Проект подготовлен к VI региональному форуму «Молодежь – фундамент инновационного развития России».

Выполнила: обучающаяся 10 класса Агибалова А.

Руководитель: Агибалова Наталья Ивановна

 

Частушка – особый жанр русского фольклора, живое наследие предков

 

Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ.

В. Богомолов

 

Введение

С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно- музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.

Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.

Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.

Гипотеза: частушка – поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.

Задачи:

  • изучить историю создания и особенности построения частушек;
  • произвести комплексный анализ собранных частушек с точки зрения лингвистики и литературоведения: - тематика и содержание, - стиль, тип речи, связь между предложениями, - морфология, - синтаксис, - словообразование, - изобразительно - выразительные средства языка, - рифма и ритм;
  • доказать значимость русской частушки для человека.

Предмет исследования: Русские частушки и их виды.

Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.

Первое появление частушек как жанра

Частушка – особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка».

«Частушка», – писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, – выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».  

В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.

Версии Возникновения:

  • одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;
  • другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.

Доказательства:

  1. В частушке совсем не отражена отмена крепостного права 1861 г., зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х г.г. XIX в.: русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.
  2. В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля 1866 года издания слова «частушка» нет.

Впервые слово «частушка» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;

В русской литературе частушка появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её  названием,  определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.                                                             

Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были запи­саны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклор­ная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Процесс формирования

 Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора. 

Классификация частушек

Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

 Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных   тем:

  1. Частушки о любви и любовных страданиях.
  2. Частушки о гармонисте и гармони.
  3. Частушки о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне.
  4. Частушки на военную тему.
  5. Частушки о политике.
  6. Заключительные частушки.

Размеры частушек

Первоначально частушки не имели строго определенного размера. Наряду с четырехстрочными возникали многострочные — в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырехстрочная частушка. Интересно отметить, что часть многострочных частушек впоследствии переделалась в четырехстрочные. Исследования показывают, что по своим поэтическим истокам, генетически, частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего - песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными.

Средства поэтического стиля частушек

Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.

Отличие частушки от старых лирических песен

Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.

Лингвистический анализ

Частушки – текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью. В основном они состоят из двух осложненных простых предложений:

Паровоз пары пускает,

По дороженьке бежит.

Собираются ребята

В Красной армии служить. 

Изредка из одного предложения:

Мы с подружкой дружно жили

Из окна в окошечко,

Одного вдвоем любили,

Серчали немножечко.

Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение

Хорошо гармонь играет,

Гармонисту хорошо,

Если б я играть умела,

Заменила бы его.

Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными.

Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.

На дубу сидит ворона,

Кормит вороненочка.

В перестройку посылаю

Своего миленочка.

 Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.

У миленка моего

На носу веснушки.

Напишите про него

Новые частушки.

Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.

Морфологический анализ текстов

Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.

Синтаксический анализ текстов

Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.

Может, вместе мы возьмемся

И порядок наведем,

Кой с кого за это спросим

И к ответу привлечем.

(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).

А еще попросим вас

Провести бы газ для нас,

Чтоб деревню все любили,

Из нее не уходили.  (сложноподчиненное предложение)

Словообразовательная характеристика частушек

С точки зрения морфемики, можно заметить много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка , годики , вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам …); слова с разговорными суффиксами (милка, мужик, старухам, ухажёр…); прилагательные оценочного значения (аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны…).

Выразительные средства языка

 Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.

В магазине все исчезло:

Песок, сахар и мука.

Из-за этой перестройки

Силы нет у мужика. (однородные члены)

 

Ах, соперница моя,

Из травы не видно.

Кабы стоила меня,

Не было б обидно (обращение, частица)

 

Ах, бывало, милый спросит:

«Как, Наташенька, дела?»

А теперь я не услышу

Его ласковы слова. (прямая речь)

Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают

- сравнения:

Врозь фашисты побежали

Через балки, через рвы.

Словно зайцы, наступали,

Удирали, словно львы.

- эпитеты (в беленькой рубашке, жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые, милая подруга);

- антитеза:

Мама, чаю, мама, чаю

Из большого чайника.

Я не выйду за простого -

Выйду за начальника.

- олицетворения:

Эх сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Нас приветливо встречают

Все озера и поля.

 - лексический повтор:

Дома строят, дома строят.

Хорошо и дешево.

Хорошо - то хорошо,

Да ничего хорошего.

Ритмическая структура частушки

Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:

парные

Дровами чтобы не топить,

Надо газ нам проводить.

С газом – свет, тепло, уют

В каждый уголок придут.

перекрёстные

Гармонист, гармонист,

Белые ручоночки.

Не тебя ли, гармонист,

Любят все девчоночки!

опоясывающие

Меня милый провожал,
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.

Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.

Прислал милый письмецо,

Марка голубая.

«Ох, как скучно без тебя,

Моя дорогая».

Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.

В нашей школе среди обучающихся 5-11 классов был проведён опрос о значимости русской частушки в современном обществе. Всего было 72 респондента. Анализируя ответы, выяснено следующее: на первый вопрос

«На ваш взгляд, раньше пели больше или меньше частушек?» (61% - ответили «больше»; 15% -  «меньше»; 24% -  «затруднились ответить»). На второй вопрос «В вашей семье знают частушки?» (39% -  ответили «да»; 25% -  «нет»; 36% -  «затруднились ответить»). На третий вопрос «Где впервые вы познакомились с этим жанром?» (44% - ответили «в школе»; 32% -   « в детском саду»; 24% -  «в семье»). На четвёртый вопрос «Как часто вы поёте частушки?» (21% -  ответили «редко»; 79% -  «никогда»).

Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.

Заключение

Представленный анализ показал богатство содержания, эмоциональную выразительность частушек. Частушки - это не просто тексты. За ними стоят живые исполнители, яркие личности. Их жизненный опыт не должен уйти. Необходимо, чтобы частушки звучали, чтобы не исчез этот уникальный фольклорный жанр. Радоваться и грустить, жить насыщенной жизнью – вот чему учат нас частушки. В них – история нашей страны, рассказанная через лирические переживания наших предков.   

Список использованных литературных источников

  1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г.  Русское устное народное творчество: Учебник для фил. Спец.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Высш. Шк., 1983.
  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И. Новиков.-М.:  педагогика, 1988.
  3. Частушки / Сост. Ф.М.Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1990.- 656 с.
  4. Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с.

Презентация проекта (файл pptx, размер 5,87 МБ)