На уроке родной литературы в 9 классе знакомимся с поэзией курянина Владимира Бакланова.
Автор: Иванова Светлана Владимировна
Тема: «Творчество как инструмент преодоления. Преодоление – путь к подвигу»
Цели урока:
Образовательная: познакомиться с жизнью т творчеством курского поэта Владимира Бакланова; совершенствование навыков анализа стихотворения;
Развивающая: развитие коммуникативных навыков речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся;
Воспитательная: воспитание чувства такта, ответственности в нравственном выборе, воли к жизни.
Методы обучения: эвристический, исследовательский, элементы проблемно- диалогического обучения.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: формирование умения воспринимать, критически оценивать, анализировать, определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведений.
Метапредметные: формирование умения понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, делать выводы, организовывать учебное сотрудничество в группе, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Личностные: осмысление проблемы с точки зрения гуманистической позиции, стремление к самосовершенствованию, формирование духовно-нравственных качеств личности.
Наглядно-демонстрационный материал: слайды, портрет В. Бакланова, иллюстрации к сборникам стихов, выполненные самим поэтом.
Основные понятия и термины: автобиография, очерк, интервью, тема, ритм, рифма, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, градация, инверсия, лексический повтор, пуантилизм, творчество, самореализация, самосовершенствование, преодоление, подвиг.
Организационная структура урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте наши гости! Мы рады вас видеть! Сегодня у нас необычный урок литературы - урок открытия нового имени поэта, нашего земляка, уроженца Советского района Владимира Бакланова.
(на экран выводятся строки)
Я чувствую, что там,
В дали нетленной,
Загадочной мерцающей тиши
Есть дивное урочище Вселенной-
Святая колыбель моей души.
Владимир Бакланов… человек – легенда, пример мужества, стойкости и жизнелюбия. Мимо его поэзии равнодушно пройти нельзя. Прожил поэт всего 53 года… Но как прожил!
Проверка домашнего задания (блиц-опрос)
- Где родился и где провёл своё детство Владимир Бакланов?
(Деревня Крестище Советского района)
- Можно ли сказать, что многие творческие способности проявились у него с раннего возраста?
(Да, он хорошо рисовал, пел, играл на гитаре и губной гармошке)
- Писал ли он в юности стихи?
(Нет, они пришли к нему позднее, в 26 лет, уже после получения тяжелейшей травмы)
- В какой вуз в 1979 году поступил и почему?
(В КСХИ, на агрономический факультет, хотел вернуться и работать на малой родине)
- Как его это желание характеризует?
(Как человека – патриота своего родного края)
- Какая жизненная трагедия произошла с юношей?
(Летом 1982 года, в двадцатилетнем возрасте, он неудачно нырнул в реке Тускарь, ударился позвоночником. Несколько неудачных операций. 33 года в инвалидном кресле).
- Как вы думаете, почему Бакланов стал писать стихи?
(Желание быть полезным, поэзия не давала замкнуться в самом себе, она связывала его с окружающим миром, это возможность самовыражения и др.)
- Второй малой родиной Бакланов считал деревню Васильевка, где он умер в 2015 году. Когда поэт переехал из Крестищ в Васильевку?
(В 1987 году)
- Где, в каких изданиях публиковал свои стихи поэт?
( Не было для этого средств, помогали друзья, районные журналисты, односельчане. Стихи были опубликованы в газетах «Нива» Советского района, в «Курской правде». В центральных изданиях «Сельская жизнь», «Достоинство»).
- Имел ли поэт награды за своё творчество?
(Он был отмечен дипломами районных и областных конкурсов поэзии, стал победителем районного конкурса «Магистр поэзии»)
- Сколько было издано сборников стихов?
( Пять – «Суходолье», «Притяжение Родины», «Курская доблесть», «Городищенский Олимп», «Раскрепощённое поле», а также стихи Владимира Бакланова вошли в сборник к 65-летию Великой Победы «Война, застывшая в стихах»)
- Целеполагание.
- Как вы думаете, с чем будет связана тема нашего сегодняшнего урока?
(предполагаемый ответ – с творчеством Владимира Бакланова)
- Зная трагическую судьбу поэта, тему мы сформулируем глубже.
(на экране высвечивается тема)
Итак, «Творчество как инструмент преодоления. Преодоление – путь к подвигу».
- Какие слова в теме урока, по-вашему, считаются опорными?
(творчество, преодоление, подвиг)
Правильно, вот об этих понятиях мы и будем сегодня говорить. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Это высказывание Василия Александровича Сухомлинского: «Сила духа делает человека непобедимым».
Цели урока
- Определить влияние судьбы поэта на его творчество.
- Совершенствовать умения различать изобразительно-выразительные средства лексики - тропы.
- Продолжить работу по подготовке сдачи ОГЭ по русскому языку и литературе.
- При подготовке к уроку вы были условно поделены на группы: журналисты, психологи, искусствоведы, литературоведы, чтецы. У каждой группы было определённое задание для исследования материалов, связанных с жизнью и творчеством Владимира Бакланова
- Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов.
- И всё-таки наиболее подробно познакомить нас с биографией и творчеством поэта смогут наши журналисты.
- Освоение нового. Организация изучения поэтического и художественного творчества Владимира Бакланова.
Организует работу в группах с обсуждением предложенных вопросов. Заслушивает отчёт групп, дополняет и обобщает. Группа «психологов» анализирует психологические барьеры, которые проходит человек в подобных случаях, как случилось с поэтом, ситуациях, чтобы вновь обрести смысл дальнейшей жизни. Учащиеся класса ищут способы выхода человека из шокового состояния и Бакланова и том числе. Выходят на первую часть формулировки темы урока.
Группа «литературоведов» проводит анализ стихотворения «Яблоня», доказывает, что поэт в своей работе руководствовался основными законами стихосложения.
(ученики этой группы по слайду анализируют составленную им схему и определяют ритмические особенности стиха). Класс даёт характеристику рифмы.
«Литературоведы» ищут стихотворения, названия которых являются метафорами, а также индивидуально-авторские слова.
«Художники» рассказывают об иллюстрациях поэта к его сборникам, поясняют особенности точечной техники рисунка - пуантилизма, предлагают другим группам по рисункам определить основные темы поэтического творчества поэта.
Класс выполняет предложенное учителем задание:
Найти и отметить известные средства выразительности – тропы в стихотворении «На пасеке».
Все группы анализируют два рисунка поэта, рассказывают о своих ассоциациях, дают им названия (например, «У окна», «Старый пень»). Останавливаются на «Преодолении» и выходят на вторую часть формулировки темы урока.
- Рефлексия. Составляют синквейн.
- Формулировка и комментарий домашнего задания.
- Подумать над вопросом «Можно ли назвать жизнь и творчество Владимира Бакланова подвигом» и написать сочинение на эту тему.