Тема: «Изображение картин родной природы в произведениях Курских художников, поэтов и писателей».

 

Разработчики: учитель русского языка и литературы Шелудченко Анна Викторовна, учитель изобразительного искусства Баранова Елена Владимировна

Тип урока: бинарный, интегрированный (литература, изобразительное искусство)

Цели:

  • развивающие: способствовать развитию речи, логического и образного мышления, умению высказывать свою точку зрения и слушать товарищей, формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания у обучающихся;
  • обучающие: познакомить обучающихся с художественными произведениями Курских художников, писателей, поэтов и композиторов;
  • воспитательные: способствовать эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю; способствовать воспитанию интереса к родной культуре и искусству, любви к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; формирование уважительного отношения к окружающим, развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства.

Метапредметные УУД:

  • а) регулятивные: формулирование собственного мнения и позиции; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение контролировать и оценивать учебные действия;
  • б) познавательные: актуализация ранее полученных знаний, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. развитие способности смыслового восприятия в живописи, музыке и поэзии;
  • в) коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение;
  • предметные: умения анализировать произведения искусства
    умение использовать выразительные средства языка и живописи для создания образа природы.

Раздаточный  материал:

  • литературные произведения: отрывки из рассказов Евгения Носова: «Весенними тропами», «Забытая страничка», «Лесной хозяин», «Разбой на большой дороге», «Неспешными просёлками», «Друг-непогода»;
  • стихотворения Николая Асеева: «Июнь», «Снегири», «За отряд улетевших уток»; стихотворения Екатерины Авраменко: «Журчат в проталинах ручьи», «Я хочу вернуться в лето», «Осень». «Зимушка-зима»;
  • репродукции картин художников: Лихин П.К. «Стезева дача. Курск», «Осень», Конев Ф.С. «Выходной день», «Солнечный день», «Весна», Богомазов В.Ф. «Осень».

   Оборудование: компьютерная презентация, доска, ноутбук, аудиозаписи музыкальных произведений Г. Свиридова, альбом, акварельные и гуашевые краски, баночка для воды.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок!

Пусть он всем пойдет вам впрок,

Будем слушать, отвечать,

Работать с текстом, рисовать.

 

- Ребята, мы вам желаем сегодня на уроке удачи, творческих  успехов и позитивных эмоций.

У нас сегодня необычный урок, его проведут два человека: учитель литературы и учитель изобразительного искусства.

Звучит отрывок из музыкального произведения Г.Свиридова «Зимние грёзы»

 

  1. Мотивационный этап

 

- Ребята, перед вами картины известных художников:

Исаак Левитан любил изображать пейзажи Подмосковья. Иван Шишкин – могучие леса Вятки, Владимир Березин – пейзажи сибирской тайги.  

 

- Русская природа  прекрасна в любое время года, поэтому всегда была источником вдохновения и живительной силы одарённой  русской души. У каждого вида искусства свой язык, свои средства выражения красоты.

- Художники свои эмоции выплёскивали на полотна, выражали любовь к родной природе с помощью кисти и красок.

 

- Ребята, а кто ещё смог изобразить природу в своём творчестве?

Ответы учащихся (это поэты и писатели)

- Каких  поэтов и художников родного края вы знаете?

Ответы учащихся.

- Какая тема нашего урока?

Ответы учащихся (Знакомство с поэтами и художниками родного края)

- Тема нашего урока: «Изображение картин родной природы в произведениях Курских художников,  поэтов и писателей»

П.К. Лихин «Стезева дача. Курск»

 

  1. Работа по теме урока

Класс делится на 4 группы: «Весна», «Лето»», Осень», «Зима».

Каждая группа получает репродукции картин Курских художников Лихина П.К., Конева Ф.С., Богомазова В.Ф. и карточки со словесным описанием  пейзажа из произведений курского писателя Е. Носова и стихами о природе Н. Асеева и/или нашей суджанской поэтессы Е. Авраменко.

Задача – подобрать к этим картинам текст, наиболее подходящий изображённому пейзажу, защитить свою точку зрения, а также проанализировать предложенные стихотворения, ответив на вопросы к каждому из них.

 

 Стихотворение для анализа (1 группа)

Екатерина Авраменко

Журчат в проталинах ручьи              

Журчат в проталинах ручьи,

Даль бесконечная ясна.

Над рощицей галдят грачи,

И в душу просится весна.

Предчувствий светлых не унять,

Вдруг замираешь в изумленье,

Услышав, как в саду звенят

Или капели, иль деревья.

Блаженно чувствуя тепло,

Ты улыбнёшься без причины.

Размыт от солнца небосклон,

И вербы словно на картине.

Проснулась речка, и вот-вот,

Подняв подтаявшие льдины,

Не нынче - завтра заревёт,

Заторы строя и плотины.

Щебечут птицы за окном,

А в небе синем необъятном

Кружит голубка с голубком

Над деревенской голубятней.

Как это всё влечёт меня,

Как радует, как миром дышит!

Любовь и жизнь несёт весна

И новую страницу пишет.

 

Вопросы для анализа стихотворения: 

  1. Назовите средства выразительности с приведением примеров (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, анафора, ряды однородных членов предложения, риторическое восклицание).
  2. Какой здесь представлен пейзаж (городской или сельский)?
  3. С каким стихотворением Ф.И. Тютчева созвучно данное стихотворение? («Весенние воды»)

 

П.К. Лихин «Осень»

 

Стихотворение для анализа (2 группа)

Николай Асеев

Июнь

Что выделывают птицы!

Сотни радостных рулад,

эхо по лесу катится,

ели ухом шевелят…

Так и этак, так и этак

голос пробует певец:

«Цици-вити»,— между веток.

«Тьори-фьори»,— под конец.

Я и сам в зеленой клетке,

не роскошен мой уют,

но зато мне сосны ветки,

словно руки, подают.

В небе — гром наперекат!..

С небом, видимо, не шутки:

реактивные свистят,

крыльями кося, как утки.

 

Вопросы для анализа стихотворения:

  1. Назовите средства выразительности с приведением примеров (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, лексический повтор, риторическое восклицание).
  2. Как называется лес, в котором растут сосны и ели? (бор)
  3. В каких пейзажных стихотворениях отечественных поэтов речь идёт о птицах? (А.А. Фет «Ласточки пропали», Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…»)

 

Стихотворение для анализа (3 группа)

Екатерина Авраменко

Осень

Осень, словно в янтаре,

Переливы красок ярких.

Светят солнцем в сентябре

Своды лип в старинном парке.

Купы золотых дерев:

Вязы, ясени, осины,

В томной неге замерев,

Провожают клин гусиный.

Воздух чистый и густой...

Шелестит, шуршит аллея.

Даль в лазури голубой

Всё пустынней и темнее...

Листьев красочный наряд:

Осень – сказка, осень – диво! ...

Мимо кованых оград

Уж идёт октябрь дождливый.

 

Вопросы для анализа стихотворения:

  1. Назовите средства выразительности с приведением примеров (эпитеты, метафоры, олицетворения, лексический повтор, ряды однородных членов предложения, риторическое восклицание).
  2. Какой здесь представлен пейзаж (городской или сельский)?
  3. У кого из отечественных поэтов есть стихотворения с таким же названием? (А.С. Пушкин, И.А. Бунин) Одинаково ли настроение лирических героев данных произведений?

 

В.Ф. Богомазов «Осень»

 

Стихотворение для анализа (4 группа)

Екатерина Авраменко

Зимушка-зима

Снегопад кружился над деревьями,

Скрылся за завесой сонный лес.

И дохнуло древними поверьями,

Полными загадок и чудес.

Всё укрыто пеленою белой,

Не проглянет бледная луна.

Пролегла в саду тропой несмелой

Колдовская эта тишина.

Снег летел откуда-то из вечности,

Опускался плавно, не спеша.

Сколько в этой сказке было нежности!..

Замерла в безмолвии душа.

В пышных шубах ёлки недотрогами

Друг за дружкой выстроились в ряд.

За рекой, за дальними дорогами

Под дугой бубенчики звенят.

Белыми пушистыми снежинками

Замело все крыши и дома.

С новогодьем, с чудными картинками

К нам явилась зимушка-зима.

 

Вопросы для анализа стихотворения:

  1. Назовите средства выразительности с приведением примеров (эпитеты, метафоры, олицетворения, ряды однородных членов предложения, риторическое восклицание).
  2. Какое время суток описывается в данном стихотворение? Что на это указывает?
  3. Бубенчики/ колокольчики – обязательный атрибут лошадиной упряжки – дуги. В каких стихотворениях отечественных поэтов говорится о таких бубенчиках/ колокольчиках? (А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога»)

 

Пока обучающиеся будут выполнять эту работу, звучит отрывок из музыкального произведения Г. Свиридова «Отзвуки леса».

 

Ф.С. Конев «Выходной день»

 

Каждая группа предоставляет отчёт о проделанной работе.

Самостоятельная работа в группах

- Ребята, а вы ведь тоже можете изобразить родную природу. Вы родились на нашей Курской земле, вас окружают прекрасные пейзажи

- Предлагаем вам тоже побыть художниками и изобразить пейзаж на одну из тем: «Весна», «Лето», «Зима», «Осень». Выполнять работу вы будете под музыку курского композитора Георгия Свиридова.

Звучит отрывок из музыкального произведения Г. Свиридова «Времена года»

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Выставка работ и обсуждение

 

- Что объединяет поэтов, писателей и художников в создании произведений искусства?

Ответы учеников.

- Какие средства выразительности использует каждый из них?

Ответы учеников.

- Какова роль искусства в нашей жизни?

Ответы учеников.

- Что нового вы узнали на уроке?

Ответы учеников

- На уроке вы показали свои необыкновенные творческие способности, огромное трудолюбие, хорошие знания, умение работать в команде и приобрели определенный опыт выступления.

- Творческими группами проведена большая работа, потому и защита прошла достаточно успешно.

 

- Сегодня за активную работу на уроке получают оценки…

(выставление оценок).

 

Ф.С. Конев «Солнечный день»  

 

  1. Домашнее задание.

Послушать музыкальное произведение Георгия Свиридова «Метель». Подобрать из отечественной лирики стихотворение, отражающее настроение композитора, выучить его наизусть и по впечатлениям нарисовать к стихотворению иллюстрацию.

 

Приложение

Весна

 

Евгений Носов

Весенними тропами

 

Не знаю, как в других краях, а в нашей стороне зима нынче не по совести застоялась. Уж и марту конец, а она и не думает раскланиваться. Разлеглась по полям свежей наметью, пушит инеем продрогшие леса, на окнах занавески из тонкой изморози развешивает, а узоры на тех занавесках все еловыми лапами да можжевеловыми ветками.

Оно, конечно, ядреная зима русскому человеку не в тягость. Любит он и крутой морозец и спорую порошу. Иной раз ввалится в сени, на шапке сугроб, борода смерзлась, аж хрустит; постучит валенком о валенок у порога, хлопнет шапкой о колено и крякнет: «Ну и метет. Носа не видно!» А у самого в глазах так и прыгают лукавинки. А спросить: чему радуется?

Но всему свой черед. В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла. А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.

И я все с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда, наконец, всполошится все вокруг от хмельной радости обновления?

Но слышно: опять синица в окно кормушкой стучит. Значит, ночью снег выпал, все прикрыл, нечем птахе поживиться. Под вечер снова черемуха веткой по стеклу скребет. И как только она царапнет, тотчас чайник на плите заскулит тоскливо, по-щенячьи. Я по этим своим приметам и узнаю: опять вьюжит.

Зима надломилась лишь спустя несколько дней после равноденствия. Вдруг с юга потянуло влажным теплом, отпотели окна в доме, и по стеклу, прокладывая путь сквозь матовую морось, побежала робкая струйка. С нее все и началось.

В тот день меня разбудила синица. Она сидела на ветке черемухи у окна и торопливо и возбужденно звала меня: «Ци-ци-пи, ци-ци-пи, ци-ци-пи! Что ты спишь? Что ты спишь? Что ты спишь?»

Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде. А синица все раскачивалась на ветке и неистово и громко, так что звоном в ушах отдавалось, выкрикивала радостное: «Ци-пи! Ци-пи! Не спи! Не спи!»

 

Долго лазил по зарослям и береговым обрывам. Снимал лесные дороги, полные талой воды, просыхающие песчаные отмели, по-летнему зеленые сосны на берегу разлившейся реки. Но вскоре снова пришлось опустить аппарат. Потому что вдруг откуда-то накатилась сизая туча, накрыла солнце. В лесу пропали тени от деревьев, вода в реке стала черной. Повалил снег — мохнатые обильные хлопья.

Я стоял на береговом обрыве. Мир сузился до нескольких шагов. И весь этот мир — белый мятущийся рой над черной бездной. Снежинки кружились, стремясь не упасть, хоть сколько-нибудь продержаться, отдалить мгновение гибели. Но, обессиленные, покорно падали в недвижную воду, а из глубины омута им навстречу летели такие же, безошибочно находили в хороводе свою пару и у грани воды и неба сливались воедино, чтобы затем исчезнуть навсегда…

 

Лето

 

Евгений Носов

Неспешными проселками

 

Наконец кончилась однообразная полевая дорога, и мы выехали на холмистое левобережье Сейма. По крутым склонам, спускавшимся к реке, лепился орешник, а в лощинах, то и дело разрезавших береговые холмы поперек, густел лес из стройных русских кленов, молодых дубков, диких груш и бересклета. Местами среди густой зелени белели известняки, когда-то размытые бежавшей по оврагам вешней водой. Теперь овраги уже поросли лесом, и только самые крутые их склоны, на которых не держится почва, оставались обнаженными.

С крутояров, порой вздымавшихся метров на сорок над петлистой лентой реки, открылось широкое пойменное приволье, млеющее в знойном мареве. Горизонт сразу отодвинулся километров на двадцать пять, а то и больше, куда-то за самые дальние полоски леса, голубеющие у края земли. Отсюда, с берегового обрыва, небо казалось выше и как-то особенно явственно чувствовалась его прозрачная, жутковатая своей бездонностью глубина. Парящие над долиной облака не скрадывали этой глубины, не казались плоскими, какими их видишь обычно снизу. Они двигались величавыми белокипенными громадами, а в это время их тени мчались наперегонки по заливным лугам, уставленным стогами сена, и закрывали собой целые деревни. Было видно, как под ними тускнела, будто отпотевшее стекло, зеркальная гладь стариц и озерков, как наливались свинцом янтарные волны спеющей пшеницы. И до чего же отсюда, с высоты Засеймья, просторной кажется земля! Видишь сразу несколько селений со всеми подробностями: безошибочно находишь колхозные подворья, школы, клубы, молодые сады-первогодки.

 

Зима

 

Евгений Носов

Весенними тропами

 

Долго лазил по зарослям и береговым обрывам. Снимал лесные дороги, полные талой воды, просыхающие песчаные отмели, по-летнему зеленые сосны на берегу разлившейся реки. Но вскоре снова пришлось опустить аппарат. Потому что вдруг откуда-то накатилась сизая туча, накрыла солнце. В лесу пропали тени от деревьев, вода в реке стала черной. Повалил снег — мохнатые обильные хлопья.

Я стоял на береговом обрыве. Мир сузился до нескольких шагов. И весь этот мир — белый мятущийся рой над черной бездной. Снежинки кружились, стремясь не упасть, хоть сколько-нибудь продержаться, отдалить мгновение гибели. Но, обессиленные, покорно падали в недвижную воду, а из глубины омута им навстречу летели такие же, безошибочно находили в хороводе свою пару и у грани воды и неба сливались воедино, чтобы затем исчезнуть навсегда…

 

Евгений Носов

Забытая страничка                  

 

 

Я выглянул в окно. Крыша на сарае серебрилась изморозью. Белый искрящийся налет быстро подтаивал, и с карниза падала веселая, бойкая капель. Сквозь тонкую сетку голых ветвей черемухи безмятежно голубело начисто вымытое небо.

Мне не терпелось поскорее выбраться из дому. Я попросил у тети Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.

Последний раз я был в лесу, когда он стоял еще совсем зеленый, полный беспечного птичьего гомона. А сейчас он весь как-то притих и посуровел. Ветры обнажили деревья, далеко вокруг развеяли листву, и стоит лес странно пустой и прозрачный.

Только дуб, что одиноко высился на самом краю леса, не сбросил своей листвы. Она лишь побурела, закучерявилась, опаленная дыханием осени. Дуб стоял, как былинный ратник, суровый и могучий. В него когда-то ударила молния, осушила вершину, и теперь над его тяжелой, выкованной из бронзы кроной торчал обломанный сук, словно грозное оружие, поднятое для новой схватки.

Я углубился в лес, вырезал палку с вилочкой на конце и принялся разыскивать грибные места.

 

Николай Асеев

Снегири

Тихо-тихо сидят снегири

на снегу меж стеблей прошлогодней крапивы;

я тебе до конца описать не смогу,

как они и бедны и красивы!

Тихо-тихо клюют на крапиве зерно,—

без кормежки прожить не шутки!—

пусть крапивы зерно, хоть не сытно оно,

да хоть что-нибудь будет в желудке.

Тихо-тихо сидят на снегу снегири —

на головках бобровые шапочки;

у самца на груди отраженье зари,

скромно-серые перья на самочке.

Поскакали вприпрыжку один за другой

по своей падкрапивенской улице;

небо взмыло над ними высокой дугой,

снег последний поземкою курится.

И такая вокруг снегирей тишина,

так они никого не пугаются,

и так явен их поиск скупого зерна,

что понятно: весна надвигается!

 

Осень

 

Евгений Носов

Лесной хозяин

 

Я тоже рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду, как в картинную галерею, еще раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.

У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с темной водой цвета крепко заваренного чая. На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесенных ветром. У берега горбится старая вершина, брошенная за ненадобностью. Это — Поленов.

А на косогоре узнаю Левитана. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чем-то перешептываются сразу всеми своими листьями. Трепещут листья на ветру и мелькают, то поворачиваясь к солнцу золотом, то серебром изнанки. И путается в этом живом, колеблющемся кружеве и тоже трепещет ясная синева осеннего неба.

Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. Из его глубин, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист.

 

Евгений Носов

Забытая страничка

 

 

Лето умчалось как-то внезапно, будто спугнутая птица. Ночью тревожно зашумел сад, заскрипела под окном старая дуплистая черемуха.

Косой шквальный дождь хлестал в стекла, глухо барабанил по крыше, и булькала и захлебывалась водосточная труба. Рассвет нехотя просочился сквозь серое, без единой кровинки небо. Черемуха почти совсем облетела за ночь и густо насорила листьями на веранде.

Тетя Оля срезала в саду последние георгины. Перебирая мокрые, дышащие влажной свежестью цветы, она сказала:

— Вот и осень.

И странно было видеть эти цветы в полумраке комнаты с заплаканными окнами.

Я надеялся, что внезапно подкравшееся ненастье долго не задержится. Холодам, по сути дела, рановато. Ведь впереди еще бабье лето — одна-две недели тихих солнечных дней с серебром летящей паутины, с ароматом поздних антоновок и предпоследними грибами.

Но погода все не налаживалась. Дожди сменились ветрами. И ползли и накатывались бесконечные вереницы туч. Сад медленно увядал, осыпался, так и не запылав яркими осенними красками.

 

Николай Асеев

За отряд улетевших уток...

За отряд улетевших уток,

за сквозной поход облаков

мне хотелось отдать кому-то

золотые глаза веков…

Так сжимались поля, убегая,

словно осенью старые змеи,

так за синюю полу гая

ты схватилась, от дали немея,

Что мне стало совсем не страшно:

ведь какие слова ни выстрой —

всё равно стоят в рукопашной

за тебя с пролетающей быстрью.

А крылами взмахнувших уток

мне прикрыла лишь осень очи,

но тебя и слепой — зову так,

что изорвано небо в клочья.

 

 

 

Ф.С. Конев «Весна»