь навстречу

Крап мелкие пятна или брызги,

Шевиотовый (сделанный из шевиота) плотная, тонкая, ворсистая ткань, производимая из шерстяной или смешанной пряжи, получаемой камвольным способом.

Вариант 6

Байки (разг.) – побасенка, выдумка, басня.

Вариант 8

Коноплинка – зерно конопли.

Вариант 9

Крутояр (разг.) крутой и обрывистый берег.

Ножовка столярно-слесарный инструмент, разновидность ручной пилы для распиливания древесины.

Вариант 10

Верши вид рыболовной снасти из ивовых прутьев.

Заводь часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения.

Кормозапарник котел для запаривания кормов.

Улепетывать (прост.) поспешно уходить, убегать.

Вариант 11

Кокарда отличительный знак установленного образца, металлический или матерчатый, носимый в армии и флоте на головных уборах

Подойник специальный сосуд, в который доят молоко; дойник.

Кулига 1. (обл.) лесная поляна или часть поля, расчищенная для земледелия. 2. (обл., устар.) удалённое, заболоченное место в лесу, где, по суеверным

Представлениям, обитала нечистая сила.

Вариант 12

Загривок – 1. Нижняя часть гривы; 2. (Разг.) задняя часть шеи, ниже затылка.

Вариант 13

Аир вид прибрежных, водных и болотных многолетних трав из монотипного семейства Аирные.

Ветла (бот.) вид ивы.

Вариант 14

Вереск род цветковых растений семейства Вересковые.

Треух теплая шапка с опускающимися наушниками и задком; ушанка.

Вариант 15

Горница (устар.) комната (первоначально в верхнем этаже).

Забереги полосы ледяного покрова, окаймляющие берега водотоков и водоемов.

Позумент серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка; галун, гас.

 

Список использованной литературы

  1. Книга о Мастере: Холмы и берега Е. Носова: очерки о творчестве. –Курск, 1998.
  2. Курск. Краеведческий словарь-справочник. – Курск: ЮМЭКС, 1997. – С. 261–
  3. Носов Е.И. Усвятскиешлемоносцы. Повести и рассказы (сборник); Изд.: Лениздат, 1982.
  4. Носов Е.И. Красное вино Победы. Изд.: Детская литература, 2013.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр. 
  6. Чалмаев В. А. Храм Афродиты. Творческий путь и мастерство Е. Носова. – М., 1972;
  7. Чертов В. Ф. Носов Евгений Иванович // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. –С. 311–312.
  8. ru:https://www.livelib.ru/author/2152/top-evgenij-nosov