В основу предложенной разработки урока по родной (русской) литературе положен опыт изучения рассказа  Е.И. Носова «Тысяча вёрст».

Е.И. Носов, писатель-фронтовик, в своем произведении «Тысяча вёрст» повествует о войне. Этот рассказ поможет сегодняшнему школьнику погрузиться в атмосферу военного времени, проникнуться сочувствием к детям, чье детство выпало на эти страшные годы. Рассказ имеет большое значение для воспитания в подрастающем поколении патриотизма и гордости за свой народ, сопереживания, уважительного отношения к памяти поколений.

Автор разработки: Клевцова Елена Евгеньевна

Учебный предмет:  родная (русская) литература

Класс:  8

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Война глазами детей (по рассказу Евгения Носова «Тысяча вёрст»)

Цель урока: проанализировать рассказ Евгения Носова «Тысяча вёрст»

Задачи:

  • показать учащимся, что война несет разруху, горе, выделить тему произведения, её основную мысль; познакомить с жизнью маленьких героев во время Великой Отечественной войны, вызвать интерес к книгам о детях на войне;
  • развивать эмпатию (умение сопереживать, сочувствовать);
  • воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, уважительное отношение к памяти поколений.

Используемые Интернет-ресурсы:

https://www.litmir.me/br/?b=555185&p=1

http://www.kurskonb.ru/our-booke/1941/dok/pers/6-4.html

https://versia.ru/russkaya-zima-glazami-nemeckix-soldat-i-oficerov

 

I. Вступительное слово учителя

Учитель: В своем исследовании «Земляки: Творчество К. Д. Воробьева и Е. И. Носова» курский филолог А. Е. Кедровский отмечает, что писатель-фронтовик Е. И. Носов сказал свое, весомое слово о войне 1941-1945 гг. «Практически во всем его творчестве, начиная с раннего, она напоминала о себе отдельными замечаниями героев или автора, мотивами, наконец, самостоятельной темой и таким же самобытным ее осмыслением».

И я полностью согласна  с А.Е. Кедровским. Война в «самобытном осмыслении» Е.И. Носова воплотилась во многих произведениях. И сегодня на уроке мы увидим события военного времени глазами ребёнка. Но вначале давайте познакомимся с Евгением Ивановичем Носовым поближе.

II. Сообщение ученика

Выступление подготовленного ученика (Сообщение учащегося сопровождается презентацией)

Евгений Иванович Носов - уроженец с. Толмачева Курского уезда Курской губернии. Он в 1939 г. окончил 7 классов. В 1943, после освобождения г. Курска от немецко-фашистской оккупации, был призван в армию в противотанковую артиллерийскую часть. Евгений Иванович Носов так вспоминает о своей военной молодости: «На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками — кто кого... Или ты его, или, если промазал, он тебя... Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.. К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учебу.» (Е. Носов. О себе)

После окончания школы уехал в Среднюю Азию, где работал в газете художником-ретушером, а затем — литсотрудником. В 1951 году с семьей вернулся в Курск, работал в газете «Молодая гвардия». Его творческий путь начался с рассказа «Радуга», опубликованного в областном альманахе с таким же названием в 1957 году. Тогда же Евгений Иванович принял участие в работе Всероссийского семинара молодых прозаиков в Ленинграде. А в 1958 г. в Курске вышел первый сборник его рассказов «На рыбачьей тропе». С 1960 по 1962 он учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, после окончания которых полностью перешел на творческую работу. Его повести и рассказы пришли к читающей публике через центральные журналы «Огонек», «Новый мир», «Наш современник» и др., а также через крупные столичные издательства, где вышли сборники произведений писателя «Тридцать зерен» («Молодая гвардия», 1961), «Где просыпается солнце» («Советский писатель», 1965), «За долами, за лесами» («Советская Россия», 1967) и др. В 1973 году в свет вышла книга Е. Носова «Шумит луговая овсяница» (М. «Сов.Россия»), за которую писатель был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького (1975).

Произведения Носова переводились на многие языки народов Советского Союза, публиковались за рубежом: Германии, Франции, Финляндии, Норвегии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Эфиопии, Мозамбике, Танзании, Шри-Ланке, Индии, Болгарии и др.

По повести «Усвятские шлемоносцы» поставлены спектакли во многих театрах страны, снят художественный фильм «Родник», известен спектакль по его статье «Что мы перестраиваем?», на телевидении были обсуждены две постановки «Красного вина победы», сняты кинофильмы по его произведениям.

Евгений Иванович Носов — Почетный гражданин города Курска (1982), Герой Социалистического Труда (1990), действительный член Академии Российской Словесности (2000), ему присвоено звание «Человек 2000 года» в номинации «Деятель культуры и искусства», награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. В феврале 2001 г. было объявлено о присуждении Е.И. Носову и другому нашему земляку, писателю К.Д. Воробьеву, литературной премии Александра Солженицына. Эта оценка вполне заслуженна, так как в наше непростое время истинно русское по своим истокам и содержанию творчество Евгения Носова находит отклик в душе каждого русского человека.

Учитель: Как рассказать вам,  современным детям, о войне? Какие слова подобрать, чтобы вы знали это не как «преданья старины глубокой», не как страшную сказку с победным концом, а как реальность – ту, в которой жили такие же дети? Наверно, нужно войну увидеть глазами ребёнка военного времени. В этом мы нам поможет рассказ Е.И. Носова «Тысяча вёрст».

III. Анализ рассказа «Тысяча вёрст»

Учитель: Кто главные герои рассказа? И что с ними случилось?

(Федька и его младший брат Степка. Они остались дома одни, так как мать«вынула из сундука отцовские сапоги, скатерть и еще что–то и пошла по соседним селам поспрашивать хлеба». Дети уже второй день одни в холодном доме.)

Учитель: Федька дыханием протаял в замёрзшем окне кружочек, через который дети наблюдали за происходящим на улице. Можно сказать, что через это маленькое импровизированное окошко смотрим и мы, но только глазами Федьки и его младшего брата Стёпки. Что же видим?

(Поле, которое не успели убрать)

Учитель: Найдите  в тексте описание  поля. Обратим внимание на глаголы.

(Дожди перепутали и поваляли хлеба, ветры выбили, выхолостили колосья, танки втоптали в грязь, понаделали проходов, а потом повалил снег, перемешался с соломой, лег вздыбленными сугробами, поле смерзлось да так и осталось стоять, взъерошенное, бездомное.)

Учитель: Какую смысловую нагрузку несут глаголы в данном тексте?

(Глаголы помогают нам, читателям,  понять, что хлебное поле, которое изначально должно нести только добро и радость, теперь олицетворяет страх и отвращение)

Учитель: Ребята, когда вы смотрите на хлебное поле, какие эпитеты можете подобрать? (Золотое, чудесное, волнующее, ясное, раскинутое)

Учитель: А какие эпитеты у Носова? (взъерошенное, бездомное)

Учитель: Если бы вы не знали, о чём идёт речь, то эти эпитеты характеризовали бы что или кого?( Что-то живое: человека, кошку, собаку и т.п.)

Учитель: Следовательно,хлебное поле детей, которое видно из оконца для детей живое существо, которое, как и они, чувствует боль, холод. Оно, как и Федька со Стёпкой, хочет тепла, заботы и мира. Что ещё видят дети из своего оконца?

(«Посредине поля маячили подбитый танк с черно–белым крестом и рыжий остов комбайна с развороченным боком.Две машины стояли одна против другой в смертельной непримиримости, как два быка из разных гуртов»)

Учитель: Ребята, комбайн –это машина, которая приносит людям хлеб, а вместе с ним достаток, мир и добро, а танк – машина, которая предназначена для разрушения, войны. Комбайн и танк  - это две противоположности, которые стоят на поле «в смертельной непримиримости». Как называется такой приём в литературе?  (Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов)

Учитель: Давайте продолжим свои наблюдения. Что ещё мы видим из замёрзшего окошка?  (Кучу кирпичей, притрушенных снегом, — остатки хуторской школы, школьные качели,которые походили на виселицу из-за того, что верёвка на них была оборвана)

Учитель: Итак,вместе с Федькой и Стёпкой мы видим, что  мирный и размеренный уклад жизни хутора нарушен. Что или кто  в этом виноват? (Война)

Учитель: Ребята, а какое местоимение мы употребим: что или кто? Для этого перечитаем небольшой отрывок из рассказа.

Война накатилась на хутор ночью. Мать растолкала Федьку, подхватила на руки сонного братишку, и они забились в подпол. Всю ночь ахала и стонала земля, оползая в погреб целыми глыбами. А утром вылезли и не узнали места. От хутора осталась одна Федькина хата да еще несколько на другом конце. А между дальними дворами и Федькиным жильем чадно дымилась земля, по серым ворохам пепла пробегали огненные судороги.

Война пришла и ушла ночью, она покатилась дальше и застряла где–то за лесом. Оттуда доносились тяжкие вздохи разрывов, от которых дребезжали стекла и рябило воду в ведерке. С тех пор больше никто не появлялся на сожженном, отбившемся от больших дорог хуторе, разве что случаем забредет какой-нибудь нищий старик, и оттого был особенно страшен неведомый враг.

Итак, что или кто?

(Война – имя существительное неодушевлённое, поэтому отвечает на вопрос что? Но при описании войны автор использует глаголы, которые наделяют её качествами человека: «накатилась», «пришла», «ушла», «покатилась», «застряла», «тяжкие вздохи». Поэтому мы может употреблять и местоимение кто?)

Учитель: Как называется такой приём в литературе?

(Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.)

Учитель: Найдите в данном отрывке ещё пример олицетворения? (Земля «ахала и стонала», «пробегали огненные судороги»)

Учитель: Стёпка, спрашивает у брата: «А война — она отчего?» и Федька отвечает: «Война — она от пороха». А как вы ответили на этот вопрос? (Ответы учащихся)

Учитель: Трудно понять и принять действительность Стёпке и Федьке. Трудно объяснить ребёнку, почему «вот жили, жили — и война…»? Трудно также детям  представить немца. Каким себе рисует немца Стёпка? («Страшный такой! Весь железный. И голова и пузо — все железное. Я в него стреляю, а пуля не берет»)

Учитель: Можно ли сказать, что речь идёт о человеке?(Нет.Скорее всего, о каком-то железном механизме, роботе).

Учитель: А кто такой человек? Обратимся к толковому словарю.

(Человек — общественное существо, обладающее разумом и сознанием)

Учитель:Сделайте вывод из этого.(Ребёнок не воспринимает немца, как живое существо, потому что  тот, кто обладает разумом и сознанием, не будет убивать людей,  бомбить и жечь города и сёла).

Учитель: Но Стёпке и Федьке всё-таки пришлось увидеть немца. Как это произошло? Прочитайте этот фрагмент рассказа.

(«Пригибаясь, в низкий проем вошел человек, запорошенный снегом. Снег толстой шалью покрывал грудь и плечи, облепил верх шапки и сугробом лежал на длинном козырьке. Заиндевевший от дыхания воротник скрывал лицо. Были видны только мокрые косматые брови и льдистые, будто вымерзшие глаза с покрасневшими веками. Федька заметил под локтем тускло блеснувший приклад винтовки и попятился.

Человек стоял, не закрывая за собой дверь, и казалось, что это от него самого тянуло холодом.

Все на нем было чужое, незнакомое: и шинель, и шапка, и глаза, и то, что было за его глазами. И Федька почуял, что к ним пришла беда. Та самая, что ночью налетела на их хутор, спалила хаты, вытоптала хлеба, обожгла сады, убила, искалечила людей, а уцелевших обрекла на голод. Немец!»)

Учитель:Обратите внимание, что вначале автор называет вошедшего в дом человеком, в конце -  немцем. Почему? (Потому что  человек обладает разумом и сознанием, он не может спалить хаты, вытоптать хлеба, сжечь сады, убить и искалечить людей, обречь уцелевших на голод.На это способен только немец, у которого нет человеческих качеств).

Учитель:Стёпке немец представляется каким-то бездушным железным существом, которого даже пуля не берёт. Но мы видим, что немца убил русский холод.

Сообщение ученика

Немцы оказались к русским морозам абсолютно не готовы. Одежды было крайне недостаточно — интенданты выдавали одну шинель на 4 солдат.

Массу нареканий в частях вермахта вызывала и обувь. Особенно знаменитые подбитые металлическими клёпками короткие сапоги. Союзники-финны в удивлении качали головами: «Ваши сапоги — идеальные проводники холода, вы с таким же успехом могли бы ходить прямо в носках!» Кстати, по немецким сапогам в своих воспоминаниях прошёлся и маршал Советского Союза Георгий Жуков: «Солдаты и офицеры носили очень тесные сапоги. И конечно, у всех были обморожены ноги. Немцы не обратили внимания на тот факт, что с XVIII столетия русские солдаты получали сапоги на один размер больше, чем нужно, что давало им возможность набивать их соломой, а в последнее время газетами и благодаря этому избегать обморожений».

Рядовым немецким солдатам приходилось согреваться проклятиями в адрес командования и надеяться только на себя. Об этом говорят выдержки из их дневниковых записей: «Мы натягиваем на себя всё, что подворачивается под руку, что удаётся добыть на русских текстильных фабриках, складах и в магазинах, — одну вещь поверх другой. Но от этого теплее не становится, а вот движение такое облачение затрудняет. Все эти промокшие грязные одежды становятся питательной средой для вшей, которые впиваются в кожу. Хлеб поступает твёрдый как камень. Буханки делим с помощью топора, после чего куски бросаем в огонь, чтобы они оттаяли. Ежедневные потери от проблем с пищеварением и обморожениями превышают боевые...»

«Предыдущую ночь провели в старых бетонных дотах на учебном танковом полигоне. Ночка выдалась адская. Прежде чем солдаты понимали, что происходит, пальцы рук белели, а пальцы ног деревенели в сапогах. Утром за медицинской помощью обратились 30 человек с сильными обморожениями. Нельзя было даже снять сапоги с больного, поскольку кожа оставалась на стельках и материи, которой солдаты обматывали ноги. Медикаменты для оказания помощи обмороженным отсутствуют...»

Учитель: Итак, немец отморозил ноги. И причина этого – сапоги. Какие же они? («Бурые, обглоданные метелью сапоги громыхали, как чурки.На каблуках круглыми шишками налип снег»;«одеревеневшие сапоги»;«кованые сапоги»; «даже сброшенные, они не потеряли своей бронированной формы»).

Учитель: Ребята, найдите предложения, которые поясняют смысл названия рассказа «Тысяча вёрст». («В правом сапоге меж каблуком и подковой застрял измочаленный пшеничный колос.Это были одни из тех немецких сапог, что прошли тысячи верст по дорогам России»).

Учитель: На тысячи вёрст эти немецкие сапоги принесли горе, разруху, слёзы. И очень символично то, что межу каблуком и подковой застрял пшеничный колос. Конечно же, это противоестественно. С древних времен колос пшеницы  означал достаток, богатство, плодородие земли  и  зарождение жизни.  И вот немецкий сапог всё это уничтожил. Но пшеничный колос  - это ещё и  зарождение жизни. Поэтому автор верит, что  Россия одолеет врага.

Учитель: Ребята,в рассказе Носов можно найти информацию и о других сапогах. Чьи они? («отцовские сапоги», которые мать повезла продавать для того, чтобы прокормить своих детей; сапоги матери, которые с трудом пробираются через поля, чтобы не замёрзла в пути женщина)

Учитель: Сапоги немца, «батькины» сапоги и сапоги матери. Один и тот же предмет, но какая разная смысловая нагрузка!

Учитель: Мало что осталось от того бравого солдата, когда-то мечтающего в считанные дни завоевать Россию. И Носов сравнивает его с патроном, который немец достал  из кармана: «Патрон стоял перед ним браво, навытяжку, сияя начищенной бронзой, как некогда стоял он сам перед маршем в Россию». Но вышло совсем иначе. Немец решает убить себя. Как вы объясните этот поступок?

  • Умирает, потому что не может вынести физической боли;
  • Решает застрелиться, так как понимает, что рано или поздно он умрёт от гангрены;
  • Застрелился, понимая бессмысленность дальнейшей войны)

IV. Обобщение по уроку

Учитель: Дети и война… Вдумайтесь в эти слова…

Дети – это начало новой жизни, это надежда на счастье и радость, это мирное солнечное небо, это папа и мама, которые всегда рядом, это красивые игрушки, это школа с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

А война – это смерть, разруха, уничтожение всего живого и неживого на Земле. Даже слова эти несовместимы, и никогда не должны стоять рядом друг с другом.

Но когда в дом приходит война и приносит с собой кровь и боль, голод и страх, жизнь полностью меняется, и дети наравне со взрослыми постигают все её ужасы, даже в более тяжелой, безысходной, отчаянной форме, и вынуждены переносить невзгоды, которые и взрослому преодолеть не всегда под силу.

V. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос «Почему рассказ Е. Носова называется «Тысяча вёрст»?