Рабочая программа учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык предназначена для изучения родного (русского) языка в ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Автор-разработчик: Савчук Ирина Владимировна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык
  3. Место учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык в учебном плане
  4. Результаты освоения учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык
  5. Содержание учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей
  6. Тематическое планирование
  7. Характеристика основных видов деятельности студентов
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык
  9. Литература

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету ОВПб.03 Родной (русский) язык составляют следующие документы:

  • ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного Министерством образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413, в редакции от 29 июня 2017 г.;
  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмо Минобрнауки России от 15.02.2017 № МОН-П-617 «Об изучении русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации»;
  • Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»).

Программа учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык входит в образовательную область «Родной язык и родная литература» и является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) при подготовке специалистов среднего звена по специальностям:

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы;

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);

15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок;

15.02.08 Технология машиностроения;

18.02.04 Электрохимическое производство;

23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного);

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

ФГОС СОО определяет требования, предъявляемые к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык.

Содержание программы учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

В содержании учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений обучающихся о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма обучающихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении родного русского языка.

 

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

Учебный предмет ОВПб.03 Родной (русский) язык  входит в состав предметной области «Родной язык и родная литература» ФГОС СОО.

В ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет ОВПб.03 Родной (русский) язык изучается в общеобразовательном учебном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

Освоение содержания учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • идентичность в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до­стижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по­требность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по­ниманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче­ния русского языка;

предметных:

  • расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики;
  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при­менение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;
  • овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

ТЕХНИЧЕСКОГО, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ

Раздел I. Язык и культура

Место русского языка в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Русская лексика. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от слова. Курские фразеологизмы. Создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты произведений Е.И. Носова как единство формы и содержания.

Контрольная работа № 1 по теме «Развитие современного русского языка».

Практические занятия

Выявление в стихотворениях Н.Н. Асеева неологизмов как средства образности художественного текста. Классификация неологизмов с точки зрения причин возникновения.

Наблюдение над изменением значений имеющихся в русском языке слов, их переосмыслением и стилистической переоценкой.

Определение значений современных фразеологизмов, их классифицирование с точки зрения происхождения и сферы употребления.

Наблюдение над художественным своеобразием рассказа Е.И. Носова «Радуга».

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики в стихотворениях А.А. Фета «Вечер» и «Осень».

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений на темы:

Причины заимствования в современном русском языке.

Язык как отражение национального характера.

Язык и история народа.

Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.

Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

Происхождение и источники фразеологизмов.

 

Раздел II. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в художественных произведениях. Использование фразеологизмов в произведениях курских писателей. Словари русского языка. Словари языка курских писателей. Лексический анализ прозаического и поэтического текстов курских поэтов и прозаиков.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Отражение вариантов  грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет.

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Контрольная работа № 2 по теме «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы русского языка».

Практические задания

Определение и исправление типичных акцентологических ошибок в современной речи.

Выполнение фонетического разбора слов.

Определение и исправление типичных ошибок, связанных с нарушениями лексических норм языка и речевой избыточностью.

Определение диалектных и просторечных элементов и их функционального значения в рассказе Е.И. Носова «Алюминиевое солнце»

Сравнительный анализ современных толковых словарей. Определение их характеристик и особенностей.

Наблюдение над использованием фразеологизмов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в баснях И.А. Крылова.

Выполнение лексического анализа отрывка из рассказа К.Д. Воробьева «Гуси-лебеди».

Наблюдение над использованием сложных слов и аббревиатур в стихотворениях поэта Н.Н. Асеева. Определение рода аббревиатур.

Исправление ошибок, связанных с нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.

Определение и исправление типичных ошибок в построении сложных предложений.

Выполнение упражнений по отработке различных способов оформления чужой речи.

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений на темы:

Причины заимствования в современном русском языке.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Из истории русских имён.

Лексика со значением времени в поэзии Н.Н. Асеева.

Использование цветописи в стихотворениях В.В. Бородаевского.

Телефонный этикет в деловом общении.

Этикет Интернет-переписки.

Названия денежных единиц в русском языке.

Курские топонимы в произведениях Е.И. Носова.

Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

Язык и юмор.

 

Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерстваю Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления.

Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

Функциональные разновидности языка.

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование обучающимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование курскими поэтами. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация.

Практические занятия

Выполнение синтаксического анализа текста стихотворений А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…» и «Какая ночь! Как воздух чист…» .

Выполнение стилистического анализа текста рассказа Е.И. Носова «Деревенские ласточки».

Составление рецензий по опорным схемам.

Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений на темы:

Жанр интервью в современных газетах.

Особенности курской разговорной речи.

Как влияют социальные сети на язык.

Язык прозы А.А. Харитановского.

Слоганы в языке современной рекламы.

Особенности языка СМС сообщений.

Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре», «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

  1. для специальностей 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного); 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы образования — 117 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия (40 часов), — 78 часов;
  2. для специальностей 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок; 15.02.08 Технология машиностроения; 18.02.04 Электрохимическое производство — 129 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия (40 часов), — 78 часов;
  3. для специальностей 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) — 78 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия (40 часов), — 78 часов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Виды учебной работы

Количество часов

Профили профессионального образования, наименование специальностей

Аудиторные занятия

Содержание обучения

Самостоятельная работа

технический;

специальности

23.02.05 Экс-плуатация транспортного электрообору-дования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного);

09.02.01 Компь-ютерные сис-темы и комплексы

технический;

специальности

15.02.06 Мон-таж и тех-ническая экс-

плуатация холодильно-компрессор-ных машин и установок;

15.02.08 Технология машино-строения

 

естественно-научный;

специальность

18.02.04 Электро-химическое производство

технический;

специальность

13.02.11 Тех-

ническая экс-плуатация и обслуживание электричес-кого и элек-тромеханического обору-дования (по отраслям)

социально-экономи-ческий;

специальность

38.02.01 Экономика и бухгал-терский учет (по отраслям)

Язык и культура

20

20

20

20

20

Культура речи

40

40

40

40

40

Речь. Речевая деятельность. Текст

16

16

16

16

16

Самостоятельная работа

39

51

51

-

-

Итого

115

127

127

76

76

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

2

2

2

2

2

Всего

117

129

129

78

78

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Язык и культура

- Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

- вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

- преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека;

- различать понятия «язык» и «речь»;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и оценивать их;

- объяснять особенности употребления лексических средств в текстах художественного стиля речи;

- извлекать необходимую информацию из толковых словарей разных составителей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

- познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

- выразительно читать тексты художественной литературы.

Культура речи

- Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин­формацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и оценивать их;

- объяснять особенности употребления лексических средств в текстах;

- находить типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, уметь исправлять их;

- уметь выполнять лексический анализ прозаического и поэтического текстов;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

- составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании;

- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­знаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

- определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

- производить синонимическую замену синтаксических кон­струкций;

- уметь работать с грамматическими словарями, извлекать из них необходимую информацию;

- уметь пунктуационно грамотно оформлять письменную речь;

- владеть нормами речевого этикета, соблюдать их в деловом общении;

- разграничивать понятия «этикет» и «нетикет»;

- соблюдать нормы и правила этикета в Интернет-дискуссии и Интернет-полемике.

Речь. Речевая деятельность. Текст

- Разграничивать понятия «язык» и «речь», владеть различными видами речевой деятельности;

- уметь использовать элементы речевого мастерства в общении;

- выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

- вычитывать разные виды информации;

- выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

- характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

- составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;

- анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы­разительности, уместности употребления языковых средств;

- подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художе­ственных произведений;

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русско­го литературного языка;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин­формационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

- различать тексты разных функциональных стилей (экстра­лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных син­таксических конструкций);

- анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

- подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

Для освоения программы учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык в ОБПОУ «КЭМТ» имеется учебный кабинет «Литература. Русский язык и культура речи».

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемио­логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации и иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык входят информационно-коммуникативные средства и библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, справочники, научно-популярная литература по вопросам языкознания.

В процессе освоения программы учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык  студенты имеют доступ к электронным учебным материалам по родному (русскому) языку, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

 

ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М.: Просвещение, 2013. – 383 с.
  2. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2013 – 255 с.
  3. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2013. – 319 с.

Для преподавателей

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018 г.).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 г. № 24480)  (в ред. от  29.06.2017 г.).
  3. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013. –  492 с.
  5. Современный русский язык/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб,  М.А. Теленкова. М.: АЙРИС-пресс, 2014. – 448 с.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2015. – 736 с.
  7. Фефилова Г.Е., Челышева И.Л. Русский язык (10-11 классы). Планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 159 с.

Словари

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: Ок. 11 000 синоним. рядов. – М.: Русский язык. – Медиа, 2007. – 564 с.
  2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи: Ок. 15 000 словарных ст.: Ок. 22 000 семантических единиц. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2004. – 814 с.
  3. Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Как правильно? С большой буквы или с маленькой?: орфографический словарь: Ок. 20000 слов и словосочетаний. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 398 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «АТЕМП», 2015. – 944 с.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресса, 2017. – 832 с.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресур­сов [Электронный ресурс] URL: www.school-collection.edu.ru
  2. Ин­формационные технологии на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] URL: www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com
  3. Учебный портал по использованию электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www.eor.it.ru/eor
  4. Информационно-справочная система «Национальный корпус русского языка» [Электронный ресурс] URL: www. ruscorpora. ru
  5. Образовательный портал «Учеба» [Электронный ресурс] URL: www.Ucheba.com
  6. Сайт «Культура письменной речи» [Электронный ресурс] URL: www.gramma.ru
  7. Справочно-информационный портал «Грамота.ру» [Электронный ресурс] URL: www. spravka. gramota. ru
  8. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энцикло­педия Кругосвет» » [Электронный ресурс] URL: www.krugosvet.ru
  9. Энциклопедия «Языкознание» [Электронный ресурс] URL: www.russkiyjazik.ru
  10. Электронная версия газеты «Русский язык» [Электронный ресурс] URL: www.rus.1september.ru
  11. Электронная библиотека словарей русского языка «Словари.ру» [Электронный ресурс] URL: www.slovari.ru/dictsearch
  12. Этимология и история русского языка [Электронный ресурс] URL: www.etymolog.ruslang.ru