Урок родной литературы на тему «К.Д. Воробьев «Седой тополь»: неизведанными дорогами войны» рассчитан на два часа.

Автор: Лаптева Ольга Алексеевна

 

Цель занятия – познакомить шестиклассников с былью К.Д. Воробьева «Седой тополь», рассказать о немецких концлагерях, о жестоком обращении с пленными. Урок построен с использованием технологии творческих мастерских. На уроке школьники совершают заочную экскурсию в Саласпилс и вместе с героями текста «проживают» страшные минуты в стенах немецкого концлагеря.

Планируемые результаты:

личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности ребенка; формировать уважительное отношение к литературе Курского края;

метапредметные: формировать умение самостоятельно структурировать материал; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; формировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

коммуникативные: воспринимать на слух текст литературного произведения; развивать навыки осмысленного чтения и адекватного восприятия; умение пересказывать прозаический текст; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

предметные: понимать ключевые проблемы изучаемого произведения;  понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней; понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать героев.

Оборудование: портрет писателя К. Воробьева; презентация «Концлагеря», выставка книг писателя Константина Воробьева, тексты рассказа «Седой тополь», «Реквием» Моцарта, «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева, «Минута молчания», видеосюжет «Немецкие лагеря для военнопленных», мультимедийный проектор, ноутбук.

Урок с элементами технологии мастерских

 

Ход урока

Жандарм! Ты глуп, как тысяча ослов!

Меня ты не поймешь, напрасно разум силя:

Как это я из всех на свете слов

Милей не знаю, чем – Россия!

К.Д. Воробьев «Это мы, Господи!»

 

I. Оргмомент.

II.  Мотивация учебной деятельности.

На доске карта Латвии, на которой указана территория Саласпилса.

Звучит песня в исполнении М. Магомаева «Бухенвальдский набат». Просмотр видеосюжета «Немецкие лагеря для военнопленных».

Учитель. Бухенвальд (Германия), Аушвиц-Биркенау (Освенцим – Польша), Дахау (Германия), Львов (Львовское гетто в Украине), Цитадель (Львов, Украина), Саласпилс (Латвия)… Это список нацистских концентрационных лагерей… На карте, которую Вы видите, красной линией обозначена территория Саласпилса – трудового лагеря, созданного в годы Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Этот лагерь предназначался для массового уничтожения людей, среди которых были советские военнопленные. Он существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года.

В декабре 1941 год Константин Дмитриевич Воробьев попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941-1943), он дважды бежал из плена. Только 24 сентября 1942 года побег увенчается успехом, и Воробьев считал этот день своим вторым рождением. В 1943-1944 годах он был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда под Шяуляем.

III. Постановка цели и задач урока.

Озвучивание темы урока. Запись в тетради.

- Какую цель можно поставить перед собой сегодня?

Давайте спланируем деятельность на уроке. (Обсуждение плана работы) Я предлагаю сегодня идти вслед за автором рассказа: мы будем читать текст, вести диалог, обсуждая важные проблемы, создавать иллюстрации к произведению, давать характеристики героям.

IV. Работа над темой урока.

- В Курске на площади Перекальского есть памятник писателю, созданный скульптором В. Бартеневым в 2009 году. Вот фотография памятника. Что изобразил скульптор? (рассматривание скульптуры на фотографии, прием словесного описания)

- За спиной писателя дерево. Это тополь. Какие прилагательные мы можем подобрать к существительному тополь? (Рассматривание фотографии цветущего тополя)

- У Константина Дмитриевича Воробьева он седой. Почему? (Предположения обучающихся)

- За ответом на этот вопрос мы и обратимся к рассказу «Седой тополь». Автор указал, что перед нами не простой рассказ, а быль. Что значит быль?

- Обратимся к тексту.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть начало рассказа К.Д. Воробьева «Седой тополь»: «Тысяча девятьсот сорок второй год. Весна. Латвийская станция Саласпилс – чистая, скромная и тихая, будто зачарованная…»

- Мы на территории Саласпилса. В 1941-1942 годах здесь в числе военнопленных был сам писатель. Во дворе концлагеря, рассказывал К.Д. Воробьев, рос тополь. Пленные, которые содержались в лагере, съели практически всю его кору, так как их морили голодом. Тем не менее, каждую весну на этом седом тополе – а именно так его называл Воробьев, вырастали новые зеленые листья.

-  Найдите в тексте рассказа описание седого тополя. (Выразительное чтение описания)

- Как Вы считаете, почему не засыхает тополь и «листья на нем не жухнут»?

- Можем ли мы назвать тополь одним из героев произведения? (Мы можем назвать его немым героем, который наблюдает за происходящим)

- Автор начинает свое повествование с обозначения времени и места действия рассказа (1942 год, латвийская станция Саласпилс, лагерь военнопленных «Долина смерти»), за ним следует описание седого тополя. Чем можно объяснить такое начало?

- Почему рассказ называется «Седой тополь»? К этому вопросу мы еще не раз вернемся на уроке.

Чтение отрывка от слов «На станции известно…» до слов «что делать и как жить» по цепочке (один ученик исправляет ошибки при чтении).

Работа в группах.

Задание для групп.

1 группа.

  1. Перескажите отрывок по цепочке.
  2. Выпишите непонятные слова, найдите их значение в словаре или в сети Интернет. Объясните словесно и с помощью картинок.
  3. Какими средствами художественной выразительности пользуется К. Воробьев, чтобы показать трагичность жизни в плену? (метафора: весна запуталась в колючих проволочных изгородях зелеными косами травы, входила мечта; эпитет: теплый белесый пух (одуванчиков), седой тополь).
  4. Составьте вопросы к фрагменту и задайте их одноклассникам.

2 группа.

  1. Опишите главного героя рассказа Сергея Климова.
  2. Расскажите от лица Сергея Климова об одном дне, проведенном в лагере.
  3. Нарисуйте портрет героя. Подпишите его словами из текста.
  4. Составьте вопросы к фрагменту и задайте их одноклассникам.

3 группа.

  1. Составьте план-схему концлагеря: каким Вы представляете себе Саласпилс?
  2. Расскажите от лица Седого тополя о том, как живут военнопленные.
  3. Нарисуйте тополь. Подпишите рисунок словами из текста. (Рисунок разместить в центре доски)
  4. Составьте вопросы к фрагменту и задайте их одноклассникам.

Обсуждение результатов работы групп.

Учитель. Военнопленные в концлагерях не жили, а существовали. Давайте обсудим, как ведет себя Сергей Климов, смиряется ли он с судьбой или решает бороться, что дает ему надежду на спасение? Обратимся к тексту.

Чтение отрывка со слов «Однажды вечером Климов…» до слов «наступит долгая сверлящая боль в затылке и обморок».

- Согласны ли Вы с Сергеем Климовым в том, что необходимо совершить побег, несмотря на то, что во время побега все погибнут?.

Чтение фрагмента со слов «Климов забился в угол…» до слов «Сволочь!...»

- Но герой все-таки не сдается и ищет способ бежать из плена. Каким Вы представляете себе героя рассказа Сергея Климова? Какие черты характера присущи ему? Докажите.

Предлагаю составить  кластер (коллективная работа).

Прием «Предсказание». Как Вы считаете, удастся ли Сергею Климову совершить побег? Почему Вы так думаете?

Чтение отрывка «Потом в неясном свете барака» до слов «Не буду…».

- Что случилось с полковником? (Его расстреляли)

- Как Вы понимаете слова Воронова: «Давай им скажем, что мы не для «этого» вышли… что мы… ну ты же знаешь почему! Давай скажем!»

- В чем хотел оправдаться Воронов? Почему, на Ваш взгляд, Климов не поддержал его? Как это характеризует героя?

- Был ли Климов одинок в лагере?

- Смог ли он найти себе друга?

- Что такое дружба?

Обратимся за ответом к рассказу. Чтение отрывка со слов «Воронов сдавал на глазах…» до слов «Климов промолчал».

- Можно ли назвать друзьями Воронова и Климова? Почему?

- Какова роль тополя в этом эпизоде? (Образ тополя символичен. Именно тополь, растущий в центре лагеря, вселил в Климова веру в спасение, в то, что эту страшную «долину смерти» может победить жизнь)

- Найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль. («Одно непостижимое разумом обстоятельство изгнало из сердца Климова неизбывный страх первоярусника, что на заре он умрет – тополь. Нет, никто не рыл там подземного хода и никто не сверлил его кряж, чтобы появиться в лагере с автоматом. Тополь просто лопнул сухой умершей древесиной в том месте, где его кору объели пленные, и в расщелине выперла и взбухла бледно-зеленая новая кора!»… «на его глазах впервые в лагере свершилось попрание смерти жизнью, но только Климов понял вдруг, что он не умрет на первом ярусе! Он не знал, что случится с ним и что он сделает, но вера эта крепла, и он хотел, чтобы Воронов ощутил то же»).

Прослушивание аудиозаписи со слов «В положенный час утра в барак не принесли хлеб» до конца рассказа.

- Удается ли Сергею Климову бежать? Что движет Сергеем Климовы? Почему он, понимая, что может погибнуть, все же совершает побег?

- Как Вы относитесь к герою? 

- Каково авторское отношение к герою? Чем герой близок К. Воробьеву?

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Чтение эпиграфа) Действительно, любовь к Родине сильнее страха смерти.

Творческое задание. Написать письмо родным от имени главного героя Климова (или Воронова).

V. Подведение итогов.

Задание. Расположите пункты плана в соответствие с содержанием произведения.

Карточка для обучающихся.

Задание. Расположите пункты плана в соответствие с содержанием произведения.

Перевозка пленных и побег Климова.

История с орденом.

Мысли Климова о спасении.

Попытка Климова притвориться мертвым и так спастись.

Лагерь «Долина смерти» и старый тополь на его территории.

Правильный вариант:

  1. Лагерь «Долина смерти» и старый тополь на его территории.
  2. Мысли Климова о спасении.
  3. Попытка Климова притвориться мертвым и так спастись.
  4. История с орденом.
  5. Перевозка пленных и побег Климова.

- По цепочке (по одному предложению) перескажите текст рассказа.

- В заключение еще раз обратимся к вопросу: «Почему рассказ называется «Седой тополь»?»

VI. Рефлексия.

Звучит стихотворение Р. Рождественского.

Составление кластера на тему «Война».

Учитель. Сегодня мы открыли еще одну сторону войны.  Мы побывали в немецком лагере Саласпилсе и узнали о том, как выживали военнопленные. Однако известность Саласпилс получил из-за жестокого содержания детей. Их держали отдельно от родителей. Некоторых продавали для «трудового использования». Ослабевших детей расстреливали. Врачи концлагеря использовали детей-заключенных для проведения медицинских опытов, например испытания различных ядов. Об этом нужно сказать сегодня, но особое внимание произведениям о детях войны мы уделим в дальнейшем на уроках внеклассного чтения.

Просмотр видеосюжета ВИА «Поющие гитары» - Концлагерь Саласпилс (СССР, 1973)

- Наблюдая за тем, что происходит в концлагере, «немой» тополь мог быть только седым, не старым, не мудрым, а седым, изменившим цвет своей кроны от боли, обиды, жестокости немецких солдат…

Учитель. Еще один вопрос, ответ на который хотелось бы получить: узники концлагерей – герои или предатели? Но об этом мы поговорим в старших классах при изучении повести К. Воробьева «Это мы, Господи!».

Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Над чем меня заставил задуматься рассказ К. Воробьева «Седой тополь»?» Прочитать еще одно произведение писателя.