В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Представлены памятки, речевые клише, подробно разобраны критерии оценивания сочинения, а также представлен образец работы по тексту В. Каверина из сборника И.П. Цыбулько.

Автор: Субботина Л.В.

 

Хорошо писать – это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и  хорошо чувствовать.

Жан-Луи Бюффон

 

Одним из самых трудных заданий ЕГЭ по русскому языку является сочинение-рассуждение (задание 27). 

Всегда возникает вопрос, с чего начать работу по подготовке учащихся? Я думаю, прежде всего учащиеся должны хорошо представлять, что от них требуется.

Сначала внимательно читаем задание 27. Нужно написать сочинение по прочитанному тексту,  при этом сформулировать одну из проблем, поставленных автором, затем ее прокомментировать, включив в свой комментарий два примера-иллюстрации, важные для понимания этой проблемы, дать пояснение к каждому примеру-иллюстрации, указать смысловую связь  между ними, проанализировав ее, сформулировать позицию автора, выразить свое отношение к ней  по проблеме исходного текста.  Затем следует заострить внимание на критериях оценивания, тем более, что в 2021 году произошли незначительные изменения в критерии К2. Помимо того что учащиеся должны включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, дать пояснение к каждому, указать смысловую связь между ними, еще необходимо проанализировать эту смысловую часть. Исходя из этого, изменилось количество баллов по критерию К2: если в 2020 году высший балл был 5, то в 2021 году – 6 (т.е. добавился балл за анализ смысловой части).

Согласитесь, выполнить это задание без специальной подготовки непросто. И чем раньше вы начнете работу над написанием сочинения- рассуждения, тем лучше.

Поэтому работа с текстом на уроках русского языка должна быть основной и вести ее надо, начиная с 5 класса, так как  содержание нового федерального государственного образовательного стандарта ориентировано не только на обучение орфографии и пунктуации, но и на формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. К сожалению, анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что более 80% выпускников достигают базового уровня подготовки, соответствующего требованиям «Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку». Вместе с тем экзамен выявляет отсутствие практических умений, связанных с созданием собственного речевого высказывания, для чего требуется понять прочитанный текст, а затем ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, уместно используя разнообразные языковые средства.

Исходя из опыта своей работы, первое, на что обращаю внимание,  это  алгоритм написания сочинения:

- внимательно прочитайте текст (обратите внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);

- определите  тип текста (художественный или публицистический);

- сформулируйте проблему и позицию автора;

- продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);

- подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста;

- определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);

-  подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);

- продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;

- продумайте вступление и заключение;  

- проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть и каждый аргумент выделить в отдельный абзац);

- помните: в сочинении должно быть не менее трех абзацев.

Очень часто при написании сочинения-рассуждения учащиеся нарушают его смысловую последовательность. Чтобы избежать подобной ошибки,  предлагаю  еще одну Памятку «Композиция сочинения». 

  1. Проблема (берем одну проблему!).
  2. Комментарий (2 примера-иллюстрации из данного текста, пояснение значения каждого из примеров, указание связи между примерами, анализ смысловой части).
  3. Позиция автора.
  4. Свое отношение к позиции автора.
  5. Аргументация (обоснование) собственного мнения.
  6. Вывод.

Теперь нужно помочь детям разобраться в этих терминах.

Что такое проблема? (критерий К1).  Поясняю: это вопрос, над которым размышляет автор. Как  ее сформулировать? Даю несколько вариантов речевых клише:

- в  виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту (как, зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.);

- сочетание слова проблема с именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?). 

1) В  предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?)

2) Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?)

3) В тексте (автор)  поднимается проблема (чего?)

Затем нужно дать комментарий к данной проблеме (К2). Что же такое комментарий? Это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Работая по этому критерию, важно разграничить стиль текста. В основном, на экзаменах предлагают текст публицистического или художественного стилей. Конечно, проблему текста публицистического стиля легко определить, она как бы лежит на поверхности, да и прокомментировать ее  несложно. А вот с текстом художественного  стиля  возникают трудности. Исходя из этого, важно научить учащихся правильно определять стиль текста, так как для комментария каждого стиля существуют  свои речевые клише.

Публицистический текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Писатель не случайно приводит слова (кого) (цитата)…

Автор разделяет мнение (кого)…

Публицист спорит (с кем)…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Художественный текст

(Если повествование ведётся от первого лица (я), слово "автор" заменяем на слово "рассказчик").

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого - что)…

Герой говорит (цитата) …

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя.

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Учащиеся должны понимать, что необходимо представить два примера- иллюстрации из текста, причем разных, дать пояснение к каждому из них.

Схематически это выглядит так:

  1. 1-й пример-иллюстрация.
  2. Пояснение примера.
  3. 2-й пример-иллюстрация.
  4. Пояснение примера.

Разберемся, что такое пример-иллюстрация. Это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Следует отметить, что пояснения для текста публицистического и художественного стилей  также отличаются. Поэтому необходимо дать речевые клише к каждому из них.

Пояснение примера

Публицистический текст

Писатель хочет сказать, что…

Этот пример показывает, что…

Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

 Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Художественный текст

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Эти события автор описывает, чтобы…

 Критерий К2, как показал опыт работы, является для учащихся одним из самых трудных, особенно возникают трудности при определении смысловой части между примерами-иллюстрациями и  её анализе. Как это сделать, достаточно понятно разъясняет А.Г. Нарушевич, автор учебных пособий по русскому языку: «Указать смысловую связь между примерами означает её назвать: «автор противопоставляет…», «писатель сравнивает…», «публицист объясняет…. Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении…».  В этом учащимся поможет еще одна Памятка.

 Связь между примерами-иллюстрациями

Клише анализа связи

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т. п.), автор хочет подчеркнуть…

С помощью противопоставления автор показывает разные стороны… Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.

Сравнение,  сопоставление  

Сравнивая этих героев, мы видим… Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны… Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает… Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…

Причина-следствие

Приведенные примеры показывают причины и следствия поступков героя…

Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображенных событий…

Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…

Уступка   

Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Далее переходим к критерию К3 – определение  позиции автора. Учащиеся должны понять, что позиция – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. И опять очень важно разграничивать тексты публицистического и  художественного стилей.

Публицистический текст

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении (цитата)

Автор  убеждён (цитата)

Автор текста,  оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)…

Автор  подводит читателя к выводу о том, что…

Художественный текст

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…

Позиция рассказчика  относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста.

Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит (цитата)

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, рассказчик…

Критерий К4 –  отношение к позиции автора + обоснование. Здесь можно использовать следующие речевые клише:

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения на проблему…

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…

4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…

5) Мне близка позиция автора тем, что…

Для аргументации собственной позиции:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой);  не оказывался свидетелем) того, как…

 

Текст для работы

(1) Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.

— (2) Мы несём от неё немалые потери, — сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. (3) Нужно эту батарею уничтожить.

(4) Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5) Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6) Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями.

(7) Тумик первый сказал, что согласен. (8) Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (9) По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.

(10) Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.

(11) Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (12) Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. (13) Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду — коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами. (14) Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня». (15) Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. (16) Отец — это был родной дом, детство и школа, девушка Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки.

(17) Они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. (18) Это была его Отчизна! (19) И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.

— (20) Недаром же я жил на земле, — сказал он себе.

(21) Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. (22) Но он ничего не сказал. (23) У Корнева были жена и маленький сын. (24) Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови… (25) Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. (26) Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. (27) И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды. (28) Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. (29) Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. (30) И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:

— Ну, Корнев, тащи.

(31) У Корнева были жена и маленький сын…

(32) Они обнялись, поцеловались. (33) На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, — ребята говорили, что вышел отлично. (34) И Корнев ушёл. (35) Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край — снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны…

(По В. А. Каверину*)

* Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».

 

Пример сочинения по тексту В.А. Каверина (И.П. Цыбулько)

К1 Формулировка проблемы.  В.А. Каверин – русский советский писатель, драматург – поднимает в  своем тексте проблему самопожертвования во имя спасения своего товарища, своей Родины.

К2. Автор  раскрывает эту проблему на одном эпизоде Великой Отечественной войны.

 1 пример-иллюстрация. Комиссар посылает разведчиков Тумика и Корнева уничтожить батарею противника, понимая, что они идут на верную гибель,  и не скрывает этого от них.  Перед выполнением опасного задания оба бойца вспоминают дорогих для них людей. Тумик – отца, повторяя его слова: «Воюй за себя и за меня». А Корнев пишет письмо родным (у него «были жена и маленький сын»).

Пояснение. Мы видим: в решающий момент солдаты готовы отдать свои жизни во имя Родины.

2 пример- иллюстрация.  Далее Каверин заостряет наше внимание на том, что один из них может спастись  – ведь взорвать батарею фашистов может и один человек, но при этом он сам погибнет. И тогда Тумик, понимая, что его товарища ждут жена и маленький сын, заведомо приносит себя в жертву. Когда они тянут жребий, Тумик зажимает в ладони две целые спички. Корнеев, вытащив любую из них, останется жить.

Пояснение. Понятно, что Тумик жертвует собой, спасая жизнь товарища. Так может поступить только добрый, гуманный человек.

Смысловая связь. Оба фрагмента текста тесно  связаны между собой.  Они, дополняя друг друга, играют большую роль для пояснения  проблемы самопожертвования. 

К3 Позиция. Писатель убеждает нас в том, что самопожертвование было присуще многим советским бойцам в тяжелые годы военного лихолетья.

К 4. Отношение к позиции автора + обоснование

Трудно не согласиться с автором: немало советских людей в годы Великой Отечественной войны жертвовали собой ради ближнего, как герой данного рассказа Тумик.  Достаточно вспомнить подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеского дзота, тем самым спасшего  жизнь сотням солдат,  или героя рассказа В. Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, сразу сделал свой нравственный выбор: никого не предавать, спасти партизанский отряд, пусть и ценой своей собственной жизни.

Вывод. Таких примеров можно привести очень много. Но совершенно ясно одно: в годы войны подвиги люди совершали во имя спасения родных и близких, во имя своего Отечества.

 

Литература

  1. Нарушевич А.Г, Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов-на-Дону: Легион, 2020.
  2. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года. Русский язык. – М., 2020.
  3. Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен, Русский язык: Типовые экзаменационные варианты, М.: Издательство «Национальное образование», 2018  
  4. https://fipi.ru
  5. https://rus-ege.sdamgia

Добавить комментарий

Пожалуйста, не оставляйте рекламу!


Защитный код
Обновить