Методические разработки уроков посвящены Великой Отечественной войне, в частности творчеству поэтов-фронтовиков. Материалы, предложенные ученикам 9-х классов, позволят с особой силой воздействовать на мировоззрение школьников, поскольку информация исходит из уст людей, лично побывавших на полях сражений. Произведения, взятые для анализа, могут послужить вторым аргументом для написания экзаменационного сочинения 15.3.
Тема урока: Любовь к родине в стихах поэтов-фронтовиков. А.Сурков "Утро Победы"
Цель: знакомство с жизнью и творчеством А. Суркова.
Задачи: расширить знания о Великой Отечественной войне, познакомить со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивать воображение и творческую активность учащихся.
Автор: Киреева Наталья Александровна
9 класс
Урок родной литературы
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
Поэты-фронтовики, термин, который родился в годы Великой отечественной войны. Молодые советские поэты, которые оказались на фронте по воле судьбы и своей воле писали стихи. В этих стихах отражена жестокая реальность тех дней. Некоторые поэты погибли на фронте, оставив после себя стихи о Великой Отечественной войне, другие прожили дольше. Однако жизнь после фронта для многих была короткой, один из поэтов-фронтовиков, Семён Гудзенко, говорил: "Мы не от старости умрем, – от старых ран умрем". Кто может сильнее и точнее выразить произошедшее в военные годы, чем тот, кто сам был свидетелем и участником этих страшных событий?
На сегодняшнем уроке я вам предлагаю познакомиться с творчеством одного из поэтов-фронтовиков – Алексея Суркова.
3. Проверка домашнего задания. Рассказать по фотографиям о жизни А. Суркова.
Ответы учащихся
- Алексей Александрович Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых. Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский.
- В 1918 году добровольцем ушел в РККА, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против повстанцев А. С. Антонова. По окончании Гражданской войны вернулся в родную деревню. В 1922—1924 годах работал избачом — работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волисполкома, политпросветорганизатором, селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи опубликовала газета «Правда». Член ВКП(б) с 1925 года. 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. В 1924—1926 годах первый секретарь Рыбинской организации комсомола. С 1925 года селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец», а в 1926—1928 годах — её главный редактор. При нём газета увеличила тираж в два раза, стала выходить дважды в неделю вместо одного, к работе активно привлекались юнкоры, по его инициативе появилась рубрика «Литературный уголок», в которой помещались стихи и рассказы читателей, при редакции была создана литературная группа.
- Принимал участие в походе в Западную Белоруссию и в Финской кампании. В последней был сотрудником армейской газеты «Героический поход»; вернувшись, выпустил посвящённый этой войне «Декабрьский дневник». В 1940—1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир». Песни на стихи Суркова звучат в фильме Александра Роу "Конёк-горбунок" (1941).
- В 1941—1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии.
- Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. А. Белого, 1941), «В землянке» («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К. Я. Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. А. Мокроусова, 1942), «Ни шагу назад» (музыка Т. А. Кулиева, 1942) и других. За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая». По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР. В 1944—1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты». В июне 1945 года посетил Берлин, Лейпциг и Радебойль, а затем Веймар; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943).
- Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году. А. А. Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
4. Анализ стихотворения А. Суркова «Утро победы»
Слово учителя
В конце войны в 1945 году А. Сурков написал стихотворение «Утро победы». В этом стихотворении чувствуется глубокая искренность, умение просто и честно говорить о самых страшных вещах и самых сокровенных мыслях, отказ от изображения парадной стороны войны и утверждения самых высоких идеалов: верность другу и Родине, чувство причастности ко всему, что совершается в мире, и ответственность за весь мир.
- Прочитайте выразительно данное стихотворение. (Учащиеся читают)
Утро Победы
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.
И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые —
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Задания к стихотворению
- Каков образ лирического героя стихотворения?
- Как автор выражает любовь к Родине?
- Что ощущал автор в этот день Победы? (Ответ: Долгожданную радость, наслаждение тишиной, мечты о доме, о близких, радость, что выжил, и вместе с тем горечь потерь, воспоминания о тех, кто уже не вернется с поля боя и не услышит этой радости и этой тишины, не обнимет близких).
- Что вы чувствуете после прочтения данного стихотворения?
- Какие бы вы использовали краски для своей картины к этому стихотворению?
5. Итог урока
Задание по вариантам
Напишите, с чем у вас ассоциируется слово ВОЙНА (для 1 варианта), слово ПОБЕДА (для 2 варианта). Проверка работ.
6. Домашнее задание
Выполнить письменно задание:
- Докажите, что А. Сурков был «окопным поэтом».
- Устно ответьте на вопрос: «Можно ли творчество поэтов-фронтовиков использовать для аргументов при написании сочинения 15.3 (сила духа, мужество)?» Прокомментируйте свой ответ.