Данный урок имеет большое воспитательное воздействие на подрастающее поколение. На примере судеб людей произведения формируются такие понятия, как толерантность, уважение к другим народам, культурам, религиям и традициям.

В ходе урока учащиеся учатся анализировать прозаическое произведение, аргументировать вывод, подтверждая цитатами из текста.

Тема урока слишком серьёзна для понимания учащимися 6 класса, поэтому используется элемент игры «Аквариум знаний». Приём фишбоун поможет лучше разобраться в проблеме, поставленной на уроке. Работа в парах научит сотрудничеству.

Автор урока: Коньшина Наталья Анатольевна

 

Л.Н. Толстой  «Хаджи-Мурат»: историческая основа повести, сюжет, композиция, уроки для потомков, образ главного героя

Цель:  знакомство с повестью Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»  и определение её проблематики.

Задачи:

Образовательная:

  • углубить и расширить знания обучающихся о творчестве Л.Н. Толстого;
  • способствовать формированию понятий «мюридизм», «имамат», «газават (джихад)»;
  • учить анализу прозаического произведения, аргументированному выводу, подтверждённому цитатами из текста.

Развивающая:

  • развивать коммуникативные навыки, речевую  культуру, познавательные и   творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать толерантность, уважение к другим народам, культурам, религиям и традициям;
  • на примере судеб героев повести «Хаджи-Мурат» показать «чудовищную нелепицу войны»;
  • учить извлекать из классических произведений ответы на современные вопросы.

 

Результаты:

Предметные:

  • умение воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку;
  • умение анализировать прочитанное;
  • развитие творческих способностей и читательской наблюдательности;
  • умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.

Метапредметные:

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • извлечение информации из различных источников;
  • самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.

Личностные:

  • воспитание толерантности, доброты, миролюбия к разным нациям;
  • стремление к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Технологии: элементы проблемно-диалогического обучения, ИКТ.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: видеоклипы «Кавказская война», «Хаджи-Мурат», презентация «Кавказская война», тексты повести, модель аквариума, схемы для фишбоуна (рыбки).

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мотивация и целеполагание.

Просмотр видеоклипа «Кавказская война» (до 1 минуты)

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О войне)

– У нас с вами урок по повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат". Мы познакомимся ещё с одним произведением из художественного наследия писателя. Эта повесть рассказывает о событиях на Кавказе в конце XIX века. Анализируя её, мы  должны будем выяснить, что хотел сказать ею писатель?

Тема нашего урока: Историческая основа повести «Хаджи-Мурат».  Сюжет, композиция, уроки для потомков. Образ главного героя (запись в тетради).

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала строки М.Ю. Лермонтова:

Кавказ! далёкая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!..

III. Актуализация знаний учащихся.

 В центре повести «Хаджи-Мурат» лежат события Кавказской войны, год 1851 точно указан автором. Прежде чем перейти к анализу повести, давайте познакомимся  с  исторической обстановкой на Кавказе в конце  XIX века.

Выступление учащегося об истории войны на Кавказе, просмотр презентации:                                                                              

«Война на Кавказе длилась  около 50 лет (слайд 1). Российская империя активно направляла усилия на захват земель на Кавказе.  Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с легендарным Ермоловым  (слайд 2). Политика Ермолова оказалась жестокой, но очень эффективной. Многие народы Кавказа признали власть русского царя. Но как только  царская администрация  попыталась навязать горцам российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство (слайд 3).

С этого момента Кавказская война превратилась в череду столкновений горцев-партизан с регулярной армией. Несмотря на то что русские батальоны могли разбить горцев в отдельном сражении и установить контроль над каким-нибудь аулом, пламя войны не утихало, а с каждым годом разгоралось с новой силой. Именно с этого момента борьба  кавказских народов приобрела отчётливое  религиозно-идеологическое направление, получившее название «мюридизм».

В 1834 году в Дагестане и Чечне было создано мюридное государство – имамат – под предводительством Шамиля» (слайд 4).

IV. Постановка проблемы и поиск путей её решения.

– Чтобы лучше разобраться в повести Л. Толстого необходимо ответить на несколько вопросов. Вопросы для обсуждения:

– Каким перед нами предстаёт Хаджи-Мурат?

– Что в понимании Л. Толстого означает национальный конфликт?

– Причины  национальных конфликтов?

– Как Толстой доказывает мысль о противоестественности национальных конфликтов?

– Что необходимо для мира на Земле?

– Каким перед нами предстаёт репей?

– Отвечая, мы будем наполнять аквариум знаний умными рыбками. Поможет нам в этом приём фишбоун.

– В нашем аквариуме будут жить 5 «рыбок»: «Главный герой», «Национальный конфликт», «Причины национального конфликта», «Противоестественность национальных конфликтов», «Репей».

– Но вначале проведём словарную работу.

Словарная работа (слайд 5).

Мюрид – мусульманин, посвятивший  себя духовному совершенствованию. При этом  одним из главных путей такого совершенствования  считается участие в священной  войне против «неверных».

Газават – идея  священной войны, главная  в политическом движении мюридизма.

Имамат – мюридное государство под предводительством Шамиля.

Наиб – уполномоченный Шамиля.

V.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Работа в парах.

 –  Повесть «Хаджи-Мурат» открывается чудесным описанием поля в середине лета, да и вся она овеяна поэзией природы. Л.Н.Толстой поёт гимн силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека. Только люди, живущие вместе с природой, естественные и простые, вызывали у него симпатию – отсюда поэтизация русских мужиков, солдат, горцев. Идеал подлинной жизни – в труде, в общении с природой, в простоте и естественности проявления своих чувств.

Составление фишбоуна «Главный герой»

– Хаджи-Мурат – главный герой повести Л.Н.Толстого – знаменитый храбрый наиб Шамиля.

–  Каков портрет Хаджи-Мурата? (Дети зачитывают строчки из повести):

 Из гл.1

  • «Это был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля»,
  • «быстрые чёрные глаза», «слегка прихрамывал».

 Из гл.5.

  • «На белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе, в отделанном золотом оружии, человек внушительного вида»,
  • «Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и эта улыбка поразила детским добродушием»,
  • «не ожидали увидеть таким этого «страшного горца»,
  • «перед ними был самый простой человек, улыбавшийся такой доброй улыбкой, что он казался не чужим, а давно знакомым приятелем»,
  • «широко расставленные глаза, которые внимательно, проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям»,
  • «реакция как у ребёнка (эпизод с часами),
  • «звон  удивил, несколько раз он нажимал пружину, слушал и одобрительно покачивал головой».

– Каково поведение (характер) Хаджи-Мурата?

Из гл.9

  • «Хвалили его храбрость, ум, великодушие»;
  • «это большой человек»;
  • «Шамиль враг, он жив, и я не умру, не отплатив ему»

Из  гл.13.

  • «Не покорился с братом Гамзату, а вся Авария покорилась»

Из гл.19 

  • Шамиль думает «будь с ним Хаджи-Мурат со своей ловкостью, смелостью и храбростью, не случилось бы того, что случилось теперь в Чечне»;

Из гл.22

  • «Он бежал из гор, отчасти спасая себя, отчасти из ненависти к Шамилю»

Из гл.24.

  • «Несмотря на все раны головы, в складках посиневших губ было детское доброе выражение»,
  • «лихая была голова”

 Хаджи-Мурат был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, второй  после него  враг России. Но сейчас он убегает от высланных против него мюридов.

Каково отношение окружающих к Хаджи-Мурату?

  • Его уважают:

Гл. 2

Старик из аула Махкет:

  • «опередив Хаджи-Мурата, отворил ему легкую скрипнувшую дверь в саклю»

Садо:

  • «— У меня в доме, — сказал Садо, — моему кунаку, пока я жив, никто ничего не сделает»;
  • «Садо знал, что, принимая Хаджи-Мурата, он рисковал жизнью».
  • Ему завидуют и его боятся:

Шамиль:

  • «Будь с ним Хаджи-Мурат со своей ловкостью, смелостью и храбростью, не случилось бы того, что случилось теперь в Чечне»;
  • Дружбы между ними никогда не было;
  • «Но он боялся его, и он был ему нужен. Но тут случилось то, что у Хаджи-Мурата спросили, кому быть имамом после Шамиля? Он сказал, что имамом будет тот, у кого шашка востра. Это сказали Шамилю, и он захотел избавиться от него».
  • Он нравится русским:

Гл.6. Марья Васильевна:

  • «наружность и манеры Хаджи-Мурата понравились Марье Васильевне»,
  • «улыбка его понравилась Марье Васильевне»,
  • «он прелестен, твой разбойник»

Вывод: Мы видим человека открытого, доброго, гордого, воинственного, свободного, властного (фишбоун см. приложение 1)

Фишбоун (дети составляют схематично)

 

Портрет

Черноглазый

Чуть прихрамывал

на  коне, в  черкеске, в чалме на папахе, в  отделанном золотом оружии, человек внушительного вида

 

Характер

Добродушие

Озабоченность

Воинское мастерство

Гордость

Властность

 

Отношение

Уважают

Боятся

Завидуют

Любят

Нравится

 

О чём мечтает Хаджи-Мурат?

Мечтает о власти. О большой власти. Одной Аварии ему мало, ему нужна вся Чечня.

Из гл.4.

  • «Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдёт на Шамиля и, захватив его в плен отомстит ему, и как русский царь  наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая покорится ему».

Главная цель – власть. Огромная, распространяющаяся на большое пространство.

 

Составление фишбоуна «Национальный конфликт»

– Что такое нация? (Народ, говорящий на одном языке, имеющий общую культуру, экономику, живущий на одной территории и т.д)

– Как вы понимаете выражение «национальный конфликт»? (Война между нациями)

Что могут делить между собой люди разных наций? (Территорию, власть…)

Давайте вспомним эпизоды военных действий в повести?                      

  • Рубка леса → «солдаты, радуясь развлечению, выпускали заряд за зарядом… → бессмысленная смерть Авдеева.
  • А зачем была вырубка леса? (Прочитать отрывок из текста)
  • Нападение на аул → Сын Садо «был привезён мёртвым…Он был проткнут штыком в спину» →»бессмысленно уничтоженное…»
  • Бой Хаджи-Мурата → бессмысленная смерть.

Вывод: Страницы повести «Хаджи-Мурат» повествуют о бессмысленной гибели людей.

– Любая жестокость порождает жестокость. Неограниченная власть, деспотизм порождают такое страшное явление как война. И Николай I, и Шамиль не задумываются о мире на земле, о человеческом братстве, они идут по крови собственного и  чужого народа. Шамиль разжигает братоубийственную войну. А царь приказывает уничтожить аул Махкет (фишбоун см. приложение 2).

– С каким цветом ассоциируется война? (Красным – цветом крови).

– Закрасьте «рыбку» красным цветом.

 

Составление фишбоуна «Причины национального конфликта»

 Есть ли в повести герои, обладающие огромной властью?                                                      

 (Это  Шамиль и Николай I.)                                                                   

– Только ли обладание огромной властью делает их похожими друг на друга? Есть ли в них ещё что-то общее?

 

Николай  I

Шамиль

Портрет

«длинное белое лицо с огромным покатым лбом... было холодно и неподвижно»,

«бледное, окаймлённое подстриженной рыжей бородой лицо…как каменное… совершенно неподвижно»

Схожесть в быту

«узкая, жесткая постель»

«не было ничего блестящего»

Жестокость

«провести 12 раз сквозь тысячу человек»

«не убью, а выколю глаза»

Принимают лесть о своих заслугах, хотя сами знают, что их нет

«гордился способностями, но осознавал, что их не было»

«не смотря на гласное признание своего похода победой, знал, что поход был неудачен»

Манеры в принятии важных решений

«закрыл глаза, опустил голову, ему нужно было сосредоточиться, и тогда на него находило наитие»

«закрывал глаза, это значило, что он слушает пророка»

Нет искренности в религиозных убеждениях

«прочёл молитвы не приписывая словам никакого смысла»

«надо было совершить намаз, к которому он не имел никакого расположения»

Вывод: Сущность Шамиля и Николая I одинакова. Они воплощают безграничную власть, которая порождает деспотизм, который, в свою очередь порождает такое страшное явление как война (фишбоун см. приложение 3).

– Закрасьте рыбку жёлтым цветом.

 

Составление фишбоуна «Противоестественность национальных конфликтов»

– Как Толстой доказывает мысль о противоестественности войны? Обратимся к ключевым эпизодам повести, где особенно ярко  подчёркивается неприятие Толстым войны:

а) гл.2 – отношение Авдеева к  чеченцам; (симпатизирует им)

«А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие»

б) слова  Марии Дмитриевны о Хаджи-Мурате; (ей нравится он)

  • «Наружность и манеры Хаджи-Мурата понравились Марье   Васильевне»,
  • «Улыбка его понравилась Марье Васильевне»,
  • «Он прелестен твой разбойник»

в) сожжённый аул;(испытывают ненависть к русским)

   «Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения»

г) Хаджи-Мурат высказывается о русских (уважает русских).

  • «Больше всего ему понравился театр»,
  • «У каждого народа свои обычаи",
  • «У нас женщины так не одеваются. У нас пословица есть, — сказал он переводчику, — угостила собака ишака мясом, а ишак собаку сеном, — оба голодные остались. — Он улыбнулся. — Всякому народу свой обычай хорош»

–  О чем предупреждает писатель, рисуя страшные картины войны?

(Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру. Любовь и добро могут противостоять ненависти и смерти. Поэтому продолжает светится и на мертвом лице Хаджи-Мурата детская добрая улыбка. Поэтому не существует никаких оправданий тому, что разъединяет людей, превращая их в чудовищ. «Война! – вскрикнула Марья Дмитриевна. – Какая война? Живорезы, вот и все…»)

Вывод: По мнению Л.Толстого, люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться между собой. Они, люди, должны быть едины в своём стремлении к добру (фишбоун см. приложение 4).

– Закрасьте рыбку голубым  цветом

Составление фишбоуна  «Репей»

 Повесть «Хаджи-Мурат» открывается чудесным описанием поля в середине лета, да и вся она овеяна поэзией природы. Л.Н.Толстой поёт гимн силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека.

(Выразительное чтение  отрывка подготовленным учеником: «Я набрал большой букет разных цветов… как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь»)

– Каким предстаёт перед нами репей?

–  На чём акцентирует внимание писатель, описывая  цветок? Как писатель передаёт характер цветка? («стебель кололся»), отношение к окружающему и окружающих к растению:

(«он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета», «был хорош в своем месте»).

– Почему, глядя на это репей, вспомнил писатель историю Хаджи-Мурата?

(Такой же стойкий, неподдающийся, не теряющий надежды.)

–  Кто виноват  в гибели цветка?

(Человек. «Экое  разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ для поддержания  своей жизни»).

–  А кто виноват в смерти Хаджи-Мурата? Ради  кого и   чего он погибает?

(Человек. Николай I и Шамиль потребовали подчинения этого человека, ограничили свободу для поддержания своей неограниченной власти).

Вывод: Хаджи-Мурат не смог отказаться от свободы, платой за неё он выставил свою жизнь. Та война, в которой он был вынужден принять участие, стала для него западнёй, приведшей к гордой, но бессмысленной смерти (фишбоун «Репей» см. приложение 5).

– Закрасьте рыбок  «Репей» и «Хаджи-Мурат» зелёным  цветом (цвет жизни)

– Составьте синквейны на темы «Репей» и «Хаджи-Мурат», проведя параллели.

РЕПЕЙ
ЧУДНЫЙ    МАЛИНОВЫЙ

КОЛОЛСЯ     НЕ ПОДДАВАЛСЯ     НЕ ПОДХОДИЛ

Я ПОЖАЛЕЛ, ЧТО НАПРАСНО ПОГУБИЛ ЦВЕТОК, КОТОРЫЙ БЫЛ ХОРОШ В СВОЕМ МЕСТЕ

НАПРАСЛИНА

 

ХАДЖИ-МУРАТ

ГОРДЫЙ ХРАБРЫЙ

БОРЕТСЯ     НЕ ПОКОРЯЕТСЯ  НЕ ВЕРИТ

ВРАГИ ТОПТАЛИ И РЕЗАЛИ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЛО УЖЕ НИЧЕГО ОБЩЕГО С НИМ

НАПРАСНАЯ СМЕРТЬ

 

Просмотр видеоклипа «Хаджи-Мурат»

VI. Обобщение знаний.

 – У нас в аквариуме плавают рыбки. Что нужно, чтобы они жили в одном аквариуме и не ссорились?

(дружить, уметь договариваться)

 

Составление синквейна «Люди разных наций»

Подумайте, что необходимо для мира на Земле и составьте синквейн?

ЛЮДИ

МИРОЛЮБИВЫЕ  ДРУЖНЫЕ

ЛЮБИТЬ   УВАЖАТЬ  ЖИТЬ

ЛЮДИ, ЖИВИТЕ В СОГЛАСИИ!

МИР

Повесть “Хаджи-Мурат” – одна из последних работ Толстого, писал он её с перерывами 8 лет. Её называют “художественным завещанием писателя.  О чём предупреждает читателя Толстой?

(Напоминает нам, что только человек ответственен за всё происходящее на Земле. Если этого не происходит, значит – бессмысленная гибель, смерть ни в чём неповинных людей. Об этом предупреждает нас Толстой)

–  Сейчас эта повесть как нельзя актуальна. Чтобы в современном мире было спокойно, мы должны помнить об уроках, которые даёт нам классика.

VII. Рефлексия.

– Пригодятся  ли вам знания, приобретённые сегодня на уроке в дальнейшей жизни?

– Что вы считаете нужным запомнить? Какую бы рыбку вы унесли сегодня с собой и почему?

VIII. Домашнее задание.

Учащимся предлагается два задания (на выбор):

1) Рисунок по  повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»;

2) Составить кроссворд по повести «Хаджи-Мурат».

 

Список литературы:

  1. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/ авт.-сост. Е.Н. Попова [и др.].– Волгоград: Учитель, 2009
  2. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс: книга для учителя/ под ред. А.Б. Малюшкина.–М.: Сфера, 2004.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Презентация к уроку