На уроке в 7 классе размышляем, совместимы ли понятия «война» и «гуманизм».

Автор урока: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

ГУМАНИЗМ КАК ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

(УРОК РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 7-М КЛАССЕ)

 

Цель урока: создание условий для понимания идейно-художественного своеобразия рассказа курского писателя Константина Дмитриевича Воробьёва «Немец в валенках»; организация деятельности учащихся по анализу прозаического текста; создание условий для развития морально-нравственных качеств учеников.

Планируемые результаты:

Личностные:  воспитание у детей чувства гордости и любви к малой родине на примере главного героя рассказа Константина Дмитриевича Воробьёва «Немец в валенках»; формирование чувства ответственности за свои поступки.

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в паре, умение формулировать собственное мнение.

Предметные: умение анализировать прозаический текст, понимание проблемы и гуманистического пафоса рассказа К.Д. Воробьёва «Немец в валенках», умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов.

Тип урока: урок родной литературы (русской), урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для самостоятельной работы, смайлики для рефлексии, текст рассказа К.Д.Воробьёва «Немец в валенках». 

 

Ход урока

I. Просмотр видео «В память о погибших в концлагерях» (https://www.youtube.com/watch?v=XBacgCOcqOI, продолжительность – 2 минуты 16 секунд)

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о жизни военнопленных в период немецко-фашистской оккупации; о страданиях Саши, одного из сорока шести пленных штрафников, и поступке Вилле Броде, немецкого конвоира)
  • Вам нравится читать произведения о Великой Отечественной войне? Почему?

II. Формулирование темы и задач урока. 

  • Как вы думаете, о чем мы будет говорить на уроке?
  • Сегодня мы поразмышляем над рассказом К.Д. Воробьева «Немец в валенках». Предположите, что мы будем делать.

III. Анализ текста: определение основной проблемы.

  • Как вы понимаете слово «гуманизм»?

Humanus (лат.) – человеческий.Это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.

  • Приведите примеры синонимов этого слова.

Синонимы: человечность, человеколюбие, уважение к людям.

  • Давайте обратимся к рассказу К.Д. Воробьёва. Что больше всего запомнилось в нём? Что было самым трогательным?
  • На какую деталь обращает внимание автор?  Что стало причиной проявления заботы в отношении немца со стороны пленного? (На обмороженные пальцы).
  • Еще одна тема – чувство товарищества б этом говорят многие эпизоды рассказа - в финале повествования автор описывает момент, в котором показано отношение главного героя к своим сотоварищам по бараку, а одновременно и по несчастью. Герой не съедает весь хлеб, принесенный ему немцем, он оставляет ровно половину Воронову. Остальные обитатели барака отнеслись к дружбе немца и русского презрительно и враждебно, не скрывая своего отношения).
  • Дайте оценку поведению главного героя итуация выбора, в которой оказался главный герой очень сложная. Поддерживать дипломатические отношения с немцем герой решается не только ради своего благополучия, но и ради продления жизни сокамерникам, которые были готовы его возненавидеть).

Сообщение ученика о нацистском концлагере в Саласпилсе (индивидуальный информационный проект).

Слово учителя:

Ни годы, ни десятилетия не сотрут пережитого из памяти людей, чья судьба была опалена войной. У каждого была своя война. Об одной такой судьбе военнопленного поведал в своем произведении «Немец в валенках»  курский писатель К.Д. Воробьёв. В этом рассказе, написанном в 1966 году, автор повествует о реальном случае сплочения представителей враждующих сторон. Произведение это сам он считал одним из лучших, но в редакциях и издательствах были противоположные мнения. В основу этого рассказа положен факт из лагерной жизни К. Воробьева. Да, действительно, был такой немец по имени Вилли Броде, который проникся к Константину Дмитриевичу состраданием и подарил ему сигареты. Но в целом этот рассказ подчинен авторскому замыслу. 

Давайте погрузимся в текст, заглянем в мастерскую поэта и определим, какими инструментами он пользовался, чтобы заставить нас, современных читателей, подумать над проблемой, поднятой им. Но сначала давайте определим значение некоторых слов, встречающихся в тексте К.Д. Воробьёва.

Словарь (индивидуальный информационный проект)

  • Штрафники – военнослужащие, совершившие преступления (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь) и осуждённые приговором военного трибунала с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны.
  • Опорки – остатки стоптанной и изодранной обуви, едва прикрывающие ноги или изношенные сапоги с отрезанными по щиколотку голенищами.
  • Шумахер – распространённая немецкая фамилия, означает «сапожник».
  • Эрзац – или суррога́т — неполноценный заменитель чего-либо. Понятие «эрзац» стало широко применяться во время Первой мировой войны, когда в Германии из-за огромного недостатка стратегических продуктов сливочное масло стали заменять маргарином, сахарсахаринoм, a кофе — цикорием.
  • Доходяга – предельно изможденный, обессилевший человек или животное.
  • Унтер – унтер-офице́р — нижние чины (должность — звание) и категория младшего командного и начальствующего состава в вооружённых силах (ВС) разных государств и стран, условно соответствующая сержантско-старшинскому составу.
  • Фельдфебель – это звание относится к старшей категории унтер-офицеров.

IV. Эвристическая беседа:

  • Что удивило вас в названии? Что автор подчеркивает этой деталью? (валенки, казалось бы, обувь русских людей, а тут немец)
  • Какими словами называет Воробьев обитателей барака?

(штрафники; доходяга; больные; те, кто хныкал, закрывался от ударов и стонал)

  • В чем особенность лагеря? (пленные пытались бежать)
  • Расскажите о главных героях. (Александр, 22 года, пленный, его имя с греческого переводится как «защитник»; Вилле (русский аналог - «Василий»; Броде – немецкий охранник («брод» по-немецки – «хлеб»).
  • Как происходит сближение Александра и Вилле Броде?

(немец передал Александру маленький квадратный пакет из серой бумаги, Александр сразу почувствовал невесомость хлеба)

  • Что заключалось в понятии «хлеб»? (в хлебе скрыта живая телесная теплота)
  • Почему хлеб не принимается другими военнопленными?

(военный инженер Тюрин, будучи старостой барака, предупредил, что тот, кто примет от Александра вражескую приманку, должен будет сурово ответить)

  • Каков финал рассказа? Можем ли мы надеяться на счастливый исход?
  • Возможен ли гуманизм во время войны?
  • Напишите формулу гуманизма.

Гуманизм = ?+?+?

(уважение, сострадание, милосердие)

V. Определение идеи произведения.

Финал в рассказе открытый, чтобы каждый читатель ответил на вопрос: остался  ли жив Вилле Броде?  Бессмысленна ли помощь немецкого крестьянина?

  • Почему автор оставил такой финал?
  • Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Но не становится только прошлым. Тема войны в творчестве писателя К.Д. Воробьёва основная. Она вмещает у него все основные нравственные, идеологические и социально-политические аспекты современности. И потому, читая его произведения, мы вновь и вновь возвращаемся к теме поведения человека на войне.

VI. Рефлексия.

  • Предлагаю еще раз вспомнить Александра из рассказа Константина Воробьёва. Какие качества характера этого героя вы хотели бы воспитать у себя?
  • На столе у учителя две вазы. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то положите в вазу красный цветок, если не понравился – голубой.

VII. Домашнее задание. 

Напишите сочинение-рассуждение «Совместимы ли понятия «война» и «гуманизм»?

 

Литература

  1. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – М., «Русский язык», 2000 г.
  2. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М., «Дрофа», 2006 г.
  3. Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 2004 г.
  4. Воробьев К.Д., Носов Е.И. Фанфары и колокола. – Курск, 1998 г.

 

Интернет-ресурсы:

  1. https://infopedia.su/1x14a7.html
  2. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415091/
  3. https://md-eksperiment.org/post/20170411-vse-videt-uroki-odnoj-pisatelskoj-sudby
  4. https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=1857

You have no rights to post comments