Урок родной литературы по теме «Дети войны в рассказе Е.И. Носова “Тысяча вёрст”».

Автор разработки: Минаева Лариса Викторовна

 

Цель урока: создание условий становления менталитета русского человека; организация деятельности учащихся по анализу прозаического текста, пониманию идейно-художественного своеобразия рассказа курского писателя Е.И.Носова «Тысяча вёрст»

Планируемые результаты:  

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, Курского края, основ культурного наследия;

метапредметные:

регулятивные УУД:  умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, планировать работу, анализировать условия и пути достижения целей, выбирать и осваивать наиболее рациональные, осуществлять самоконтроль;

коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать индивидуально, в парах, в группах;

познавательные УУД:: умение пользоваться изучающим видом чтения, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

предметные: умение проводить лингвистический  и литературоведческий анализ художественного текста.  

Ресурсы:

компьютер, экран, мультимедийная установка, приложение Microsoft Office «Power Point», презентация «Слово о Мастере», карточки с заданиями, текст рассказа Е.И. Носова «Тысяча вёрст», портрет Е.И. Носова, выставка книг, словарь С.И. Ожегова, «Диалектный словарь Курской области» Н.В. Стремоухова, памятка «Правила работы в группе».

Перед уроком дети разделены на группы «Лингвисты», «Литературоведы», «Речеведы», которым была предложена исследовательская работа – задание по карточкам  (домашняя работа). На уроке они представят результаты.

Тип урока – комбинированный

 

Ход урока

I.Представление учителя

Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю  нам успехов и плодотворного сотрудничества.

Мотивация к учебной деятельности

- Для того чтобы сформулировать тему урока, посмотрите видеофрагмент.

Стадия вызова. Использование видеоматериала – песни «Дети войны» в исполнении
Т. Гвердцители и детского музыкального театра «Домисолька»  - /2 куплета=1 мин. 25сек/

- Ребята, сформулируйте тему урока.

Дети  войны.

- Ваши предположения, почему я не смогла обойти стороной эту тему?

В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот год объявлен Владимиром Владимировичем Путиным  Годом памяти и славы.

- Ребята, что  вы знаете о том, как жили дети во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде?

Им жилось трудно: не хватало хлеба, было очень холодно, часто бомбили город./27 января – день снятия блокады Ленинграда/

- Сегодня мы поговорим о том, как жили дети во время Великой Отечественной войны в сельской местности.

А сейчас давайте определимся, на каком литературном материале будем рассматривать эту тему. Я прочту стихотворение о великом мастере слова, жившем на Курской земле, вы в это время посмотрите презентацию и вспомните основные моменты его биографии.

Читаю стихотворение «О Мастере»

- О каком писателе я вам рассказала? Что о нём вы должны помнить?

Евгений Иванович Носов – писатель-фронтовик, наш земляк, родился в селе Толмачёво Курского района, в этом  году ему исполнилось бы 95 лет, 15 января мы широко отмечали эту дату.

- На какие темы он писал?

Природа, природа и человек, тема Великой Отечественной войны, тема доброты,  тема детства и  др.

- Я думаю, что вы хорошо знакомы со многими его произведениями, они представлены на выставке. Рассказ, к которому мы сегодня обратимся, мало знаком широкому кругу читателей. Это рассказ «Тысяча вёрст», написан он  был в 1961 году.

3.Определение темы и целей урока

- Откройте тетради и запишите дату и тему:

«Дети войны в рассказе Е.И. Носова “Тысяча вёрст” »

Эпиграфом к уроку я взяла слова А.Т. Твардовского:

Дети и война - нет более ужасного сближения

противоположных вещей на свете.

Постановка учебных задач. Моделирование способов действия. /1мин./

- Ребята, сегодня мы поговорим о том, как жили дети во время Великой Отечественной войны в деревне, какие трудности они испытывали, как их показывает автор в своём произведении.

Ребята, я предлагаю построить работу следующим образом:

будем анализировать содержание рассказа,  работать над образами, над художественными особенностями произведения.

III. Совместное исследование проблемы. Фронтальная работа по содержанию. /15 мин/

- Вспомним содержание рассказа. Где и когда происходит действие?

Действие происходит во время Великой Отечественной войны в деревне.

- Кто главные герои рассказа?

 Дети /слайд №1/

- Сколько лет детям, по-вашему?

Старшему, Федьке, 10 лет, а младшему, Стёпке, шесть лет.

- Какие чувства вызывают они? Почему?

Детей жалко, потому что они неухоженные, голодные, холодные, в хате одни.

- Где родители этих детей?

Мать пошла менять отцовские сапоги на хлеб, отец воюет.

- Что видят дети, глядя в окно?

Разрушенную школу, качели, похожие теперь на виселицу, поле, на котором не успели убрать пшеницу, «на поле стояли подбитый немецкий танк и комбайн с развороченным боком».

- Чем питались дети в деревне?

Картошкой./«Они ели ее каждый день, без соли, без хлеба, и от этого щемило где-то за ушами»/.

- Удалось ребятам поесть в этот день?

Нет, потому что не получилось разжечь огонь, единственным источником которого была лампадка, висевшая перед иконой.

- Посмотрите сценку «Война глазами детей»

Стёпка:

— Федь!

— Ну?

— А вой­на — она от­че­го?

— Как от­че­го?

— Мы вот жи­ли, жи­ли — и вой­на…

Федька призадумался и ска­зал:

— Вой­на — она от по­роха.

— А‑а! — про­тянул Степ­ка, буд­то и на са­мом де­ле все по­нял.

— Федь, а не­мец ка­кой бы­ва­ет?

— Как ка­кой?

— Ну вот у пап­ки го­лова, ру­ки–но­ги… А не­мец ка­кой?

— Не ви­дел я.

— А я ви­дел.

— Че­го зря бре­шешь?

— Прав­да, ви­дел. Снил­ся. Мне все вре­мя снит­ся не­мец. Я от не­го, а он за мной. Страш­ный та­кой! Весь же­лез­ный. И го­лова и пу­зо — все же­лез­ное. Я в не­го стре­ляю, а пу­ля не бе­рет. Вда­рит — и в ле­пеш­ку! А те­бе снил­ся?

— Снил­ся…

— И мам­ка го­вори­ла, ей то­же.

— Всем снится.

— Федь, по­лезем на печ­ку.

— Не топ­ленная она.

— Ну и что ж? По­лезем.

— Ты че­го? Бо­ишь­ся?

— Нет… Там луч­ше. Бу­дем раз­го­вари­вать.

Беседа:

- Почему Стёпка представляет немца непобедимой железной машиной?

 Дети никогда немца вживую не видели,  потому что во время бомбёжек отсиживались в подполе.

- Какие чувства пережили дети, когда увидели вооруженного немецкого солдата?

Страх, удивление.

- Как выглядел немецкий солдат? /зачитайте/

«Пригибаясь, вошел человек, запорошенный снегом. Все на нем было чужое, незна­комое: и шинель, и шапка, и глаза, и то, что было за его глазами. И Федька почуял, что к ним пришла беда. Та самая, что ночью налетела на их хутор, спалила хаты, вы­топтала хлеба, обожгла сады, убила, искалечила людей, а уцелевших обрекла на го­лод».

Немец! /слайд №2/

- Как вёл себя немец в хате? С какой целью он пришёл?

Пришёл, чтобы согреться, вёл себя как хозяин, сразу прошел к столу, опустил ноги в ведро с водой.

- Прокомментируйте иллюстрацию, зачем немец поставил ноги в ведро с водой?

Они были сильно обморожены.

Потом он достал патрон вместо конфеты, подал Стёпке. Тот всхлипывал и прятал руки за спину.

Солдат долго глядел на новенький патрон, такой же вычищенный стоял он перед маршем на Россию. Потом он вышел в горницу. Федька подумал, что солдат останется ночевать.

- Какая трагедия разыгралась на глазах у детей?

Немец застрелился. «Рядом в луже валялись кованые сапоги. Даже сброшенные, они не потеряли своей бронированной формы. В правом сапоге меж каблуком и подковой застрял измочаленный пшеничный колос. Это были одни из тех немецких сапог, что прошли тысячи верст по дорогам России».

- Почему он это сделал?

Потому что понимал, что не выживет, ноги его сильно обморожены.

- Какие чувства вызвал немецкий солдат у вас? Почему?

Жалость. Немец ничего не сделал детям плохого. Не все немецкие солдаты участвовали в войне по собственной воле. Может быть, дома, на своей родине, у него была семья, были дети.

- Каков финал рассказа?

Финал открытый: «Федька и Степка одним прыжком выскочили из хаты. Разбивая голыми коленками сугробы, глотая ветер и снег, они бежали, падали, барахтались и снова вскакивали.

Они бежали на другой конец хутора, где еще остались живые люди».

- Как вы думаете, какое впечатление оставила встреча с немцем в детских сердцах, в памяти?

Наверное, этот случай они запомнили на всю жизнь. Для детей это было большое потрясение.

- Что оптимистичного в рассказе?

Ребята остались живы, мать жива, может, вернётся отец, в погребе есть картошка, где-то есть жизнь.

- К каким общечеловеческим ценностям возвращает нас писатель? Какова его позиция?

Е.И. Носов заставляет нас задуматься о ценности человеческой жизни, о милосердии и показывает, что дети и война – вещи несовместимые.

- Давайте сделаем выводы, как жили дети в деревне во время Великой Отечественной войны?

Они жили в холоде, в голоде, в вечном страхе.

- Как военные условия формировали детские характеры?

Дети привыкали к самостоятельности, выносливости, терпеливости, они наравне со взрослыми переносили тяготы войны, это закаляло их характеры.

- Ребята, выносливость, терпеливость, милосердие – черты русского национального характера.

IV. Объяснение смысла названия

- Давайте попытаемся объяснить смысл названия рассказа. Какое устаревшее слово встретилось в названии? (верста)

- Откройте словарь Ожегова и найдите значение слова «верста» /работа со словарём Ожегова/

Верста – старая русская  мера длины, равная 1.06 км/:2. слово верста употребляют, когда говорят о дальней трудной дороге.

- Немецкий солдат прошёл тысячу вёрст по дорогам России и пришел к трагическому концу.

-Это авторский приём, которым он хочет показать бескрайние просторы России, и утверждает, что победить её невозможно.

V. Исследование художественно-выразительных средств. Работа в группах

- Ребята, а теперь давайте обратимся к художественно-выразительным средствам, при помощи которых автор рисует детей – главных героев рассказа – и описывает обстановку, в которой они жили.

Для этого вы разделились на группы: лингвисты, литературоведы, речеведы. Лингвисты работают над диалектными словами, литературоведы над средствами художественной выразительности, речеведы – над речью детей. На подготовку к выступлению 1 минута, потому что это было ваше домашнее задание.

Напоминаю правила работы в группах – раздать памятки «Правила работы в группе».

Правила работы в группе

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
  3. Распределите работу в группе.
  4. Работайте дружно.
  5. Уважайте мнение товарищей.
  6. Выберите выступающих.

Работа в группах.

Карточка с заданиями

Группа №1

Лингвисты

Работа с диалектными словами

Задание1:

Дайте определение диалектным словам

Диалектные слова – это …

Задание 2:

Пользуясь различными толковыми словарями и Интернетом, найдите значение диалектных слов:

Хутор –

Хата –

Плетень

Ставня

Загнётка

Подпол

Чугун

Ухваты

Горница

Сени

Задание 3:

Выйти к доске, показать предметы, обозначенные диалектными словами /слайды 3-5/

Подведите итоги:

Назовите источники информации

Сделайте выводы, для чего автор использует диалектные слова?

 

Карточка с заданиями

Группа №2

Литературоведы

Работа над средствами художественной выразительности

Задание1

Дайте определение:

Олицетворение  – это…

Сравнение  это…

Антитеза – это…

Задание 2:

Найдите в тексте примеры названных средств выразительности

Олицетворения

Сравнения

Антитеза:

Задание 3:

Подведите итоги:

С какой целью автор использует перечисленные средства выразительности?

Карточка с заданиями

Группа №3

Речеведы

Исследование речи детей с целью создания их речевой характеристики

Задание 1

Исследуйте  диалоги с  целью   создания речевой характеристики детей

Задание 2

Найдите  в речи детей просторечные слова. Дайте им определение.

Просторечные слова это …

  Задание 3:

Сделайте выводы, для чего автор вводит в речь детей просторечные слова? Как это характеризует детей?

 

Взаимопроверка. Межгрупповое общение – заслушиваются ответы, вносятся коррективы. /5 -7 мин./

Примерные ответы обучающихся

Группа №1

Лингвисты

Работа с диалектными словами

Задание1:

Дайте определение диалектным словам

Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Задание 2:

Пользуясь различными толковыми словарями и Интернетом, найдите значение диалектных слов:

Хутор – небольшое крестьянское поселение (из словаря Ожегова)

Хата – крестьянский дом в южной деревне (из словаря Ожегова)

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей (из словаря Ожегова)

Ставня  – двустворчатый или одностворчатый деревянный затвор у окон (словарь Ушакова)

Загнётка – часть старинной русской печи, площадка перед устьем печи (из словаря Ожегова)

Подпол – помещение, пространство под полом, подвал (из словаря Ушакова)

Чугун – крупный сосуд, горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма зауженный к низу и расширяющийся к вершине (из словаря Ожегова)

Ухват – длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны (из словаря Ожегова)

Горница – комната, чистая половина крестьянской избы (из словаря Ожегова)

Сени  – помещение между жилой частью дома и крыльцом  (толковый словарь Ожегова)

Задание 3:

Подведите итоги:

Назовите источники информации (толковые словари Ушакова, Ожегова, Ефремовой, Интернет)

Выводы: диалектизмы  помогают передать местный колорит, специфику быта.

 

Группа №2

Литературоведы

Работа над средствами художественной выразительности

Задание1

Дайте определение:

Олицетворение – этo изoбpaжeниe нeoдyшeвлённыx пpeдмeтoв кaк oдyшeвлeнныx

Сравнение этo изoбpaзитeльный пpиём, ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии предметов, явлений, событий

Антитеза – этo cтилиcтичecкий пpиём, ocнoвaнный нa peзкoм пpoтивoпocтaвлeнии

Задание 2:

Найдите в тексте примеры названных средств выразительности

Олицетворения: охала и стонала земля, свет не выгонял сумерки, снег ложился, вой­на пришла и ушла; ветер скулил щенком,  царапался и попискивал; рыкнула дверь.

Сравнения: Бог с нищим; школьные качели с виселицей; дымок с  паутинкой; патрон с конфетой.

Антитеза:  танк – комбайн; дети – война.

Задание 3:

Подведите итоги:

С какой целью автор использует  перечисленные средства выразительности?

Выводы: автор использует  перечисленные средства выразительности, чтобы ввести читателя в мир происходящих событий, описать их ярко и эмоционально.

Группа №3

Речеведы

Задание 1

Исследуйте  диалоги с  целью   создания речевой характеристики детей.

Задание 2

Найдите  в речи детей просторечные слова. Дайте им определение.

Просторечные слова это грамматические формы и конструкции, свойственные нелитературному разговорному употреблению (Ожегов)

В речи детей  присутствуют просторечные слова: "пузо” вместо “живот, “вдарит” вместо“ударит”(Степка);“налуплю”вместо“отлуплю”,“ударю”;“брешешь”  вместо “обманываешь” (Федька)

Задание 3:

Сделайте выводы, для чего автор вводит в речь детей просторечные слова?

Автор вводит в речь детей просторечные слова для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности

Как это характеризует детей?

Показывает низкий уровень  их  языковой культуры, потому что дети в школу не ходят, некому поправить их речь.

В то же время просторечия – одна из форм национального языка.

VI. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, исследуя тему «Дети войны», мы проанализировали содержание, работали над образами, над художественно-выразительными  средствами рассказа Е.И.Носова “Тысяча вёрст”, объяснили смысл названия.

- Возьмите рефлексивные карты и оцените свою работу. А мне хотелось бы отметить особо активных участников / назвать имена/

Ф.И.________________________________________________

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок  для меня показался

За урок я

Моё настроение

Материал урока мне был

Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

 доволен / не доволен

 коротким / длинным

 не устал / устал

 стало лучше / стало хуже

 понятен / не понятен

 полезен / бесполезен

 интересен / скучен

 лёгким / трудным

 интересным / неинтересным

Самооценка  ____

VII. Комментированное домашнее задание.

- Ребята, вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что дети войны живут среди нас? Кто такие дети войны? Сколько им сейчас примерно может быть лет?/показать на слайде медаль «Дети войны» /слайд № 6/

Дети войны – это граждане, родившиеся в период с 1928 г. по 1945 г. на территории Советского Союза. В результате ведения боевых действий такие лица подверглись лишениям и должны обладать соответствующими льготами и государственными уступками.

На медали изображены фигуры детей: девочка с колосьями, мальчик стоит за станком на ящике.

Это говорит о том, что дети во время Великой Отечественной войны старались внести свой вклад в приближение Победы.

- Мне хочется, чтобы сегодня, вернувшись домой, вы узнали, есть ли в вашей семье дети войны? Окружите их заботой и вниманием. Это люди, у которых война отняла детство.

- Как вы думаете, почему людям пожилого возраста присваивается такой статус, почему это актуально сегодня?

Отдать дань уважения старшему поколению в преддверии 75 годовщины Великой Отечественной войны.

В дневниках запишите домашнее задание:

1.Взять интервью о военном детстве.

2.Создать коллективный проект «Дети войны».

Домашнее задание дифференцированное – на выбор.

Завершить урок я хочу словами Ю. Воронова:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь это память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.