Данный урок является итогом проекта «Стихи о родине поэтов-земляков». Проект реализуется в рамках взаимодействия обучающихся, учителя образовательного учреждения с социальными партнерами: Беловским этнографическим музеем, районной детской библиотекой.
Его актуальность заключается в формировании общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного развития. Может использоваться в любом образовательном учреждении Курской области. Продуктом данного проекта является сборник стихов о родине поэтов Беловского района и стихов собственного сочинения.
Автор: Плешакова Инна Михайловна
Форма проведения урока: урок - презентация результатов проектной деятельности
Цель: расширить знания обучающихся о поэтах Беловского района Курской области, писавших стихотворения о родной природе и родине.
Задачи:
- познакомить обучающихся с творчеством поэтов-земляков и их стихами о родине;
- развивать умение анализировать стихотворение;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к родной земле.
Планируемый результат: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о творчестве поэтов-земляков, представить собранный материал.
Познавательные: умение познать окружающий мир через понимание прочитанного.
Коммуникативные: умение находить общее решение, обосновывать свою точку зрения; сотрудничество при выполнении заданий.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, сборники стихов поэтов-земляков, аудиозапись песни «Россия», «Пение курского соловья», видеоролик «Встреча с поэтом В.Г. Худяковым»
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке родной литературы. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. А чтобы наш урок принес всем удовлетворение, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Прикоснитесь друг другу ладошками и поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Сегодня у нас необычный урок. Потому что вы, ребята, не только его участники, но и авторы.
(слайд 1: - на фоне фотографии- пейзажа герб Беловского района)
Учитель читает вслух стихотворение
М. Пляцковский
Родина – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовём судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега.
Родина! Земля отцов и дедов.
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И на век останется святым.
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, сердцем защитим.
- Как вы думаете, на какую тему я вам предлагаю поговорить сегодня на уроке?
- Сегодня мы будем говорить о Родине.
II. Целеполагание
Учитель: Русские люди всегда любили свою родину. Во имя нее они совершали подвиги, слагали песни, былины, сочиняли стихи. Сегодня мы подведем итог нашей работы по разделу «Стихи о Родине» и представим результаты работы творческих групп над проектом «Стихи о родине поэтов-земляков», заочно путешествуя по нашей малой родине, мы создадим сборник стихов поэтов-земляков о Родине, к которому будем время от времени возвращаться в процессе пополнения наших знаний. Каждая творческая группа представит свою страничку, а мы поможем выступающим не только своим вниманием, но и активным участием в обсуждении прочитанных стихотворений.
Какую цель поставим перед собой?
-Расширить знания о творчестве поэтов-земляков, работать в группе, быть наблюдательными, выражать свою точку зрения.
III.Работа по теме урока
(слайд 2 «Поэты земли Беловской»)
Учитель: Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, а я открываю первую страницу нашей книги – «Обращение к читателю».
Есть на Земле места, где особо дышится, мечтается, где светло и тепло твоей душе. Для каждого из нас это особое место – Родина. Малая наша Родина, щедрая беловская земля, подарила России много талантливых людей. С соловьиным краем связаны судьбы многих беловских поэтов. Среди них Николай Гаврилович Абрамов, Пётр Николаевич Глебовской, Петр Ильич Девятилов, Ольга Звягина, Леонид Шаталов, Василий Иванович Бубликов, Владимир Георгиевич Худяков. Об их творчестве и поговорим мы сегодня на уроке.
Следующую страницу нашего сборника представляет первая творческая группа.
(слайд 3 «Николай Гаврилович Абрамов»)
Ученик: Когда мы работали над проектом «Стихи о родине поэтов-земляков», мы прочитали много стихотворений нашего земляка, односельчанина Николая Гавриловича Абрамова.
В деревне Гирьи Беловского района Курской области. родился Николай Гаврилович Абрамов в далеком 1946 году. Он закончил Гирьянскую среднюю школу, затем учился в техникуме. Но желание стать военным не покидало его. Николай Гаврилович стал офицером Советской Армии. После увольнения в запас начал писать стихи, повести, рассказы. Он писал о своей родине, о деревне Гирьи. Огромную любовь к своей малой родине, родной природе, к людям выражал поэт и прозаик Н. Г. Абрамов в своих произведениях. Простые, искренние стихи этого замечательного человека, офицера, поэта и гражданина трогают самые чуткие струны нашей души. В сборник стихов поэтов-земляков о Родине мы решили поместить стихотворение «Мой Псел – река мечтаний».
(слайд 4 Текст стихотворения «Мой Псел – река мечтаний» на фоне реки Псел)
Ученик: Мой Псел – река мечтаний
Ах Псел, чудесная река!
Ты полноводна, глубока.
В разлив не видно берегов.
Земля из пойменных лугов.
У берегов, где ивы плачут,
Кузнечики жужжат и скачут.
И ветки их в траве высокой
Вместе качаются с осокой.
А вдоль обреза на краю
Кричат стрижи: «Аю, Аю-
Ну догони нас, мы споем
Вам песнь чудесную вдвоем».
А чуть повыше, на лугу,-
Свист соловья: «Я все смогу:
Перелететь через моря,
И с радостью вернусь к вам я»
Учитель: Прочитайте это стихотворение и ответьте на вопросы: через какие образы автор передает любовь к родине? (Через образ реки, лугов, свист соловья)
Какая особенность есть в написании стихотворения Николая Гавриловича Абрамова? (Автор использует олицетворение)
Найдите эти строки в тексте.
Учитель: Следующую страницу нашего сборника представляет вторая творческая группа.
(слайд 5 Леонид Данилович Шаталов)
Ученик 1 читает стихотворение
Автобиографическое
Друзья мои, родился я
На самом краешке России.
Там, где бескрайние поля,
Где купол неба светло-синий.
Где в поле и среди долин
Цветут цветы и чудо травы,
Благоухают мята, тмин,
Шумят зеленые дубравы!
Где в холод лютою зимой
Мне на печи мечталось сладко,
Там первый стих негромкий мой
Впитала школьная тетрадка!
Там в девять лет оборвалось
Мое безоблачное детство,
О чем мечталось – не сбылось,
Мне тяжкий труд был дан в наследство!
И вот теперь в родном краю
Здесь, где взрастил я первый колос,
На склоне лет теперь пою
Свои стихи вам в полный голос!
Ученик 2. Это стихотворение написал наш земляк Леонид Данилович Шаталов. Он родился в селе Илек Беловского района. Закончил Кучеровский техникум, затем университет, работал в милиции и писал стихи.
Он писал о красоте родной природы, о своей малой родине. Издал сборники «Аленушка», «Лебединая песня», «Перо жар-птицы». Его стихи продолжают оставаться ярким лучом в поэзии родного края.
Мы решили, что прочитанное стихотворение поместим в наш сборник.
Учитель: Вопрос к творческой группе: «Почему вы назвали стихи Л. Шаталова «ярким лучом» в поэзии о родном крае?»
Каким представлен образ Родины в стихотворениях Л. Шаталова?
Есть ли, по-вашему, какая-то особенная черта у стихотворений этого поэта?
Динамическая пауза
Учитель: Попробуем и мы с вами почувствовать и принять тихую радость природы: услышать ее мудрый разговор.
Физминутка: встанем из-за парт, представьте, что вы шагаете по красивой березовой роще. Закройте глазки, поднимите голову вверх лицом к солнцу, потянитесь руками навстречу его лучам, опустите руки, там справа раскинулись раздольные луга, а слева – веет прохладой от реки Псел. И раздается звонкая трель курского соловья. Послушаем, о чем он нам поет (звучит аудиозапись «Пение курского соловья»).
Учитель: Следующую страницу представляет третья творческая группа.
(слайд 6 Владимир Георгиевич Худяков)
Ученик: Готовясь к проекту, мы встретились с Владимиром Георгиевичем. И вот что он нам рассказал. (Включается видеоролик «Встреча с поэтом В. Г. Худяковым»)
В сборник стихов мы решили поместить стихотворение «Май»
читают стихотворение «Май» В. Худякова
Учитель: Вопрос к группе: «Ребята, а почему вы решили представить поэзию Владимира Георгиевича Худякова именно этим стихотворением?»
Учитель: Стихи Владимира Георгиевича проникновенны, задушевны, мелодичны. Именно это побуждает композиторов к созданию песен. Алла Ивановна Гордеева, заслуженный работник культуры РФ, наша землячка, уроженка д. Гирьи, написала музыку на его стихотворение «Россия» и исполнила песню. Давайте ее послушаем.
-Понравилась вам песня? Какая она? (ученики высказывают свои мнения)
Учитель: Поэты, стихи которых сегодня прозвучали, обладали уникальной способностью чувствовать душу Родины, слышать ее и понимать.
А теперь мы открываем последнюю страницу нашего сборника под названием «Юные поэты», в которой четвертая творческая группа представит свое словесное творчество.
Ученик: Мы решили представить творчество наших ребят несколькими стихотворениями (дети читают стихи собственного сочинения)
Ученик: Стихотворением «Мой край», автором которого является Белодедов Егор, мы закрываем последнюю страницу нашего сборника
Мой край – соловьиные трели,
Черемуха в белом цвету.
И в небо смотрящие ели,
И капли росы поутру.
Здесь чувствуешь землю родную,
Находишь душевный покой.
И хочется просто сказать мне:
Люблю тебя, край мой родной!»
Учитель: Ребята, я предлагаю вам попробовать свои творческие силы и сочинить четверостишие, посвященное нашему Беловскому району, нашей малой родине. (дети работают в своих творческих группах).
(Беловский край, люблю твои) просторы
(Здесь хвойные леса раскинули) хоромы.
(Течет глубоководная) река.
(Любимы край, ты дорог мне) всегда.
IV. Подведение итога урока. Рефлексия
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Сколько много интересной, познавательной информации подготовила каждая творческая группа. Я благодарна всем за ваш труд. Все вы попробовали себя в качестве участника команды, некоторые из вас выступали в роли корреспондентов, юных поэтов, вы все вместе выполняли общее интересное творческое дело.
А сейчас я попрошу вас выразить свое впечатление от нашего урока. Перед вами лежат острова настроения, выберете, на каком из предложенных островов вы находитесь в конце нашего урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
Спасибо, ребята. Урок окончен. Ваш труд я сегодня оцениваю самым высоким баллом. Вы все получаете оценку «5».
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н. Абрамова «Ах, Псел – река мечтаний»
Литература
- Всегда вместе: рассказы/Абрамов Н.Г.,-Курск: ИП Бабкина Г.П.,2022-116с.
- Здесь родилась моя душа: сборник стихотворений/ В.Г. Худяков-Белгород: КОНСТАНТА,2023-176с.