Урок родного языка (русского) в 5 классе посвящен орфоэпии, нормам произношения и ударения.
Разработчик: Евдокимова Любовь Николаевна
Цели: формирование у обучающихся потребности владения орфоэпическими нормами русского языка.
Задачи:
- расширять знания обучающихся о предмете изучения культуры речи, орфоэпической норме, вариантах произношения, особенностях русского ударения;
- развивать словарный запас и умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- развивать коммуникативные качества речи; умения контролировать и корректировать собственную речь;
- развивать артикуляционную четкость речи;
- формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры.
УУД:
Предметные: различать варианты орфоэпической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы.
Личностные: осознавать свою этническую принадлежность, знать язык и культуры своего народа, усвоить орфоэпические нормы для использования в речи.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский родной язык. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2021 г.-176 с.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Подготовленный ученик читает стихотворение В. Громова «Мой дядя выяснял лет 40»
Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог –
Как говорить вернее: твОрог?!
А может, правильней – творОг?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог….
А как спросить: «Почем творОг?
А может, правильнее – твОрог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н-да… Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же все-таки – творОг,
А может, правильнее – твОрог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, –
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило … творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродана уже!»
- Ребята, а вы когда-нибудь были в такой ситуации, что не знали, как правильно поставить ударение в слове? (Да, были, когда не знали, как верно произносится то или иное слово).
- Как можно найти выход из сложившегося положения? (Можно спросить у старших, можно посмотреть в Интернете, можно посмотреть в словаре).
- О том, как правильно произносится данное слово, мы узнаем сегодня в течение урока. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Сегодня на уроке пойдет речь о правильном произношении слов).
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА: «Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения».
- Целеполагание. Постановка проблемы.
- Все ли слова вам понятны в теме урока? (Возможно, не все дети помнят лексическое значение слова «орфоэпия»).
- Какую цель вы поставите перед собой? (Познакомиться с нормами произношения некоторых слов).
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Найдите в Интернете или в словаре значение слова «орфоэпия».
Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) – раздел языкознания, который изучает нормативное литературное.
А. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ .
Упражнение 93 на с. 88 – прочитать текст, озаглавить его и пересказать.
Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочтительный вариант правильного произношения и правильной постановки ударения. (Данное определение обучающиеся записывают в тетрадь).
- Поставьте ударения в следующих словах: банты, свёкла, статуя, торты, центнер, шарфы, договор, договоры, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер. (Слайд презентации №1).
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения данного задания, открыв учебник на с. 92.
ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ ДАННЫХ СЛОВ для отработки правильной постановки ударения.
- Ребята, как вы думаете, а всегда ли слова в русском языке произносились одинаково? (Здесь ответы могут разделиться: кто-то ответит, что всегда одинаково, а кто-то – наоборот).
-Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, давайте познакомимся с материалом упражнения 94. (Обучающиеся читают данный текст, определяют тему текста (придумывают название), находят и зачитывают предложения, в которых содержится главная информация).
Упр. 104 – составьте словосочетания с данными словами, правильно произнося звуки, записанные в транскрипцию. (Работа проводится в виде игры «Не упусти ход». К доске приглашаются 5 человек. Они по очереди называют словосочетания со словами, указанными в тексте упражнения. Если обучающийся затрудняется произнести словосочетание, то ход переходит к следующему. Побеждает тот, кто последним называет словосочетание).
Упр. 95 – познакомьтесь с материалом упражнения и ответьте на вопрос «Как же правильно твОрог или творОг?
- Как вы понимаете помету в словаре «доп. или допуст.»?
- О том, какие еще пометы могут быть в словарях, мы узнаем, выполнив упр. 96.
Подготовленный ученик пересказывает материал упражнения 105 на с. 94.
Вывод на слайде №2 презентации: русское ударение ПОДВИЖНОЕ (может перемещаться при изменении слова, например, водА- вОды), РАЗНОМЕСТНОЕ (может падать на любую часть слова ( приставку, корень, суффикс, окончание: прИбыл, морОз, увлечЁнный, прибылА), ВАРИАТИВНОЕ (одноврЕменно и одновремЕнно).
ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ СЛОВ на с.95 для отработки правильной постановки ударения.
Понятие об ОМОГРАФАХ с. 106
Отгадайте загадки, отгадками в которых являются омографы.
- Хозяйке на кухне первое слово
Для пирогов пригодилось.
Испытывать всем дискомфорт от второго
Хоть иногда приходилось. (МукА и мУка).
- Первое слово обозначает сердце,
Печень, глаз и язык
Но а второе в торжественном зале
Очень красиво звучит. (Орган и оргАн).
- Веник возьмешь и отправишься в баню,
Первый глагол там ты точно найдешь.
Ну а второй ты найдешь в синем небе,
Если за планером будешь следить.(ПАрить и парИть)
Рефлексия:
- Ребята заполните, пожалуйста, небольшую анкету о сегодняшнем уроке.
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:
- На уроке я работал ...
- Своей работой я ....
- Урок для меня показался...
- Больше все на уроке мне понравилось....
- Считаю, что за работу на уроке мне можно поставить ...
Домашнее задание: (слайд презентации 3) - устно проанализировать таблицу из упражнения 101 и сделать вывод о произношении сочетания -ЧН- (для всех), составить словарь из слов, данных на полях параграфа 11 или выполнить письменно упр.107.