Сценарий внеклассного мероприятия «Давайте говорить на русском языке!» подготовлен Масленникова Ольга Викторовна.

Данное мероприятие воспитывает у учащихся любовь к родному языку, развивает патриотизм на основе сохранения и приумножения культурного и интеллектуального наследия страны, способствует укреплению нравственных ценностей детей школьного возраста.

Внеклассное мероприятие

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Цели:

  1. Дать обучающимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи.
  2. Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи.
  3. Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи обучающихся, воспитывать любовь к Родине.

Ход мероприятия

Григорий Гладков «Песня о русском языке» (видео со словами:)

Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли
Говорим на русском языке.)

Вступительное слово учителя

Добрый день, дорогие друзья!

«Ах, какое это наслажденье – говорить на русском языке!»

Сколько неисчерпаемой силы хранит в себе эта фраза! В нашем слове – широкая русская душа и сила. Родное слово могуче, оно может радовать, исцелять, воодушевлять, это золотой ключик, открывающий мир. И все одинаково могут пользоваться им, открывая дверь в мир, дверь к сердцам других людей. Могут…Но, к сожалению, далеко не все хотят овладеть его чудесными свойствами. И пока будут люди, прекрасно владеющие русским языком, наш родной язык, поистине «великий и могучий»,  будет жить… 

«Давайте говорить на русском языке!»

1 вед: «Не страшно под пулями мертвыми лечь,

            Не горько остаться без крова,

            И мы сохраним тебя, русская речь,

            Великое русское слово», –

            Анна Ахматова сказала давно,

            Но как актуально сегодня!

2 вед: Нам слово-сокровище в руки дано.

           Великое русское слово!

1 вед:  Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему посвящаем нашу встречу.

2 вед:  Персидский поэт и мыслитель XIII века Саади писал:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

1 ведущий: Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».

2 ведущий: Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться – учиться  упорно и терпеливо.

Чтец 1:

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье.

В нём клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.

Берёзовая роща, свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше…

1ведущий: С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Всё собрано в нашем языке. Надо лишь умело  к нему относиться, бороться за чистоту русского языка.

Звучат позывные вечера. Выходят глашатаи.

1 гл.  Внимание! Внимание!

2 гл. Всех, кто любит русский язык - язык великого русского народа.

Вместе: Приглашаем в прекрасную, удивительную страну под названием "Русское слово".

1 гл. Встречайте ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!

2 гл. И его покровительницу РОССИЯНУ!

РОССИЯНА: Не задумывались ли вы, что слова похожи на звезды. Они по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь. Слова, как и звезды, не терпят одиночества, соединяются в созвездия. Попробуем же вместе отправиться в путь, освещаемый словами - звездами. А напутствием нам пусть станут слова Горького из повести "В людях": «Слова, дружище, - это, как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево!»

РУССКИЙ ЯЗЫК: Бережно относиться к родной речи, родному языку - это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа...

РОССИЯНА:

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Даже джинсы, слайды, платья….

Ценам, цифрам – несть конца,

Отвлеченные понятья улетучиваются.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК:

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

 

РОССИЯНА:

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

 

Чтец

Внемлю звукам, с детства милым.

Рад, что мир назвался миром.

И что хлеб зовется хлебом,

Мама - мамой, небо - небом.

Не умолкни речь родная,

Тот язык, что сердцем знаю.

В нежной песне, в слове метком

Даль живая, голос предков.

Так красиво все зовется!

Солнце называют - солнцем,

Птицу - птицей, лето - летом,

И рассвет зовут рассветом.

Вечно здравствуй, РЕЧЬ РОДНАЯ

Тот язык, что сердцем знаю!

В нежной песне, в слове метко

Даль живая, голос предков.

Ведущий (за кулисами) Вот он – голос предков

(на экране)
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъонъ покои. Рцы слово твердо – укъфъретъхеръ. Цы, черве, штаъраюсъ яти!

Современный перевод ПОСЛАНИЯ:(за кулисами) 

Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

Песня «Давайте говорить на русском языке!»

(Слова – Г. Малеев, музыка – Фаина Николас)

 исп. Россияна

Он мне судьбою дан – не в долг, не на поруки,

Я с ним рождён, хоть от России вдалеке.

И красное словцо ("красивое" – по-русски)

Я так люблю дарить – на русском языке.

Он красным был всегда – при "белых" и при "красных",

В "железный занавес" он не был на замке,

О судьбах дорогих – похожих или разных -

Давайте говорить на русском языке.

Он - храм мечты, где мы – ваятели и паства,

Судьбы он баловень и праведник-аскет.

По-русски Пушкина читать – ведь это счастье

И гордость, что он жив – на русском языке!

Года минувшие, как отслуживший "виллис",

Пусть обретут покой в музейном уголке...

На языке вражды мы все наговорились,

Давайте говорить на русском языке.

 

Что может быть его понятней и красивей,

Когда течёт – сродни поленовской Oке?!

Во всех концах земли, где нет конца России,

Давайте говорить на русском языке!

Я не твержу, что мой язык других красивей,

Но он течёт – сродни поленовской Oке!

Во всех концах земли, где нет конца России,

Давайте говорить на русском языке!

И в тех концах земли, где нет конца России,

Давайте говорить на русском языке!

Ведущий: Во все времена великие писатели, мыслители твердили о значимости слова. «Вначале было слово. И это слово было Бог…» – гласит Евангелие. По-разному можно трактовать эту мысль, бесспорным остаётся одно: слово не пустой звук, слово значимо, оно несёт в себе заряд как положительный, так и отрицательный. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»

Ведущий: Преподобный Серафим Саровский, имя которого широко славится по Руси и имя которого носит наш храм, относился к русскому слову, слову Божьему свято. Он обращался ко всем: «Радость моя…», и от этого слова радостней  становилось каждому, и каждый хотел уже нести радость другим.

Чтец: (на фоне презентации)

Прекрасна Курская земля!
Берёзы, сосны, тополя
Кругом такой простор! Свобода!
И нет конца местам святым!
Друзья мои, отсюда родом
Великий старец Серафим!

Смирением,  и  безграничной Верой
Нас  убеждает: «Горе – не  беда!»
Учил  и  учит  собственным  примером,
Что  человеком  надо  быть  всегда!

Ведущий.   Слово... Как часто мы не задумываемся о том, что говорим, зачем произносим те или иные слова! И летит во вселенную поток страшной грязной речи, засоряя информационное поле и возвращаясь обратно, рассыпая семена бескультурья. Принцип бумеранга...

1 чтец: Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

2 чтец: Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

3 чтец: Вы к словам проявляйте терпенье,

             Не берите в расчет кривотолков.

             Ведь от них остаются раненья,

             Как от мелких, от острых осколков. (М. Матусовский)

 Ученик и ученица.

- Димка, ну че, прочитал?

- Прочитал.

- Прикольно или стремно?

- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского.

Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

- Вот лох!      

- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

- Ух, ты!

- Не хорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега … Короче…А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

- Дима, наш слог, действительно, ужасен в отличие от слога Александра Сергеевича Пушкина:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

2 вед: Хочется и нам сказать: «Простите и Вы нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили.

1 вед: Вспомним ещё одну ситуацию, описанную Ильфом и Петровым в первой половине 20 столетия

2 вед: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Жена инженера Щукина, Эллочка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью.

Видеофрагмент из фильма «Двенадцать стульев»

2 вед: Русский язык могуч и богат!

           Из уважения к предкам

           Не позволяйте коверкать язык

           Эллочкам – людоедкам!

1 вед: Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали герои наших сценок, можно было бы избежать, умело используя правила русского языка. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

2 вед: А вот как бичует сквернословие поэт Эдуард Асадов.

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В конщунственную брань обращено?

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не просто просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом

Там оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец.

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1 вед: Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько своё сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему обращаться к Богу. Каждый человек должен быть внимательным к каждому произнесённому слову, не забывать о том, что слово - начало жизни.      

Чтецы (на фоне музыки)

                  1. Ребёнок ещё в колыбели,

                  И всё для него так ново,

                  Но вот ему песню запели –

                  Он слушает музыку слова…

                  2. А там, за окошком, ветер,

                  А, может, метель гудит,

                 Так много чудес на свете –

                 И всё ещё впереди…

            3. Слова составляют молитву,

            Зовут нас к родному крову,

            Слова поднимают на битву –

            Всё в мире подвластно слову.          

            4. Когда-нибудь слово ранит,

            В душе поселив печаль,

            Обидит, или обманет,

            Ах, как же бывает жаль!          

            5. Но лучше, когда забьётся

            В волнении сердце вновь,

            А слово теплом отзовётся

            В душе, подарив любовь.          

            6. Когда нестерпимой болью

            Ты весь переполнен снова,

            Выйди в чистое поле

            И громко скажи своё СЛОВО!          

            7. О, как же мы все ранимы…

            Так, внемля ВЕЛИКИХ зову,

            Давайте же будем терпимы

            И бережны к русскому слову. (Г.М. Осипенко)

Чтец  А как нам добрые слова нужны!

           Не раз мы в этом убедились сами,

           А может не слова – дела важны?

          Дела – делами, а слова – словами.

Чтец   Они живут у каждого из нас,

             На дне души до времени хранимы,

            Чтоб их произнести в тот самый час,

            Когда они другим необходимы.

Чтец   Гибнет русский язык.
            Сердце стонет и плачет.
            Злобный вирус проник
            В наш язык, не иначе.
            И слова-сорняки
            Распускаются пышно,
            Как осот у реки.
            Чистой речи не слышно.
            «Блин, хочу, типа, я
            Рассказать, как бы, вновь,
            Что к тебе у меня,
            Типа, как бы, любовь…»
Что хотел сказать вновь,
Догадайся, пойди!
То ли это любовь,
То ли типа любви.

Песня о русском языке (гр. Кляксы) исп. Группа 8-кл.

Ты мне передал записку, я ее прочла.
Очень сильно удивили в ней меня твои слова:
Осень наступила, высохли цветы,
Мне никто не нужен, кроме ты

Припев:

Я не буду зареветь, эта песня про любовь
Но не надо от любви так мучиться.
Просто нужно попотеть нам над русским языком.
А любовь у нас и так получиться.

Я смеялась над запиской так сказать до слез,
Но боюсь обидеть чувства, если, правда, все всерьез.
Только представляешь, вот бы был, скандал,
Если б Пушкин так стихи писал.

Чтец

Из души рвётся крик:
Люди, будьте добры,
Сохраните язык
Для грядущей поры!

Не калечьте его –
Он богат и красив,
Так спасите его,
Чистоту сохранив!(Евгения Мондрус)

2 ведущий: Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям, понимать друг друга при общении, в общих делах.

1 ведущий: Без яркого русского слова в поэтическом мире не было бы лирики знаменитых русских поэтов.

Со сцены спускаются участники, одетые в костюмы, подчеркивающие принадлежность к выразительному средству языка:

антоним, фразеологизм, синоним, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение

Танец  (фонограмма «Песня про литературу») Музыка А. Бельского, слова С. Куканова

Ты поверь – слова, как дети,
Появляются на свет
В добрых книжках, на рассвете
В лучезарной синеве
Ты цени литературу,
Эту летопись имен.
Ты храни свою культуру,
Для потомков всех времен.

Припев:

Книгу открой,
Ждут нас с тобой
Чтоб изменить этот мир
Тютчев, Мольер,
Данте, Флобер,
Лермонтов, Пушкин, Шекспир.
Ждут Достоевский
Фет и Ремарк,
Чехов, Бунин, Толстой.
Литература
Лучший твой друг,
Двери открой.

Антоним: Учитесь говорить красиво,

                   Есть слабость в языке, есть сила.

Фразеологизм: Язык - вожак наш на пути.

                           Он главный, как тут ни крути.

Синоним: Владеешь им – будь смел, отважен.

Метафора: И даже, может быть, не важно:

                    Красив ты внешне или нет.

                    А важно, как горит рассвет,

Эпитет:  И бирюзовое ли небо,

Сравнение:  И песня птиц, как струны Феба,

Олицетворение: И говор листьев по весне.

РОССИЯНА: Все это видится тебе?

РУССКИЙ ЯЗЫК: Так, значит, ты душой прекрасен,

                                   Язык ты учишь не напрасно!

Появляются представители РДШ

Челобитная

О могучая хозяйка литературного слова, Россияна!

На ваш зов явилась не запылилась команда «РДШ» нашей школы, чтобы прославить великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Встали чуть свет, потому что у нас хлопот полон рот. Нас хлебом не корми, а дай выучить стихи слово в слово, да так, чтобы комар носу не подточил. Благодаря Вам мы научились не чему-нибудь и как-нибудь, а с чувством, с толком, с расстановкой говорить, как лебединую песню петь. И проснулась в нас поэтическая жилка. Вы постоянно напоминали, что знания – сила, и требовали знать всё на зубок, основное зарубить на носу, и мы готовы были горы свернуть. В один прекрасный день, не откладывая в долгий, ящик, мы явились на зов ваш, чтобы внести свою лепту в дело правое изучения языка могучего. А изучать мы его будем с чувством, с толком, с расстановкой, чтобы свести с ума всех присутствующих!

Россияна: Как использовать русское слово каждый определит для себя сам.

Русский язык: Мы же сегодня предлагаем начать эту работу с принятия Закона о чистоте русского языка.

Россияна:  Итак, Закон о чистоте русской речи.

Учитель: Настоящий закон направлен на обеспечение   использования  норм современного русского языка, защиту и развитие языковой культуры участников образовательного процесса в МКОУ «....................................школа»

Статья 1.Русский язык как государственный язык  Российской Федерации.

  1. В соответствии с Уставом обучение в МКОУ «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» осуществляется на русском языке.
  2. В качестве иностранных языков обучающиеся изучают английский и немецкий язык.

Статья 2. Поддержка и защита чистоты русского языка.

  1. Обучающиеся обязаны  соблюдать нормы современного русского языка, правила орфографии и пунктуации, постоянно работать над совершенствованием языковой культуры. 
  2. За годы учебы учащиеся обязаны овладеть монологической речью, умением вступать в полилог, диалог, дискуссию.
  3. Всем участникам образовательного процесса запрещается использовать в своей речи слова и выражения, оскорбляющие честь и достоинство личности
  4. Использование ненормативной лексики в речи категорически запрещено для всех участников образовательного процесса

Статья 3.Ответственность за нарушение закона.

  1. Нарушение п. 3, 4 ст. 2 ведет к наказанию в виде общественного порицания, предупреждения, вынесения выговора с уведомлением администрации школы или родителей обучающихся.

Закон принят общим голосованием

участников образовательного процесса

«____»                       г.

Принимаем? Прошу голосовать.

Ведущий 2. Ребята, тема нашего сегодняшнего мероприятия очень важна. Мы уверены, если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен.

Ведущий 1. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Учитель: Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»

Григорий Гладков «Песня о русском языке» (видео со словами)
Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.

У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, Москва беречь готова
Все на свете русские слова.

Список использованной литературы:

  1. Великий и могучий русский язык. – 2007. – № 10.
  2. Степанов С.С. Как говорит современный подросток.
  3. Бреснева, Н.В. Вечер, посвященный Международному Дню родного языка// Последний звонок. – 2008. – № 8. – с. 8-11.

You have no rights to post comments