КИМы по родной литературе составлены для промежуточной аттестации в 5-9 классах на основе тех программ, которые составлялись нашими членами отделения.

Составитель: Евдокимова Любовь Николаевна

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 5 класса

 1 вариант

  1. Выберите правильное продолжение определения понятия «басня»:

а) Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

б) Русская народная эпическая песня о богатырях.

в) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

  1. Определите автора и название басни, из которой взяты следующие строки:

«А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал»...

а) С.В. Михалков «Грибы».

б) С.В. Михалков «Зеркало».

в) А.П. Сумарков «Ворона и Лиса». 

  1. Какой прием использует Е. Баратынский в первой строке стихотворения «Водопад»: «Шуми, шуми с крутой вершины»?

а) Ассонанс.

б) Аллитерация.

  1. Из какого количества частей состоит стихотворение Н.А. Некрасова «Накануне светлого праздника»?

а) 3.

б) 2.

в) 1.

  1. Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:

- А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

а) И.С. Тургенев «Два богача».

б) И.С. Тургенев «Воробей».

  1. Как Сашка-цыган из рассказа Е.И. Носова оказался в Варькиной деревне?

а) Скрывался вместе с матерью от отца, принуждавшего их к кочевой жизни.

б) Приехал с матерью после того, как их бросил отец.

в) Был отправлен на работу в колхоз за то, что убил отцовского коня.

  1. За что после случая, описанного в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка», строго наказывают ребятам в деревнях?

а) Чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

б) Чтобы обходили стороной лес.

в) Чтобы сразу сообщали взрослым о том, что в деревне появилась куница.

  1. Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:

«Ее детство было бесприютным и голодным, но детство самая счастливая пора жизни. Особенно хороша была первая весна, майские дни за городом. Запах земли и молодой травы наполнял душу счастьем. Ощущение радости было пронзительным, прямо-таки невыносимым, ей иногда даже есть не хотелось от счастья».

а) В. Гроссман «Собака».

б) И.С. Тургенев «Муму».

  1. Когда скончался генерал из произведения Н.С. Лескова «Привидение в инженерном замке»?

а) Осенью.

б) Летом.

в) Зимой.

  1. Признаки какого литературного жанра отмечают критики в произведении «Чудесный доктор»?

а) Фантастический рассказ.

б) Пасхальный рассказ.

в) Рождественский рассказ.

11. Из-за чего коростель из рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» не смог улететь в теплые края?

а) Он был слепым.

б) У него не было крыльев.

в) У него не было лапки.

12. Зачем медведь следовал за учительницей до города? (По рассказу И.С. Соколова-Микитова «Медведь-провожатый»)

а) Хотел проводить учительницу, пока она шла по лесу.

б) Хотел нанести вред учительнице.

13. Почему героям из рассказа А. Приставкина «Фотографии» важно было пересматривать фотографии?

а) Людочка не должна была  забывать маму, папу и тетю.

б) Детям в детском доме нечем было заниматься, поэтому они пересматривали фотографии.

в) Дети хвастались своими родственниками друг другу.

14. Почему герой рассказа  Ю.Я. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал» в течение нескольких лет повторял одну и ту же фразу?

а) Он хотел добиться правды.

б) Таким образом он самоутверждался.

в) Хотел, чтобы девочки обратили на него внимание.

  1. Какое чудо случилось в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»?

а) Девочкам бесплатно дали капусту.

б) Девочки нашли потерянные деньги и купили капусту.

в) Кочаны капусты упали из машины, когда она стала поворачивать, прямо к ногам девочек.

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 5 класса

2 вариант

  1. Выберите правильное продолжение определения понятия «басня»:

а) Русская народная эпическая песня о богатырях.

б) Словесное изложение каких-нибудь событий.

в) Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение

  1. Определите автора и название басни, из которой взяты следующие строки:

«И пока он смеялся,  глядя на себя в зеркало,  Слон,  Жираф,  Верблюд и Страус  поняли,  что  Носорог просто  глуп,  как  пробка.  И  они  перестали обижаться».

а) А.П. Сумароков «Волк и Ягнёнок».

б) С.В. Михалков «Захваленная певунья».

в) С.В. Михалков «Зеркало».

  1. Определите рифмовку в стихотворении Е .Баратынского «Водопад»:

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

а) Парная.

б) Перекрестная.

в) Кольцевая.

  1. От чьего лица ведется повествование в стихотворении Н.А. Некрасова «Накануне светлого праздника»?

а) От лица крестьянского мальчика.

б) От лица автора.

в) От лица кузнеца.

  1. Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:

«Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

а) И.С. Тургенев «Два богача».

б) И.С. Тургенев «Воробей».

  1. О чем решила не рассказывать Варька, главная героиня рассказа Е.И. Носова «Варька», Ленке?

а) Сашка ее поцеловал.

б) Сашка догнал ее на лошади.

в) Сашка умеет танцевать.

  1. Как называется деревня из рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка», которая стоит на горе?

а) Верески.

б) Зуяты.

в) Верейкино.

  1. Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:

«Она была умна, мало того, она была образованна. Не накопи она опыта, соответствующего технике середины XX века, она бы погибла. Ведь случайно забредшие в город сельские собаки погибали сразу, прожив на городских улицах считанные часы. Но для ее борьбы мало было технического опыта и знаний, необходимо было понимание сути жизни, нужна была жизненная мудрость».

а) В. Гроссман «Собака».

б) И.С. Тургенев «Муму».

  1. Кадеты из произведения Н.С. Лескова «Привидение в инженерном замке» недолюбливали генерала

а) за его вредные привычки.

б) за его придирчивость, суровость.

в) за чрезмерную болтливость.

  1. К кому Елизавета Ивановна отправляла мальчиков с письмом?

а) К самому богатому человеку города.

б) К барину, у которого раньше служил Мерцалов.

в) К кредитору, чтобы заложить последние вещи.

  1. Где еще рассказчику из рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» приходилось убивать?

а) Дома.

б) На войне.

в) В тюрьме.

  1. Чем был интересен ворон Петька из рассказа И.С. Соколова-Микитова «Ворон Петька»?

а) Он умел разговаривать.

б) Был большим проказником.

в) Кусал прохожих.

  1. Почему главный герой рассказа А. Приставкина «Портрет отца» оторвал обложку в книге?

а) Он был невоспитанным мальчиком и постоянно портил имущество школы.

б) На этой обложке был изображен мужчина. Мальчику хотелось верить, что это его отец.

в) Книга была все равно очень старая.

  1. Почему Воробьев - главный герой рассказа Ю.Я. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал» - признался в том, чего не совершал?

а) Он постоянно разбивал стекла. В этот раз он подумал, что если будет отрицать, то ему не поверят.

б) Хотел казаться героем в глазах одноклассников.

в) Хотел, чтобы папа пришел в школу и одноклассники его увидели.

  1. Почему девочки из рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо» не купили капусты?

а) Они потеряли деньги.

б) Им не хватило капусты.

в) Капусту в тот день не привозили.

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для  6 класса

1 вариант

  1. Какие из перечисленных произведений не относятся к фольклору?

а) Песня «Ивушка».

б) Былина «Святогор и Илья Муромец».

в) Стихотворение Д.В. Давыдова «Партизан».

г) Повесть  Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат».

а) Поэма «Лебедь».

  1. К какому жанру литературы относится произведение Г.Р. Державина?

б) Повесть.

в) Стихотворение.

  1. Где происходят события, описываемые в повести «Хаджи-Мурат»?

а) На Кавказе.

б) На Бородинском поле.

в) В Москве.

  1. Кто запретил чеченскому народу принимать у себя Хаджи-Мурата?

а) Воронцов.

б) Садо.

в) Шамиль.

  1. Какую проблему поднимает К.Г. Паустовский в рассказе «Бакенщик»?

а) Проблема уважения к родной земле.

б) Проблема взаимоотношений старших и младших.

в) Проблема бережного отношения к школьным учебникам.

  1. О каком православном празднике рассказывается в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне»? 

а) Троица.

б) Покров Пресвятой Богородицы.

в) Сретение Господне.

  1. Чей портрет описывает В. Железников в произведении «Чудак из 6 «Б»?

«Он беспокойный тип: стоит ему уехать, как тут же начинает названивать чуть ли не каждый день. Недоверчивость мешает ему наслаждаться жизнью».

а) Борис.

б) Папа Бориса.

в) Сашка.

  1. В какой класс был назначен Борька вожатым (по произведению В. Железникова «Чудак из 6 «Б»)?

а) 2 «Б».

б) 3.

в) 1 «А».

  1. От чьего лица ведется повествование в произведении А. Лиханова «Последние холода»?

а) Вадика.

б) Коли.

в) Марьи.

  1. В каком году происходит действие повести А. Лиханова «Последние холода»?

а) 1941.

б) 1943.

в) 1945.

  1. Как называется дерево, которое посадил Витя - главный герой рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех»?

а) Лиственница.

б) Ель.

в) Пихта.

  1. Почему мама Димы из рассказа А. Алексина «Домашнее сочинение» была против того, чтобы мальчик читал папины книги?

а) Он мог испортить себе зрение.

б) Чтение книги не в том  возрасте может вызвать негативное отношение к произведению.

  1. Где родился Е.И. Носов?

а) В селе Толмачево под Курском.

б) В Курске.

в) В Рыльске.

  1. Что случилось с ногой Кольши - главного героя произведения Е.И. Носова «Алюминиевое солнце»?

а) Потерял на войне.

б) После драки с преступником врачам пришлось ампутировать ногу.

в) Потерял он ногу вовсе не войне, как привычно думается при виде хромого человека.

  1. Чем увлекался Геня – герой рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»?

а) Делал кораблики из бумаги.

б) Увлекался игрой на пианино.

в) Играл в лапту.

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 6 класса

2 вариант

  1. Какие из перечисленных произведений не относятся к фольклору?

а) Песня «Ходила младёшенька по борочку».

б) Рассказ М.М. Зощенко «Монтер».

в) Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

г) Былина «Рождение богатыря».

  1. К какому жанру литературы относится произведение К.Н. Батюшкова «На развалинах замка в Швеции»?

а) Рассказ.

б) Стихотворение.

в) Сказка.

  1. Каково было имя старшего сына Хаджи-Мурата?

а) Лорис.

б) Юсуф.

в) Анзор.

  1. Что хотел Хаджи-Мурат от русских?

а) Помощи в  продвижении по карьерной лестнице.

б) Оказания содействия в спасении семьи.

в) Помощи в сокрытии от своих недругов.

  1. Как звали монтера из рассказа М. Зощенко «Монтер»?

а) Кузьма Иванович Мякишев.

б) Иван Кузьмич Мякишев.

в) Иван Кузьмич Мякишкин.

  1. О каком православном празднике рассказывается в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне»? 

а) Святой Николай Чудотворец (Никола).

б) Масленица.

в) Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи).

  1. Чей портрет описывает В. Железников в произведении «Чудак из 6 «Б»?

«У него вечно розовое лицо с двумя помидорами вместо щек. Каждый раз, когда Борис обращается к Насте, лицо этого человека становится бледным, как у мертвеца».

а) Саша - друг Бори.

б) Папа Бори.

в) Боря.

  1. Сколько двоек получил Борька, чтобы иметь возможность остаться на дополнительные занятия с Настей Моховой?

а) Две.

б) Три.

в) Целых пять.

  1. Кто не является героем повести А. Лиханова «Последние холода»?

а) Вадька

б) Мария

в) Петр

  1. Что случилось с мамой Вадима?

а) Умерла за несколько дней до завершения войны.

б) Выздоровела.

в) Продолжила лечение в тифозном бараке.

11. Чем был болен Витя - главный герой рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех»?

а) Малярией.

б) Гриппом.

в) Оспой.

  1. Почему Дима, главный герой рассказа А. Алексина «Домашнее сочинение», очень часто обращался за помощью к бабушке?

а) Ее все боялись.

б) Ее все слушали и уважали.

в) Она выполняла любой каприз внука.

  1. Где похоронен Е.И. Носов?

а) В селе Толмачево под Курском.

б) Под Москвой.

в) В Курске, на Никитском кладбище.

  1. Какое устройство решил сделать Кольша?

а) Перископ.

б) Телескоп.

в) Подзорную трубу.

  1. Какова кличка собаки из рассказа Василия Гроссмана «Собака»?

а) Дик.

б) Найда.

в) Пеструшка.

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 7 класса

 1 вариант

  1. Продолжите определение:

Былина - это

а) русская народная эпическая песня о богатырях.

б) повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,  преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

в) художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

  1. Кто был против того, чтобы Феодосий Печерский стал священнослужителем?

а) Мать.

б) Отец.

в) Брат.

  1. К какому жанру литературы относится произведение А. Фета «В лунном сиянии»?

а) Рассказ.

б) Стихотворение.

в) Басня.

4. Что такое аллегория?

а) Красочное определение.

б) Скрытое сравнение.

в) Выражение, заключающее в себе скрытый смысл.

  1. Назовите название произведения, из которого взяты строки, и его автора.

«Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек»

а)  «Голуби» И.С. Тургенев.

б) «Куропатки» И.С. Тургенев.

в) «Собака» И.С. Тургенев.

6. Кому принадлежит данный портрет (по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»)?

«Войницын подвел меня к человеку маленького роста, с высоким хохлом и усами, в коричневом фраке и пестром галстуке. Его желчные, подвижные черты действительно дышали умом и злостью. Беглая, едкая улыбка беспрестанно кривила его губы; черные, прищуренные глазки дерзко выглядывали из-под неровных ресниц».

а) Петр Петрович Лупихин.

б) Иван Васильевич Самоквасов.

в) Петр Николаевич Рязанцев.

  1. Как звучала «лошадиная» фамилия одного из героев рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»?

а) Жеребеев.

б) Овсов.

в) Кобылеев.

  1. Найдите соответствия между диалектными словами и общеупотребительными из стихотворения С.А. Есенина «В хате»:

1.Дежка                     А.Запеченные лепешки из картофеля

2.Махотка                  Б.Кадушка для кваса

3.Драчены                 В. Горшок для хранения кваса или молока

  1. Какую фигуру речи использует Н. Рубцов в первой строфе стихотворения «Купавы»?

Как далеко дороги пролегли!

Как широко раскинулись угодья!

Как высоко над зыбким половодьем

Без остановки мчаться журавли!

а) Антитеза.

б) Эпифора.

в) Анафора.

10.Назовите произведение А.П. Гайдара, где действующими лицами являются следующие герои: Тимур, Коля Колокольчиков, девочка Женя?

а) «Тимур и его команда».

б) «Горячий камень».

11. Какова  тема рассказа К.Д. Воробьева «Настя»?

а) Тема войны.

б) Тема детства.

в) Тема отцов и тетей.

  1. Какова главная мысль произведения Е.И. Носова «Тридцать зерен»?

а) Человек должен дружить с животным миром и помогать ему, тем самым оставаясь Человеком.

б) Надо помогать бедным.

в) Надо помнить добро.

  1. Какой призыв звучит в рассказе Е.И. Носова «Покормите птиц зимой»?

а) Покормить птиц.

б) Призыв к милосердию и состраданию ко всему живому.

в) Заботиться о птицах зимой.      

  1. Какова главная мысль произведения Д.С. Лихачева «Земля родная»?

а) Человек и Земля существуют только вместе. От него зависит сохранность Земли и приумножение ее богатств.

б) Беречь Землю.

в) Приумножать богатства.

  1. Какова тема рассказа В.П. Деткова «Сирень»?

а) Тема бережного отношения к природе.

б) Тема войны.

в) Тема первой любви.

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 7 класса

2 вариант

  1. Продолжите определение:

 Житийная литература - это

а) литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

б) раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей.

в) русская народная эпическая песня о богатырях.

  1. Какое имя было у Серафима Саровского до иноческого пострига?

а) Сергей.

б) Прохор.

в) Николай.

  1. К какому роду литературы относится произведение А. Фета «Это утро, радость эта»?

а) Драма.

б) Эпос.

в) Лирика.

  1. Назовите автора и произведение, из которого взяты строки:

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже

а) И.А. Крылов  «Листы и корни».

б) И.А. Крылов «Мартышка и очки».

в) И.А. Крылов «Обоз».

  1. Назовите название произведения, из которого взяты строки, и его автора.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

— А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

а) «Собака» И.С. Тургенев.

б)  «Враг и друг» И.С. Тургенев.

в) «Голуби» И.С. Тургенев.

6.  Кому принадлежит данный портрет (по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»)?

«Однако я начинал несколько скучать, как вдруг ко мне присоседился некто ..., недоучившийся молодой человек, проживавший в доме Александра Михайлыча в качестве… мудрено сказать, в каком именно качестве. Он стрелял отлично и умел дрессировать собак. Я его знавал еще в Москве. Он принадлежал к числу молодых людей, которые, бывало, на всяком экзамене «играли столбняка», то есть не отвечали ни слова на вопросы профессора».

а) Козельский.

б) Лупихин.

в) Войницын.

  1. Какова фамилия главного героя,  отставного генерал-майора,  из произведения А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»?

а) Булдеев.

б) Лошаков.

в) Коренной.

  1. С какой целью С.А. Есенин в стихотворении «В хате» употребляет диалектные слова?

а) Чтобы запутать читателя.

б) Автор не знал общеупотребительных слов, так как был выходцем из села.

в) Для воссоздания деревенского колорита.

  1. Какую фигуру речи использует Н. Рубцов в строчках из стихотворения «В старом парке»?

Подует ветер!

Сосен темный ряд

Вдруг зашумит...

а) Инверсия.

б) Риторический вопрос.

в) Риторическое обращение.

  1. Почему дедушка, из рассказа А.П. Гайдара, не стал разбивать камень?

а) Он забыл взять с собой инструменты.

б) Никаких плохих поступков в жизни дедушка не совершил, поэтому жить заново он не хочет.

в) У него не было сил, чтобы разбить камень.

11. Почему К.Д. Воробьев решил написать рассказ о Насте?

а) Она жила недалеко от него.

б) Светлее и чудеснее Насти автор  ничего другого в то лето не встретил...

в) Она была очень красива.

  1. Какова главная мысль произведения Е.И. Носова «Тридцать зерен»?

а) Работать нужно только по утрам.

б) Не впускать в дом птиц.

в) Человек должен дружить с животным миром и помогать ему, тем самым оставаясь Человеком.

  1. Какое средство выразительности использует Е.И. Носов в отрывке из рассказа «Покормите птиц!»?

«Цепенящие морозы, секущий колючей крупкой ноябрь, промозглый ноябрь, заиндевелый  январь, пугающий омертвелостью ветвей декабрь»

а) Эпитеты.

б) Сравнения.

в) Метафоры.

  1. Кем был Василий Михайлович Песков?

а) Журналистом, фотокорреспондентом, писателем.

б) Спортсменом.

в) Выдающимся деятелем искусства.

  1. Какова тема рассказа В.П. Деткова «Сирень»?

а) Тема бережного отношения к природе.

б) Тема первой любви.

в) Тема детства.

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 8 класса

1 вариант

  1. Кто является автором «Повести о разорении Рязани Батыем»?

а) А.С. Пушкин.

б) Русский народ.

в) М.Ю. Лермонтов.

  1.  Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета? (По «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

а) Павел и Фёкла. 

б) Давид и Ефросиния. 

в) Владимир и Василиса. 

3. В каком веке было написано произведение «Поучение Владимира Мономаха»?

а) XI

б) IX

в) XII

  1. Кто из героев комедии Д.И. Фонвизина не старается казаться умнее, чем есть на самом деле?

а) Бригадирша Акулина Тимофеевна. 

б) Бригадир Игнатий Андреевич.

в) Иванушка.

5. От кого рассказчик услышал историю о тупейном художнике? (По произведению Н.С. Лескова «Тупейный художник»)

а) От Дросиды Петровны.

б) От графа Каменского.

в) От Любови Онисимовны.

6. Что натолкнуло на воспоминания о молодости уже пожилого Дмитрия Санина? (По повести И.С. Тургенева «Вешние воды»)

а) Любовные письма.

б) Гранатовый крестик.

в) Засохшая роза.

  1. Почему Анна вышла замуж за Модеста Алексеича? (По рассказу А.П. Чехова «Анна на шее»)

а) Девушку заставили выйти за него замуж

б) Анна хотела поправить свое материальное положение.

в) Девушка в него влюбилась.

  1. Как относился Василий к Сверчку? (По рассказу И.А. Бунина «Сверчок»)

а) С уважением.

б) По дружески.

в) Часто подшучивает над ним, а то и откровенно издевается над ним.

9. Повесть К.Г. Паустовского «Золотая роза» рассказывает о

а) о трудной жизни в чужом краю.

б) о первой любви.

в) о сущности писательского труда.

  1. Как назывались васильки из рассказа К.Д. Воробьева «Синель»?

а) Васильки

б) Волошки.

в) Синель.

  1. Назовите автора и произведения, из которого взяты эти строки:

«Горе пришло разом с зимой. Какие ж тогда лягушки! Все под снегом. А есть ведь все равно хочется. И даже больше, чем летом. Конечно, без бабки Кольке перезимовалось бы легче. Ведь он все ел. И хлеб. И кукурузу. И сырое тесто прямо из дежки, если она была плохо прикрыта. Жил-то он в хате».

а) Е.И. Носов «Белый гусь».

б) К.Д. Воробьев «Синель».

в) К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты».

  1. Что означало слово «акция» для военнопленных из рассказа К.Д. Воробьева «Седой тополь»?

а) Пленные останутся без крошки еды  и без воды.

б) Пленные могут приобрести товар по сниженным ценам.

  1. Что символизирует пуповинка, которую дает мать Касьяну, когда он отправляется на войну?

а) Прощание не только с родственниками, но и со всем миром.

б) Тем самым хочет показать, что они навеки связаны.

в) Пуповина - это напоминание о родственниках, которые ждут дома.

  1. Что (кто), по мнению В.В. Овечкина, является причиной неудач в сельском хозяйстве?

а) Малограмотные люди.

б) Недобросовестное руководство.

в) Отсутствие нужного количества техники.

  1. Перечислите роды литературы.

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 8 класса

2 вариант

1. Какой период русской истории описан в «Повести о разорении Рязани Батыем»?

а) Монголо-татарское нашествие.

б) Семилетняя война.

в) Отечественная война.

  1. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра? (По «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

а) Пётр должен был жениться на Февронии.

б) Он должен был истоптать три пары железных сапог. 

в) Он должен был её богато одарить. 

  1. Кем был Владимир Мономах?

а) Священнослужитель.

б) Русский князь.

в) Ученый.

  1. Какова тема пьесы Д.И. Фонвизина «Бригадир»?

а) Сатирическим осмеянием нравственных пороков общества.

б) Любовь Софьи и Добролюбова.

в) Невежество Иванушки.

  1. Кем Любовь Онисимовна служила в театре Каменского?

а) Гримером.

б) Актрисой.

в) Прачкой.

6. В каком городе Санин познакомился с очаровательной итальянкой Джеммой? (По повести И.С. Тургенева «Вешние воды»)

а) Франкфурт.

б) Париж.

в) Венеция.

  1. Кто в рассказе произносит слова: «У вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее»? (По рассказу А.П. Чехова «Анна на шее»)

а) Модест Алексеич

б) Его сиятельство

в) Петр Леонтьич

  1. Что случилось с сыном Сверчка? (По рассказу И.А. Бунина «Сверчок»)

а) Он замерз.

б) Уехал в другую деревню.

в) Он женился.

  1. С чем сравниваются слова писателя или поэта в повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»?

а) Со звездами на небосклоне.

б) С водой в речке.

в) С золотой пылью.

  1. Как назывался фильм, на просмотр которого отправились герои рассказа К.Д. Воробьева «Синель»?

а) «Пираты Карибского моря»

б) «Бухта смерти»

в) «Белый Бим Черное ухо»

  1. Назовите автора и произведения, из которого взяты эти строки:

«Бабка думает, что только людям одним бывает трудно. А другим всем на свете так это — ничего... Костику даже вспоминать не хочется, как все это случилось с аистихой. Может, ей второе яйцо захотелось тогда поскорее снести. А может, к этому первому торопилась. Но только она нечаянно заплуталась крыльями в электрических проводах и... убило ее током».

а) Е.И. Носов «Кукла»

б) К.Д.Воробьев «У кого поселяются аисты»

в) К.Д. Воробьев «Синель»

  1. Что делали в лагере Саласпилс с человеком, который только что умер?

а) Его хоронили в общей могиле.

б) Его расстреливали перед тем, как похоронить.

  1. Носил ли лапти Касьян из повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» после солдатчины?

а) Лапти только и носил, ноги должны были отдохнуть от солдатских сапог.

б) Носил всегда сапоги, но к покосу каждый год плел новые лапти.

в) Да, все теплое время года носил лапти.

  1. Какой город стал прообразом районного центра Троицка в очерках В.В. Овечкина «Районные будни»?

а) Льгов.

б) Обоянь.

в) Рыльск.

  1. Перечислите жанры литературы.

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 9 класса

 1 вариант

  1. К какому жанру древнерусской литературы относиться произведение «Житие Сергия Радонежского»?

а) Повесть.

б) Житийная литература.

в) Притча.

  1. Почему Настя из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», увидев письмо от мамы, не стала его читать, а положила в сумку?

а) Настя не общалась с мамой.

б) Настя решила его прочесть позже. Она подумала, что если мама пишет, то она жива и с ней все хорошо.

3. Определите автора и произведение, из которого взяты следующие слова:

«Рожденный ползать – летать не может»

а) И.С. Тургенев «Вешние воды»

б) М. Горький «Песня о Соколе»

в) А.А. Фет «Кактус»

  1. В каком городе происходит действие, описанное в произведении А.С. Грина «Зеленая лампа»?

а) В Москве.

б) В Лондоне.

в) В Париже.

  1. С какой целью мальчик Вася – герой произведения Ю. Нагибина «Старая черепаха», продал свою черепаху?

а) Хотел купить новый конструктор

б) Хотел купить двух маленьких черепашек, ведь прежняя черепаха была стара.

в) Хотел на вырученные деньги купить подарок маме на день рождения.

  1. Что придумали мама и бабушка главного героя повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось», чтобы разлучить юных влюбленных?

а) Мнимую болезнь мамы.

б) Мнимую болезнь бабушки.

в) Поступление парня в другом городе.

7. Почему Санин, главный герой повести И.С. Тургенева, опоздал на дилижанс?

а) Он засиделся у Леоноры Розелли.

б) Он передумал ехать в Берлин.

в) Эмиль не отпустил Санина

  1. Определите жанр произведения А. Суркова «Утро победы»:

а) Рассказ.

б) Стихотворение.

в) Повесть.

  1. Какова особенность композиции рассказа А.А. Фета «Кактус»?

а) Кольцевая

б) Рассказ в рассказе

в) Зеркальная

  1. За что Пушкин - главный герой рассказа Ю. Олеши «Друзья», любил Виленьку?

а) За его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

б) За то, что он всегда давал ему списывать.

в) За то, что он всегда защищал его от старшеклассников.

  1. Какова главная мысль очерка К. Симонова «Свеча»?

а) Автор хотел показать беспомощность пожилой женщины во время Великой Отечественной войны.

б) Огонь на могилах погибших должен гореть вечно. Мы должны помнить их подвиг.

  1. Кого описывает В. Каверин в романе «Два капитана»?

«Он приходил – грузный, коренастый, усатый, в маленькой суконной шапочке, в брезентовых штанах. Мать говорила и говорила, а он молча ел и только откашливался изредка да вытирал усы. Потом он брал детей – меня я сестру – и заваливался на кровать. От него пахло пенькой, иногда яблоками, хлебом, а иногда каким-то протухшим машинным маслом».

а) Отца главного героя.

б) Дедушку.

  1. Какой фигуру речи использует Э. Асадов в стихотворении «Письмо с фронта» в следующих словосочетаниях:

Пишу я, читаешь письмо ты, грустила ты?

а) Анафора.

б) Инверсия.

  1. Как представился Егор Дремов, когда пришел домой в отпуск после длительного лечения? (По рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»)

а) Егор Дремов, лейтенант.

б) Лейтенант, Герой Советского Союза Громов.

  1. Каких писателей и поэтов Курской области вы знаете? Напишите, какие произведения вам известны?

 

Промежуточная аттестация по родной литературе для 9 класса

2 вариант

  1. К какому жанру древнерусской литературы относиться произведение «Житие Сергия Радонежского»?

а) Житийная литература.

б) Роман.

в) Поучение.

  1. Как называлась деревня, в которой жила главная героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»?

а) Ивановка.

б) Колодное.

в) Заборье.

  1. Определите автора и произведение, из которого взяты следующие слова: «Безумству храбрых поем мы песню!»

а) А.С. Грин «Зеленая лампа».

б) В.П. Астафьев «Рукавички».

в) М. Горький «Песня о Соколе».

  1. С какой целью Стильтон - главный герой произведения А.С.Грина «Зеленая лампа», сказал Джону Иву зажигать зеленую лампу?

а) Таким образом он хотел дисциплинировать Джона Ива.

б) Стильтон считал, что  люди - лучшие игрушки, и решил сделать такую игрушку из бездомного бродяги.

в) Джон Ив таким образом должен был  зарабатывать себе деньги.

  1. Чему учит нас Ю. Нагибин с помощью рассказа «Старая черепаха»?

а) Нужно отвечать за тех животных, которых мы приручили.

б) Нужно помогать старшим.

  1. Чем закончилась повесть Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось»?

а) Приятной встречей юных влюбленных.

б) Разлукой влюбленных.

б) Ссорой между мальчиком и девочкой.

  1. Какие жизненные уроки можно получить, прочитав повесть А. Алексина «А тем временем где-то»?

а) Уроки милосердия.

б) Уроки взаимопомощи.

в) Уроки бережного отношения к животным.

  1. Определите жанр произведения Н. Ушакова «Накануне»:

а) Повесть.

б) Роман.

в) Стихотворение.

  1. Какую задачу ставил перед собой А.А. Фет, когда писал рассказ «Кактус»?

а) Показать пение цыганки Стеши.

б) Показать, как расцветает кактус.

в) Донести до читателя, что красота вечна. Искусство должно создавать прекрасное, тем самым пробуждая человека и приобщая его к духовности.

  1. Что объединяло главных героев рассказа Ю. Олеши «Друзья»?

а) Все они жили на одной улице.

б) Все они писали стихи.

в) Все они занимались в одном кружке.

  1. Зачем главная героиня очерка К. Симонова «Свеча» зажигает венчальную свечку на могиле погибшего солдата?

а) Женщина считает, что каждый солдат-защитник должен быть похоронен с почестями.

б) Так она прощается с погибшим.

  1. О ком идет речь? (По роману В. Каверина «Два капитана»)

«Простоволосая, босая, она стояла в сенях и даже не оборачивалась, когда кто-нибудь проходил в дом. Она все молчала, только изредка рассеянно говорила два-три слова. И она как будто боялась меня. Когда я начинал «говорить», она с болезненным выражением затыкала уши. Как будто стараясь что-то припомнить, она проводила рукой по глазам, по лбу»…

а) Тетя Даша.

б) Мать главного героя.

  1. Каким средством выразительности являются следующие словосочетания из стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта»: неласковым небом, свистя беззаботно, сыновний привет, далеким победам, солдатской дорогой. 

а) Эпитеты.

б) Метафоры.

  1.  Как звали невесту героя рассказа А.Н. Толстого «Русский характер»?

а) Мария.

б) Катя.

в) Настя.

  1. Каких писателей и поэтов Курской области вы знаете? Напишите, какие произведения вам известны?