Урок русского языка на тему «Наш родной русский язык» разработан для обучающихся 5-х классов Лаптевой Ольгой Алексеевной.
На уроке школьники развивают навыки аудирования, работая с аудиозаписью текста К.Д. Ушинского о родном языке, знакомятся с информацией о происхождении названия города Курска, составляют «этимологический портрет» слова, пишут миниатюру «Мой родной русский язык». Обучающиеся приходят к интересному выводу о том, что «каждое слово родного языка неразрывно связано с культурой народа, с его бытом, жизнью, верованиями».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Цель урока – формировать представления о значимости родного языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти народа.
Ход урока
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности. Стихотворение заранее написано на доске, но скрыто.
- Продолжите предложение: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – … (ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»).
После озвучивания обучающимися текста учитель открывает записанное на доске стихотворение.
- Назовите жанр произведения (стихотворение в прозе).
- Назовите автора. (И.С. Тургенев)
- Как Вы понимаете слова писателя? О чем это стихотворение?
- Запишите стихотворение в тетрадь по памяти. Сравните с записанным на доске. Подчеркните в высказывании ключевые слова.
- Каким образом связаны родина и язык?
- Может ли русский язык быть неродным? В каком случае?
Формулирование темы урока. Постановка цели.
- Актуализация знаний.
- Прослушайте аудиозапись текста К.Д. Ушинского.
- О чём данный текст?
- Каковы его тема и основная мысль?
- Согласны ли Вы с утверждением автора, что «язык – это жизнь народа»?
Работа в парах.
- Составьте кластер на тему «Родной язык». Для этого во время второго прослушивания аудиозаписи выпишите слова и словосочетания, которые раскрывают данное словосочетание.
Второе прослушивание текста.
Обсуждение работы. Оформление на доске кластера «Родной язык».
- «Открытие нового знания».
Работа в парах с распечатанным текстом. Беседа по тексту.
- Дайте ответы на вопросы. В тексте К.Д. Ушинского найдите предложения, аргументирующие Вашу точку зрения.
- Можно ли любить свою Родину и не знать родной язык?
- Для чего нужно знать русский язык?
- Какое значение имеет выражение «Язык – это жизнь народа»?
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его матери и отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.
Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.
Язык – жизнь народа. (По К. Ушинскому)
Обсуждение результатов работы.
- Включение в систему знаний.
- В основании языка лежит слово. И у каждого слова есть своя история. Давайте порассуждаем вместе над значением названия нашего города - Курск.
Обучающиеся высказывают свои предположения об истории происхождения названия города Курска.
- Познакомьтесь с информацией о происхождении названия нашего города. Выразительно прочитайте текст.
История происхождения названия Курска
Существует несколько версий происхождения названия города Курска. Первая версия предполагает, что название города произошло от месторасположения города. Он расположился в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь.
Народный термин курья, что означает «заводь», «узкий проток реки», «речной залив», возможно, как-то связан с гидронимом. Но, по преданию, Кур был в старые времена рекой, причём настолько полноводной, что по ней ходили суда. И только впоследствии он обмелел до ручейка. Если посмотреть карту города, то по всей длине нынешнего ручья Кур с обеих сторон идут возвышенности.
Сейчас на них располагаются улицы: по правую сторону улицы Пушкарная (1-я, 2-я, 3-я) и улицы Офицерская (1-я, 2-я, 3-я), по левую – улицы Казацкая. Вполне возможно, что это и было русло реки Кур.
Вторая версия утверждает, что название города связано с обилием куропаток, обитавших в данной местности.
Третья версия – с тем, что здесь издревле разводили кур. В доказательство приводятся названия близлежащих сёл, имеющих «куриные названия». Однако вполне вероятно, что куры в названии города Курска никакой роли не сыграли.
Согласно четвёртой версии, Курск сам по себе стоит на месте перехода из «варяг в греки». А по-старонорвежски «кур» означает «поселение». Поэтому вполне вероятно, что именно викинги или варяги могли основать здесь поселение и назвать его так.
(По материалам сети Интернет http://kursk46.com/history/5-proishozhdenie-nazvanija-kursk.html)
- Какую новую информацию о происхождении названия нашего города Вы узнали?
- Каким образом можно связать русский язык и судьбу нашей малой Родины?
- Опираясь на предложенную информацию, нарисуйте «этимологический портрет» Курска.
Вывод: история русского языка доказывает, что каждое слово его неразрывно связано с культурой русского народа, с его бытом, жизнью, верованиями.
- Рефлексия. Творческое задание. Напишите миниатюру на тему «Мой родной русский язык».
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Сочините стихотворение о русском языке (или напишите синквейн на тему «Мой родной русский язык») или найдите и выучите высказывание о языке русского писателя.
Рабочий лист к уроку
Задание 1.
В тексте К.Д. Ушинского найдите предложения, которые помогают ответить на следующие вопросы:
- Можно ли любить свою Родину и не знать родной язык?
- Для чего нужно знать русский язык?
- Какое значение имеет выражение «Язык – это жизнь народа»?
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.
Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.
Язык – жизнь народа. (По К. Ушинскому)
Задание 2.
Познакомьтесь с информацией о происхождении названия нашего города. Выразительно прочитайте текст.
Происхождение названия г. Курска
Существует несколько версий происхождения названия города Курска. Первая версия предполагает, что название города произошло от месторасположения города. Он расположился в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь.
Народный термин курья, что означает «заводь», «узкий проток реки», «речной залив», возможно, как-то связан с гидронимом. Но, по преданию, Кур был в старые времена рекой, причём настолько полноводной, что по ней ходили суда. И только впоследствии он обмелел до ручейка. Если посмотреть карту города, то по всей длине нынешнего ручья Кур с обеих сторон идут возвышенности.
Сейчас на них располагаются улицы: по правую сторону улицы Пушкарная (1-я, 2-я, 3-я) и улицы Офицерская (1-я, 2-я, 3-я), по левую – улицы Казацкая. Вполне возможно, что это и было русло реки Кур.
Вторая версия утверждает, что название города связано с обилием куропаток, обитавших в данной местности.
Третья версия – с тем, что здесь издревле разводили кур. В доказательство приводятся названия близлежащих сёл, имеющих «куриные названия». Однако вполне вероятно, что куры в названии города Курска никакой роли не сыграли.
Согласно четвёртой версии, Курск сам по себе стоит на месте перехода из «варяг в греки». А по-старонорвежски «кур» означает «поселение». Поэтому вполне вероятно, что именно викинги или варяги могли основать здесь поселение и назвать его так.
(По материалам сети Интернет http://kursk46.com/history/5-proishozhdenie-nazvanija-kursk.html)
Задание. Опираясь на предложенную информацию, нарисуйте «этимологический портрет» Курска.