Урок родной литературы в 8 классе посвящаем повести Елены Шолоховой «Часы».

Автор: Мартыненкова Ольга Ивановна

 

Цель урока:

  • познакомить учащихся с повестью Е.Шолоховой «Часы»;
  • раскрыть смысл названия повести.

Задачи урока:

  • формировать навыки анализа и интерпретации художественного текста на примере повести Е. Шолоховой «Часы»;
  • развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности учащихся, читательские интерес к современной художественной литературе;
  • воспитывать нравственные качества.

Универсальные учебные действия:

коммуникативные УУД: умение аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выступать перед одноклассниками;

регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели урока, анализировать условия достижения целей, определять степень успешности своей работы;

познавательные УУД: умение осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Планируемые результаты:

личностные: уважительное отношение к художественному слову, стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе критерия успешности;

метапредметные: способность свободно излагать свои мысли в устной форме, взаимодействие с окружающими людьми в процессе обсуждения;

предметные: развитие творческой самостоятельности, способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с современным автором Еленой Шолоховой и ее произведением «Часы». Это сравнительно молодой автор. Елена Шолохова родилась в Иркутске, окончила Иркутский государственный лингвистический университет, факультет английского языка. Работает переводчиком художественной литературы. В 2013 году стала лауреатом конкурса «Дневник поколения». В 2015 году стала финалистом премии "Книга года: выбирают дети".

  1. Анализ повести.

- Ребята, вы прочитали повесть, о чем она? (Об отношениях в классе между сверстниками, о жизни в тяжелые 2000 г., об отношениях в семье).

- Кто главный герой повести? (Подросток Ромка Нечаев, которого воспитывает одна мама. Он болезненный ребенок, перенес несколько операций, поэтому мама его оберегает от различного рода переживаний.)

- Что мы узнаем о жизни Ромки и его мамы?

 (Они живут небогато, мама в прошлом занимала высокий пост, но из-за болезни сына вынуждена была от него отказаться. Посвятила свою жизнь Ромке, боролась за его здоровье. Теперь она работает в магазине, где часто зарплату не платят, да и зарабатывает она немного, дома всегда скромная еда, и одежда у Ромки тоже очень скромная. Он постоянно носит единственный костюм и рубашку. Но отношения у мальчика с мамой доверительные).

- Как складываются отношения у Ромки с одноклассниками?

(Над Ромкой смеются, потому что он плохо учится, хотя многие отмечают его великолепный голос. У него нет друзей. Ромка дорожит отношениями только с одноклассником Костей, который, по его мнению, его настоящий друг).

- Как относятся к Ромке учителя? (Многие учителя снисходительны к мальчику, потому что знают о тяжелой операции, которую он перенес. Но новый учитель физкультуры совершенно не хочет ставить Ромке положительную оценку, потому что считает его лентяем и лгуном).

- Когда Ромка впервые начинает задумываться об истинности дружеских отношений между ним и Костей? (Ромка замечает ложь Кости, когда тот не приглашает его на день рождения.)

- Что значит для Ромки дружба? (Друг, по мнению Ромки, всегда должен прийти на помощь, выбрать лучший подарок, защитить от осмеяния, должен уметь хранить тайны).

В классе зачитываются эпизоды: выбор подарка для Кости; эпизод, когда Ромка раскрывает Косте тайну часов.

- Как вы думаете, можем ли мы назвать Костю настоящим другом Ромки? (Нет, Костя самовлюблен, для него покровительство Ромке – это создание имиджа доброго, отзывчивого человека, мнение которого ни от кого не зависит. Он завистлив, а настоящие друзья не завидуют друг другу).

В классе зачитываются эпизоды: день рождения Кости, заключительный эпизод повести на уроке физкультуры.

- Какие черты характера Ромки и Кости раскрываются в последнем эпизоде? (Ромка до последнего пытается предотвратить позор Кости, жалеет его. Костя, наоборот, мечтает о торжестве самолюбия, хочет унизить Ромку.)

- Какие поступки Ромки помогают раскрыть его характер? Как мы можем охарактеризовать Ромку?

(Помощь на вокзале женщине, которую ограбили. Работа в магазине, где продавец вынуждена заплатить недостачу из-за его воровства. Он совершает неблаговидные поступки. Но ворует не для того, чтобы наживаться, ему жаль мать, которая выбивается из сил. Он хочет сделать подарок  другу – футболку с принтом Курта Кобейна. Подросток стесняется получать благодарность за поимку преступника, потому что понимает, что он поступает нечестно).

  1. Анализ композиции повести.

- Ребята, давайте обратим внимание на композицию повести? Что в ней особенного? ( Повествование начинается с пролога, в котором говорится о деде Ромки, который совершает благородный поступок).

- Какой эпизод мы можем назвать кульминацией повести? (Эпизод дня рождения Кости, потому что здесь впервые Ромка использует часы, чтобы наказать обидчиков).

- Как вы думаете, почему Е. Шолохова называет свою повесть «Часы», а не иначе? (Именно благодаря часам Ромка понимает, что такое настоящая дружба, они помогают ему пройти через ряд искушений, чтобы разобраться в нравственности и безнравственности поступков.

  1. Рефлексия.

- Понравилась ли Вам повесть «Часы»?

- Посоветовали бы Вы прочитать ее друзьям?

5.Домашнее задание.

Написать отзыв на повесть Е.Шолоховой «Часы» или создать буктрейлер.

Литература

  1. https://www.livelib.ru/author/549450-elena-sholohova
  2. https://kartaslov.ru/книги/Шолохова_Е_Девять_жизней/1
  3. Е Шолохова «Часы» Издательство «Аквилегия-М», 2016г.