Урок родной литературы по теме «Дети войны в рассказе Е.И. Носова “Тысяча вёрст”».
Автор разработки: Минаева Лариса Викторовна
Цель урока: создание условий становления менталитета русского человека; организация деятельности учащихся по анализу прозаического текста, пониманию идейно-художественного своеобразия рассказа курского писателя Е.И.Носова «Тысяча вёрст»
Планируемые результаты:
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, Курского края, основ культурного наследия;
метапредметные:
регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, планировать работу, анализировать условия и пути достижения целей, выбирать и осваивать наиболее рациональные, осуществлять самоконтроль;
коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать индивидуально, в парах, в группах;
познавательные УУД:: умение пользоваться изучающим видом чтения, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
предметные: умение проводить лингвистический и литературоведческий анализ художественного текста.
Ресурсы:
компьютер, экран, мультимедийная установка, приложение Microsoft Office «Power Point», презентация «Слово о Мастере», карточки с заданиями, текст рассказа Е.И. Носова «Тысяча вёрст», портрет Е.И. Носова, выставка книг, словарь С.И. Ожегова, «Диалектный словарь Курской области» Н.В. Стремоухова, памятка «Правила работы в группе».
Перед уроком дети разделены на группы «Лингвисты», «Литературоведы», «Речеведы», которым была предложена исследовательская работа – задание по карточкам (домашняя работа). На уроке они представят результаты.
Тип урока – комбинированный
Ход урока
I.Представление учителя
Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю нам успехов и плодотворного сотрудничества.
Мотивация к учебной деятельности
- Для того чтобы сформулировать тему урока, посмотрите видеофрагмент.
Стадия вызова. Использование видеоматериала – песни «Дети войны» в исполнении
Т. Гвердцители и детского музыкального театра «Домисолька» - /2 куплета=1 мин. 25сек/
- Ребята, сформулируйте тему урока.
Дети войны.
- Ваши предположения, почему я не смогла обойти стороной эту тему?
В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот год объявлен Владимиром Владимировичем Путиным Годом памяти и славы.
- Ребята, что вы знаете о том, как жили дети во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде?
Им жилось трудно: не хватало хлеба, было очень холодно, часто бомбили город./27 января – день снятия блокады Ленинграда/
- Сегодня мы поговорим о том, как жили дети во время Великой Отечественной войны в сельской местности.
А сейчас давайте определимся, на каком литературном материале будем рассматривать эту тему. Я прочту стихотворение о великом мастере слова, жившем на Курской земле, вы в это время посмотрите презентацию и вспомните основные моменты его биографии.
Читаю стихотворение «О Мастере»
- О каком писателе я вам рассказала? Что о нём вы должны помнить?
Евгений Иванович Носов – писатель-фронтовик, наш земляк, родился в селе Толмачёво Курского района, в этом году ему исполнилось бы 95 лет, 15 января мы широко отмечали эту дату.
- На какие темы он писал?
Природа, природа и человек, тема Великой Отечественной войны, тема доброты, тема детства и др.
- Я думаю, что вы хорошо знакомы со многими его произведениями, они представлены на выставке. Рассказ, к которому мы сегодня обратимся, мало знаком широкому кругу читателей. Это рассказ «Тысяча вёрст», написан он был в 1961 году.
3.Определение темы и целей урока
- Откройте тетради и запишите дату и тему:
«Дети войны в рассказе Е.И. Носова “Тысяча вёрст” »
Эпиграфом к уроку я взяла слова А.Т. Твардовского:
Дети и война - нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете.
Постановка учебных задач. Моделирование способов действия. /1мин./
- Ребята, сегодня мы поговорим о том, как жили дети во время Великой Отечественной войны в деревне, какие трудности они испытывали, как их показывает автор в своём произведении.
Ребята, я предлагаю построить работу следующим образом:
будем анализировать содержание рассказа, работать над образами, над художественными особенностями произведения.
III. Совместное исследование проблемы. Фронтальная работа по содержанию. /15 мин/
- Вспомним содержание рассказа. Где и когда происходит действие?
Действие происходит во время Великой Отечественной войны в деревне.
- Кто главные герои рассказа?
Дети /слайд №1/
- Сколько лет детям, по-вашему?
Старшему, Федьке, 10 лет, а младшему, Стёпке, шесть лет.
- Какие чувства вызывают они? Почему?
Детей жалко, потому что они неухоженные, голодные, холодные, в хате одни.
- Где родители этих детей?
Мать пошла менять отцовские сапоги на хлеб, отец воюет.
- Что видят дети, глядя в окно?
Разрушенную школу, качели, похожие теперь на виселицу, поле, на котором не успели убрать пшеницу, «на поле стояли подбитый немецкий танк и комбайн с развороченным боком».
- Чем питались дети в деревне?
Картошкой./«Они ели ее каждый день, без соли, без хлеба, и от этого щемило где-то за ушами»/.
- Удалось ребятам поесть в этот день?
Нет, потому что не получилось разжечь огонь, единственным источником которого была лампадка, висевшая перед иконой.
- Посмотрите сценку «Война глазами детей»
Стёпка:
— Федь!
— Ну?
— А война — она отчего?
— Как отчего?
— Мы вот жили, жили — и война…
Федька призадумался и сказал:
— Война — она от пороха.
— А‑а! — протянул Степка, будто и на самом деле все понял.
— Федь, а немец какой бывает?
— Как какой?
— Ну вот у папки голова, руки–ноги… А немец какой?
— Не видел я.
— А я видел.
— Чего зря брешешь?
— Правда, видел. Снился. Мне все время снится немец. Я от него, а он за мной. Страшный такой! Весь железный. И голова и пузо — все железное. Я в него стреляю, а пуля не берет. Вдарит — и в лепешку! А тебе снился?
— Снился…
— И мамка говорила, ей тоже.
— Всем снится.
— Федь, полезем на печку.
— Не топленная она.
— Ну и что ж? Полезем.
— Ты чего? Боишься?
— Нет… Там лучше. Будем разговаривать.
Беседа:
- Почему Стёпка представляет немца непобедимой железной машиной?
Дети никогда немца вживую не видели, потому что во время бомбёжек отсиживались в подполе.
- Какие чувства пережили дети, когда увидели вооруженного немецкого солдата?
Страх, удивление.
- Как выглядел немецкий солдат? /зачитайте/
«Пригибаясь, вошел человек, запорошенный снегом. Все на нем было чужое, незнакомое: и шинель, и шапка, и глаза, и то, что было за его глазами. И Федька почуял, что к ним пришла беда. Та самая, что ночью налетела на их хутор, спалила хаты, вытоптала хлеба, обожгла сады, убила, искалечила людей, а уцелевших обрекла на голод».
Немец! /слайд №2/
- Как вёл себя немец в хате? С какой целью он пришёл?
Пришёл, чтобы согреться, вёл себя как хозяин, сразу прошел к столу, опустил ноги в ведро с водой.
- Прокомментируйте иллюстрацию, зачем немец поставил ноги в ведро с водой?
Они были сильно обморожены.
Потом он достал патрон вместо конфеты, подал Стёпке. Тот всхлипывал и прятал руки за спину.
Солдат долго глядел на новенький патрон, такой же вычищенный стоял он перед маршем на Россию. Потом он вышел в горницу. Федька подумал, что солдат останется ночевать.
- Какая трагедия разыгралась на глазах у детей?
Немец застрелился. «Рядом в луже валялись кованые сапоги. Даже сброшенные, они не потеряли своей бронированной формы. В правом сапоге меж каблуком и подковой застрял измочаленный пшеничный колос. Это были одни из тех немецких сапог, что прошли тысячи верст по дорогам России».
- Почему он это сделал?
Потому что понимал, что не выживет, ноги его сильно обморожены.
- Какие чувства вызвал немецкий солдат у вас? Почему?
Жалость. Немец ничего не сделал детям плохого. Не все немецкие солдаты участвовали в войне по собственной воле. Может быть, дома, на своей родине, у него была семья, были дети.
- Каков финал рассказа?
Финал открытый: «Федька и Степка одним прыжком выскочили из хаты. Разбивая голыми коленками сугробы, глотая ветер и снег, они бежали, падали, барахтались и снова вскакивали.
Они бежали на другой конец хутора, где еще остались живые люди».
- Как вы думаете, какое впечатление оставила встреча с немцем в детских сердцах, в памяти?
Наверное, этот случай они запомнили на всю жизнь. Для детей это было большое потрясение.
- Что оптимистичного в рассказе?
Ребята остались живы, мать жива, может, вернётся отец, в погребе есть картошка, где-то есть жизнь.
- К каким общечеловеческим ценностям возвращает нас писатель? Какова его позиция?
Е.И. Носов заставляет нас задуматься о ценности человеческой жизни, о милосердии и показывает, что дети и война – вещи несовместимые.
- Давайте сделаем выводы, как жили дети в деревне во время Великой Отечественной войны?
Они жили в холоде, в голоде, в вечном страхе.
- Как военные условия формировали детские характеры?
Дети привыкали к самостоятельности, выносливости, терпеливости, они наравне со взрослыми переносили тяготы войны, это закаляло их характеры.
- Ребята, выносливость, терпеливость, милосердие – черты русского национального характера.
IV. Объяснение смысла названия
- Давайте попытаемся объяснить смысл названия рассказа. Какое устаревшее слово встретилось в названии? (верста)
- Откройте словарь Ожегова и найдите значение слова «верста» /работа со словарём Ожегова/
Верста – старая русская мера длины, равная 1.06 км/:2. слово верста употребляют, когда говорят о дальней трудной дороге.
- Немецкий солдат прошёл тысячу вёрст по дорогам России и пришел к трагическому концу.
-Это авторский приём, которым он хочет показать бескрайние просторы России, и утверждает, что победить её невозможно.
V. Исследование художественно-выразительных средств. Работа в группах
- Ребята, а теперь давайте обратимся к художественно-выразительным средствам, при помощи которых автор рисует детей – главных героев рассказа – и описывает обстановку, в которой они жили.
Для этого вы разделились на группы: лингвисты, литературоведы, речеведы. Лингвисты работают над диалектными словами, литературоведы над средствами художественной выразительности, речеведы – над речью детей. На подготовку к выступлению 1 минута, потому что это было ваше домашнее задание.
Напоминаю правила работы в группах – раздать памятки «Правила работы в группе».
Правила работы в группе
- Внимательно прочитайте задания.
- Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
- Распределите работу в группе.
- Работайте дружно.
- Уважайте мнение товарищей.
- Выберите выступающих.
Работа в группах.
Карточка с заданиями
Группа №1 Лингвисты Работа с диалектными словами Задание1: Дайте определение диалектным словам Диалектные слова – это … Задание 2: Пользуясь различными толковыми словарями и Интернетом, найдите значение диалектных слов: Хутор – Хата – Плетень – Ставня – Загнётка – Подпол – Чугун – Ухваты – Горница – Сени – Задание 3: Выйти к доске, показать предметы, обозначенные диалектными словами /слайды 3-5/ Подведите итоги: Назовите источники информации Сделайте выводы, для чего автор использует диалектные слова?
|
Карточка с заданиями
Группа №2 Литературоведы Работа над средствами художественной выразительности Задание1 Дайте определение: Олицетворение – это… Сравнение – это… Антитеза – это… Задание 2: Найдите в тексте примеры названных средств выразительности Олицетворения – Сравнения– Антитеза: Задание 3: Подведите итоги: С какой целью автор использует перечисленные средства выразительности? |
Карточка с заданиями
Группа №3 Речеведы Исследование речи детей с целью создания их речевой характеристики Задание 1 Исследуйте диалоги с целью создания речевой характеристики детей Задание 2 Найдите в речи детей просторечные слова. Дайте им определение. Просторечные слова – это … Задание 3: Сделайте выводы, для чего автор вводит в речь детей просторечные слова? Как это характеризует детей? |
Взаимопроверка. Межгрупповое общение – заслушиваются ответы, вносятся коррективы. /5 -7 мин./
Примерные ответы обучающихся
Группа №1 Лингвисты Работа с диалектными словами Задание1: Дайте определение диалектным словам Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Задание 2: Пользуясь различными толковыми словарями и Интернетом, найдите значение диалектных слов: Хутор – небольшое крестьянское поселение (из словаря Ожегова) Хата – крестьянский дом в южной деревне (из словаря Ожегова) Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей (из словаря Ожегова) Ставня – двустворчатый или одностворчатый деревянный затвор у окон (словарь Ушакова) Загнётка – часть старинной русской печи, площадка перед устьем печи (из словаря Ожегова) Подпол – помещение, пространство под полом, подвал (из словаря Ушакова) Чугун – крупный сосуд, горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма зауженный к низу и расширяющийся к вершине (из словаря Ожегова) Ухват – длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны (из словаря Ожегова) Горница – комната, чистая половина крестьянской избы (из словаря Ожегова) Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом (толковый словарь Ожегова) Задание 3: Подведите итоги: Назовите источники информации (толковые словари Ушакова, Ожегова, Ефремовой, Интернет) Выводы: диалектизмы помогают передать местный колорит, специфику быта.
|
Группа №2 Литературоведы Работа над средствами художественной выразительности Задание1 Дайте определение: Олицетворение – этo изoбpaжeниe нeoдyшeвлённыx пpeдмeтoв кaк oдyшeвлeнныx Сравнение – этo изoбpaзитeльный пpиём, ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии предметов, явлений, событий Антитеза – этo cтилиcтичecкий пpиём, ocнoвaнный нa peзкoм пpoтивoпocтaвлeнии Задание 2: Найдите в тексте примеры названных средств выразительности Олицетворения: охала и стонала земля, свет не выгонял сумерки, снег ложился, война пришла и ушла; ветер скулил щенком, царапался и попискивал; рыкнула дверь. Сравнения: Бог с нищим; школьные качели с виселицей; дымок с паутинкой; патрон с конфетой. Антитеза: танк – комбайн; дети – война. Задание 3: Подведите итоги: С какой целью автор использует перечисленные средства выразительности? Выводы: автор использует перечисленные средства выразительности, чтобы ввести читателя в мир происходящих событий, описать их ярко и эмоционально. |
Группа №3 Речеведы Задание 1 Исследуйте диалоги с целью создания речевой характеристики детей. Задание 2 Найдите в речи детей просторечные слова. Дайте им определение. Просторечные слова – это грамматические формы и конструкции, свойственные нелитературному разговорному употреблению (Ожегов) В речи детей присутствуют просторечные слова: "пузо” вместо “живот, “вдарит” вместо“ударит”(Степка);“налуплю”вместо“отлуплю”,“ударю”;“брешешь” вместо “обманываешь” (Федька) Задание 3: Сделайте выводы, для чего автор вводит в речь детей просторечные слова? Автор вводит в речь детей просторечные слова для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности Как это характеризует детей? Показывает низкий уровень их языковой культуры, потому что дети в школу не ходят, некому поправить их речь. В то же время просторечия – одна из форм национального языка. |
VI. Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, исследуя тему «Дети войны», мы проанализировали содержание, работали над образами, над художественно-выразительными средствами рассказа Е.И.Носова “Тысяча вёрст”, объяснили смысл названия.
- Возьмите рефлексивные карты и оцените свою работу. А мне хотелось бы отметить особо активных участников / назвать имена/
Ф.И.________________________________________________
На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Моё настроение Материал урока мне был Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен лёгким / трудным интересным / неинтересным |
Самооценка ____
VII. Комментированное домашнее задание.
- Ребята, вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что дети войны живут среди нас? Кто такие дети войны? Сколько им сейчас примерно может быть лет?/показать на слайде медаль «Дети войны» /слайд № 6/
Дети войны – это граждане, родившиеся в период с 1928 г. по 1945 г. на территории Советского Союза. В результате ведения боевых действий такие лица подверглись лишениям и должны обладать соответствующими льготами и государственными уступками.
На медали изображены фигуры детей: девочка с колосьями, мальчик стоит за станком на ящике.
Это говорит о том, что дети во время Великой Отечественной войны старались внести свой вклад в приближение Победы.
- Мне хочется, чтобы сегодня, вернувшись домой, вы узнали, есть ли в вашей семье дети войны? Окружите их заботой и вниманием. Это люди, у которых война отняла детство.
- Как вы думаете, почему людям пожилого возраста присваивается такой статус, почему это актуально сегодня?
Отдать дань уважения старшему поколению в преддверии 75 годовщины Великой Отечественной войны.
В дневниках запишите домашнее задание:
1.Взять интервью о военном детстве.
2.Создать коллективный проект «Дети войны».
Домашнее задание дифференцированное – на выбор.
Завершить урок я хочу словами Ю. Воронова:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь это память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.