Тест для подготовки к ГИА – 9 предлагает Шульгина Татьяна Викторовна.

 

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каж­дой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Митя любил бывать у дедушки в саду. Там было очень тихо, тенисто и как-то по-особенному спокойно. В саду росли яблони, груши и вишни. Каждый раз приезжая в сад, Митя удивлялся, как пышно цветут деревья, какие они приносят сочные и сладкие плоды. Особенно ему нравились ягоды с одной вишни, что росла около дома. И хотя вишня была очень старая, она цвела каждый год. Мите казалось, что вкуснее ягод, чем с этой вишни он никогда не ел. Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня. Дерево было покрыто коростой, половина листьев уже облетела, хотя до осени было еще далеко. Мальчик решил попробовать ягоды с этой вишни. Они оказались кислыми и наполовину червивыми.

Митя вернулся в дом и первым делом спросил у дедушки об этой вишне. «Эта вишня – ровесница той, что растет около дома. Но я мало ухаживал за ней, плохо поливал, вот она и выросла такая корявая», - начал свой рассказ дед. «Я посадил эти деревья, когда был молодой и мы с бабушкой только-только построили этот дом», - сказал он, показывая рукой на старый обветшавший со временем бревенчатый дом. «Посадил я одну вишню около дома, вторую – в конце сада.

Первую я часто поливал, ухаживал за ней, говорил ей добрые слова, и делал всё это с такой любовью, что и дерево ответило мне тем же, и теперь каждый год я собираю вкусные вишни. За второй вишней мне не хотелось ухаживать. Далеко было ходить туда, и каждый раз, когда я нёс в ведре воду для этой вишни, я ругал себя за то, что так далеко посадил ее, и вся моя злоба и плохие слова выливались на это дерево вместе с водой», - продолжил он. «Так и человек, Митя, все зависит от того, с какими словами к нему обращаются в детстве. В следующий раз, когда захочется с кем-нибудь поругаться, вспомни мой рассказ по старые вишни», - добавил дедушка. (Светлана Горева)

ЧАСТЬ 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. Синтаксический анализ.

    Прочитайте текст.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) натуралистов поражала (предложение 1)

2) может быть (предложение 2)

3) считают (предложение 3)

4) возможно (предложение 4)

5) установлено (предложение 5)

Ответ:_________________________

  1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном  всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на  краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.

Ответ:_________________________

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «бревенчатый дом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со свя­зью управление.   Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

5.Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Никогда – правописание приставки зависит от ударения.
  2. Приезжая- приставка при- имеет значение «неполное действие».
  3. ( Выступление) особенно – в суффиксах кратких имен прилагательных пишется столько н, сколько в полной форме.
  4. Поливал- правописание безударной гласной в корне слова проверяется ударением.
  5. Собираю- написание безударной чередующейся глас­ной в корне зависит от суффикса.

Ответ:_________________________

 

Прочитайте текст  изложения и выполните задания 6—9.

6 . Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Каждый раз приезжая в сад, Митя радовался пышному цветению деревьев.
  2. В самой дальней части сада росла только крапива и старая вишня.
  3. За вишней, что растет около дома, дедушка мало ухаживал, плохо поливал.
  4. Первой вишне дедушка говорил добрые слова, и делал всё с любовью, и дерево ответило тем же - каждый год на ней вырастают вкусные вишни.
  5. Митя с дедушкой построили этот дом.

Ответ:_________________________

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразитель­ности речи является эпитет.

  1. И хотя вишня была очень старая, она цвела каждый год.
  2. Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня.
  3. Они оказались кислыми и наполовину червивыми.
  4. Я посадил эти деревья, когда был молодой и мы с бабушкой только-только построили этот дом.
  5. «Я посадил эти деревья, когда был молодой и мы с бабушкой только-только построили этот дом», - сказал он, показывая рукой на старый обветшавший со временем бревенчатый дом.

Ответ:_________________________

8.Лексический анализ.

Подберите синонимы к слову обветшавший (предложение 3). 
Выпишите один из этих синонимов. 

Ответ:_________________________

 

ЧАСТЬ 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке  ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл выска­зывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

 

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Так и человек, Митя, зависит от того, с какими словами к нему обращаются в детстве». 
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 

 9.3.  Как Вы понимаете значение слова любовь? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.