Урок русского языка на тему «Наш родной русский язык» разработан для обучающихся 5-х классов Лаптевой Ольгой Алексеевной.

На уроке школьники развивают навыки аудирования, работая с аудиозаписью текста К.Д. Ушинского о родном языке, знакомятся с информацией о происхождении названия города Курска, составляют «этимологический портрет» слова, пишут миниатюру «Мой родной русский язык». Обучающиеся приходят к интересному выводу о том, что «каждое слово родного языка неразрывно связано с культурой народа, с его бытом, жизнью, верованиями».

 

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Цель урока – формировать представления о значимости родного языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти народа.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  1. Мотивация учебной деятельности. Стихотворение заранее написано на доске, но скрыто.

- Продолжите предложение: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – … (ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!  Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»).

После озвучивания обучающимися текста учитель открывает записанное на доске стихотворение.

- Назовите жанр произведения (стихотворение в прозе).

- Назовите автора. (И.С. Тургенев)

- Как Вы понимаете слова писателя? О чем это стихотворение?

- Запишите стихотворение в тетрадь по памяти. Сравните с записанным на доске. Подчеркните в высказывании ключевые слова.

- Каким образом связаны родина и язык?

- Может ли русский язык быть неродным? В каком случае?

Формулирование темы урока. Постановка цели.

  1. Актуализация знаний.

- Прослушайте аудиозапись текста К.Д. Ушинского.

- О чём данный текст?

- Каковы его тема и основная мысль?

- Согласны ли Вы с утверждением автора, что «язык – это жизнь народа»?

Работа в парах.

- Составьте кластер на тему «Родной язык». Для этого во время второго прослушивания аудиозаписи выпишите слова и словосочетания, которые раскрывают данное словосочетание.

Второе прослушивание текста.

Обсуждение работы. Оформление на доске кластера «Родной язык».

  1. «Открытие нового знания».

Работа в парах с распечатанным текстом. Беседа по тексту.

- Дайте ответы на вопросы. В тексте К.Д. Ушинского найдите предложения, аргументирующие Вашу точку зрения.

  1. Можно ли любить свою Родину и не знать родной язык?
  2. Для чего нужно знать русский язык?
  3. Какое значение имеет выражение «Язык – это жизнь народа»?

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его матери и отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

Язык – жизнь народа. (По К. Ушинскому)

 

Обсуждение результатов работы.

  1. Включение в систему знаний.

- В  основании языка лежит слово. И у каждого слова есть своя история. Давайте порассуждаем вместе над значением названия нашего города - Курск.

Обучающиеся высказывают свои предположения об истории происхождения названия города Курска.

- Познакомьтесь с информацией о происхождении названия нашего города. Выразительно прочитайте текст.

 

История происхождения названия Курска

Существует несколько версий происхождения названия города Курска. Первая версия предполагает, что название города произошло от месторасположения города. Он расположился в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь.

Народный термин курья, что означает «заводь», «узкий проток реки», «речной залив», возможно, как-то связан с гидронимом. Но, по преданию, Кур был в старые времена рекой, причём настолько полноводной, что по ней ходили суда. И только впоследствии он обмелел до ручейка. Если посмотреть карту города, то по всей длине нынешнего ручья Кур с обеих сторон идут возвышенности.

Сейчас на них располагаются улицы: по правую сторону улицы Пушкарная (1-я, 2-я, 3-я) и улицы Офицерская (1-я, 2-я, 3-я), по левую – улицы Казацкая. Вполне возможно, что это и было русло реки Кур.

Вторая версия утверждает, что название города связано с обилием куропаток, обитавших в данной местности.

Третья версия – с тем, что здесь издревле разводили кур. В доказательство приводятся названия близлежащих сёл, имеющих «куриные названия». Однако вполне вероятно, что куры в названии города Курска никакой роли не сыграли.

Согласно четвёртой версии, Курск сам по себе стоит на месте перехода из «варяг в греки». А по-старонорвежски «кур» означает «поселение». Поэтому вполне вероятно, что именно викинги или варяги могли основать здесь поселение и назвать его так.

 (По материалам сети Интернет  http://kursk46.com/history/5-proishozhdenie-nazvanija-kursk.html)

- Какую новую информацию о происхождении названия нашего города Вы узнали?

 - Каким образом можно связать русский язык и судьбу нашей малой Родины?

- Опираясь на предложенную информацию, нарисуйте «этимологический портрет» Курска.

Вывод: история русского языка доказывает, что каждое слово его неразрывно связано с культурой русского народа, с его бытом, жизнью, верованиями.

  1. Рефлексия. Творческое задание. Напишите миниатюру на тему «Мой родной русский язык».
  1. Подведение итогов урока.
  1. Домашнее задание. Сочините стихотворение о русском языке (или напишите синквейн на тему «Мой родной русский язык») или найдите и выучите высказывание о языке русского писателя.

Рабочий лист к уроку

Задание 1.

В тексте К.Д. Ушинского  найдите предложения, которые помогают ответить на следующие вопросы:

  1. Можно ли любить свою Родину и не знать родной язык?
  2. Для чего нужно знать русский язык?
  3. Какое значение имеет выражение «Язык – это жизнь народа»?

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

Язык – жизнь народа. (По К. Ушинскому)

Задание 2.

Познакомьтесь с информацией о происхождении названия нашего города. Выразительно прочитайте текст.

Происхождение названия г. Курска

Существует несколько версий происхождения названия города Курска. Первая версия предполагает, что название города произошло от месторасположения города. Он расположился в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь.

Народный термин курья, что означает «заводь», «узкий проток реки», «речной залив», возможно, как-то связан с гидронимом. Но, по преданию, Кур был в старые времена рекой, причём настолько полноводной, что по ней ходили суда. И только впоследствии он обмелел до ручейка. Если посмотреть карту города, то по всей длине нынешнего ручья Кур с обеих сторон идут возвышенности.

Сейчас на них располагаются улицы: по правую сторону улицы Пушкарная (1-я, 2-я, 3-я) и улицы Офицерская (1-я, 2-я, 3-я), по левую – улицы Казацкая. Вполне возможно, что это и было русло реки Кур.

Вторая версия утверждает, что название города связано с обилием куропаток, обитавших в данной местности.

Третья версия – с тем, что здесь издревле разводили кур. В доказательство приводятся названия близлежащих сёл, имеющих «куриные названия». Однако вполне вероятно, что куры в названии города Курска никакой роли не сыграли.

Согласно четвёртой версии, Курск сам по себе стоит на месте перехода из «варяг в греки». А по-старонорвежски «кур» означает «поселение». Поэтому вполне вероятно, что именно викинги или варяги могли основать здесь поселение и назвать его так.

 (По материалам сети Интернет http://kursk46.com/history/5-proishozhdenie-nazvanija-kursk.html)

Задание. Опираясь на предложенную информацию, нарисуйте «этимологический портрет» Курска.