Методика подготовки обучающихся к выполнению задания 27 КИМ ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями К1-К4» 2020/2021 учебный год.

Часть 2 экзаменационной работы направлена на создание сочинения-рассуждения, которое позволяет проверить уровень сформированности разнообразных речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции обучающихся:

  • адекватно воспринимать информацию,
  • развивать мысль автора,
  • аргументировать свою позицию,
  • последовательно и связно излагать свою мысль,
  • выбирать нужные для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
  • соблюдать письменные нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные

И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов. Методические рекомендации для учителей.

 

Для успешного выполнения задания 27 нужен высокий уровень качества чтения.

Текст нужно прочитать несколько раз.

Чтение должно быть не просмотровым, а изучающим, и уже при первом прочтении нужно обратить внимание не только на содержание текста, но и на художественные образы текста.

Художественные образы… не украшение, они неразрывно слиты с размышлениями.

В художественно-публицистических произведениях ведущая роль принадлежит автору, который рассказывает, рассуждает, ведёт читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализирует и разъясняет явления или проблемы. Важно понять, о чём текст и с какой целью автор использует тот или иной приём.

Ошибки выпускников по критерию К2 обусловлены главным образом незнанием функции, которую выполняет комментарий проблемы в структуре сочинения,  непониманием того, какое место занимает эта часть в композиции высказывания: комментарий развёртывается как целенаправленное движение к заданной точке, конкретный текст становится всего лишь исходным материалом для продуцирования нужного вывода.

 

Формулировка задания 27 ким егэ - 2021

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте ее.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Способы определения проблемы

  1. Определить тему текста. Сформулировать основную мысль. Задать вопрос к полученному предложению.
  2. Подчеркнуть ключевые слова. «Собрать» их в предложение. Задать к предложению вопрос.
  3. Определить микротемы текста. Составить план.
  4. Пересказать текст (5-6 предложений).
  5. Определить позицию автора, на основании ее – проблему.

 

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте

1.Выявите основную мысль текста.

2.Запишите её в виде законченного предложения (позиция автора).

3.Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

4.Сформулируйте и запишите этот вопрос (проблема).

 

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

1.Проанализируйте поступки, взаимоотношения героев; мысли рассказчика.

2.Опишите конкретную ситуацию, указанную в тексте (частный случай).

3.Поразмышляйте над подобными ситуациями (из читательского и жизненного опыта).

4.Сформулируйте проблему, учитывая общечеловеческий фактор (общий случай).

 

Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст про­блеме осени»; «Автор в своем тексте поднимает проблему Москвы»; «Автор повествует нам о проблеме побега с урока химии».

Подобные ошибки, вероятно, спровоцированы методическими рекомендациями педагогов, побуждающих учеников явным образом заявить о проблеме.

Модели ответов, предлагаемых в инструкции по проверке и оценке работ, воспринимаются как единственно верный вариант, и в сочинениях используются аналогичные по грамматической структуре формулировки (управление формой родительного па­дежа: проблема чего?), но такие формулировки-клише не являются универсальными и могут быть неуместными в работе с другим текстом.

Неоправданное расширение проблемы

«Автор, рассказывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»; «Случай, который показывает нам Н. Во­робьев, раскрывает глубокую нравственную проблему, которая была и есть актуальна»; «О чем этот текст? Только ли о войне? Нет, этот текст о нас с вами, о нашем времени, о том, что мир прекрасен, а красота его нерушима».

На внешнем уровне эти ошибки мало чем отличаются от первой группы ошибок и фиксируются экспертами как неверное понимание текста. Однако причина их появления лежит в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы.

Очевидным является то, что подобные ошибки обусловлены не безграмотностью, не низким уровнем подготовки, а естественным стремлением ученика получить максимальный балл за сочинение и незнанием способов достижения этой цели.

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.

Комментарий должен связать проблему, сформулированную ранее, с авторской позицией, о которой будете говорить позже: следует показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определенному выводу; то есть комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Типы текстовой информации: фактуальная, концептуальная и подтекстовая.

Фактуальная информация это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ