Слово является смыслоразличительной единицей речи. Контекстуальный смысл художественного слова может отличаться от значений, закреплённых с словарях, получать неожиданные оттенки, ломать устоявшиеся стереотипы.

Чтобы научиться ценить родное слово как достояние национальной культуры, необходимо вовлекать ребёнка в процесс живого и культурологического общения с мастерами слова. Для этого и был создан педагогический проект «Соловушка».

 

Автор: Барышникова Ольга Олеговна

 

Читательский проект «Соловушка»

как средство воспитания ценностного отношения к родному (русскому) языку

           

 В 2016 году составителями хрестоматии для чтения в начальной школе выступила инициативная группа учителей начальных классов МБОУ СОШ №59 и преподавателей кафедры дошкольного, и начального образования КИРО. В издательстве «Славянка» при поддержке КРО СП вышла хрестоматия, в которую вошли произведения курских авторов – классиков и современников.

Новизна проекта состоит в том, что ребёнок младшего школьного возраста может включиться сам в творческий процесс, в словесную игру, общение, попробовать себя в роли автора или соавтора. Произведения подобраны с учётом особенностей детского мировосприятия. Вопрос «Что понял юный читатель?» становится более актуальным, чем вопрос «Что думает автор?».

В 2019 году пособие «Соловушка» стало востребованным учителями начальных классов для реализации курсов «Родной (русский) язык и «Литературное чтение на родном (русском) языке. В новое издание были добавлены тексты, иллюстрирующие темы программ этой предметной области. Стихотворные и прозаические тексты, вошедшие в обновлённое издание, помогают в изучении лексики (диалектизмы, заимствованная лексика, синонимы и антонимы в письменной и устной речи и т.п.), вызывают интерес к истории русской грамматики и орфографии, наглядно демонстрируют художественное переосмысление слова-образа.В качестве примера можно привести рассказ Л.Ф. Медведева «Вопросы, вопросы, вопросы…», стихотворения В.М. Шеховцова «Несколько слов об архаизмах», «О мерах русской длины», А.Ф. Шитикова «Богомолка», М. Колосова «Луна на верёвочке»  и др.

Литературные конкурсы «Мастерская слова: зёрна добра и красоты» и «Родное слова в цифровом пространстве» - два конкурса в рамках единого проекта, они направлены на развитие умений детей понимать, интерпретировать, оценивать текст и создавать на основе собственных читательских оценок и жизненного опыта оригинальное жанровое литературное произведение (рассказ, сказке, миниатюру, стихотворение и т.п.) и (или) мультимедийный продукт на основе литературного текста (произведения курского автора или конкурсного сочинения).

Конкурс «Мастерская слова: зёрна добра и красоты» проводится кафедрой дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики ежегодно, начиная с 2019 года. Он предполагает написание оригинальных сочинений в заданном жанре и (или) на тему (проблему), которую поднимает писатель-земляк. Индуктором может быть художественный образ, цитата, поэтическая строка… В 2022 году индуктором детского словесного творчества стали образы миниатюр В.П. Деткова (бабушкины пироги, Матрёшка, прочитанная книга, родник, тропа, крыша дома и т.д.). На основе читательских впечатлений в собственном сочинении надо было создать свой художественный образ, раскрывающий смысл нравственного понятия или чувства (например: «щедрость, бескорыстие, память, благодарность, преданность, доверие, уважение к старшим, любовь к родителям и др.). Сюжеты для жанрового сочинения предлагалось брать из жизненного или читательского опыта.

Педагоги образовательных организаций общего и дополнительного образования г. Льгова в 2019 году инициировали проведение творческого конкурса для учащихся и педагогов начальной школы «Родное слово в цифровом пространстве». Его участники – учащиеся и педагоги – создают мультимедийную работу (видеоролик, буктрейлер, мультфильм) на основе литературного текста или конкурсного сочинения. Цель конкурса – вызвать интерес ребёнка к чтению, научить выделять главное в тексте, отражать смысл прочитанного в визуальном образе.

Читательский проект «Соловушка» не теряет своей актуальности. Хрестоматия, разработки авторских программ, сценарии уроков, дидактические материалы  востребованы педагогами Курской области в целях литературного образования, художественного развития и воспитания ценностного отношения к слову.  Вариативная часть рабочей программы по литературному чтения на родном (русском) языке предполагает изучение региональной литературы. Учитель начальных классов самостоятельно определяет круг чтения для реализации вариативной части программы. Конкурсные номинации для педагогов предполагают написание сочинений-размышлений на тему: «Произведения писателя-земляка в круге детского чтения». Конкурсанты самостоятельно отбирали произведение, которое, с педагогической точки зрения, обладает художественной ценностью, имеет ценностный воспитательный потенциал для современного младшего школьника, и может быть доступно его пониманию.  В число избранных курских авторов вошли как известные: Евгений Носов, Константин Воробьёв, Аркадий Гайдар, Юрий Асмолов. Владимир Детков, Егор Полянскийи др.), так и малоизвестные широкому кругу авторы, известные в районе, живущие или жившие рядом,почитаемые своими земляками(Елена Долгих, Владимир Снегирёв, Надежда Бесфамильная и др.).

В планах создателей проекта – пополнение хрестоматии новыми произведениями, в частности её раздела «К малой родине любовь», а также поддержка детского и педагогического словесного творчества.  Чтобы понять смысл любого события или явления – надо его эмоционально пережить. Эту возможность даёт искусство слова. Художественное произведение, призывающее читателя вступить в диалог с автором – это самый верный и короткий путь в формировании внутренней позиции читателя и его ценностных ориентиров.