Урок родного языка (русского) в 5 классе посвящен орфоэпии, нормам произношения и ударения.

Разработчик: Евдокимова Любовь Николаевна

 

Цели: формирование у обучающихся потребности владения орфоэпическими нормами русского языка.

Задачи:

  • расширять знания обучающихся о предмете изучения культуры речи, орфоэпической норме, вариантах произношения, особенностях русского ударения;
  • развивать словарный запас и умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • развивать коммуникативные качества речи; умения контролировать и корректировать собственную речь;
  • развивать артикуляционную четкость речи;
  • формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры.

УУД:

Предметные: различать варианты орфоэпической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы.

Личностные: осознавать свою этническую принадлежность, знать язык и культуры своего народа, усвоить орфоэпические нормы для использования в речи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский родной язык. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2021 г.-176 с.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Подготовленный ученик читает стихотворение  В. Громова  «Мой дядя выяснял лет 40»

 

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог –

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, –

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творОг?

А может, правильнее –  твОрог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки – творОг,

А может, правильнее – твОрог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, –

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродана уже!»

 

- Ребята, а вы когда-нибудь были в такой ситуации, что не знали, как правильно поставить ударение в слове? (Да, были, когда не знали, как верно произносится то или иное слово).

- Как можно найти выход из сложившегося положения? (Можно спросить у старших, можно посмотреть в Интернете, можно посмотреть в словаре).

- О том, как правильно произносится данное слово, мы узнаем сегодня в течение урока. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Сегодня на уроке пойдет речь о правильном произношении слов).

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА: «Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения».

 

  1. Целеполагание. Постановка проблемы.

- Все ли слова вам понятны в теме урока? (Возможно, не все дети помнят лексическое значение слова «орфоэпия»).

- Какую цель вы поставите перед собой? (Познакомиться с нормами произношения некоторых слов).

 

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Найдите в Интернете или в словаре значение слова «орфоэпия».

Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) – раздел языкознания, который изучает нормативное литературное.

А. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ .

Упражнение 93 на с. 88 – прочитать текст, озаглавить его и пересказать.

Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочтительный вариант правильного произношения и правильной постановки ударения. (Данное определение обучающиеся записывают в тетрадь).

- Поставьте ударения в следующих словах: банты, свёкла, статуя, торты, центнер, шарфы, договор, договоры, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер. (Слайд презентации №1).

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения данного задания, открыв учебник на с. 92.

ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ ДАННЫХ СЛОВ для отработки правильной постановки ударения.

- Ребята, как вы думаете, а всегда ли слова в русском языке произносились одинаково? (Здесь ответы могут разделиться: кто-то ответит, что всегда одинаково, а кто-то – наоборот).

-Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, давайте познакомимся с материалом упражнения 94. (Обучающиеся читают данный текст, определяют тему текста (придумывают название), находят и зачитывают предложения, в которых содержится главная информация).

Упр. 104 – составьте словосочетания с данными словами, правильно произнося звуки, записанные в транскрипцию. (Работа проводится в виде игры «Не упусти ход».  К доске приглашаются 5 человек. Они по очереди называют словосочетания со словами, указанными в тексте упражнения. Если обучающийся затрудняется произнести словосочетание, то ход переходит к следующему. Побеждает тот, кто последним называет словосочетание).

Упр. 95 – познакомьтесь с материалом упражнения и ответьте на вопрос «Как же правильно твОрог или творОг?

- Как вы понимаете помету в словаре «доп. или допуст.»?

- О том, какие еще пометы могут быть в словарях, мы узнаем, выполнив упр. 96.

Подготовленный ученик пересказывает материал упражнения 105 на с. 94.

Вывод на слайде №2 презентации: русское ударение ПОДВИЖНОЕ (может перемещаться при изменении слова, например, водА- вОды), РАЗНОМЕСТНОЕ (может падать на любую часть слова ( приставку, корень, суффикс, окончание: прИбыл, морОз, увлечЁнный, прибылА), ВАРИАТИВНОЕ (одноврЕменно и одновремЕнно).

ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ СЛОВ на с.95 для отработки правильной постановки ударения.

Понятие об ОМОГРАФАХ с. 106

Отгадайте загадки, отгадками в которых являются омографы.

  1. Хозяйке на кухне первое слово

Для пирогов пригодилось.

Испытывать всем дискомфорт от второго

Хоть иногда приходилось. (МукА и мУка).

  1. Первое слово обозначает сердце,

Печень, глаз и язык

Но а второе в торжественном зале

Очень красиво звучит. (Орган и оргАн).

  1. Веник возьмешь и отправишься в баню,

Первый глагол там ты точно найдешь.

Ну а второй ты найдешь в синем небе,

Если за планером будешь следить.(ПАрить и  парИть)

 

Рефлексия:

- Ребята заполните, пожалуйста, небольшую анкету о сегодняшнем уроке.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:

  1. На уроке я работал ...
  2. Своей работой я ....
  3. Урок для меня показался...
  4. Больше все на уроке мне понравилось....
  5. Считаю, что за работу на уроке мне можно поставить ...

 

Домашнее задание: (слайд презентации 3) - устно проанализировать таблицу из упражнения 101 и сделать вывод о произношении сочетания -ЧН- (для всех), составить словарь из слов, данных на полях параграфа 11 или выполнить письменно упр.107.