Данные материалы предназначены для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе. Они состоят из 4 вариантов и составлены в соответствии с демоверсией ФИПИ 2018 года.

Первое и второе задание представляют собой биографические тексты о поэтах и писателях Курского края, творчество которых затрагивает тему Великой Отечественной войны.

Краеведческая направленность представленных текстов даёт возможность приобщить обучающихся к культурному наследию родного края, способствует формированию патриотизма.

Подготовили Арцыбашева Светлана Ивановна, Давыдова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Введенская ООШ».

 

Пакет дидактических материалов по русскому языку для 9 класса по теме «Итоговое собеседование» на основе биографических сведений о Е. И. Носове, К. Д Воробьёве, В. Н. Корнееве, Н. Ю. Корнееве

 

ВАРИАНТ 1

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Евгений Иванович Носов (1925-2002) – русский и советский писатель.

Выразительно прочитайте текст об Евгении Ивановиче Носове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Евгений Иванович Носов родился в селе Толмачево под Курском в рабочей семье. В школе увлекался математикой и мечтал стать инженером. В августе 1943-го, окончив 8-й класс, Носов ушел на фронт в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен. День Победы встретил в госпитале в подмосковном Серпухове. Спустя почти четверть века он напишет об этом свой знаменитый рассказ – «Красное вино Победы».

После войны, закончив среднюю школу, уехал в Казахстан, где работал художником-оформителем. В 1951 году вернулся в Курск, устроился в редакцию газеты «Молодая гвардия». В 1958 году Курское книжное издательство выпустило в свет первую книгу Евгения Ивановича – «На рыбачьей тропе».

Повести и рассказы Носова посвящены простым русским людям, родной природе, Великой Отечественной войне. Произведения курского писателя изданы на языках народов СССР, на всех основных и многих малоизвестных языках мира. По его повестям и рассказам сняты кинофильмы.

Евгений Иванович Носов – Лауреат различных премий, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин г. Курска, член Союза писателей СССР, член Академии Российской Словесности, кавалер многих орденов и медалей. В Курске писателю установлен памятник.

Интересно, что в морозные дни был замечен за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц».

 

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова И. З. Баскевича, выдающегося литературоведа, писателя, кандидата филологических наук, о Е. И. Носове:

«Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое огнём войны»

Подумайте, где лучше использовать слова И. З. Баскевича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. «Я помню! Я горжусь». (На основе описания фотографии).
  2. Любимый урок. (Повествование на основе жизненного опыта).
  3. Нужны ли книги в современном мире? (Рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Карточки участника собеседования.

Тема 1. «Я помню! Я горжусь». Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

время и место действия;

главных героев фотографии;

общее настроение.

 

Тема 2. Любимый урок. Расскажите о своём любимом уроке.

 

Не забудьте рассказать:

какой урок Вам нравится;

чем он Вас привлекает;

вызывает ли у Вас трудности подготовка к этому уроку;

какие у Вас взаимоотношения с учителем.

 

Тема 3. Нужны ли книги в современном мире?

 

Не забудьте дать ответы на вопросы:

нужно ли в наш век Интернета читать книги;

почему хорошую книгу сравнивают с настоящим другом;

что будет, если в мире исчезнут все книги.

 

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 1. «Я помню! Я горжусь». Опишите фотографию.

Есть ли в Вашем городе или селе памятник участникам Великой Отечественной войны?

Опишите его.

Это братская могила или памятник Неизвестному солдату?

Как часто к нему приходят люди?

Какие мероприятия проходят у памятника?

Кто ухаживает за ним?

Много ли осталось ветеранов среди Ваших земляков?

Какая помощь им оказывается?

 

Карточка экзаменатора-собеседника

 

Тема 2. Любимый урок. Расскажите о своём любимом уроке.

 

Вам нравится учиться в школе?

Каким предметам отдаёте предпочтение?

Занимаетесь ли Вы дополнительно по любимому предмету (кружки, дополнительная литература и т.д.)?

Где Вы можете найти применение знаниям, полученным на любимом уроке?

 

Карточка экзаменатора-собеседника

 

Тема 3. Нужны ли книги в современном мире?

 

Вы любите читать книги?

Какие книги Вам нравятся?

Какие бы советы по выбору книг для чтения Вы могли дать ученикам начальных классов?

Может ли Интернет заменить обычную книгу?

 

ВАРИАНТ 2

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Константин Дмитриевич Воробьев (1919-1975) – русский и советский писатель.

Выразительно прочитайте текст о Константине Дмитриевиче Воробьеве вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Константин Дмитриевич Воробьев родился 24 сентября 1919 г. в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Окончил сельскую школу, курсы киномехаников. В 1935 г. стал литературным консультантом районной газеты, где с 14 лет публиковал очерки и стихи.

Продолжил учебу в Москве в легендарном военном училище им. Верховного Совета РСФСР. Вместе с ротой кремлевских курсантов осенью 1941 г. молодой лейтенант идет на фронт защищать подступы к столице. В бою рота гибнет, а молодой командир под Клином попадает в плен и оказывается в фашистском концлагере в Литве.

В 1943 г. бежал из лагеря и организовал партизанскую группу. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть «Дорога в отчий дом», опубликованную только в 1986 г. под названием «Это мы, Господи!» В повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору: фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей. Именно на войне К. Д. Воробьёв осознал, что человеческая жизнь – это самое-самое главное! Он доказывал это всё время своей прозой, всей силой своего исключительного таланта. Герои его произведений после страшных испытаний оказывались способны на духовный взлет.

После войны жил и работал в Литве. Умер К. Воробьев в Вильнюсе 2 марта 1975 г. В 1994 г. Воробьеву была посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского, а в 2001 г. – литературная премия А. Солженицына.

 

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова писателя-фронтовика, Героя Социалистического Труда, члена Союза писателей СССР В.П. Астафьева:

«Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле».

Подумайте, где лучше использовать слова В. П. Астафьева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. Первый раз в первый класс. (На основе описания фотографии).
  2. Экскурсия в музей, которая запомнилась мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).
  3. Как не ошибиться с выбором профессии? (Рассуждение по поставленному вопросу)

 

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Карточки участника собеседования.

Тема 1. Первый раз в первый класс. Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

место действия;

героев фотографии;

их позу и движения;

общее настроение фотографии;

Ваше отношение к этому празднику.

 

Тема 2. Экскурсия в музей, которая запомнилась мне больше всего

 

Не забудьте рассказать:

когда и какой музей Вы посетили;

с кем Вы ходили на экскурсию;

что нового и интересного Вы узнали во время экскурсии;

посоветовали бы Вы посетить музей своим друзьям, одноклассникам.

 

Тема 3. Как не ошибиться с выбором профессии?

 

Не забудьте дать ответы на вопросы:

почему выбор будущей профессии так важен в жизни;

что должно быть определяющим в выборе жизненного пути;

что нужно делать, чтобы получить профессию, которая нравится.

 

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 1. Первый раз в первый класс. Опишите фотографию.

Чем для Вас является праздник Первого звонка?

С каким чувством Вы ждали 1 сентября?

Как в Вашей семье относятся к этому празднику?

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 2. Экскурсия в музей, которая запомнилась мне больше всего.

Вам нравится посещать музеи?

Как Вы думаете, для чего существуют музеи?

Вы предпочитаете ходить в музей с кем-то или один (одна)?

Какие правила поведения в музее должны соблюдать посетители?

Знаете ли Вы музеи Вашего города? Какие из них Вы посещали?

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 3. Как не ошибиться с выбором профессии?

Кем Вы хотите стать? Какую профессию Вы выбрали?

Назовите преимущества Вашей будущей профессии.

Что или кто повлиял на выбор Вашей будущей профессии?

 

 

ВАРИАНТ 3

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Вадим Николаевич Корнеев (род.1948 г.) – известный курский и российский поэт, автор слов гимна города Курска.

Выразительно прочитайте текст о Вадиме Николаевиче Корнееве вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Известный поэт Вадим Николаевич Корнеев родился 17 сентября 1948 года в Туле в семье курян, временно там проживавших. В 1950 году семья вернулась в Курск, где будущий поэт окончил среднюю школу и поступил на факультет русского языка и литературы пединститута. Перейдя на заочное отделение, в 1968 году стал литературным сотрудником областной молодёжной газеты «Молодая гвардия», корреспондентом «Курской правды», около полутора десятков лет работал в печати.

Публиковать стихи, которые писал с детства, начал в 1969 году. Сначала в газетах, потом в журналах, альманахах и коллективных сборниках, выходивших в Курске, Воронеже, Москве. Лауреат нескольких премий, член Союза писателей России, Вадим Корнеев – автор слов гимна города Курска. Творчество его многогранно. Это любовная и пейзажная лирика, стихи о родном крае, о любимом городе, о знаменитых земляках – преподобном Серафиме Саровском, певице Надежде Плевицкой, композиторе Георгии Свиридове, писателях Валентине Овечкине и Евгении Носове, скульпторе Вячеславе Клыкове.

Особое место в творчестве занимает тема благодарности поэта за победу в Великой Отечественной войне. Один из разделов сборника «Неопалимая купина» так и называется «Отцам-фронтовикам» и содержит настоящий гимн стойкости советского солдата – стихотворение «Курская дуга».

Произведения Вадима Николаевича и рассказ о его творчестве включены в учебное пособие по литературе для старших классов.

 

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова. Сергея Васильевича Викулова, русского советского поэта, главного редактора журнала «Наш современник», Члена Союза писателей СССР, о В. Н. Корнееве:

«Бесспорно талантливому от рождения, судьба подарила ему прекрасных учителей – знаменитых на всю страну писателей-фронтовиков Валентина Овечкина, Евгения Носова и – хочу отметить особо – отца-поэта, широко известного в ту пору не только на Курщине, но и в Москве».

Подумайте, где лучше использовать слова С. В. Викулова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. Моя мама лучшая на свете! (На основе описания фотографии).
  2. Любимый праздник. (Повествование на основе жизненного опыта).
  3. Что значит быть патриотом? (Рассуждение по поставленному вопросу)

 

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Карточки участника собеседования.

Тема 1. Моя мама лучшая на свете!

Не забудьте описать:

место действия;

запечатленный момент;

героев фотографии;

их расположение;

общее настроение фотографии.

 

Тема 2. Любимый праздник. Расскажите о своём любимом празднике.

 

Не забудьте рассказать:

почему Вам нравится этот праздник;

как Вы к нему готовитесь;

с кем и где проводите праздник;

какие традиции проведения праздника существуют.

 

Тема 3. Что значит быть патриотом?

 

Не забудьте дать ответы на вопросы:

что значит Родина для человека;

почему нужно бережно относиться к культурному наследию предков;

почему важно знать историю своей страны;

как нужно относиться к родной природе.

 

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 1. Моя мама лучшая на свете!

 

Какова роль матери в жизни каждого человека?

Кто из русских писателей рано потерял мать?

Как это отразилось на их творчестве?

Какие у Вас отношения с мамой?

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 2. Любимый праздник. Расскажите о своём любимом празднике.

 

Вы любите праздники?

Какие праздники Вы традиционно отмечаете в семье?

Кто занимается их подготовкой?

Приходилось ли Вам принимать участие в массовых мероприятиях, посвящённых Дню Победы?

Какие эмоции Вас переполняли?

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 3. Что значит быть патриотом?

 

Что для Вас означает понятие «патриотизм»?

Что значит быть патриотом своей Родины?

В чём проявляется любовь к своей стране?

Можете привести примеры героизма из жизни и художественной литературы?

 

ВАРИАНТ 4

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Николай Юрьевич Корнеев (1915-2001) – известный русский поэт, заслуженный работник культуры РСФСР.

Выразительно прочитайте текст о Н. Ю. Корнееве вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Николай Юрьевич Корнеев родился в 1915 году в селе Коренском Рыльского уезда в семье учителя. Среднюю школу закончил в Краснополье на Украине. Учился в Харьковском химико-технологическом институте, но со 2-го курса ушёл в журналистику и литературу. Работал корреспондентом в Курском областном радиокомитете, отделении ТАСС, республиканских и областных газетах.

В 1941 году ушел добровольцем на фронт, воевал рядовым пулеметчиком гвардейского полка. В боях под Таганрогом был тяжело ранен и контужен, потерял левый глаз. К началу боев на Курской дуге, будучи комиссованным, добровольно пошел работать во фронтовую газету 9-го танкового корпуса. Вернувшись в Курск в 1944 году, Н. Ю. Корнеев работает литературным секретарем в «Курской правде», консультантом Курского областного книжного издательства.

Военная тема сразу стала для него главной и продолжала оставаться такой на протяжении всей жизни, но при этом он сказал свое веское слово и в любовной, и в пейзажной лирике. Творчество курянина высоко ценили такие мастера поэтического слова, как Н. Н. Асеев и А. Т. Твардовский. Известный русский поэт Н. Ю. Корнеев выпустил в свет около тридцати книг для взрослых и детей в издательствах Москвы, Воронежа и Курска. Он печатался в «Новом мире», «Октябре», «Огоньке», «Литературной газете», «Литературной России» и в других известных изданиях.

За ратный и писательский труд Н. Ю. Корнеев награжден орденами «Отечественной войны», «Знак Почёта», многими медалями. К 90-летию поэта на доме, где он жил, по решению администрации г. Курска установлена бронзовая мемориальная доска.

 

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова И. З. Баскевича, выдающегося литературоведа, писателя, кандидата филологических наук, о Н. Ю. Корнееве:

«Поэтом Николая Корнева сделала Отечественная война. Молодому человеку, который представлял будущие битвы по кинофильмам и красивым песенкам, она открылась во всей горькой и суровой правде. Неисчерпаемое людское горе и столь же неисчерпаемое мужество и решимость, любимый город, который не может спать спокойно под фашистской пятой, святые законы солдатской дружбы, тяжелое ранение»

Подумайте, где лучше использовать слова И. З. Баскевича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.

Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. Здесь будет город-сад! На основе описания фотографии).
  2. Расскажите о встрече с ветераном войны или боевых действий, которая произвела на Вас сильное впечатление. (Повествование на основе жизненного опыта).
  3. Что такое героизм? (Рассуждение по поставленному вопросу)

 

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Карточки участника собеседования.

Тема 1. Здесь будет город-сад. Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

где происходит действие;

какой момент запечатлен;

внешность героев фотографии.

 

Тема 2. Расскажите о встрече с ветераном войны или боевых действий, которая произвела на Вас сильное впечатление.

 

Не забудьте рассказать:

когда и с кем произошла встреча;

что нового Вы узнали или полезного почерпнули для себя;

какие эмоции испытали Вы при встрече и почему.

 

Тема 3. Что такое героизм?

 

Не забудьте дать ответы на вопросы:

какого человека можно назвать героем;

почему героические поступки достойны уважения;

есть ли рядом с Вами герои? Приведите примеры.

 

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 1. Здесь будет город-сад!

 

Сажали ли Вы когда-нибудь деревья?

Приходилось ли Вам участвовать в акции «Сирень Победы»?

Какие чувства и эмоции Вы испытывали, глядя на молодые деревца, посаженные на Ваших глазах?

Нравится ли Вам наблюдать, как зеленеют скверы и улицы нашего города?

Как Вы относитесь к людям, которые ломают ветки, рвут и бросают цветы?

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 2. Расскажите о встрече с ветераном войны или боевых действий, которая произвела на Вас сильное впечатление.

 

Как часто Вы видите на улицах города ветеранов войны или боевых действий?

Какие Вы испытываете чувства при встрече с ними?

Охотно ли они рассказывают о том времени?

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Тема 3. Что такое героизм?

 

Что для Вас означает понятие «героизм»?

Есть ли место героизму в современном мире?

Приведите примеры героизма из художественной литературы.

 

Источники

  1. Писатели курского края: Библиографический справочник / Курская обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева; сост. А. М. Кибякова; Е. В. Мазнева; Е. Н. Чурилова. – Курск, Издательский дом «Славянка», 2007
  2. http://kurskonb.ru/our-booke/site/persons/en.html
  3. http://kurskonb.ru/our-booke/site/persons/kv.html
  4. http://kurskonb.ru/virt/korneev/_1.html
  5. https://ruso-oge.sdamgia.ru/test?theme=3