Исследовательская работа «Масленица» рассказывает об истории, обычаях и традициях масленичных гуляний в России и Курской области.
Автор работы ученик 5 А класса МБОУ «СОШ № 45» г. Курска Макаев Савелий
Руководитель Агеева Светлана Анатольевна
Скоро крылья распахнёт сонная земля,
Пробуждение придёт с криком журавля;
Признаёт и сам февраль перемену дней,
Сквозь небесную вуаль солнечных коней
Шлёт, как вестников, Весна в серые дома:
– Пробуждайтесь ото сна! – говорит она.
И в застуженных сердцах тает мёртвый лёд.
Мчится тройка в бубенцах – Масленицы ход…
Введение
О Масленице знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица!».
Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?
Масленица – один из древнейших праздников в славянской культуре. Праздник имеет языческие корни, но сохранился после принятия христианства и празднуется многими до сих пор.
Издревле Масленица была самым веселым и сытным для народа праздником. И самым длинным празднованием – по времени оно продолжается целую неделю. У народа, любящего погулять, этот день приобретал разные названия: «веселая», «касаточка», «целовальница».
Масленица прошла через многие века, но характеру своему не изменила, навсегда оставшись народным праздником.
Масленица широко праздновалась практически во всех уголках нашей большой страны. Традиции её и по сей день живут в памяти народа.
Тема носит актуальный характер. Русь всегда славилась любовью к праздникам. Наш народ умеет трудиться, умеет и веселиться. Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это часть нашей русской культуры. Свою историю важно знать и беречь.
ЦЕЛЬ моего исследования – убедиться в том, что традиции и обрядность Масленицы – важный и устойчивый элемент традиционно-бытовой культуры русского человека. В связи с чем ставлю перед собой задачи.
ЗАДАЧИ
- Получить информация о празднике.
- Изучить историю его возникновения и существования.
- Сделать выводы по результатам работы.
ОБЪЕКТОМ исследования выступает праздник Масленица.
ГИПОТЕЗОЙ послужит моё предположение, что праздник Масленица является необходимой составляющей нормального течения жизни и позволяет сохранить ценность исторического и культурного наследия предков.
Практическая значимость проекта заключена в том, что результаты исследования могут быть использованы в повседневной жизни. Для проведения исследования использую следующий план, пункты которого Вы видите сейчас на экране.
План
- Выбрать тему.
- Изучить информацию по выбранной теме.
- Собрать наглядный материал.
- Провести интервьюирование.
- Исследовать источники информации.
- Оформить работу.
- Выполнить презентацию.
- Защитить проект.
Истоки и традиции Масленицы
С целью изучения темы я обратился к различным источникам и выяснил, что, когда приближается русская Масленица, история праздника начинает интересовать большое количество людей. Неделя перед Великим постом ассоциируется в первую очередь с массовыми гуляниями, весельем и блинами. Однако древнерусская традиция наполнена более глубоким смыслом. Она имеет прямое отношение ко дню весеннего равноденствия. Древние славяне были язычниками и с опаской относились к этому природному явлению.
Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. День весеннего равноденствия вызывал у праславян благоговейный ужас. На территориях их проживания в это время наблюдались резкие колебания погодных условий. То морозы ударят, то оттепель начинается. Люди говорили: «Весна с Зимой борются».
В день весеннего равноденствия происходила главная битва Зимы с Весной. Чтобы Весна победила Зиму, язычники задабривали богов. Совершали различные ритуалы и готовили жертвенные блюда. История возникновения Масленицы тесно связана с языческой древнеславянской Комоедицей. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после него. В те времена у славян самым почитаемым зверем был медведь. Его называли Комом и считали ипостасью языческого бога Велеса. С весенним пробуждением медведя после зимней спячки оживала природа и приходило тепло.
Прощаясь с Зимой, древние славяне славили Ярило – бога весеннего солнца. Чтобы поддержать молодое крепчающее солнце Ярило, праславяне пекли лепешки – круглые и желтые, как дневное светило. Первая лепешка доставалась Кому – медведю. В те времена и появилась поговорка: «Первый блин комам» (медведям).
На праздничном столе раньше преобладали вегетарианские блюда. Их готовили, чтобы задобрить медведя – любителя растительной пищи. Пятую часть приготовленных блюд несли к Священному огню. Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену (Мару). Образ Марены отождествлялся со смертью и с сезонными обрядами гибели и возрождения природы.
Возле святилища рассыпали зерно, угощая птиц. Пернатые символизировали умерших предков. В день весеннего равноденствия живые и мертвые представители рода соединялись.
Во время празднования Комоедицы совершались ритуальные прыжки через Священный костер. Праславяне верили, что пламя способно изгонять злых духов. Водой, растаявшей на Священном костре, умывались. Она давала здоровье, силу и красоту.
На Комоедицу в древней Руси славили молодые супружеские пары. Холостяков «метили веревкой» и принуждали сделать выбор или откупиться праздничными блюдами.
В конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило.
История Масленицы насчитывает несколько столетий. После крещения Руси языческие культы стали повсеместно искореняться. Однако вера предков не исчезла. Огромный пласт языческой культуры, носителем которой был народ, стал частью новой веры. Многие христианские праздники совпали по времени с языческими и позаимствовали их обрядность.
Празднование Масленицы на Руси после принятия христианства изменилось мало. Во время гуляний люди по-прежнему рядились в медвежьи шкуры, разжигали костры и делали лепешки. Когда научились готовить дрожжевое тесто, стали печь блины.
Употребляя блины, люди верили, что съедают кусочек солнца и получают божье благословение, как в древние времена. Позднее праздничным символом стали считаться и ватрушки.
Сохранилась традиция поджигания праздничного костра от солнечного луча. Его ловили при помощи линзы и направляли на кучку сухого хвороста. Зажженный от солнца огонь наделялся древними людьми божественной силой. Он передавал им энергию дневного светила.
Глава 1. Традиции, обычаи и обряды Масленицы
Существует несколько названий этого праздника:
- мясопустной Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;
- сырной – потому что на этой неделе едят много сыра;
- Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.
Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.
Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были кулачные бои; поедание на время блинов; катания на санях; лазанье на столб за призом; игры с медведем; сжигание чучела; купание в прорубях.
Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.
Наши предки считали, что тот, кто не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.
Интересный обычай – есть молочную пищу. Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.
К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: в первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».
К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов: они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.
И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: после объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…
Существует множество рекомендаций и правил, которых нужно придерживаться во время Блинной недели. Среди них можно выделить два основных:
- На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.
- Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.
Традиции празднования Масленицы на Руси.
В 1-й масленичный день разрешалось спать дольше обычного. Славяне считали, что длительный сон – хорошая примета для будущего урожая. После пробуждения всех членов семьи каждый брался за свое дело. Хозяйка дома начинала готовить тесто, чтобы печь блины, и с самого утра вся деревня наполнялась неповторимыми ароматами. Существовало несколько главных правил встречи Масленицы:
- Первый блин всегда отдавали нищим, чтобы они поминали ушедших родственников. Крестьяне верили, что покойные имеют определенную власть над стихиями, поэтому старались отдать дань умершим близким людям и попросить у них таким образом хороших погодных условий для будущего урожая.
- Дети помогали взрослым тем, что делали в понедельник Масленицу – большую соломенную куклу, одетую в женский наряд. Чучело Масленицы ребятня возила в санях по улицам, стучась во все дома и распевая веселые песни. В каждом дворе детишкам было принято давать блины.
- На чучело Масленицы должен был посмотреть каждый. Даже старые и немощные люди старались выйти хотя бы на крыльцо, чтобы встретить необычную гостью. Существовало поверье, что тот, кто не встретит Масленицу, скоро умрет.
- Невестка с самого утра отправлялась в родительский дом печь блины, а вечером свекры приходили в гости к своим сватам, чтобы отведать угощение и распланировать праздничную неделю.
- В первый день Масленицы начинались катания с ледяных горок. Но в понедельник принимать участие в этом веселом развлечении могли только дети. Они распевали задорные песни и частушки, в которых прославляли Масленицу и скорое наступление весны. Встреча проходила шумно и весело. Считалось, что как празднуют Масленицу, таким и будет урожай: чем громче песни, тем длиннее уродится лен на полях.
- Каждая хозяйка стремилась показать себя самой искусной мастерицей и удивить родственников и друзей своим кулинарным талантом.
- Блины подавали со сметаной и творогом, с различными видами варенья и медом, с соленой рыбой и мясом.
- Понедельник предварял основные масленичные гуляния, но, несмотря на то что весь день проходил в заботах о подготовке к предстоящему празднику, вечером молодежь каталась на качелях, пела песни, шутила и отмечала встречу Масленицы довольно шумно и радостно. Закрывал торжественные мероприятия первого дня традиционный кулачный бой.
- Взрослые не участвовали в зимних забавах. Они занимались последними приготовлениями к предстоящим масленичным «Заигрышам»: мужчины достраивали балаганы для выступлений, кукольные театры, заливали ледяные горки и создавали снежные городки, а женщины готовили вкусные угощения и, конечно, главное блюдо – блины.
В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству: привозили дрова для костра; украшали избы; строили горы.
Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.
В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях: одевались в лучшие наряды; шли на театральные представления; посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.
Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались рогожи, санки, коньки, шкуры, ледянки, деревянные корыта.
Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.
В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах. К бою серьёзно готовились: парились в банях; сытно ели; обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.
Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.
В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.
Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.
Глава 2. Масленица на Руси
Надо сказать, что и русские цари, вместо того чтобы как-то урезонить своих подданных, сами подавали пример широкому масленичному гулянью. Петр I, например, сам в понедельник на Масленицу открывал торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях. Каждую зиму на Масленицу он устраивал шумные и весёлые катания по Москве-реке, вдоль Кремлевских стен, от Воскресенских ворот до Троицких, где ныне простирается Александровский сад.
Сохранилось описание масленичного маскарада 1722 года, который устроил русский царь по случаю заключения Нейштадстского мира и который состоялся в 4-й день сырной недели. «В этот день началось движение большого поезда из села Всесвятского, где еще с вечера собрано было множество морских судов разной величины и вида, около сотни саней, запряженных разными зверями. По сделанному ракетою сигналу сухопутный флот, напоминающий собою флот Олега, на полозья и санях потянулся длинною вереницею от Всесвятского к Тверским Триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей гусем, украшенных бубенчиками и побрякушками. На других санях ехал князь-папа Зотов, облеченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке; за ним свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряженных четырьмя свиньями. Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках, везомый двумя сиренами. В процессии находился и князь-цезарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал место в большой лодке, везенной двумя живыми медведями.
Наконец, появилась громада, 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного в воду в марте 1721 г. В С.-Петербурге: он имел три мачты и полное корабельное вооружение даже до последнего блока. На этом корабле, везенном шестнадцатью лошадьми, сидел сам государь Петр I в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал на нем, как на море, во время шествия. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолою появились настоящие члены маскарада под именем неугомонной обители: они сидели в широких длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы, и наряжены были волками, журавлями, драконами, представляя в лицах Эзоповы басни и т. п. Такое пестрое и чудное маскарадное шествие чрез Тверские ворота потянулось в Кремль при пушечных выстрелах, куда и достигло к вечеру.
На следующий день, и на третий день, и 2 февраля сбор назначен был у ворот, построенных тогда купечеством. Этот маскарад окончился великолепным фейерверком и пиршеством.
В продолжение четырех дней московского карнавала участвовавшие в нем особы переменили по нескольку раз свои костюмы».
Народ отмечал Масленицу главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и названа, что русские люди до Поста ели коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели.
Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Шуточное изображение Масленицы возили по улицам. Для этого брали огромные сани, в которые запрягали иногда до 12 лошадей (а иногда вместо лошадей запрягали несколько человек, разряженных кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты и впереди саней прыгали и пели деревенские весельчаки и балагуры.
Каждый день Масленицы имел своё название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и прочее.
Глава 3. Масленица: значение каждого дня
За помощью в изучении материала я обратился в Детскую библиотеку № 10 г. Курска и выяснил, что отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.
Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять?». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить прощение за обиды, накопившиеся за год, у знакомых и родных.
Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая; барыня-масленица, госпожа масленица».
По материалам прошлого столетия масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трёхматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепёлочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться, Ей-то Семик бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьёт челом, кланяется, зовёт во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася».
После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
В Дмитровском районе под Москвой «в понедельник в семьях, где есть молодёжь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку, в руки этой фигуры даётся помазок и блин» – главные символы Масленицы.
Без блинов не Масленица, без пирогов — не именины.
Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. «Накануне вечером, когда появятся звёзды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару:
Месяц ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!»
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковородку или с чайное блюдце, тонкие и лёгкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.
На Масленице – первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испекаемый на Масленой неделе, кладут на слуховое окошко «для душ родительских» со словами:
– Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!
Кое-где первый блин отдаётся нищим, чтобы они помянули всех усопших.
Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.
Блин добро не один. Блины брюха не портят. Блин не клин, брюха не расколет.
Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.
Как на Масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!
– припевали хозяйки и гости, и продолжали масленичное блинное чревоугодие.
Пришла Маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Так шутили и посмеивались сами над собой.
Загадки о блинах
Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)
На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)
Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)
Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)
В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины:
Тин-танка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися
Масляным кусочком поделися!
***
Ах ты Домнушка
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь,
Не пора ли блины печь!
Пропев под окнами такую песенку, владимирские ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!» Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:
Паршивые блины
По аршину длины!
После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», припевая:
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
(Курская губ.)
***
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: «Я поста боюся!»
Широкая: «Я поста боюся!»
«Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!»
(Калужская губ.)
***
Прошли дворы,
Наполнили сумы.
Ах, Масленица, обманщица!
С конями пошли,
Со двора свели,
Ах, Масленица, обманщица!
Надели зипуны,
По гостям пошли,
Кати домой,
Шевели ногой,
Шевели ногой,
Вовсю рысцой!
(Владимирская губ.)
***
О, мы Масленицу устречали,
Устречали, лёли, устречали,
Мы сыр с масельцем починали,
Починали, лёли, починали,
Мы блинками гору устилали,
Устилали, лёли, устилали,
Сверху масельцем поливали,
Поливали, душа, поливали.
Как от сыра гора крута,
Гора крута, лёли, гора крута,
А от масла гора ясна,
Гора ясна, лели, гора ясна.
А на горушке снега сыплют,
Снеги сыплют, лели, снега сыплют,
А нас мамочки домой кличут,
Домой кличут, лели, домой кличут.
А нам домой не хотится,
Не хотится, лели, не хотится,
Нам хотится прокатиться,
Прокатиться, лели, прокатиться,
С горушки да до слушки!
До слушки, лели, до слушки!
Наша горушка все катлива,
Все катлива, лели, все катлива,
Наши бабушки воркотливы,
Воркотливы, лели, воркотливы.
Они день и ночь все воркочут,
Все воркочут, лели, все воркочут.
Они на печке лежат, все про нас говорят:
«Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!
Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего,
Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!
Или сыра кусок, или мыла брусок.
Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!»
(Торопецкий уезд Тверской губ.)
Дети катались с гор во все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды-четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.
Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причём у той, которая дальше прокатится, думали, будет лучший лён».
В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на Масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году.
Сани с молодожёнами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то на горку!»
«Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в поле, идёт к ожидающему её мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и ещё отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза; но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря:
«Ещё, ещё раз подмажь, ходче пойдет!» – и заставляют её таким образом целовать 10 раз и более и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая опять целует мужа один раз». Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу.
Катание с гор молодожёнов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься.
Вот не с гор на гору снега сыплют,
Снега сыплют, люди, снега сыплют.
На меня, молоду, свекор смотрит,
Свекор смотрит, люли, свекор смотрит.
«Хороша была у девицах,
У девицах, люли, у девицах,
Теперь хуже того в молодицах.
В молодицах, люли, в молодицах!»
Вот не с гор на гору снеги сыплют,
Снега сыплют, люли, снеги сыплют.
На меня, младу, свекор смотрит,
Свекор смотрит, люли, свекор смотрит.
«Плоха была у девицах,
У девицах, люли, у девицах,
Хуже того в молодицах,
В молодицах, люли, в молодицах!»
Вот не с гор на гору снега сыплют,
Снега сыплют, люли, снеги сыплют,
На меня, младу, мужик смотрит,
Мужик смотрит, люли, мужик смотрит.
«Хороша была у девицах,
У девицах, люли, у девицах,
Лучше того в молодицах,
В молодицах, люли, в молодицах».
(Торопецкий уезд).
Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодёжь. Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями – типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Запрягу я коня вороного,
Посажу я кума молодого.
Масленица счастливая,
Протянися подольше!
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодёжи найти себе пару.
Например, костромичи «выборанивали девок» – таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды – это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший Мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами, конфетами.
Больше всего внимания и почестей оказывается на Масленицу молодожёнам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.
Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». «Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга, при этом кричат: «Порох на губах!» – и предлагают целоваться. «Покажите, как вы любитесь!» <...> Иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеется, как маков цвет <...> «Столбы» продолжаются час, потом едут кататься».
В Тверской губернии «к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне».
У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых затьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.
Традиционный вятский «целовник» имел место в Масленичную субботу, когда «подгулявшая деревенская молодёжь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую Масленицу... Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, тот, выпив, трижды целуется с ней».
Однако самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси, было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном шуточных), анекдотов и пр. В некоторых местах «тёщины блины» происходит на «лакомки», то есть, в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Зять на двор — пирог на стол.
У тёщи про зятя и ступа доит.
Придёт зять, где сметанки взять?
***
Было у тещи
Семь зятьев:
Хомка зять,
И Пахомка зять,
И Гришка зять,
И Гаврюшка зять,
И Макарка зять,
И Захарка зять,
Зятюшка Ванюшка
– Милей всех зятьев!
И стала теща
Зятьев за стол сажать.
Хомка сел,
И Пахомка сел,
И Гришка сел,
И Гаврюшка сел,
И Макарка сел,
И Захарка сел,
«Зятюшка Ванюшка,
Поди вот тут сядь!»
Стала теща зятьев
Вином потчевать:
Хомке рюмка,
И Пахомке рюмка,
И Гришке рюмка,
И Гаврюшке рюмка,
И Макарке рюмка,
И Захарке рюмка,
Зятюшке Ванюшке
– Рюмочка с винцом!
И стала теща
Затьев в гости звать.
Хомка идет,
И Пахомка идет,
И Гришка идет,
И Гаврюшка идет,
И Макарка идет,
И Захарка идет.
«Зятюшка Ванюшка,
Иди поскорей!»
Стала теща с зятьев
Деньги обирать:
С Хомки – рубь,
И с Пахомки – рубь,
И с Гришки – рубь,
И с Гаврюшки - рубь,
И с Макарки – рубь,
И с Захарки – рубь,
С зятюшки Ванюшки
– Пара серебра!
Стала теща
Зятьев провожать:
И Хомке – в шею,
И Пахомке – в шею,
И Гришке – в шею,
И Гаврюшке – в шею,
И Макарку – в шею,
И Захарку – в шею,
А зятюшку Ванюшку
– За святые волоса!
***
Ой, Куры вы, куры,
Кочеты молодые,
Гребни вы золотые!
Что не пойте вы рано,
Не будите мово зятя.
Зять у тещи гуляет,
Теша у зятя пытает:
«Что зять ты, зятечек,
Дорогой сын гостечек,
Скажи мне всю правду,
Что на свете милее:
Али тесть, али теща,
Али жена молодая,
Али матушка родная?»
«Теща милая – для привета,
Жена молодая – для совета,
А маменька родная
Милей всего свету».
***
Был у тещи, да рад утекши.
У тещи зять – первый гость,
А принят в дом – первый разбойник.
Нет черта в доме – прими зятя.
Зять в дом – и иконы вон.
***
Теща про зятя пирог пекла.
Соли да муки - на четыре рубли,
Сахару-изюму – на восемь рублей,
Встал этот пирог – в двенадцать рублей.
Думала теща про всех про гостей,
Зятюшка сел – да в присест пирог съел.
Теща по горенке похаживает,
На мила на зятюшку поглядывает:
«Как тебя, зятюшка, не разорвало?
Как тебя, родимого, горой не навело?»
«Розорви, розорви тещу мою,
Тещу мою да свояченицу.
Пойдем-ка, тещенька, отгащивать ко мне.
Есть у меня про тещу много пива и вина,
Есть еще про тещеньку три дубины:
Первая дубинушка – березовая,
Вторая дубинушка – еловая,
Третья дубинушка – осиновая».
(Нижегородская губ.)
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» – приглашали на блины. «Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок».
Званая тёща (существовал и такой обычай) «обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов»: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. «Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тёщей».
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развёртывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.
Масленица-пышка на улицу вышла,
На гору кататься, с ребятами драться!
Ребята-дураки нажимали кулаки.
Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!
(Ярославская губ.)
Центральной фигурой всё же оказывалась сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу.
Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови чёрные, наведённые,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набелённые!
(Подмосковье).
Сопровождает Масленицу ряженая молодёжь. Чаще всего рядятся цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.
В пошехонском селе Давшино (Ярославская губернии) масленичный поезд выглядел следующим образом: «запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою, на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой – метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку, всю испачканную, увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в неё пьяного человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него – раскрытый сундук со съестными припасами – пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами». Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.
В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: «Робята», заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в «мужичье» платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трёх саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом – стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на неё надевалось на некотором возвышении колесо, а на нём привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто».
Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печёным яйцом!
В воскресенье – «Прощёный день» – устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу:
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова –
Осиновы дрова,
Березовы дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу,
На горельщицу!
В подмосковных сёлах в воскресенье молодёжь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.
Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление – похороны Масленицы: «Делают из соломы куклу с руками, надевают на неё бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на неё рогожу наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на верёвке осметок – на место кадила.
Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством «попа» пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши её пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается.
Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричит «аллилуя!», а за ним кричит, шумит вся толпа – кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни».
Прощай, Масленица-вертушка,
Настаёт Великий Пост.
На деревне всё приели,
Подают селёдки хвост!
Как на Масляной неделе
В потолок блины летели!
И-их!
Уж ты Масленица, ты обманщица,
Говорила семь недель, а остался один день!
(Калининская обл.)
***
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
***
Масленица-ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас
На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.
***
Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела –
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
(Владимирская губ.)
***
Масленица, Масленица,
Семенова племянница,
Обманула-провела,
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем пасху святить,
Будем яйца красить,
Ура!
(Ярославская губ.)
***
А масляна, масляна полизуха!
Полизала блинцы да стопцы –
На тарельцы.
А мы свою масляну провожали,
Тяжко-важко да по ней воздыхали.
«А масляна, масляная воротися,
До самого Велика дня протянися!»
(Курская губ.)
***
Маслена неделя
В Ростов полетела,
На пенечек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила.
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,
– Гори, сатана!
(Владимирская губ.)
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьёз. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Молодёжь вела себя более бурно и выкрикивала:
– Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костер блины – «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тёщ – «Тёща, люли, поджаривай блины!».
Не всё коту масленица, будет и великий пост.
И в преддверии Великого Поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в Прощёное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.
Масленица в Курской губернии
В ходе исследования я обратился к СМИ и нашёл следующую информацию. Архивный номер № 11 (1274) от 12 марта 2019 – Новости
Как отмечали Масленицу 100 лет назад в Курской губернии?
Масленица – всенародно любимый праздник, который отмечают с размахом. Время идет, но традиции проводов русской зимы не меняются. А о многих из них мы, современники, даже не догадываемся...
Согласно «Курскому народному календарю», на праздник наши предки делали «из соломы подобное человеку чучело Масленицы, затем сжигали», водили хороводы, пекли блины, катались на санях, жгли костры. В последний день Масленицы – Прощеное воскресенье – просили прощения друг у друга за старые обиды.
«Курский сборник. Выпуск III. Материалы по этнографии» от 1902 года так описывает празднование Масленицы со слов жительницы одного из сел: «У нас есть тут мужик, Андрей, дык ён сабирет маленьких девок, насажая у сани, ды ишшо им бутку разапнеть зли смеху, и возя их по деревне, как цыганяв, а девки песни кричать. А другой тут, Титок, маяка сделая, как чалэка, рубаху на него наденя, и ездя па вулицы...». Конечно, отдельные слова для нас, современников, в диковинку. Так, оказывается, «малай» – неженатый парень, «бутка» – верх в санях, «чалэк» – искаженное от «человека», а таинственный «маяк» – то самое чучело Масленицы.
Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка» (либо «перелом», «разгул»), четверг – «широкий», пятница – «тещины вечера», суббота – «золовкины посиделки» («проводы»), а воскресенье – «прощеный день».
«В старину, как праздник народный, Масленица начиналась с понедельника, а как гражданский – с четверга. Ныне начало гражданской, свободной от дел Масленицы начинается в субботу», – писал этнограф Михаил Забылин, живший в XIX веке.
В один из первых дней Масленичной недели детвора ходила по домам, собирала угощения и пела хозяевам песни. Молодожены отправлялись к теще или тестю, несли с собой булочки, орехи, которыми одаривали встречаемых по дороге детишек. В пятницу полагалось идти к теще на блины.
По обычаю всю Сырную неделю люди пекли блины. В Курской, Тамбовской и других губерниях Центральной России было заведено первый испеченный блин класть на слуховое окошко дома, тем самым «посвящая его для душ родительских».
Одно из развлечений на Масленичной неделе – кулачные бои. Это традиционная русская забава, когда сходились стенка на стенку, или потеха, известная как «игрища». Правил особых не было: бей, кто стоит на ногах, а упавшего на землю – нельзя. Чтобы кулачный бой прошел удачно, нужно было обладать не только недюжинной силой, но и знать специальный заговор. Многим потом, правда, требовался и заговор «от боли в ушах», чтобы «не болело, не щипало, и ухо не вертело»: в поединках мужики сильно травмировались.
К примеру, во Льговском уезде народную забаву называли «кулачками», а современники так описывали потеху на Масленицу: «Три-четыре дня подряд мнут друг другу бока, ломают ребра. А иногда дело доходит до убийства. Недавно в результате побоев умер крестьянин Грачев – силач, который во время «кулачек», не жалея своих боков, один сдерживал «стену».
В Рыльске развлечения на Масленицу описал курский краевед Николай Чалых: «Катались на разукрашенных тройках. Продавали горячие блины, медовуху, крепкий чай. Устраивали зимние игры, лазили на высокий столб за призами, соревновались в жиме гири, боролись, играли в снежки». Накануне субботы в отдельных деревнях целыми дворами варили пенный напиток, что становилось неким символом единения и называлось у наших предков «братчиной».
Праздник завершался в воскресенье. После – Великий пост. В некоторых селениях считалось, что нельзя употреблять недоеденное в праздник: «Самый бедный брезгует куском хлеба, оставшимся с Масленицы, и бросает его или отдает домашним животным». В первую же субботу Поста пекли постные блины, что называлось «тужилкой о Масленице».
Пословицы и поговорки на Масленицу
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост
- Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица
- Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай
- Масленица объедуха, деньгам приберуха
- Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы
- Масленица – семикова племянница
Масленица в искусстве
- «Не всё коту масленица» – пьеса Александра Островского (1871 год)
- «Ишь ты, Масленица!» – рисованный мультфильм режиссёра Роберта Саакянца (1985 год)
- «Сибирский цирюльник» – художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова (1998 год). Эпизод празднования Масленицы в России 1885 года
- «Февраль. Масленица» – «Времена года» – фортепианный цикл П. И. Чайковского
- «Проводы Масленицы» – сцена из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
- Народное гуляние на Масляной – картина из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка»
- «Масленица» – картина Бориса Кустодиева (1916 год)
- «Взятие снежного городка» – картина Василия Сурикова (1891 год)
Трактирное поздравление с сырной неделей
В России до 1917 года служащие питейных заведений издавали специальные карточки, содержащие стихотворные поздравления с Масленицей. Таким образом работники поздравляли посетителей трактиров и ресторанов с праздником и подводили к уплате повышенных чаевых.