Сегодня мы обращаемся к жизни и творчеству Алексея Фатьянова. Совсем недавно этому замечательному поэту исполнилось 100 лет со дня рождения. Его творчество наполнено жизненной правдой. Поэтому пройти мимо просто невозможно.

9 класс

Урок родной литературы

Тема урока: Тема памяти в творчестве поэтов-фронтовиков. А. Фатьянов "Где же вы теперь, друзья-однополчане?"

Цель: знакомство с жизнью и творчеством А. Фатьянова.

Задачи:

  • вызвать интерес к творческому наследию А. Фатьянова;
  • способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке военных лет;
  • воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны;
  • способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А. Твардовский

Поэты-фронтовики – жизни и судьбы поэтов, чьи имена увековечены в словах и рифмах. Война захлестнула их в свой беспощадный огненный вихрь, не оставив ни единого шанса выжить. Их искренняя и честная лирика протянулась сквозь годы светлой грустью воспоминаний о трепетном юношестве, о больших надеждах и оборвавшихся на полуслове мечтах… Их имена навсегда останутся на страницах книг, их подвиги будут вечно жить в сердцах многих поколений.

3. Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения учащихся.

А) Детство и юность.

Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 г. в селе Малое Петрино, под Вязниками, в семье торговцев со старообрядческими корнями. До 1918 г. семья Фатьяновых проживала в центре Вязников, в каменном особняке, построенном в начале XX в. отцом Алексея, Иваном Николаевичем. На первом этаже располагался большой магазин «Торговый дом Фатьяновых», где продавалась обувь, сшитая в собственной мастерской, пиво, продукты и другие товары. На втором этаже – первый в городе кинотеатр и библиотека, где можно было найти редкие книги. С ранних лет Алексею прививали любовь к литературе, музыке и кино. Дом Фатьяновых был центром культурной жизни Вязников. После Октябрьской революции 1917 г. дом был экспроприирован, но во времена НЭПа возвращён семье Фатьяновых на правах аренды (1922-1929 гг.). В настоящее время в восстановленном здании открыт Музей песни XX века, посвящённый творчеству А.И. Фатьянова.

В 1929 г. семья Фатьяновых перебралась в Москву (ст. Лосиноостровская). Алексей стал учиться в музыкальной школе и театральной студии А. Дикого, с восторгом посещал театры. По его собственному признанию, под влиянием Блока и Есенина он начал писать стихи в 10 лет. В 1937 г. Алексей поступил в театральную школу при Центральном театре Красной Армии, закончил её, через год начал работать в театре. Он имел хороший голос, великолепно играл на фортепьяно и аккордеоне. Это помогало в гастрольных концертных программах, где ему приходилось петь и читать стихи. Однако главной страстью Фатьянова всё же была поэзия, поэтому он уволился из театра и поступил в Литинститут. Но в 1939 г. его призвали на военную службу. А в 1940 г. его отобрали как талантливого человека в только что организованный ансамбль Орловского военного округа. Начало Великой Отечественной войны Фатьянов встретил, находясь на службе в том же ансамбле.

Б) Военные годы.

Во время эвакуации ансамбля в Оренбург летом 1942 г. Фатьянов познакомился с известным композитором Василием Соловьёвым-Седым, что стало знаковым событием в жизни поэта. Благодаря ходатайству Соловьёва-Седого молодого поэта зачислили в знаменитый ансамбль А.В. Александрова. В том же 1942 г. результатом их творческого сотрудничества стали песни, которые вскоре узнала вся страна, «Ничего не говорила» и «Соловьи». Песню «Соловьи» особенно выделял маршал Г. Жуков, назвав её бессмертной, отражающей душу народа. В 1943 г. результатом творческого союза Фатьянова и Соловьёва-Седова стала песня «На солнечной поляночке», заряжавшая бойцов оптимизмом. Затем появлялись «Перелётные птицы», «Давно мы дома не были», «Далёко родные осины». Война дала мощный импульс их творчеству. Песни сразу разлетались по фронтам, сопровождали солдат в боях, поднимали дух на пути к победе.
Работая в ансамбле, тем не менее, Фатьянов рвался на фронт, был дважды ранен, награждён медалью «За Отвагу», орденом «Красной Звезды».

В) Послевоенное время.

После окончания войны Фатьянов еще целый год продолжал служить в армии, где вновь вернулся к активному творчеству. Вместе со своим неизменным соавтором В. Соловьёвым-Седым он создал песни, которые, как и прежде, запела вся страна, – «Потому, что мы пилоты» для фильма «Небесный тихоход» и «Где же вы, друзья-однополчане?». По воспоминаниям Соловьёва-Седого, поэт мог подсказать, а порой и навязать композитору ритм и даже определённую интонацию. Ведь Фатьянов был убеждён, что в русской песне, которая должна стать народной, на первом месте – поэзия, красота и точность слова. В послевоенные годы Фатьянов был известен ещё и как актёр театра Красной Армии, где он начинал работать до войны.

Новый виток поэтического вдохновения Алексея Фатьянова начался в 1946 г. после демобилизации, когда он встретил «самую любимую, самую желанную». 27-летний поэт случайно увидел в компании 20-летнюю Галю, а уже через две недели сделал ей предложение. В браке супруги прожили 13 лет, до смерти поэта в 1959 г., имели двоих детей – дочь Алёну и сына Никиту.

Искренние чувства поэта к любимой женщине дали жизнь самым лирическим песням Фатьянова – «Три года ты мне снилась» (музыка Н. Богословского, из фильма «Большая жизнь»), «В городском саду играет духовой оркестр» (музыка М. Блантера), «Если б гармошка умела» (музыка А. Лепина, из фильма «Солдат Иван Бровкин»), «Когда весна придёт, не знаю» (музыка Б. Мокроусова, из фильма «Весна на Заречной улице»). Эти песни при жизни Фатьянова были необыкновенно популярны и исполняются до сих пор, становясь украшением самых изысканных концертов.

Г) Творчество.

Сложна и противоречива была творческая судьба Алексея Фатьянова. Его имя не попадало в списки авторов при награждении государственными премиями, хотя песни на его стихи знала и пела вся страна. Фатьянова исключали из Союза писателей СССР, в котором он состоял с 1947 г., потом вновь принимали. Конечно, поэт очень переживал из-за сложного отношения к себе коллег. Песни на его стихи, удивительно органично ложащиеся на музыку, становились всенародными, а сам он обижался, когда его называли поэтом-песенником. А ведь за свою недолгую жизнь Алексей Фатьянов стал соавтором более двух сотен песен, творя с лучшими композиторами своего времени. Вдохновляла поэта связь с Родиной, которую он всегда остро ощущал. Вот одни из его последних строк:

«Если б я родился не в России,
Что бы в жизни делал,
Как бы жил? 
Как бы путь нелёгкий я осилил?
И, наверно б, песен не сложил!» 

К сожалению, как часто бывает, настоящее признание пришло к Алексею Фатьянову только после его смерти. В 1962 г. в Москве был издан сборник его стихов и песен. В 1995 г. справедливость восторжествовала, и поэт посмертно был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством», а сборники его стихов сегодня издаются тысячными тиражами. В 1996 г. Союз писателей России учредил Фатьяновскую литературную премию. В 2007 г. постановлением владимирского губернатора были учреждены областные премии в области литературы и искусства имени поэта-песенника А.И. Фатьянова.

Алексей Фатьянов очень любил свой родной вязниковский край, куда он часто приезжал, проживая в Москве. Знаменитого земляка помнят и чтят на его малой родине – в г. Вязники, где его называют «вязниковским соловьём», да и во всей Владимирской области. В Вязниках установлен памятник-барельеф поэту. В честь Фатьянова названы улицы в Вязниках и во Владимире. С 1974 г. в Вязниках ежегодно проводится Всероссийский фатьяновский праздник поэзии и песни. Сюда, на знаменитую Фатьяновскую площадку почтить память поэта съезжаются лучшие литераторы, композиторы, артисты России, да и просто тысячи любителей его творчества. С 2005 г. в марте, ко дню рождения знаменитого земляка в Вязниках проводится музыкально-поэтический праздник «Фатьяновская весна».

4. Анализ стихотворения.

Многие стихотворения А. Фатьянова положены на музыку. Предлагаю вам прослушать песню «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (Стихи А. ФАТЬЯНОВА, Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО) в исполнении Ефрема Флакса. Учащиеся слушают песню. Текст песни лежит на партах.

Где же вы теперь, друзья-однополчане

Стихи А. ФАТЬЯНОВА, Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО

Майскими короткими ночами, 
Отгремев, закончились бои... 
Где же вы теперь, друзья-однополчане, 
Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката 
У сосновых новеньких ворот: 
Может, к нам сюда знакомого солдата 
Ветерок попутный занесет.

Мы бы с ним припомнили, как жили, 
Как теряли трудным верстам счет. 
За победу мы б по полной осушили, 
За друзей добавили б еще.

Если ты случайно не женатый, 
Ты, дружок, нисколько не тужи, 
Здесь у нас в районе, песнями богатом, 
Девушки уж больно хороши.

Мы тебе колхозом дом построим, 
Чтобы видно было по всему: 
Здесь живет семья российского героя, 
Грудью защитившего страну.

Майскими короткими ночами, 
Отгремев, закончились бои... 
Где же вы теперь, друзья-однополчане, 
Боевые спутники мои?

1946

История создания песни.

«Однажды во время поездки на большую сибирскую стройку я встретился с бывшими воинами-фронтовиками, долго беседовал с ними, недавними солдатами, которых раскидало, разметало по всей стране.

Возвращаясь в Ленинград, все думал о них. Мне вдруг в голову пришла фраза: «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» Я стал варьировать эту фразу, искать для нее мелодическое и ритмическое решение. Потом наиграл мелодию своему другу – поэту Алексею Фатьянову. Тот долго, внимательно вслушивался и через несколько дней показал мне стихи. Это было не совсем то, что я задумал. Перебрав несколько других вариантов, я, тем не менее, сочинил песню.

Первый исполнитель Ефрем Флакс ее, однако, раскритиковал: написанная в минорной тональности, песня получилась какой-то тоскливой, однообразной. Вроде, как и не рад солдат возвращению к мирному труду. Флакс посоветовал переделать вторую половину куплета с отклонением в параллельный мажор. Попробовал – вышло. Вот так у песни этой, получившей большое распространение в послевоенные годы, оказалось три автора. Кроме меня – еще Фатьянов и Флакс».

В. СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ

«...В чисто «мужской» песне «Где же вы теперь, друзья-однопол­чане?» мне хотелось передать сердечность и суровость солдатской дру­жбы, мужскую сдержанность, чурающуюся сентиментальности, ста­рающуюся открытое проявление искреннего чувства «замаскировать» шуткой, улыбкой. Эту песню я отношу к числу, быть может, самых интимных — ведь это диалог с другом, диалог не вслух, а тот, что ведется внутри, в душе человека, ведется не один день, не однажды, в нем выражены самые сокровенные желания и стремления встретить того, с кем проливал кровь, с кем навек породнили фронтовые будни и с кем разлучили новые, мирные обстоятельства жизни. Оттого и песня эта вся пронизана грустью — светлой, но грустью: ведь мирные обстоятель­ства, радостные сами по себе, разлучили с людьми, к которым прикипел сердцем, а значит, вызвали не только радость, но и печаль. Разве можно о таком петь хором? Да еще в полный голос? Нет, «Однополчане», как я их понимаю, «негромкая» песня, песня-исповедь, песня-раздумье, песня-воспоминание. Всякое иное решение приходит, по-моему, в противоречие с самой ее сутью. Ведь и по сей день тысячи однополчан грустят, вспоминая своих боевых спутников, которых становится все меньше, мечтают о встрече с ними, не в силах забыть дружбу, скрепленную кровью, дружбу, ставшую символом мужества и стойкости советского воина».

Клавдия ШУЛЬЖЕНКО

Задания к стихотворению:

– Какова тема этого стихотворения?

- С помощью каких тропов автор передаёт основную мысль текста?

- Каков образ лирического героя?

- Каковы ваши впечатления после прослушивания этой песни? Запишите свой ассоциативный ряд. Проверка.

- Расскажите о своих родственниках, прошедших ВОв. Какова роль песни в период ВОв?

5. Итог урока.

Задание по вариантам

Составить синквейн к слову ПАМЯТЬ (1 вариант), ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ (2 вариант). Проверка.

6. Домашнее задание

  1. Творческий проект на тему «Песни фронтовых лет».
  2. Создайте диафильм из своих рисунков к стихотворению А.Фатьянова «Где же вы, друзья-однополчане».