Данный урок имеет большое воспитательное воздействие на подрастающее поколение. На примере судеб людей произведения формируются такие понятия, как толерантность, уважение к другим народам, культурам, религиям и традициям.
В ходе урока учащиеся учатся анализировать прозаическое произведение, аргументировать вывод, подтверждая цитатами из текста.
Тема урока слишком серьёзна для понимания учащимися 6 класса, поэтому используется элемент игры «Аквариум знаний». Приём фишбоун поможет лучше разобраться в проблеме, поставленной на уроке. Работа в парах научит сотрудничеству.
Автор урока: Коньшина Наталья Анатольевна
Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат»: историческая основа повести, сюжет, композиция, уроки для потомков, образ главного героя
Цель: знакомство с повестью Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и определение её проблематики.
Задачи:
Образовательная:
- углубить и расширить знания обучающихся о творчестве Л.Н. Толстого;
- способствовать формированию понятий «мюридизм», «имамат», «газават (джихад)»;
- учить анализу прозаического произведения, аргументированному выводу, подтверждённому цитатами из текста.
Развивающая:
- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать толерантность, уважение к другим народам, культурам, религиям и традициям;
- на примере судеб героев повести «Хаджи-Мурат» показать «чудовищную нелепицу войны»;
- учить извлекать из классических произведений ответы на современные вопросы.
Результаты:
Предметные:
- умение воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку;
- умение анализировать прочитанное;
- развитие творческих способностей и читательской наблюдательности;
- умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.
Метапредметные:
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- извлечение информации из различных источников;
- самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.
Личностные:
- воспитание толерантности, доброты, миролюбия к разным нациям;
- стремление к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Технологии: элементы проблемно-диалогического обучения, ИКТ.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: видеоклипы «Кавказская война», «Хаджи-Мурат», презентация «Кавказская война», тексты повести, модель аквариума, схемы для фишбоуна (рыбки).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Мотивация и целеполагание.
Просмотр видеоклипа «Кавказская война» (до 1 минуты)
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О войне)
– У нас с вами урок по повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат". Мы познакомимся ещё с одним произведением из художественного наследия писателя. Эта повесть рассказывает о событиях на Кавказе в конце XIX века. Анализируя её, мы должны будем выяснить, что хотел сказать ею писатель?
Тема нашего урока: Историческая основа повести «Хаджи-Мурат». Сюжет, композиция, уроки для потомков. Образ главного героя (запись в тетради).
– Эпиграфом к нашему уроку я выбрала строки М.Ю. Лермонтова:
Кавказ! далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
III. Актуализация знаний учащихся.
– В центре повести «Хаджи-Мурат» лежат события Кавказской войны, год 1851 точно указан автором. Прежде чем перейти к анализу повести, давайте познакомимся с исторической обстановкой на Кавказе в конце XIX века.
Выступление учащегося об истории войны на Кавказе, просмотр презентации:
«Война на Кавказе длилась около 50 лет (слайд 1). Российская империя активно направляла усилия на захват земель на Кавказе. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с легендарным Ермоловым (слайд 2). Политика Ермолова оказалась жестокой, но очень эффективной. Многие народы Кавказа признали власть русского царя. Но как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство (слайд 3).
С этого момента Кавказская война превратилась в череду столкновений горцев-партизан с регулярной армией. Несмотря на то что русские батальоны могли разбить горцев в отдельном сражении и установить контроль над каким-нибудь аулом, пламя войны не утихало, а с каждым годом разгоралось с новой силой. Именно с этого момента борьба кавказских народов приобрела отчётливое религиозно-идеологическое направление, получившее название «мюридизм».
В 1834 году в Дагестане и Чечне было создано мюридное государство – имамат – под предводительством Шамиля» (слайд 4).
IV. Постановка проблемы и поиск путей её решения.
– Чтобы лучше разобраться в повести Л. Толстого необходимо ответить на несколько вопросов. Вопросы для обсуждения:
– Каким перед нами предстаёт Хаджи-Мурат?
– Что в понимании Л. Толстого означает национальный конфликт?
– Причины национальных конфликтов?
– Как Толстой доказывает мысль о противоестественности национальных конфликтов?
– Что необходимо для мира на Земле?
– Каким перед нами предстаёт репей?
– Отвечая, мы будем наполнять аквариум знаний умными рыбками. Поможет нам в этом приём фишбоун.
– В нашем аквариуме будут жить 5 «рыбок»: «Главный герой», «Национальный конфликт», «Причины национального конфликта», «Противоестественность национальных конфликтов», «Репей».
– Но вначале проведём словарную работу.
Словарная работа (слайд 5).
Мюрид – мусульманин, посвятивший себя духовному совершенствованию. При этом одним из главных путей такого совершенствования считается участие в священной войне против «неверных».
Газават – идея священной войны, главная в политическом движении мюридизма.
Имамат – мюридное государство под предводительством Шамиля.
Наиб – уполномоченный Шамиля.
V.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Работа в парах.
– Повесть «Хаджи-Мурат» открывается чудесным описанием поля в середине лета, да и вся она овеяна поэзией природы. Л.Н.Толстой поёт гимн силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека. Только люди, живущие вместе с природой, естественные и простые, вызывали у него симпатию – отсюда поэтизация русских мужиков, солдат, горцев. Идеал подлинной жизни – в труде, в общении с природой, в простоте и естественности проявления своих чувств.
Составление фишбоуна «Главный герой»
– Хаджи-Мурат – главный герой повести Л.Н.Толстого – знаменитый храбрый наиб Шамиля.
– Каков портрет Хаджи-Мурата? (Дети зачитывают строчки из повести):
Из гл.1
- «Это был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля»,
- «быстрые чёрные глаза», «слегка прихрамывал».
Из гл.5.
- «На белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе, в отделанном золотом оружии, человек внушительного вида»,
- «Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и эта улыбка поразила детским добродушием»,
- «не ожидали увидеть таким этого «страшного горца»,
- «перед ними был самый простой человек, улыбавшийся такой доброй улыбкой, что он казался не чужим, а давно знакомым приятелем»,
- «широко расставленные глаза, которые внимательно, проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям»,
- «реакция как у ребёнка (эпизод с часами),
- «звон удивил, несколько раз он нажимал пружину, слушал и одобрительно покачивал головой».
– Каково поведение (характер) Хаджи-Мурата?
Из гл.9
- «Хвалили его храбрость, ум, великодушие»;
- «это большой человек»;
- «Шамиль враг, он жив, и я не умру, не отплатив ему»
Из гл.13.
- «Не покорился с братом Гамзату, а вся Авария покорилась»
Из гл.19
- Шамиль думает «будь с ним Хаджи-Мурат со своей ловкостью, смелостью и храбростью, не случилось бы того, что случилось теперь в Чечне»;
Из гл.22
- «Он бежал из гор, отчасти спасая себя, отчасти из ненависти к Шамилю»
Из гл.24.
- «Несмотря на все раны головы, в складках посиневших губ было детское доброе выражение»,
- «лихая была голова”
– Хаджи-Мурат был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, второй после него враг России. Но сейчас он убегает от высланных против него мюридов.
– Каково отношение окружающих к Хаджи-Мурату?
- Его уважают:
Гл. 2
Старик из аула Махкет:
- «опередив Хаджи-Мурата, отворил ему легкую скрипнувшую дверь в саклю»
Садо:
- «— У меня в доме, — сказал Садо, — моему кунаку, пока я жив, никто ничего не сделает»;
- «Садо знал, что, принимая Хаджи-Мурата, он рисковал жизнью».
- Ему завидуют и его боятся:
Шамиль:
- «Будь с ним Хаджи-Мурат со своей ловкостью, смелостью и храбростью, не случилось бы того, что случилось теперь в Чечне»;
- Дружбы между ними никогда не было;
- «Но он боялся его, и он был ему нужен. Но тут случилось то, что у Хаджи-Мурата спросили, кому быть имамом после Шамиля? Он сказал, что имамом будет тот, у кого шашка востра. Это сказали Шамилю, и он захотел избавиться от него».
- Он нравится русским:
Гл.6. Марья Васильевна:
- «наружность и манеры Хаджи-Мурата понравились Марье Васильевне»,
- «улыбка его понравилась Марье Васильевне»,
- «он прелестен, твой разбойник»
Вывод: Мы видим человека открытого, доброго, гордого, воинственного, свободного, властного (фишбоун см. приложение 1)
Фишбоун (дети составляют схематично)
Портрет
Черноглазый
Чуть прихрамывал
на коне, в черкеске, в чалме на папахе, в отделанном золотом оружии, человек внушительного вида
Характер
Добродушие
Озабоченность
Воинское мастерство
Гордость
Властность
Отношение
Уважают
Боятся
Завидуют
Любят
Нравится
– О чём мечтает Хаджи-Мурат?
Мечтает о власти. О большой власти. Одной Аварии ему мало, ему нужна вся Чечня.
Из гл.4.
- «Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдёт на Шамиля и, захватив его в плен отомстит ему, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая покорится ему».
– Главная цель – власть. Огромная, распространяющаяся на большое пространство.
Составление фишбоуна «Национальный конфликт»
– Что такое нация? (Народ, говорящий на одном языке, имеющий общую культуру, экономику, живущий на одной территории и т.д)
– Как вы понимаете выражение «национальный конфликт»? (Война между нациями)
– Что могут делить между собой люди разных наций? (Территорию, власть…)
– Давайте вспомним эпизоды военных действий в повести?
- Рубка леса → «солдаты, радуясь развлечению, выпускали заряд за зарядом… → бессмысленная смерть Авдеева.
- А зачем была вырубка леса? (Прочитать отрывок из текста)
- Нападение на аул → Сын Садо «был привезён мёртвым…Он был проткнут штыком в спину» →»бессмысленно уничтоженное…»
- Бой Хаджи-Мурата → бессмысленная смерть.
Вывод: Страницы повести «Хаджи-Мурат» повествуют о бессмысленной гибели людей.
– Любая жестокость порождает жестокость. Неограниченная власть, деспотизм порождают такое страшное явление как война. И Николай I, и Шамиль не задумываются о мире на земле, о человеческом братстве, они идут по крови собственного и чужого народа. Шамиль разжигает братоубийственную войну. А царь приказывает уничтожить аул Махкет (фишбоун см. приложение 2).
– С каким цветом ассоциируется война? (Красным – цветом крови).
– Закрасьте «рыбку» красным цветом.
Составление фишбоуна «Причины национального конфликта»
– Есть ли в повести герои, обладающие огромной властью?
(Это Шамиль и Николай I.)
– Только ли обладание огромной властью делает их похожими друг на друга? Есть ли в них ещё что-то общее?
|
Николай I |
Шамиль |
Портрет |
«длинное белое лицо с огромным покатым лбом... было холодно и неподвижно», |
«бледное, окаймлённое подстриженной рыжей бородой лицо…как каменное… совершенно неподвижно» |
Схожесть в быту |
«узкая, жесткая постель» |
«не было ничего блестящего» |
Жестокость |
«провести 12 раз сквозь тысячу человек» |
«не убью, а выколю глаза» |
Принимают лесть о своих заслугах, хотя сами знают, что их нет |
«гордился способностями, но осознавал, что их не было» |
«не смотря на гласное признание своего похода победой, знал, что поход был неудачен» |
Манеры в принятии важных решений |
«закрыл глаза, опустил голову, ему нужно было сосредоточиться, и тогда на него находило наитие» |
«закрывал глаза, это значило, что он слушает пророка» |
Нет искренности в религиозных убеждениях |
«прочёл молитвы не приписывая словам никакого смысла» |
«надо было совершить намаз, к которому он не имел никакого расположения» |
Вывод: Сущность Шамиля и Николая I одинакова. Они воплощают безграничную власть, которая порождает деспотизм, который, в свою очередь порождает такое страшное явление как война (фишбоун см. приложение 3).
– Закрасьте рыбку жёлтым цветом.
Составление фишбоуна «Противоестественность национальных конфликтов»
– Как Толстой доказывает мысль о противоестественности войны? Обратимся к ключевым эпизодам повести, где особенно ярко подчёркивается неприятие Толстым войны:
а) гл.2 – отношение Авдеева к чеченцам; (симпатизирует им)
«А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие»
б) слова Марии Дмитриевны о Хаджи-Мурате; (ей нравится он)
- «Наружность и манеры Хаджи-Мурата понравились Марье Васильевне»,
- «Улыбка его понравилась Марье Васильевне»,
- «Он прелестен твой разбойник»
в) сожжённый аул;(испытывают ненависть к русским)
«Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения»
г) Хаджи-Мурат высказывается о русских (уважает русских).
- «Больше всего ему понравился театр»,
- «У каждого народа свои обычаи",
- «У нас женщины так не одеваются. У нас пословица есть, — сказал он переводчику, — угостила собака ишака мясом, а ишак собаку сеном, — оба голодные остались. — Он улыбнулся. — Всякому народу свой обычай хорош»
– О чем предупреждает писатель, рисуя страшные картины войны?
(Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру. Любовь и добро могут противостоять ненависти и смерти. Поэтому продолжает светится и на мертвом лице Хаджи-Мурата детская добрая улыбка. Поэтому не существует никаких оправданий тому, что разъединяет людей, превращая их в чудовищ. «Война! – вскрикнула Марья Дмитриевна. – Какая война? Живорезы, вот и все…»)
Вывод: По мнению Л.Толстого, люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться между собой. Они, люди, должны быть едины в своём стремлении к добру (фишбоун см. приложение 4).
– Закрасьте рыбку голубым цветом
Составление фишбоуна «Репей»
– Повесть «Хаджи-Мурат» открывается чудесным описанием поля в середине лета, да и вся она овеяна поэзией природы. Л.Н.Толстой поёт гимн силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека.
(Выразительное чтение отрывка подготовленным учеником: «Я набрал большой букет разных цветов… как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь»)
– Каким предстаёт перед нами репей?
– На чём акцентирует внимание писатель, описывая цветок? Как писатель передаёт характер цветка? («стебель кололся»), отношение к окружающему и окружающих к растению:
(«он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета», «был хорош в своем месте»).
– Почему, глядя на это репей, вспомнил писатель историю Хаджи-Мурата?
(Такой же стойкий, неподдающийся, не теряющий надежды.)
– Кто виноват в гибели цветка?
(Человек. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ для поддержания своей жизни»).
– А кто виноват в смерти Хаджи-Мурата? Ради кого и чего он погибает?
(Человек. Николай I и Шамиль потребовали подчинения этого человека, ограничили свободу для поддержания своей неограниченной власти).
Вывод: Хаджи-Мурат не смог отказаться от свободы, платой за неё он выставил свою жизнь. Та война, в которой он был вынужден принять участие, стала для него западнёй, приведшей к гордой, но бессмысленной смерти (фишбоун «Репей» см. приложение 5).
– Закрасьте рыбок «Репей» и «Хаджи-Мурат» зелёным цветом (цвет жизни)
– Составьте синквейны на темы «Репей» и «Хаджи-Мурат», проведя параллели.
РЕПЕЙ
ЧУДНЫЙ МАЛИНОВЫЙ
КОЛОЛСЯ НЕ ПОДДАВАЛСЯ НЕ ПОДХОДИЛ
Я ПОЖАЛЕЛ, ЧТО НАПРАСНО ПОГУБИЛ ЦВЕТОК, КОТОРЫЙ БЫЛ ХОРОШ В СВОЕМ МЕСТЕ
НАПРАСЛИНА
ХАДЖИ-МУРАТ
ГОРДЫЙ ХРАБРЫЙ
БОРЕТСЯ НЕ ПОКОРЯЕТСЯ НЕ ВЕРИТ
ВРАГИ ТОПТАЛИ И РЕЗАЛИ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЛО УЖЕ НИЧЕГО ОБЩЕГО С НИМ
НАПРАСНАЯ СМЕРТЬ
Просмотр видеоклипа «Хаджи-Мурат»
VI. Обобщение знаний.
– У нас в аквариуме плавают рыбки. Что нужно, чтобы они жили в одном аквариуме и не ссорились?
(дружить, уметь договариваться)
Составление синквейна «Люди разных наций»
– Подумайте, что необходимо для мира на Земле и составьте синквейн?
ЛЮДИ
МИРОЛЮБИВЫЕ ДРУЖНЫЕ
ЛЮБИТЬ УВАЖАТЬ ЖИТЬ
ЛЮДИ, ЖИВИТЕ В СОГЛАСИИ!
МИР
– Повесть “Хаджи-Мурат” – одна из последних работ Толстого, писал он её с перерывами 8 лет. Её называют “художественным завещанием писателя. О чём предупреждает читателя Толстой?
(Напоминает нам, что только человек ответственен за всё происходящее на Земле. Если этого не происходит, значит – бессмысленная гибель, смерть ни в чём неповинных людей. Об этом предупреждает нас Толстой)
– Сейчас эта повесть как нельзя актуальна. Чтобы в современном мире было спокойно, мы должны помнить об уроках, которые даёт нам классика.
VII. Рефлексия.
– Пригодятся ли вам знания, приобретённые сегодня на уроке в дальнейшей жизни?
– Что вы считаете нужным запомнить? Какую бы рыбку вы унесли сегодня с собой и почему?
VIII. Домашнее задание.
Учащимся предлагается два задания (на выбор):
1) Рисунок по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»;
2) Составить кроссворд по повести «Хаджи-Мурат».
Список литературы:
- Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/ авт.-сост. Е.Н. Попова [и др.].– Волгоград: Учитель, 2009
- Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс: книга для учителя/ под ред. А.Б. Малюшкина.–М.: Сфера, 2004.