КИМы по родному русскому языку для 9 класса подготовлены с опорой на авторские программы Дунаевой Галиной Владимировной.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
№ п/п |
Название раздела, тема урока
|
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Язык и культура. |
|
1. |
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека. |
1 |
2. |
Русская ономастика: антропонимы, топонимы и гидронимы. |
1 |
3. |
Национально-культурное своеобразие диалектизмов. |
1 |
4. |
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум». |
1 |
5. |
Р. Р. Творческая работа «Экология языка» |
1 |
|
Раздел 2. Культура речи. |
|
6. |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
7. |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
8. |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
9. |
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. |
1 |
10. |
Контрольный тест по разделу «Культура речи» |
1 |
|
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. |
|
11. |
Изобразительно-выразительные возможности русского языка. Тропы и фигуры речи. |
1 |
12. |
Текст. Способы аргументации. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект, доклад, сообщение. |
1 |
13. |
Промежуточная аттестация (тест) |
1 |
14. |
Публицистический стиль. Проблемный очерк. |
1 |
15. |
Официально-деловой стиль. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. |
1 |
16. |
Контрольная работа по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст». |
1 |
17. |
Резерв |
1 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Текст работы для проведения промежуточной аттестации
ВАРИАНТ 1
1.Какое из приведенных утверждений является логическим определением понятия «язык»?
А) Язык – ключ науки, орудие правды и разума.
Б) Язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц.
В)Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим.
2.Начало русского языка идет от … языка.
А)славянского
Б)греческого
В)древнерусского
Г)украинского
3.Выберите основную функцию языка.
А) название предметов
Б) познание
В) коммуникативная
Г) накопление и передача знаний
4.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
А) Общеупотребительные слова
Б) Профессионализмы
В) Диалектизмы
5.Что такое ономастика?
А) раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения
Б) раздел языкознания, изучающий омонимы
В) раздел языкознания, изучающий звуковой состав слов
6.Название какого-либо географического объекта (города, реки, озера, горы, урочища и т. п.) - это…
А) топоним
Б) антропоним
В) гидроним
7.Что такое аннотация?
А)краткое изложение, краткая запись содержания чего-нибудь.
Б)краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.
8.Лексика - это раздел науки о языке, который изучает…
А) словарный состав языка
Б) способы образования слов
В) слово как грамматическую величину (часть речи)
9.Что изучает грамматика?
А) закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов)
Б) строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах
В) знаки препинания, правила их постановки, употребления
10.Соотнесите понятия и определения:
А) эпитет 1) образное (красочное) определение
Б) метафора 2) преувеличение
В) олицетворения 3) это образное слово или выражение, основанное на сопоставлении предмета с новым предметом или явлением на основе их сходства в чем-либо.
Г) сравнение 4) воплощение чего-нибудь в образе живого существа.
Д) гипербола 5) слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
11.Соотнесите стили речи и жанры:
А) Заявление, протокол, расписка, резюме и т.д.
Б) Реферат, тезисы, доклад и т.д.
В) Семейная беседа, анекдот, рассказ о себе и т.д.
Г) Сказка, художественная автобиография, мемуары и т.д.
Д) Репортаж, интервью, дискуссионные выступления и т.д.
- Публицистический.
- Научный.
- Разговорный.
- Художественный.
- Официально-деловой
12.Найдите соответствия:
А) эпитеты 1) Светлее солнца тронный зал.
Б) метафора 2) На пушистых ветках снежною каймой распустились ветки белой бахромой.
В) олицетворение 3) В сто сорок солнц закат пылал!
Г) сравнение 4) Сбежались отовсюду облака…
Д) гипербола 5)седой туман, грустно-сиротеющая земля
13.В каком ряду слов ударения падает на 2-й слог?
А)свекла, торты, средства
Б)оптовый, банты, начать
В)звонит, щавель, красивее
14.Найдите соответствия:
А) неологизмы 1) бурак, кочет, евонный
Б) диалектизмы 2) байкер, блокбастер. копирайтер
В) фразеологизмы 3) жалейка, казна, нагайка
Г) устаревшие слова 4) реветь белугой, задеть за живой, битый час
15.Найдите предложение (я) с грамматической(ими) ошибкой(ами).
А. Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Б. Я поднял глаза и увидел то, что высоко в небе неслись над станицей птицы.
В. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
Г. Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.
Д. Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.
Текст работы для проведения промежуточной аттестации
ВАРИАНТ 2
1.Какой язык является государственным языком РФ?
А) английский
Б) русский
В) китайский
2.Как называются новые слова, возникающие в языке?
А) Архаизмы
Б) Неологизмы
В) Заимствованные слова
3.Фразеологизмы – это…
А) устойчивые сочетания слов
Б) пословицы и поговорки
В) слова, пришедшие из другого языка.
4.Что такое ономастика?
А) раздел языкознания, изучающий звуковой состав слов
Б) раздел языкознания, изучающий омонимы
В) раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения
5.Что такое конспект?
А)краткое изложение, краткая запись содержания чего-нибудь.
Б)краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.
6.Орфоэпия - это раздел науки о языке, который изучает…
А) постановку знаков препинания в предложении
Б) правильное написание слов
В) правильное произношение звуков и ударений в словах
7. То, что обозначает слово, является его…
А) грамматическим значением
Б) лексическим значением.
8. Грамматическая ошибка - это…
А) неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Б) неправильное написание слова;
В) ошибка, связанная с неверным или не с самым удачным употреблением слов.
9.Оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми, называется…
А) слоган
Б) афоризм
В) мораль
10.Соотнесите понятия и определения:
А) олицетворение 1) образное определение
Б) сравнение 2) противопоставление
В) эпитет 3) скрытое сравнение
Г) антитеза 4) воплощение чего-нибудь в образе живого существа.
Д) метафора 5) слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета др.
11. Определите функционально-стилистическую закреплённость слов.
А)пищеварение
Б) писанина
В) сегодня
Г) благоустройство
Д) засыпаться – «попасться»
Е) протокол
1) книжное
2) специальное ( термин )
3) официальное
4) разговорное
5) просторечное
6) нейтральное
12.Найдите соответствия:
А) эпитеты 1) Стихи и проза, лед и пламень//Не столь различны меж собой.
Б) метафора 2) В саду горит костер рябины красной.
В) олицетворение 3) Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы.
Г) сравнение 4) Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой.
Д) антитеза 5)ясный месяц, буйная головушка
13.В каком ряду слов ударения падает на 2-й слог?
А) шарфы, искра, кремень
Б) ремень, призыв, досуг
В)цепочка, согнутый, понял
14.Найдите соответствия:
А) неологизмы 1)балка, гутарить, курень
Б) диалектизмы 2)брифинг, визажист, дресс-код
В) фразеологизмы 3)играть на нервах, висеть в воздухе, слово в слово
Г) устаревшие слова 4)яства, шуйца, ветрило
15.Найдите предложение (я) с грамматической(ими) ошибкой(амии).
А. Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения.
Б. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.
В. В одном из старинных храмов города, сохранившимся до наших дней, под слоем краски обнаружены древние фрески.
Г. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить - не наше дело, сперва надо место расчистить
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
34-31 |
25-30 |
17-24 |
0-16 |