Урок родной литературы в 8 классе посвящаем повести Елены Шолоховой «Часы».
Автор: Мартыненкова Ольга Ивановна
Цель урока:
- познакомить учащихся с повестью Е.Шолоховой «Часы»;
- раскрыть смысл названия повести.
Задачи урока:
- формировать навыки анализа и интерпретации художественного текста на примере повести Е. Шолоховой «Часы»;
- развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности учащихся, читательские интерес к современной художественной литературе;
- воспитывать нравственные качества.
Универсальные учебные действия:
коммуникативные УУД: умение аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выступать перед одноклассниками;
регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели урока, анализировать условия достижения целей, определять степень успешности своей работы;
познавательные УУД: умение осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Планируемые результаты:
личностные: уважительное отношение к художественному слову, стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе критерия успешности;
метапредметные: способность свободно излагать свои мысли в устной форме, взаимодействие с окружающими людьми в процессе обсуждения;
предметные: развитие творческой самостоятельности, способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с современным автором Еленой Шолоховой и ее произведением «Часы». Это сравнительно молодой автор. Елена Шолохова родилась в Иркутске, окончила Иркутский государственный лингвистический университет, факультет английского языка. Работает переводчиком художественной литературы. В 2013 году стала лауреатом конкурса «Дневник поколения». В 2015 году стала финалистом премии "Книга года: выбирают дети".
- Анализ повести.
- Ребята, вы прочитали повесть, о чем она? (Об отношениях в классе между сверстниками, о жизни в тяжелые 2000 г., об отношениях в семье).
- Кто главный герой повести? (Подросток Ромка Нечаев, которого воспитывает одна мама. Он болезненный ребенок, перенес несколько операций, поэтому мама его оберегает от различного рода переживаний.)
- Что мы узнаем о жизни Ромки и его мамы?
(Они живут небогато, мама в прошлом занимала высокий пост, но из-за болезни сына вынуждена была от него отказаться. Посвятила свою жизнь Ромке, боролась за его здоровье. Теперь она работает в магазине, где часто зарплату не платят, да и зарабатывает она немного, дома всегда скромная еда, и одежда у Ромки тоже очень скромная. Он постоянно носит единственный костюм и рубашку. Но отношения у мальчика с мамой доверительные).
- Как складываются отношения у Ромки с одноклассниками?
(Над Ромкой смеются, потому что он плохо учится, хотя многие отмечают его великолепный голос. У него нет друзей. Ромка дорожит отношениями только с одноклассником Костей, который, по его мнению, его настоящий друг).
- Как относятся к Ромке учителя? (Многие учителя снисходительны к мальчику, потому что знают о тяжелой операции, которую он перенес. Но новый учитель физкультуры совершенно не хочет ставить Ромке положительную оценку, потому что считает его лентяем и лгуном).
- Когда Ромка впервые начинает задумываться об истинности дружеских отношений между ним и Костей? (Ромка замечает ложь Кости, когда тот не приглашает его на день рождения.)
- Что значит для Ромки дружба? (Друг, по мнению Ромки, всегда должен прийти на помощь, выбрать лучший подарок, защитить от осмеяния, должен уметь хранить тайны).
В классе зачитываются эпизоды: выбор подарка для Кости; эпизод, когда Ромка раскрывает Косте тайну часов.
- Как вы думаете, можем ли мы назвать Костю настоящим другом Ромки? (Нет, Костя самовлюблен, для него покровительство Ромке – это создание имиджа доброго, отзывчивого человека, мнение которого ни от кого не зависит. Он завистлив, а настоящие друзья не завидуют друг другу).
В классе зачитываются эпизоды: день рождения Кости, заключительный эпизод повести на уроке физкультуры.
- Какие черты характера Ромки и Кости раскрываются в последнем эпизоде? (Ромка до последнего пытается предотвратить позор Кости, жалеет его. Костя, наоборот, мечтает о торжестве самолюбия, хочет унизить Ромку.)
- Какие поступки Ромки помогают раскрыть его характер? Как мы можем охарактеризовать Ромку?
(Помощь на вокзале женщине, которую ограбили. Работа в магазине, где продавец вынуждена заплатить недостачу из-за его воровства. Он совершает неблаговидные поступки. Но ворует не для того, чтобы наживаться, ему жаль мать, которая выбивается из сил. Он хочет сделать подарок другу – футболку с принтом Курта Кобейна. Подросток стесняется получать благодарность за поимку преступника, потому что понимает, что он поступает нечестно).
- Анализ композиции повести.
- Ребята, давайте обратим внимание на композицию повести? Что в ней особенного? ( Повествование начинается с пролога, в котором говорится о деде Ромки, который совершает благородный поступок).
- Какой эпизод мы можем назвать кульминацией повести? (Эпизод дня рождения Кости, потому что здесь впервые Ромка использует часы, чтобы наказать обидчиков).
- Как вы думаете, почему Е. Шолохова называет свою повесть «Часы», а не иначе? (Именно благодаря часам Ромка понимает, что такое настоящая дружба, они помогают ему пройти через ряд искушений, чтобы разобраться в нравственности и безнравственности поступков.
- Рефлексия.
- Понравилась ли Вам повесть «Часы»?
- Посоветовали бы Вы прочитать ее друзьям?
5.Домашнее задание.
Написать отзыв на повесть Е.Шолоховой «Часы» или создать буктрейлер.
Литература
- https://www.livelib.ru/author/549450-elena-sholohova
- https://kartaslov.ru/книги/Шолохова_Е_Девять_жизней/1
- Е Шолохова «Часы» Издательство «Аквилегия-М», 2016г.