Конспект открытого урока (2 часа) «Работа над тестовой частью. Подготовка к ОГЭ по русскому языку» опирается на демоверсию 2020 года.

 

Учитель: Шульгина Татьяна Викторовна

 

Цели урока:

повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:

«Грамматическая основа предложения»,

«Знаки препинания в сложных предложениях»,

«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,

«Орфографический анализ слов»,

«Анализ средств выразительности»,

«Лексический анализ слов»;

умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

воспитание познавательного интереса к русскому языку.

 

Задачи:

  • образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;
  • развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
  • воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.

 

Тип урока: урок развивающего контроля.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, раздаточный материал (приложение №2), карта самоанализа, листы с домашним заданием (приложение №3).

 

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

Вступительное слово учителя.

«Душа» – так называется рассказ, по которому мы будем работать, готовясь к ОГЭ. А как вы понимаете это слово? Что означает оно для каждого из нас? (Ответы учащихся).

2. Чтение текста и работа по нему.

 

Горева Светлана

Душа

Наташа с бабушкой очень часто ходили в церковь. Храм завораживал девочку, она могла часами молча стоять возле какой-нибудь иконки или смотреть на пламя свечи. Она думала о том, как, наверное, хорошо сейчас её маме и папе там, на небе, как они смотрят на неё и радуются, что у них растет такая хорошая и послушная дочка. Наташины родители погибли в автокатастрофе, когда девочке было пять лет. Она смутно помнила их лица, их голоса, но точно знала, что они её очень любили и верили в то, что их дочка будет самой счастливой на свете. Сейчас Наташе уже двенадцать. Она живет с бабушкой, учится в самой обычной школе, но верит, что и её звезда когда-нибудь взойдет.

По вечерам Наташа любит посидеть на бабушкиной кровати и послушать, как бабушка говорит о жизни, о вере и о Боге. Наташа засыпает бабушку вопросами, перебивает, начинает сама рассуждать вслух, но в итоге каждый вечер приходит к одному и тому же: она еще не такая мудрая, как бабушка, и не может дать ответ на многие вопросы. Вот и на этот раз девочка сидит, тихонько прижавшись к бабушке, и ждет, когда та расскажет ей что-нибудь интересное. Бабушка смотрит на нее своими лучистыми глазами и ласково спрашивает: «Наташа, а ты знаешь, что такое душа?» «Ну…это что-то такое неопределенное, что живет внутри каждого человека….», – начинает размышлять Ната. «Душа – это поле битвы», – говорит бабушка. «Как это?» – удивленно взмахивает ресницами девочка. «А так, - продолжает бабушка. – У каждого человека внутри как бы живут два разных человека. Один хороший, добрый. Он никогда не сердится, никогда не пройдет мимо того, кому нужна помощь, никогда не обидит и не скажет плохого слова. Он любит не только себя, но всех людей вокруг. Они для него как родные. Другой не любит никого. Он толкает человека на плохие поступки, на плохие мысли. Он злорадствует по любому поводу, завидует всегда и всем по поводу и без, он злой, и поэтому ранит душу. Вот эти два человека и борются внутри каждого из нас». «Так, а какой же побеждает?» – поинтересовалась Наташа. «А тот, которого ты кормишь», – пожала плечами бабушка.

 

I. «Грамматическая основа предложения».

Выпишите грамматические основы предложений 1 абзаца.

Укажите виды сказуемых. (Вспоминаем теорию: Сказуемое бывает

- простое глагольное сказуемое (ПГС), 

- составное именное сказуемое (СИС) и глагольное сказуемое (СГС). 

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами. 

  1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем). (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)
  2. Инфинитивом (начальной формой глагола).
  3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).
  4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием), который  можно заменить на одно слово.
  5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.). Частицы либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения. 

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка) 

СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив 

Способы выражения глагола-связки: 

  1. Глаголы со значением "начало", "продолжение", "конец действия".
  2. Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др.).
  3. Словами можно, нужно, надо и т.д.

Примечание:

Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения. 

Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:

  1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц. 
  2. Инфинитив относится к глаголу движения. 
  3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому. 

СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...) 

Способ выражения глагола-связки: 

  1. Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.) 
  2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался).

Примечание:

  1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать: Он врач. (составное именное). 
  2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».

!!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал) 

Быть = связка, Он был умным. 

Быть=существовать. Он был здесь.

 

II. «Знаки препинания в простых и сложных предложениях».

Найдите в тексте и выпишите предложение, в котором есть запятая(-ые). Объясните схемой её постановку. (На доску выносятся схемы предложений). Какие предложения имеют запятые?

Материал для повторения.

Простое осложненное предложение

Простое предложение – предложение с 1 грамматической основой.

Осложненное простое предложение – это предложение, в составе которого есть: 

• однородные члены предложения,
• обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства, 
• вводные конструкции, 
• вставные конструкции, 
• слова-обращения,
• уточнение, 
• сравнительный оборот. 

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.

Сложные предложения делятся на

-сложносочиненные предложения (ССП),
-сложноподчиненные предложения (СПП),
-сложные бессоюзные предложения (БСП).

 

III.«Типы подчинительной связи в словосочетаниях».

Теперь вспомните, какие связи слов есть в словосочетании? (Между подлежащим и сказуемым, между однородными членами предложения, между главным и зависимым словом – подчинительные словосочетания). Выпишите из 2 предложения по 1 такому словосочетанию. Назовите подчинительное словосочетание. Как называется такая связь? (Согласование, управление, примыкание). Дайте характеристику этим видам связи.

Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого. При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным, причастием, местоимением (указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ), числительным (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН)

Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым при помощи косвенного падежа с предлогом и без. Другими словами, управление бывает предложным и беспредложным. Зависимое слово может быть выражено существительным, местоимением или их эквивалентами.

Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово (слово, которое не имеет форм словоизменения). В качестве зависимого слова в примыкании выступает: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень прилагательных и наречий, местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, неизменяемые прилагательные, несогласованные приложения, выраженные существительными.

Не являются словосочетаниямиграмматическая основа, однородные члены предложения, фразеологизмы, составная сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий, повелительно наклонение глагола, сложная форма будущего времени и существительные с предлогами.

А теперь давайте вспомним, что нужно предпринять, чтобы заменить один вид связи на другой.

Алгоритм выполнения

  1. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.
  2. Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
  3. Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог (деревянный стол – стол из дерева).
  4. Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование,то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным  прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово (волнение без причины – беспричинное волнение).
  5. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие (сказать с вызовом – вызывающе сказать).

Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово (грустно посмотрел – посмотрел с грустью).

Попробуйте выписанные словосочетания преобразовать. Что получилось и не получилось? Почему?

 

IV. «Орфографический анализ слов».

А теперь из 1 абзаца выпишите 5 слов с разными орфограммами, графически объясните. (На доску выносятся называемые орфограммы, учитель подводит итог, предлагает алгоритм выполнения.)

Все правила орфографии можно условно разделить на 2 группы:

  1. Написание зависит от части речислова, которое необходимо написать правильно.
  2. Написание зависит от части слова,в которой находится орфограмма.

Алгоритм выполнения задания.

  1. Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
  2. Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
  3. Внимательно читаем правило, данное после слова.
  4. Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова. 
  5. Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании. 
  6. Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно, и само правило не может работать. 

А на какие орфограммы обратить внимание, смотрите в приложении. К НЕМУ НАДО ОБРАЩАТЬСЯ ПОСТОЯННО, пока не будете знать их.

 

V.«Анализ средств выразительности».

  • Во 2 абзаце текста найдите и выпишите словосочетания, в которых одно слово употребляется в переносном значении. Как называются эти выразительные средства? (Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.)
  • Объясните, какие средства выразительности вы выписали.

А теперь предлагаю вашему вниманию другие средства выразительности. (См. приложение 2.)

 

VI.«Лексический анализ слов».

А теперь обратимся к названию текста. Как вы понимаете его? Как в русском языке называется такое значение? (Лексическое.) И вот следующее задание: найдите в тексте антонимы (хороший, плохие). Обращаю ваше внимание, что помимо тех средств выразительности, что есть во 2 приложении, могут быть синонимы, антонимы, на экзамене.

 

3. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

«Плюс - минус - интересно».

Самоанализ с картой

Я узнал....

Я научился.

Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».

Наш урок подходит к концу. Дома ещё раз обратитесь к записям в тетрадях и составьте тест, соблюдая последовательность заданий. Спасибо за работу!


Приложение 1

Приложение 2