Сценарий внеклассного мероприятия «Давайте говорить на русском языке!» подготовлен Масленникова Ольга Викторовна.
Данное мероприятие воспитывает у учащихся любовь к родному языку, развивает патриотизм на основе сохранения и приумножения культурного и интеллектуального наследия страны, способствует укреплению нравственных ценностей детей школьного возраста.
Внеклассное мероприятие
«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
Цели:
- Дать обучающимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи.
- Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи.
- Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи обучающихся, воспитывать любовь к Родине.
Ход мероприятия
Григорий Гладков «Песня о русском языке» (видео со словами:)
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли
Говорим на русском языке.)
Вступительное слово учителя
Добрый день, дорогие друзья!
«Ах, какое это наслажденье – говорить на русском языке!»
Сколько неисчерпаемой силы хранит в себе эта фраза! В нашем слове – широкая русская душа и сила. Родное слово могуче, оно может радовать, исцелять, воодушевлять, это золотой ключик, открывающий мир. И все одинаково могут пользоваться им, открывая дверь в мир, дверь к сердцам других людей. Могут…Но, к сожалению, далеко не все хотят овладеть его чудесными свойствами. И пока будут люди, прекрасно владеющие русским языком, наш родной язык, поистине «великий и могучий», будет жить…
«Давайте говорить на русском языке!»
1 вед: «Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово», –
Анна Ахматова сказала давно,
Но как актуально сегодня!
2 вед: Нам слово-сокровище в руки дано.
Великое русское слово!
1 вед: Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему посвящаем нашу встречу.
2 вед: Персидский поэт и мыслитель XIII века Саади писал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
1 ведущий: Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».
2 ведущий: Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться – учиться упорно и терпеливо.
Чтец 1:
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье.
В нём клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Берёзовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
1ведущий: С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Всё собрано в нашем языке. Надо лишь умело к нему относиться, бороться за чистоту русского языка.
Звучат позывные вечера. Выходят глашатаи.
1 гл. Внимание! Внимание!
2 гл. Всех, кто любит русский язык - язык великого русского народа.
Вместе: Приглашаем в прекрасную, удивительную страну под названием "Русское слово".
1 гл. Встречайте ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!
2 гл. И его покровительницу РОССИЯНУ!
РОССИЯНА: Не задумывались ли вы, что слова похожи на звезды. Они по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь. Слова, как и звезды, не терпят одиночества, соединяются в созвездия. Попробуем же вместе отправиться в путь, освещаемый словами - звездами. А напутствием нам пусть станут слова Горького из повести "В людях": «Слова, дружище, - это, как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево!»
РУССКИЙ ЯЗЫК: Бережно относиться к родной речи, родному языку - это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа...
РОССИЯНА:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Даже джинсы, слайды, платья….
Ценам, цифрам – несть конца,
Отвлеченные понятья улетучиваются.
РУССКИЙ ЯЗЫК:
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
РОССИЯНА:
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Чтец
Внемлю звукам, с детства милым.
Рад, что мир назвался миром.
И что хлеб зовется хлебом,
Мама - мамой, небо - небом.
Не умолкни речь родная,
Тот язык, что сердцем знаю.
В нежной песне, в слове метком
Даль живая, голос предков.
Так красиво все зовется!
Солнце называют - солнцем,
Птицу - птицей, лето - летом,
И рассвет зовут рассветом.
Вечно здравствуй, РЕЧЬ РОДНАЯ
Тот язык, что сердцем знаю!
В нежной песне, в слове метко
Даль живая, голос предков.
Ведущий (за кулисами) Вот он – голос предков
(на экране)
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъонъ покои. Рцы слово твердо – укъфъретъхеръ. Цы, черве, штаъраюсъ яти!
Современный перевод ПОСЛАНИЯ:(за кулисами)
Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
Песня «Давайте говорить на русском языке!»
(Слова – Г. Малеев, музыка – Фаина Николас)
исп. Россияна
Он мне судьбою дан – не в долг, не на поруки,
Я с ним рождён, хоть от России вдалеке.
И красное словцо ("красивое" – по-русски)
Я так люблю дарить – на русском языке.
Он красным был всегда – при "белых" и при "красных",
В "железный занавес" он не был на замке,
О судьбах дорогих – похожих или разных -
Давайте говорить на русском языке.
Он - храм мечты, где мы – ваятели и паства,
Судьбы он баловень и праведник-аскет.
По-русски Пушкина читать – ведь это счастье
И гордость, что он жив – на русском языке!
Года минувшие, как отслуживший "виллис",
Пусть обретут покой в музейном уголке...
На языке вражды мы все наговорились,
Давайте говорить на русском языке.
Что может быть его понятней и красивей,
Когда течёт – сродни поленовской Oке?!
Во всех концах земли, где нет конца России,
Давайте говорить на русском языке!
Я не твержу, что мой язык других красивей,
Но он течёт – сродни поленовской Oке!
Во всех концах земли, где нет конца России,
Давайте говорить на русском языке!
И в тех концах земли, где нет конца России,
Давайте говорить на русском языке!
Ведущий: Во все времена великие писатели, мыслители твердили о значимости слова. «Вначале было слово. И это слово было Бог…» – гласит Евангелие. По-разному можно трактовать эту мысль, бесспорным остаётся одно: слово не пустой звук, слово значимо, оно несёт в себе заряд как положительный, так и отрицательный. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»
Ведущий: Преподобный Серафим Саровский, имя которого широко славится по Руси и имя которого носит наш храм, относился к русскому слову, слову Божьему свято. Он обращался ко всем: «Радость моя…», и от этого слова радостней становилось каждому, и каждый хотел уже нести радость другим.
Чтец: (на фоне презентации)
Прекрасна Курская земля!
Берёзы, сосны, тополя
Кругом такой простор! Свобода!
И нет конца местам святым!
Друзья мои, отсюда родом
Великий старец Серафим!
Смирением, и безграничной Верой
Нас убеждает: «Горе – не беда!»
Учил и учит собственным примером,
Что человеком надо быть всегда!
Ведущий. Слово... Как часто мы не задумываемся о том, что говорим, зачем произносим те или иные слова! И летит во вселенную поток страшной грязной речи, засоряя информационное поле и возвращаясь обратно, рассыпая семена бескультурья. Принцип бумеранга...
1 чтец: Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
2 чтец: Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
3 чтец: Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, от острых осколков. (М. Матусовский)
Ученик и ученица.
- Димка, ну че, прочитал?
- Прочитал.
- Прикольно или стремно?
- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского.
Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».
- Вот лох!
- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
- Ух, ты!
- Не хорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега … Короче…А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.
- Дима, наш слог, действительно, ужасен в отличие от слога Александра Сергеевича Пушкина:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах безбрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти,
За сим расстанемся, прости!
2 вед: Хочется и нам сказать: «Простите и Вы нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили.
1 вед: Вспомним ещё одну ситуацию, описанную Ильфом и Петровым в первой половине 20 столетия
2 вед: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Жена инженера Щукина, Эллочка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью.
Видеофрагмент из фильма «Двенадцать стульев»
2 вед: Русский язык могуч и богат!
Из уважения к предкам
Не позволяйте коверкать язык
Эллочкам – людоедкам!
1 вед: Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали герои наших сценок, можно было бы избежать, умело используя правила русского языка. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.
2 вед: А вот как бичует сквернословие поэт Эдуард Асадов.
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В конщунственную брань обращено?
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не просто просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?
Ну как позволить, чтобы год за годом
Там оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово, наконец.
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1 вед: Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько своё сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему обращаться к Богу. Каждый человек должен быть внимательным к каждому произнесённому слову, не забывать о том, что слово - начало жизни.
Чтецы (на фоне музыки)
1. Ребёнок ещё в колыбели,
И всё для него так ново,
Но вот ему песню запели –
Он слушает музыку слова…
2. А там, за окошком, ветер,
А, может, метель гудит,
Так много чудес на свете –
И всё ещё впереди…
3. Слова составляют молитву,
Зовут нас к родному крову,
Слова поднимают на битву –
Всё в мире подвластно слову.
4. Когда-нибудь слово ранит,
В душе поселив печаль,
Обидит, или обманет,
Ах, как же бывает жаль!
5. Но лучше, когда забьётся
В волнении сердце вновь,
А слово теплом отзовётся
В душе, подарив любовь.
6. Когда нестерпимой болью
Ты весь переполнен снова,
Выйди в чистое поле
И громко скажи своё СЛОВО!
7. О, как же мы все ранимы…
Так, внемля ВЕЛИКИХ зову,
Давайте же будем терпимы
И бережны к русскому слову. (Г.М. Осипенко)
Чтец А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Чтец Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Чтец Гибнет русский язык.
Сердце стонет и плачет.
Злобный вирус проник
В наш язык, не иначе.
И слова-сорняки
Распускаются пышно,
Как осот у реки.
Чистой речи не слышно.
«Блин, хочу, типа, я
Рассказать, как бы, вновь,
Что к тебе у меня,
Типа, как бы, любовь…»
Что хотел сказать вновь,
Догадайся, пойди!
То ли это любовь,
То ли типа любви.
Песня о русском языке (гр. Кляксы) исп. Группа 8-кл.
Ты мне передал записку, я ее прочла.
Очень сильно удивили в ней меня твои слова:
Осень наступила, высохли цветы,
Мне никто не нужен, кроме ты
Припев:
Я не буду зареветь, эта песня про любовь
Но не надо от любви так мучиться.
Просто нужно попотеть нам над русским языком.
А любовь у нас и так получиться.
Я смеялась над запиской так сказать до слез,
Но боюсь обидеть чувства, если, правда, все всерьез.
Только представляешь, вот бы был, скандал,
Если б Пушкин так стихи писал.
Чтец
Из души рвётся крик:
Люди, будьте добры,
Сохраните язык
Для грядущей поры!
Не калечьте его –
Он богат и красив,
Так спасите его,
Чистоту сохранив!(Евгения Мондрус)
2 ведущий: Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям, понимать друг друга при общении, в общих делах.
1 ведущий: Без яркого русского слова в поэтическом мире не было бы лирики знаменитых русских поэтов.
Со сцены спускаются участники, одетые в костюмы, подчеркивающие принадлежность к выразительному средству языка:
антоним, фразеологизм, синоним, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение
Танец (фонограмма «Песня про литературу») Музыка А. Бельского, слова С. Куканова
Ты поверь – слова, как дети,
Появляются на свет
В добрых книжках, на рассвете
В лучезарной синеве
Ты цени литературу,
Эту летопись имен.
Ты храни свою культуру,
Для потомков всех времен.
Припев:
Книгу открой,
Ждут нас с тобой
Чтоб изменить этот мир
Тютчев, Мольер,
Данте, Флобер,
Лермонтов, Пушкин, Шекспир.
Ждут Достоевский
Фет и Ремарк,
Чехов, Бунин, Толстой.
Литература
Лучший твой друг,
Двери открой.
Антоним: Учитесь говорить красиво,
Есть слабость в языке, есть сила.
Фразеологизм: Язык - вожак наш на пути.
Он главный, как тут ни крути.
Синоним: Владеешь им – будь смел, отважен.
Метафора: И даже, может быть, не важно:
Красив ты внешне или нет.
А важно, как горит рассвет,
Эпитет: И бирюзовое ли небо,
Сравнение: И песня птиц, как струны Феба,
Олицетворение: И говор листьев по весне.
РОССИЯНА: Все это видится тебе?
РУССКИЙ ЯЗЫК: Так, значит, ты душой прекрасен,
Язык ты учишь не напрасно!
Появляются представители РДШ
Челобитная
О могучая хозяйка литературного слова, Россияна!
На ваш зов явилась не запылилась команда «РДШ» нашей школы, чтобы прославить великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Встали чуть свет, потому что у нас хлопот полон рот. Нас хлебом не корми, а дай выучить стихи слово в слово, да так, чтобы комар носу не подточил. Благодаря Вам мы научились не чему-нибудь и как-нибудь, а с чувством, с толком, с расстановкой говорить, как лебединую песню петь. И проснулась в нас поэтическая жилка. Вы постоянно напоминали, что знания – сила, и требовали знать всё на зубок, основное зарубить на носу, и мы готовы были горы свернуть. В один прекрасный день, не откладывая в долгий, ящик, мы явились на зов ваш, чтобы внести свою лепту в дело правое изучения языка могучего. А изучать мы его будем с чувством, с толком, с расстановкой, чтобы свести с ума всех присутствующих!
Россияна: Как использовать русское слово каждый определит для себя сам.
Русский язык: Мы же сегодня предлагаем начать эту работу с принятия Закона о чистоте русского языка.
Россияна: Итак, Закон о чистоте русской речи.
Учитель: Настоящий закон направлен на обеспечение использования норм современного русского языка, защиту и развитие языковой культуры участников образовательного процесса в МКОУ «....................................школа»
Статья 1.Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
- В соответствии с Уставом обучение в МКОУ «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» осуществляется на русском языке.
- В качестве иностранных языков обучающиеся изучают английский и немецкий язык.
Статья 2. Поддержка и защита чистоты русского языка.
- Обучающиеся обязаны соблюдать нормы современного русского языка, правила орфографии и пунктуации, постоянно работать над совершенствованием языковой культуры.
- За годы учебы учащиеся обязаны овладеть монологической речью, умением вступать в полилог, диалог, дискуссию.
- Всем участникам образовательного процесса запрещается использовать в своей речи слова и выражения, оскорбляющие честь и достоинство личности
- Использование ненормативной лексики в речи категорически запрещено для всех участников образовательного процесса
Статья 3.Ответственность за нарушение закона.
- Нарушение п. 3, 4 ст. 2 ведет к наказанию в виде общественного порицания, предупреждения, вынесения выговора с уведомлением администрации школы или родителей обучающихся.
Закон принят общим голосованием
участников образовательного процесса
«____» г.
Принимаем? Прошу голосовать.
Ведущий 2. Ребята, тема нашего сегодняшнего мероприятия очень важна. Мы уверены, если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен.
Ведущий 1. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Учитель: Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»
Григорий Гладков «Песня о русском языке» (видео со словами)
Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.
У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.
Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, Москва беречь готова
Все на свете русские слова.
Список использованной литературы:
- Великий и могучий русский язык. – 2007. – № 10.
- Степанов С.С. Как говорит современный подросток.
- Бреснева, Н.В. Вечер, посвященный Международному Дню родного языка// Последний звонок. – 2008. – № 8. – с. 8-11.