Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература».

Данная рабочая программа  разработана для 8 класса и рассчитана на 35 часов. В ее основе лежит углубленное изучение жизни и творчества Е.И. Носова.

Автор-разработчик: Маренкова Наталья Вячеславовна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родная (русская) литература» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

8 класс

1. Пояснительная записка.

Сроки реализации программы – 1 год.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса родной литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

Рассчитана на 35 часов.

Литература для учащихся являет собой особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где преобладает метафоричность и ассоциативность. Приобщение к миру литературы предполагает знакомство учащихся со своеобразием национальной, а также региональной литературы, глубиной, емкостью, афористичностью родной речи. Сопричастность к общечеловеческим ценностям способствует обогащению их внутреннего духовного мира посредством влияния эстетической функции слова, стилистически окрашенной речи. Через осознание самобытности культуры и традиций своего народа и культур других народов осуществляется духовно-нравственное воспитание учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Целями изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основными задачами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8-х классов.

В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.

В ходе изучения учебного предмета «Родная (русская) литература» обучающиеся приобретут опыт оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя); слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Личностные результаты

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства, своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу);

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познавательной деятельности;

- умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 - уважение к России, ее языку и культуре;

 - устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- потребность в чтении.

Метапредметные результаты

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- адекватное понимание художественного текста, умение делать его смысловой анализ;

- восприятие художественного текста как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- выявление и интерпретация авторской позиции, определение своего к ней отношения, и на этой основе формирование собственных ценностных ориентаций;

- определение актуальности произведений для читателей разных поколений и диалог с другими читателями;

- анализ произведений разной жанровой природы, аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному произведению;

- создание собственного текста аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставление произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

III. Содержание программы учебного предмета «Родная (русская) литература».

Введение (1 час)

«Слово о Мастере». Знакомство с содержанием курса «Родная (русская) литература. Наследие Е.И. Носова.

Из выступления на церемонии вручения Е.И. Носову премии Солженицына (3 часа)

«…И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами, а в диалогах – живейший русский язык…» (А. Солженицын).
Из выступления на церемонии вручения Е.И. Носову премии Солженицына.

РР Эссе «Мой Носов».

Эти непростые 50-годы (2 часа)

Е.И. Носов. «На рыбачьей тропе». Обзор первого сборника писателя.

Е.И. Носов. «На рыбачьей тропе». Обзор первого сборника писателя.

Человек на Земле (12 часов)

Е.И. Носов. «Шумит луговая овсяница». Философское осмысление природы – отношение человека к природе. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру.

Е.И. Носов. «В чистом поле за проселком». Значение образов природы.

Е.И. Носов. «Шуба». Восприятие окружающего мира глазами героев произведения.

Е.И. Носов. «Подпасок». Смысл названия рассказа.

Е.И. Носов. «За долами, за лесами». Лиризм произведения.

Е.И. Носов. «Домой за матерью». Нравственные проблемы рассказа.

Е.И. Носов. «Потрава». Проблема ответственности человека за свое  поведение.

Е.И. Носов. «Варька». Изображение духовной и физической мощи человека.

Е.И. Носов. «Храм Афродиты». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Е.И. Носов. «Течет речка». Сюжет рассказа. Анализ эпизодов.

Е.И. Носов. «И уплывают пароходы, и остаются берега». Послевоенные судьбы фронтовиков. Трудный быт простого человека.

Е.И. Носов. Контрольный опрос «По страницам прочитанного».

Береги в себе человека (5 часов)

Е.И. Носов. «Яблочный спас». Пристальный интерес к сложному духовному миру человека.

Е.И. Носов. «Яблочный спас». Нравственные основы характера героев.

Е.И. Носов. «Карманный фонарик». Вера в силы народного духа, золотые сердца русских крестьян.

Е.И. Носов. «Кукла». Влияние человека на окружающую среду. Протест против равнодушия к окружающему.

Е.И. Носов. «Кукла». Акимыч и герой-повествователь.

Остаться человеком в пламени войны (12 часов)

Просмотр фильма «Красное вино Победы».

Е.И. Носов. «Живое пламя». Традиции русской военной прозы в произведениях Е.И. Носова. Красный мак – символ памяти жертв войны.

Е.И. Носов. «Шопен, соната номер два». Углубление темы Великой Отечественной войны в творчестве Е.И. Носова.

Е.И. Носов. «Шопен, соната номер два». Боль за тех, кто погиб, и вера в молодое поколение. Подвиг отцов и дедов.

Е.И. Носов. «Костер на ветру». Глубокое уважение Е.И. Носова к русскому народу, преклонение перед его великим подвигом.

Е.И. Носов. «Памятная медаль». Тема подвига и памяти в рассказе. Трагичность судеб фронтовиков.

Сочинение «Какой рассказ Е.И. Носова мне особенно понравился?».

Проект «Имя Е.И. Носова на карте города».

Читательская конференция «По страницам рассказов Е.И. Носова».

Подведение итогов года.

IV. Учебно-тематический план/

8 класс

№ пп

Тема

Кол-во

часов

В том числе

 

Контрольные работы

 

РР

Проект

1.     1

Введение

1

 

 

2.     2

Из выступления на церемонии вручения Е.И. Носову премии Солженицына

3

1

 

3.     3

Эти непростые 50-годы

 2

 

 

 

4

Человек на Земле

 12

 

     1

 

5

Береги в себе человека

5

 

 

 

6

Остаться человеком в пламени войны

12

 

     2

1

 

Итого

35

 

 

 

 

Тематическое планирование по родной (русской) литературе 8 класс

 (35 ч., 1ч. в неделю)

№ п.п.

Наименование разделов, тем по программе и тем занятий

Кол-во часов

Введение - 2 ч.

1

«Слово о Мастере». Знакомство с содержанием курса «Родная (русская) литература. Наследие Е.И. Носова

1

 

Из выступления на церемонии вручения Е.И. Носову премии Солженицына (3 часа)

 

2-3

«…И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами, а в диалогах – живейший русский язык…»

(А. Солженицын)

2

4

РР Эссе «Мой Носов»

 

Эти непростые 50-годы

5

Е.И. Носов. «На рыбачьей тропе». Обзор первого сборника писателя

1

6

Е.И. Носов. «На рыбачьей тропе». Обзор первого сборника писателя

1

 

Человек на Земле

 

7

Е.И. Носов. «Шумит луговая овсяница». Философское осмысление природы – отношение человека к природе. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру

1

8

Е.И. Носов. «В чистом поле за проселком». Значение образов природы

1

9

Е.И. Носов. «Шуба». Восприятие окружающего мира глазами героев произведения

1

10

Е.И. Носов. «Подпасок». Смысл названия рассказа

1

11

Е.И. Носов. «За долами, за лесами». Лиризм произведения

1

12

Е.И. Носов. «Домой за матерью». Нравственные проблемы рассказа

1

13

Е.И. Носов. «Потрава». Проблема ответственности человека за свое поведение

1

14

Е.И. Носов. «Варька». Изображение духовной и физической мощи человека

1

15

Е.И. Носов. «Храм Афродиты». Сила внутренней, духовной красоты человека

1

16

Е.И. Носов. «Течет речка». Сюжет рассказа. Анализ эпизодов

1

17

Е.И. Носов. «И уплывают пароходы, и остаются берега». Послевоенные судьбы фронтовиков. Трудный быт простого человека

1

18

Е.И. Носов. Контрольный опрос «По страницам прочитанного»

1

Береги в себе человека

19

Е.И. Носов. «Яблочный спас». Пристальный интерес к сложному духовному миру человека

1

20

Е.И. Носов. «Яблочный спас». Нравственные основы характера героев

1

21

Е.И. Носов. «Карманный фонарик». Вера в силы народного духа, золотые сердца русских крестьян

1

22

Е.И. Носов. «Кукла». Влияние человека на окружающую среду. Протест против равнодушия к окружающему

1

23

Е.И. Носов. «Кукла». Акимыч и герой-повествователь

1

 

Остаться человеком в пламени войны

 

24

Просмотр фильма «Красное вино Победы»

1

25

Е.И. Носов. «Живое пламя». Традиции русской военной прозы в произведениях Е.И. Носова. Красный мак – символ памяти жертв войны

1

26

Е.И. Носов. «Шопен, соната номер два». Углубление темы Великой Отечественной войны в творчестве Е.И. Носова

1

27

Е.И. Носов. «Шопен, соната номер два». Боль за тех, кто погиб, и вера в молодое поколение. Подвиг отцов и дедов

1

28

Е.И. Носов. «Костер на ветру». Глубокое уважение Е.И. Носова к русскому народу, преклонение перед его великим подвигом

1

29

Е.И. Носов. «Памятная медаль». Тема подвига и памяти в рассказе. Трагичность судеб фронтовиков

1

30-31

Сочинение «Какой рассказ Е.И. Носова мне особенно понравился?»

2

32

Проект «Имя Е.И. Носова на карте города»

1

33-34

Читательская конференция «По страницам рассказов Е.И. Носова»

2

35

Подведение итогов года

1

Информационный материал

Носов Е.И. Храм Афродиты. Повести, рассказы. Красноярск. Книжное издательство. 1977. 438 с.

Книга о Мастере.  - Изд.: Крона, 1998

Носов Е.И. - Собрание сочинений в 5 томах. – Изд.: Русский путь, 2005. 2096 с.

Носов Е.И. На рыбачьей тропе (Рассказы о природе).

Евгений Иванович Носов*Электронный ресурс+ // Курский литературный музей: официал. сайт. Режим доступа: http://www.литературный-музей.рф/writers/nosov.

Литературная карта Курского края*Электронный ресурс+// Курская обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева: официал. портал. Режим доступа: http://kurskonb.ru/our-booke/site/persons/en.html.

Живое пламя. Евгений Носов *Электронный ресурс+: пересказ рассказа Евгения Носова за 2 мин. // YouTube: видео-сайт. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=j4e2n8nu38Y.

Красное вино победы. По рассказу Евгения Носова (1988) *Электронный ресурс+ // YouTube : видео-сайт. Режим доступа: http://www.mega-stars.ru/video-yt/CCcovGsnC1s.php.

Инсценировка режиссера Константина Антропова (56 мин.) по рассказу Е. Носова «Красное вино победы». Родной край соловьиный. Урок 8. Писатель Евгений Носов *Электронный ресурс+: видео о жизни писателя // ТОП книг. Режим доступа: http://top-knig.ru/nosov-e-i/.

СТС-Курск. Городские истории. Евгений Носов. 16 января 2015 года *Электронный ресурс+ // YouTube : видео-сайт. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=q9z4LNiPyIg. –(14.07.2018).

Репортаж (около 6 мин.) курского телевидения о памятниках, посвященных Е. И. Носову. Интервью со скульпторами Владимиром Бартеневым (памятник «Е. И. Носов») и Юрием Киреевым (памятник героям рассказа «Белый Гусь). Здесь представлены материалы о музейной комнате, располагающейся в курской школе N27, о коллекциях Литературного музея и Курской областной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева, связанных с жизнью и творчеством Е. И. Носова.